Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Найдите правильный ответ




Чтобы выбрать оптимальные методы воспитания, нужно:

1. Выяснить сущность каждого метода и выбрать из име­ющегося множества путей методы, отвечающие заданным требованиям.

2. Проанализировать ситуацию и подобрать соответству­ющий метод.

3. Установить, какой метод позволяет быстрее других до­стигнуть намеченной цели.

4. Проверить каждый метод из множества методов (М) на пригодность в конкретных условиях воспитания (У) по при­нятому критерию оптимальности.

5. Установить критерий оптимальности и по нему опреде­лить пригодность каждого метода.

III. Укажите, под какими номерами перечислены общие условия, определяющие выбор методов воспитания:

1) коллективизм; 2) цели и задачи воспитания; 3) трудо­вое воспитание; 4) содержание воспитания; 5) возрастные особенности школьников; 6) эстетическое воспитание;

7) уровень сформированнрсти коллектива: 8) индивиду­альные особенности школьников; 9) условия воспитания;

10) профориентация; 11) систематичность; 12) комплексный характер воспитания; 13) средства воспитания; 14) уровень педагогической квалификации; 15) время; 16) демократиза­ция школы; 17) ожидаемые последствия; 18) пожелания ро­дителей воспитанников; 19) требовательность; 20) диффе­ренциация воспитания; 21) нравственное воспитание.

Классификация методов воспитания

Создание метода — это ответ на поставленную жизнью вос­питательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих дости­гать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разо­браться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоя­тельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнару­жить в методах общее и специфическое, существенное и слу­чайное, теоретическое и практическое и тем самым способ­ствует их осознанному выбору, наиболее эффективному приме­нению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает на­значение, характерные признаки различных методов и их мо­дификаций.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспита­ния? Таких признаков, учитывая, что метод воспитания — яв­ление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современ­ной педагогике известны десятки классификаций, одни из ко-

торых больше пригодны для решения практических задач а другие представляют лишь теоретический интерес. В большин­стве систем методов логические основания классификации вы­ражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а не­сколько важных и общих сторон метода.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение уп­ражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев Н К Гон­чаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, приме­нимость, особенность и некоторые другие стороны методов К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обоб­щенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.С. Марьенко на­званы такие группы методов воспитания, как обьяснительно-репродуктавные, проблемно-ситуативные, методы приучения и

упражнения, стимулирования, торможения, руководства, само­воспитания.

По результатам методы воздействия на воспитанника мож­но разделить на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной пред­ставляется классификация методов воспитания на основе на­правленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.И. Щукина). В соответствии с

этой характеристикой выделяются три группы методов воспи­тания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опы­та общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Структура данной системы методов воспитания представле­на на рис. 7.

[ См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983. - С. 322-325.

Рис.7


IV. Заполните табличку

Направленность методов       Группа методов воспитания  
На формирование понятий, представлений, убеждений      
    Методы формирования опыта общественного поведения и ор­ганизации деятельности  
На стимулирование деятель­ности и поведения      

 


Методы формирования сознания личности

Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведе­ния, которые должны быть сформированы в процессе воспита-

ния; Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не до­бившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используют­ся методы, получившие общее название методов формирова­ния сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспи­тательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы.

В учебных пособиях прежних лет методы этой группы на­зывались короче и выразительнее — методами убеждения, по­скольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность ак­тивно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при ис­пользовании различных методов. В старой школе, например, для этого широко и небесполезно применялись назидательные истории, притчи, басни и другие непрямые и образные спосо­бы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Выводы (мораль) должны были делать сами ребята, В нынешней школе почти полностью отказались от использования традиционных воспитательных средств, заменив их прямыми, упрощенными, не требующими размышлений способами морализирования. Эффективность таких методов оказалась низкой: бесконечные указания принесли воспитанию мало пользы. Нынешние на­ставники все больше включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, на­зидательные рассказы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, усмат­ривая в них средства возрождения духовных начал воспитания. Широко практикуются также рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещева­ния, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. Сильнодей­ствующий метод убеждения — пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область при­менения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключе­ния методы этой группы требуют высокой педагогической ква­лификации. Применяются они системно, в комплексе с други­ми методами. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия:

рассказ, разъяснение, этическую беседу, диспут и метод на­глядно-практического воздействия — пример.

Рассказ на этическую тему, который используется преиму­щественно в младших и средних классах, — это яркое эмоцио­нальное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ по­могает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оце­нок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьни­ков положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником зна­ний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа — слу­жить способом использования положительного примера в вос­питании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся

следующие.

