КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правильные ответы
Контрольный тест 1. Что такое метод воспитания? 2. Что называется приемами воспитания? 3. Что такое средства воспитания? 4. Какие условия и факторы определяют выбор методов воспитания? 5. Как классифицируются методы воспитания? 6. Какие методы относятся к группе методов формирования сознания личности? 7. Какие методы относятся к группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения? 8. Какие методы входят в группу методов стимулирования? 9. В чем сущность этического рассказа? 10. Чем отличается рассказ от разъяснения? 11. В чем смысл этических бесед? 12. В чем сущность метода примера? 13. В чем сущность упражнений? 14. Что такое приучение? 15. В чем сущность поручения? 16. Что такое воспитывающие ситуации? 17. Что такое соревнование? 18. Что такое поощрения? 19. В чем сущность метода наказания? 20. В чем сущность субъективно-прагматического метода? Литература для самообразования Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. Методика воспитательного процесса. — М., 1969. Путь в учителя. — М., 1983. Синица И.А. Педагогический такт и мастерство учителя—Киев, 1981. 1 Искусство и технология воспитания На практике теория осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «техне» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука. В производственном процессе технология — это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Все современные производства основываются на технологиях. Технология — концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»1. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология. Сравним деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии:
' Беспалым В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. — С. 5. Окончание табл.
Нынешнему виноделу, скажем, или сапожнику необязательно знать все тонкости всего процесса: для получения качественного продукта он лишь не должен нарушать установленную на его участке технологию и добросовестно выполнять свою часть работы. Когда отдельный человек выполняет свою часть трудовых операций, это имеет и преимущества, и недостатки. Последние проявляются в ограничении творчества: эта особенность технологических производств существенно снижает возможности их применения в интеллектуальных видах труда. Впрочем, и здесь находятся пути для преодоления технологических ограничений. До последнего времени «интеллектуальные производства», в числе которых и воспитание человека, обходились без понятия технологии, оставляя за ней область материального производства. Современная педагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с механическим переносом производственной технологии в школу. Воспитательный процесс мы уже рассматривали как производственный. Действительно, логика школьного воспитания и логика производства не так уж далеки друг от друга. Школе, как и производству, общество диктует социальный заказ. В ней, как и на производстве, предполагается наличие определенной материальной базы, соответствующей специфике тех задач, которые стоят перед нею. На осуществление этих задач направлен воспитательный процесс — аналог производственного процесса. Основа его — воспитательная деятельность педагогов, связанная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей, реализующих эти планы. При этом управленческая деятельность педагогов, как и производственников, осуществляется на основе информационных потоков, характеризующих состояние системы и эффективность ее функционирования. В школе, как и на производстве, есть целая система стимулов, используя которые педагоги направляют и корректируют воспитательный процесс. Школе, как и производству, присуща определенная коммуникативная сеть, используя которую педагоги получают информацию (о детях, об эффективности оказываемых на них влияний), необходимую для того, чтобы принимать решения по управлению воспитательным процессом и т. д. Эффективность этого процесса в школе (как и на производстве) зависит от окружающей среды, от воздействия различных ее компонентов: семьи, детского сада, внешкольных учреждений, дополняющих воспитательное влияние школы на детей, от тех общих воспитательных воздействий, которые оказывают государство и его институты на все подрастающее поколение и отдельные его возрастные группы. Эффективность деятельности школы, как и деятельности производства, оценивается по качеству выпускаемой ею «продукции». В школе это уровень знаний, умений и навыков школьников, их готовность к самостоятельной жизни, труду, продолжению образования, к семейной жизни, разумному проведению досуга. Таким образом, школьная воспитательная система, как и система производства, включает поставленные обществом цели, материальную базу, необходимую для их осуществления, совокупность процессов, направленных на решение учебно-воспитательных задач, коллектив работников, эти процессы организующих и управляющих ими через различную по своему характеру деятельность, а также коммуникационную сеть, обеспечивающую работников необходимой информацией. Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вызвало к жизни новые направления в педагогической теории и практике. Особенным технологическим радикализмом отличаются некоторые западные воспитательные системы, распространяющие концепции «точной педагогики». Однако до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации воспитания, ис- пользование которых делает воспитательный процесс более эффективным. Простая и ясная процедура на производстве, технология в школе приобретают такие сложные и неожиданные признаки, что говорить об адекватной производственной технологизации воспитания невозможно. 1. В отличие от производственных процессов процесс воспитания имеет целостный характер, его трудно разорвать на операции, осуществлять педагогические воздействия в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельных качеств. Воспитательные воздействия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно. 2. С учетом этого крайне осторожно и взвешенно должен решаться вопрос о привлечении к воспитанию лиц, владеющих отдельными «технологическими операциями» — методикой формирования отдельных качеств. Личность, повторим в очередной раз, не формируется «по частям». И только личность создает личность. А поэтому воспитатель поставлен перед необходимостью вести технологический процесс от начала и до конца. Здесь мы имеем и всегда будем иметь дело с индивидуальным мастерством, опирающимся на общую технологию. 3. За технологией в области воспитания фактически остаются общие для всех воспитателей этапы (рубежи), которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Выделить их, указать пути достижения — задача науки. При технологическом решении проблем воспитания каждый воспитатель обязан пройти канонический путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных «узловых точках». Между этими «точками» каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Схематически это выглядит так, как показано на рис. 9. Как видим, основной элемент технологии — звено — сохраняется, приобретая специфический воспитательный характер. Нынешняя практика воспитания находится в переходной стадии — воспитатели еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. Заметна тяга к внедрению апробированных, приносящих пользу технологических находок, стремление к унификации и стандартизации требований.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |