Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Заполните пропуски




Комплексный подход—это.....................   единство  
целей.................... содержания,..............   задач  
и форм воспитательного воздействия и   методов  
взаимодействия      

 

Воздействие на воспитанников развива­   сознание  
ется по трем направлениям как воздейст­   чувства  
вие на: 1).................., 2)...........................,   поведение  
3)...............................      
Заданные качества личности формируют­   систему  
ся через....................... конкретных воспи­   дел  
тательных...................      
Комплексный подход — это также единст­   нравственного  
во умственного,...................,...................,   физического  
......................., эстетического воспитания   трудового  
Комплексный подход предполагает.........   системный  
............... подход к воспитательному про­   факторы  
цессу и управлению им. Должны быть      
учтены главные........................ влияющие      
на воспитание личности      

 


| Воспитательные дела

В психолого-педагогической литературе понятие «воспита­тельное мероприятие» используется для обозначения различ­ных видов и форм воспитательной работы. «Воспитательное мероприятие — это совокупность различного рода воспита­тельных воздействий с отвечающими их требованиям матери­альными и духовными условиями, подчиненных единой ком­плексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование»1. Из воспитательных мероприятий складывается воспитательный про­цесс подобно тому, как процесс обучения составляется из от­дельных уроков. Мероприятие — отрезок воспитательного про­цесса.

Однако в последнее время многие педагоги указывают на несоответствие этого понятия фактическому смыслу воспи­тательной работы: «мероприятие» предполагает известную фрагментарность, разобщенность педагогических воздействий, мероприятия трудносовместимы с комплексным подходом.

' Конаржевский Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, ана­лиз. — Магнитогорск, 1979. — С. 8.

Процесс воспитания, имеющий характер формально связан­ных между собой мероприятий, компаний, не может быть ус­пешным.


«Педагогика мероприятий»

В учительском лексиконе появилось выражение «педаго­гика мероприятий» как синоним застойной, низкоэффектив­ной, формально-бюрократической педагогики. Возника­ет она там, где забывают о цели воспитательной работы, где планы не содержат конкретных воспитательных задач, где ограничиваются традиционными мероприятиями, не за­думываясь над их смыслом и полезностью. «Педагогика ме­роприятий» направлена не на конкретный коллектив или личность, а на формальное соблюдение установившихся традиций. Естественно, подобные «мероприятия» не дают результатов. И дело тут даже не в количестве проводимых «мероприятий», а в их смысле, качестве, в отсутствии у та­ких «воспитательных мероприятий» глубоко продуманной воспитательной основы (Ю.А. Конаржевский).

Главное, как мы теперь понимаем, не число и не звуч­ность мероприятий, а их педагогическая целесообразность. Только система хорошо продуманных, крепко связанных между собой педагогических воздействий, а не их случай­ный набор может обеспечить максимальную воспитательную отдачу. Когда педагог четко представляет себе комплексную цель воспитания, учитывающую потребности коллектива и личности, дает ученикам возможность проявить свои знания и убеждения в деятельности, он не станет прибегать к фор­мальной педагогике.

Системность, комплексность, последовательность, непре­рывность воспитания лучше передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело (ВД) — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельно­сти воспитанников. Главные отличительные особенности ВД — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитатель­ных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными дела-

ми (КВД) или коллективными творческими делами (КТД). Коллективные творческие дела, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творчес­ких дел, профессор И.П. Иванов, — это не мероприятия, а за­бота. КТД — это способ организации яркой, наполненной тру­дом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство1. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

В основе воспитательных дел два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, обще­ственной, художественной, спортивной, ценностно-ориентиро­вочной и свободного общения, а второй, как мы уже знаем, — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влия­ния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, полити­ческие, интеллектуальные. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет харак­тер его содержания.

Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнооб­разие, в школах можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются следующие этапы: 1) целеполагания (анализа ситуации, формирования до­минирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) пла­нирования; 3) организации и подготовки; 4) непосредственно­го осуществления дела; 5) анализа достигнутых результатов (рис. 11). Рассмотрим их.

Одним из важных источников целеполагания и проектирования ВД выступает социальная ситуация того периода, в кото­ром осуществляются воспитательные дела. Эта ситуация обус­ловливается общественными событиями в стране и мире, госу­дарственными праздниками, юбилейными датами, правитель­ственными постановлениями, общественно значимыми идея­ми, а также событиями местной жизни. Другим источником организации и проведения ВД служит педагогический диагноз

' См.: Иванов ИЛ. Энциклопедия коллективных творческих дел — М 1989. - С. 3, 4.