1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, до­ступен, соответствует переживаниям детей. Рассказ для под­ростков более сложный: им гораздо ближе поступки, которые волнуют своим высоким смыслом.

2. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

3. Обстановка имеет большое значение для восприятия эти­ческого рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей об­становки должно соответствовать замыслу и содержанию рас­сказа. В арсенале педагогических средств профессионального воспитателя всегда наготове рассказ для любой обстановки — походного костра, автобусного путешествия, неубранного поля и уютной комнаты, площади большого города или весеннего сада.

4. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязыч­ный рассказчик не может рассчитывать на успех.

5. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этичес­кого рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному со­ревнованию.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и лично­стных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения:

«Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. При работе с подростками необходимы глубокая мотивация, разъяснение об­щественного смысла моральных понятий.

Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, со­общить о новых нравственных положениях, так или иначе по­влиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, гру­бить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требова­ния. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного отношения воспитанников к оп­ределенному поступку, который уже совершен (например, весь класс не пришел на урок).

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое вос­приятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику пси­хики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение использу­ется для усиления воздействия других методов воспитания.

В практике воспитания прибегают и к увещеваниям, сочета­ющим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увеще­вания почти целиком зависит от принятой воспитателем фор­мы обращения. Применяя увещевание как воспитательный ме­тод, педагог проектирует в личности воспитанника положи­тельное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть вы­соких результатов. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нрав­ственных качеств, убежденности в правоте своих слов и дейст­вий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпо­сылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.

Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступ­ками. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет воспитанника переживать их, но и указывает пути к исправле­нию. В таких случаях необходимо убедительно показать значе­ние, суть негативного поступка и его последствий, создать эф­фективный стимул, положительно влияющий на поведение. Иногда негативное поведение бывает следствием незнания, не­осведомленности. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы вос­питанник осознал свои ошибки, исправил поведение.

Подытоживая, укажем на одно общее предостережение для методов данной группы — при неквалифицированном приме­нении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут при­нимать форму нотации. Она никогда не достигает цели, скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Нотация не становится формой убеждения.

Этическая беседа — метод систематического и последова­тельного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушива­ет и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, стро­ит свои отношения с ними на принципах равноправия и со­трудничества. Этической беседа называется потому, что ее пред­метом чаще всего становятся нравственные, моральные, этичес­кие проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, фор­мирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Метод особенно ак­туален для учеников 5—8 классов, когда наступает сензитивный период формирования «картины мира».

В практике школьного воспитания используются плановые и неплановые этические беседы. Первые намечаются классным руководителем заранее, к ним ведется подготовка, а вторые возникают непреднамеренно, стихийно, рождаются течением школьной и общественной жизни. Темы плановых этических бесед определяются исходя из общего содержания воспитатель­ного процесса, уровня воспитанности и возраста школьников. Поскольку этическая беседа предполагает не только изложение знаний педагогом, но и активное участие в ней воспитанников, то ее план или основные вопросы заблаговременно сообщают­ся участникам беседы. Допускается предварительная подготов­ка выступающих по отдельным вопросам. К беседе рекоменду­ется литература, подбираются факты, примеры из жизни, лите­ратурные иллюстрации. Ведущий делает вступление, затем ста­вит вопросы перед участниками беседы, стимулирует их актив­ность, выслушивает различные точки зрения, дает оценку вы­ступлениям, дополняет, исправляет и обобщает высказанные мнения, подводит итоги. Хорошо, когда этическая беседа за­вершается реальным полезным делом, в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения.

В большинстве случаев поводом для этической беседы ста­новятся конкретные факты, события, поступки одноклассни­ков. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим сле­дам», т. е. сразу же после события, поступка или несколько поз­же, когда ребята осмыслят и поймут их.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.

1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель дол­жен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школь­никам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументирование вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют вос­питателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Ус­пех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоционально­му опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в ко­торых за основу берутся факты, явления, связанные с непонят­ными или чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть ус­пешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки

зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения — объективности, справедливости,

культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смот­реть на события или поступки глазами воспитанника, пони­мать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа — спонтанный метод. Вы­сокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных фактов;

объяснение этих фактов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;

обобщение наиболее существенных признаков конкретных мо­ральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными зна­ниями, мотивация и формулировка морального правила; при­менение учащимися усвоенных понятий при оценке своего по­ведения, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более про­стую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и само­стоятельного вывода. В средних и старших классах беседу мож-

но начать с формулировки морального правила и для иллю­страции использовать конкретный материал из жизни, художе­ственной литературы.

