Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Заполните пропуски




Методы воспитания — это............... до­стижения заданной.................. воспитания   пути цели  
Прием воспитания — это........................... общего метода воспитания,...................... воздействие,............................ улучшение   часть отдельное конкретное  
Средство воспитания — это..................... приемов воспитания   совокупность  
В структуре метода выделяются............. и................................   приемы средства  

 

I Выбор методов воспитания

Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспита­ния не может быть заранее объявлен эффективным или неэф­фективным без учета тех условий, в которых он применяется.

Рассмотрим общие основы выбора методов воспитания, не затрагивая пока ни сущности, ни содержания самих методов. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и за­ставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? Только на первый взгляд и то очень

несведущему человеку может показаться, что воспитатель свободен в выборе методов и определяет пути воспитания про­извольно, как ему заблагорассудится. На самом деле выбор методов жестко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем пра­вильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эф­фективные методы.

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор ме­тода — это всегда поиск оптимального пути воспитания. Опти­мальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь на­меченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве кри­териев оптимизации, можно сравнивать между собой эффек­тивность различных методов воспитания.

Чтобы прояснить сущность оптимального выбора методов воспитания, применим формализованный подход. В теорети­чески очищенном виде процедура оптимизации представляется такой. В распоряжении педагога множество методов воспита­ния (AQ, которые он может использовать для достижения по­ставленной цели. Имеется (задано) также множество конкрет­ных условий (У), в которых эти методы применяются. Прини­мается критерий оптимизации (К), в качестве которого высту­пают наиболее важные, с точки зрения воспитателя, показате­ли, как, например, время достижения цели, затраты сил или средств, качество воспитания (воспитанность) и др. Оптимизи­ровать методы по всем критериям одновременно невозможно. Уже подчеркивалось, что оптимизация — это разумный ком­промисс, где приходится поступаться одними показателями, чтобы улучшить другие и получить в результате максимальный суммарный эффект.

Схема, объясняющая процедуру выбора методов воспита­ния, представлена на рис. 6. Каждый метод (Ml, M2, МЗ,..., Мп) проверяется «на пригодность» в конкретных условиях (У/, У2, УЗ,..., Уп). Тот метод, который набирает максимальное ко­личество выборов по принятому критерию оптимизации, при­знается оптимальным. Такова формальная процедура выбора методов воспитания.

Рис. 6

На практике все обстоит гораздо сложнее. Многое веские причины затрудняют процесс логического перебора методов воспитания и определения оптимальных. Среди этих причин следующие.

1. Нечеткость множества методов (М). В настоящее время методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладывает в содержа­ние одинаковых по названию методов различный смысл.

2. Множественность условий применения методов (У).

3. Единственный надежный критерий оптимизации — вре­мя, но этот критерий применяется редко. Ценить время мы еще не научились. Заключаем: примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с примене­нием аморфных критериев, не может обеспечить высокую ло­гическую надежность выбора.

Что же остается? Испытанный веками опытный путь реше­ния проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызываю­щих определенные последствия. Тот воспитатель, который луч­ше учел конкретные условия, использовал адекватное им педа­гогическое действие и предвидел его последствия, всегда до-

стигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания — высокое искусство. Искусство, опирающееся на

науку.

Рассмотрим общие причины (условия, факторы),

определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие.

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

2. Содержание воспитания. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержа­нием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержа­тельная характеристика методов очень важна, она также учи­тывается при классификации.

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же за­дачи решаются различными методами в зависимости от возрас­та воспитанников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств. формировать, скажем, чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но ме­тоды воспитания должны меняться. Те, которые подходят пер­вокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и от­вергаются в пятом классе.

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления, как нам уже известно, необходимое условие успешного сотруд­ничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, общие программы лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться при­менять такие методы, которые дают возможность каждой лич­ности развить свои способности, сберечь свою индивидуаль­ность, реализовать собственное «Я».

6. Условия воспитания. К ним кроме рассмотренных выше — материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических — относятся и отношения, складывающиеся в классе: кли­мат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда кон­кретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспи­тания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяют­ся в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), пе­дагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средст­ва, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим. Всем известно, например, какие послаб­ления делаются для больных детей. Невыспавшийся, нервнича­ющий воспитанник требует иных методов, чем воспитанник здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных посо­бий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходить­ся тем, что есть, и т. д.

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выби­рает только те методы, с которыми он знаком, которыми вла­деет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие — гораздо более низкая эффективность вос­питания, чем она могла бы быть при использовании разнооб­разных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деле­ние методов на сильнодействующие и щадящие условно: пер­вые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негатив­ные стереотипы поведения. Единой точки зрения относитель-

но того, достаточно ли школьного времени для формирования устойчивых качеств личности, нет. Некоторые педагоги счита­ют, что времени недостаточно, а поэтому склоняются в пользу сильнодействующих методов. Как бы там ни было, фактор вре­мени остается очень важным при проектировании и выборе

методов воспитания.

10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), вос­питатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.