Рис.11

сформированности необходимых качеств и черт формируемого типа личности. Еще один источник — общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Взятые в единстве, эти источники наполняют воспита­тельные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, фи­зическим, трудовым и т. д.).

Задача педагога на этапе целеполагания — учесть социаль­ную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести де­тальный педагогический анализ уровня подготовленности вос­питанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: а) Каков кол­лектив, на который направляется воспитательное воздействие?

б) Каков уровень его развития по данному направлению?

в) Что необходимо достигнуть в результате осуществления

дела? г) Какой системой воспитательных средств можно до­стигнуть запланированного результата?

Внимание уделяется также анализу недостатков, выявлен­ных практикой воспитательной работы в прошлом. После об­работки поступившей информации формулируется цель воспи­тательного дела по алгоритму: состояние коллектива и отдель­ных личностей — возможности педагога и школьников — оп­ределение цели и конкретных задач.

Обобщение опыта работы лучших воспитателей, достигаю­щих успеха в работе с различными ученическими объединени­ями, позволяет сформулировать ряд методических рекоменда­ций (правил), соблюдение которых облегчает путь к высоким результатам.

1. Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного дела — необходимое условие его эффективности. Эти задачи должны быть умело интерпретированы и доведены до учени­ков. Не надо навязывать свою точку зрения; убедите ребят принять необходимое решение, которое они должны воспри­нять как свое.

2. Любое воспитательное дело проектируется на основе дея­тельностного и комплексного подходов. Первый, как мы зна­ем, требует живой, творческой, заинтересованной деятельности самих воспитанников и нацеливает на выбор дел динамичных, где нужно приложить усилия. А второй позволяет педагогу по­лучить от одного дела разносторонний эффект.

3. Не следует стремиться к разнозначности всех решаемых в процессе воспитательного дела задач, потому что оптимизиро­вать систему одновременно по нескольким критериям невоз­можно. В любом деле выделяется главное звено, через которое решаются все остальные задачи.

4. Очень важно определить содержание воспитательных дел в связи с его задачами и условиями осуществления. Материал подбирается таким образом, чтобы воздействовать на его осно­ве. Чтобы не ошибиться, воспитателю нужно знать интересы и увлечения воспитанников, не потакать их желаниям, но опи­раться на них, развивая правильные ориентации.

5. Рациональные методы, приемы и средства проектируют­ся для каждого этапа воспитательного дела. При этом надо иметь в виду, что методы должны обеспечивать максимальную активность, инициативность, самостоятельность. Пассивность — первый враг воспитательных дел. Присматривайтесь к поведе­нию школьников, они сами подскажут, что нужно изменить.

6. При подготовке воспитательного дела стремитесь к мак­симальной организационной четкости. Любое ВД должно стать «школой организации» для воспитанников. Подготовка выра­батывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях. Подготовка и проведение дела — верный путь к сплочению коллектива.

7. Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и ши­рота маневра — их отличительные признаки. Стремитесь мак­симально использовать непохожесть классов, отдельных ребят. Проектируя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в параллельном. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.

8. Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яр­кие дела воспитанники помнят долго, а поэтому любое повто­рение нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Все время находить новое трудно, но необходимо. В арсенале вос­питательных дел много интересных разработок, и это гаранти­рует от повторения, а совершенствовать их, соотнося с кон­кретными условиями, можно до бесконечности.

9. Воспитательные дела проектируются как мощный ката­лизатор эмоций. Известно, что взволнованный человек более восприимчив. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспи­танникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жиз­ненной позиции, в правильном понимании окружающей дей­ствительности — в этом один из важнейших путей повышения культуры воспитательной работы (Ю.А. Конаржевский).

Этап планирования воспитательных дел наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретичес­ки, практически это единый неразрывный процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача — вместе с воспи­танниками во всех деталях определить направление деятельно­сти, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано.

Многие педагоги считают грубым нарушением планирова­ние воспитательных дел без участия воспитанников. Известно:

самому что-то сделать легче и быстрее, чем учить этому других.

Но функция педагога в том и состоит, чтобы организовать ра­боту воспитанников. Поэтому и планируется, и готовится ВД вместе с ними, точнее, готовят и проводят его сами ребята под руководством классного руководителя. Иначе ВД будет меро­приятием, а не собственным делом школьников.

От качества планирования и организации зависит, как будет выполнено воспитательное дело, чтобы не упустить главное, не сбиться с намеченного курса и достичь поставленной цели, пе­дагогу нужно научиться отметать главное от второстепенного. Иначе детали, мелочи отнимут много сил и времени. Вопросы нужно решать комплексно: делая одно, делать многое.