Высокого профессионализма требуют индивидуальные эти­ческие беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важ­но, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть крат­кой, деловой, спокойной, без иронии или высокомерия. Воспи­танник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почувствует, что обсуждаемый вопрос действительно беспокоит его наставника, что он болеет за дело и хочет помочь. Если вос­питатель сумеет придать индивидуальной беседе задушевный характер, то он может рассчитывать на полный успех.

Диспуты — это живые горячие споры на разные темы, вол­нующие воспитанников. Диспуты проводят в средних и стар­ших классах на политические, экономические, культурные, эс­тетические, правовые темы: «О вкусах спорят», «Право быть или слыть», «Воспитанные ли мы люди?» и т. п. Диспуты цен­ны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

В основе диспута — спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться. К диспуту разрабатывается 5—6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута заранее зна­комят. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, фор­мальным. Цель диспута — не вывод, а процесс. Но нельзя до­пускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора. Педагог помогает ребятам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.

Диспут — сложный метод и требует высокого уровня про­фессиональной подготовки воспитателя. Чтобы научить других, воспитатель сам должен пройти хорошую школу умело органи­зованных диспутов. С максимальной деликатностью и уваже­нием надо относиться к высказываниям школьников. Это не означает, что педагог должен занять позицию невозмутимого и беспристрастного наблюдателя. Он воздействует силой аргу­ментов, никого не обижая и не унижая. Опытные наставники иногда умышленно ошибаются, чтобы затем публично при-

знать свои ошибки и тем самым показать пример другим участ­никам диспута. Это рискованный прием, для которого необхо­димо чувство меры и мастерство учителя.

Полезно заранее готовить школьников к будущим диспу­там. Для этого можно дать им возможность несколько раз по­наблюдать и послушать, как проводят диспуты старшеклассни­ки. В зарубежных школах, где диспуты и дискуссии едва ли не главный метод формирования взглядов и убеждений, специаль­но обучают правилам доказательного и запоминающегося вы­ступления.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности:

явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запе­чатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодиро­вания, ни перекодирования, в котором нуждается любое рече­вое воздействие. Пример действует на уровне первой сигналь­ной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные об­разцы для подражания и тем самым активно формирует созна­ние, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, — ко­роток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выда­ющихся ученых, политических личностей, революционеров.

Психологической основой примера служит подражатель­ность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравствен­ным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредствен­ный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной фор­ме — это не механический процесс, не автоматическое перене­сение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность — деятельность ин­дивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчива­ется подражание и начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Исследования показали, что характер подражательной дея­тельности изменяется с возрастом и по мере накопления соци­ального опыта. Многие качества поведения дети данного воз­раста приобретают, подражая взрослым. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впе­чатление. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребен­ка, очень важно окружить его положительными примерами для

из

подражания. В среднем и старшем школьном возрасте подра­жательность (наследование) приобретает избирательный, со­знательный характер. Подросток все больше опирается на соб­ственный опыт, собственные взгляды и суждения. В процессе наследования, осознавая необходимость определенного способа действия, он для достижения цели сознательно прилагает соб­ственные усилия.

В процессе подражательности психологи выделяют три эта­па. Первый — непосредственное восприятие конкретного обра­за действия другого лица. Второй — формирование желания действовать по образцу. Третий — синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира. Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в котором играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Ис­ходя из этого очень важным условием является правильная ор­ганизация среды, в которой человек живет и развивается.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия непра­вильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от непра­вильного поступка.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, ею поведения, отношения к воспитанникам, ми­ровоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительно­го воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систе­матически и последовательно. Сила положительного воздейст­вия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убе­дятся — между словом и делом их наставника нет расхожде­ний, ко всем своим воспитанником он относится ровно и до­брожелательно.

| V. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования сознания личности:

1) авторитет учителя, 2) этические беседы, 3) рассказ, 4) лекция, 5) общественное мнение, 6) наказание, 7) сорев­нование, 8) гласность, 9) разъяснение, 10) объяснение, 11) увещевание, 12) внушение, 13) поручение, 14) инструк-

таж, 15) пример, 16) справедливость, 17) нотация, 18) кон­троль, 19) диспут, 20) доклад.

VI. Какие требования характерны для: I — этического рас­сказа; II — разъяснения; III — увещевания?

1) Соответствие опыту ученика; 2) иллюстрации; 3) обста­новка; 4) мастерство воспитателя; 5) авторитет воспитате­ля; 6) переживание слушателями; 7) внушение; 8) форма обращения; 9) своевременность; 10) применение аллегорий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 8534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.