Сложные общешкольные дела, охватывающие множество участников, рекомендуется планировать методом сетевого гра­фика. На нем в наглядной и удобной для восприятия форме изображаются цели, задачи, пути («маршруты») их достижения, распределяются участники, намечаются формы и методы рабо­ты, промежуточные этапы («станции»), дается другая информа­ция, необходимая для понимания идеи. Сетевые графики вы­вешиваются на видных местах. Флажками отмечаются прой­денные участки.

Принимая участие в планировании воспитательных дел, ре­бята проходят хорошую школу плановой организации деятель­ности. Поэтому чрезвычайно важно показывать им приклад­ное, практическое значение планирования работы. Планирова­ние будет успешным, если классный руководитель учтет следу­ющие рекомендации:

1. Следует опираться на уровень подготовленности воспи­танников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Чрезвычайная сложность дел, недоступный пони­манию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают воспитательное дело в формальное мероприятие. Интереса к следующему делу добиться будет нелегко.

2. ВД — занятие коллективное. Дайте ребятам почувство­вать, что составление плана очень ответственное занятие, что каждый раздел, над которым работает ученик, обязательно свя­зывается с другими разделами и зависит от них. Планирование должно иметь коллективный характер.

3. Познакомьтесь с методами сетевого планирования, мето­дикой составления наглядных, удобочитаемых и понятных гра­фических планов. Изучите ее с учениками, научите их приме­нять сетевые графики в планировании других видов труда.

Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Только при организации весь комплекс — воспитатели, воспи­танники, средства — может образовать некий жизнеспособный процесс.

Общая теория организации производственной деятельности предлагает шесть положений (инструментов), на которые опи­рается технология и которые необходимо учитывать педагогам при организации воспитательных дел:

а) ясное определение цели предстоящей работы, обзор всего движения в целом от начала и до конца (чего необходимо достичь?);

б) точное определение задач для каждого подчиненного (по­средством каких операций можно достичь?);

в) подготовка всего необходимого для предстоящей работы (при помощи чего достичь?);

г) установление норм выполнения для измерения результатов (каковы размеры достигнутого?);

д) распределение ответственности, адресата и времени отчет­ности (чем стимулировать достижение цели?);

е) инструктирование исполнителей как средство создания ор­ганизационной системы (как достичь?).

Участие в организации дела воспитывает важные качества личности: целеустремленность, ответственность, умение дово­дить начатую работу до конца, дисциплинированность, испол­нительность. Участие в организации общего дела — мощное средство сплочения коллектива. Для многих школьников это проверка своих качеств, связанных с выбором профессии, а также возможность развития организаторских умений и навы­ков. Педагогам надо подчеркивать эти возможности и таким образом обеспечить себе надежную помощь активистов. Среди рекомендаций на данный этап следующие:

а) четко определите права и обязанности каждого, кто при­нимает участие в организации воспитательных дел. Весьма желательно наметить «линии власти»: каждый исполнитель отвечает определенному лицу за результаты своей работы. Власть должна быть сосредоточена в руках одного руково­дителя, «двоевластие» не допускается;

б) каждому участнику дела отведите одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям. Не навя­зывайте поручений. Подчеркивайте, что участие в деле до­бровольное;

в) учитывайте, что школьники не имеют навыков организа­ции. То, что для педагога понятно и легко, для воспитанника далеко не всегда просто. Придерживайтесь правила: от легкого к трудному. Поддерживайте уверенность воспитан­ников в успехе, вселяйте надежду на благоприятный исход. 4. Приучайте ребят к мысли, что организация удесятеряет силы. Покажите на примерах действие «организационного эф­фекта», полученного от слияния индивидуальных усилий.

Если дело хорошо подготовлено и организовано, то можно надеяться, что оно успешно осуществится. Однако воспитатель не должен выпускать из своих рук управление делом до его полного завершения. На этапе осуществления воспитательных дел у педагога немало ответственных моментов. Во-первых, он следит за осуществлением намеченной программы дела, кор­ректируя его ход на основе подготовленного сценария, выпол­няя диспетчерские функции. Во-вторых, педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что ВД развивает у воспитанников определенные качества, позво­ляет установить уровень сформированности этих качеств и на­метить стратегию дальнейшей работы. В-третьих, педагог сле­дит за четким решением организационных вопросов. В целом управляющая деятельность на этом этапе мало чем отличается от аналогичной деятельности на уроке, но она более сложная, поскольку приходится учитывать, контролировать и корректи­ровать многие факторы.

Во время воспитательных дел занимайте правильную пози­цию. Старайтесь не сковывать ребят своим присутствием, не мешайте им свободно выражать свои мысли и чувства. Но в то же время внимательно следите за развитием событий, не до­пускайте, чтобы они приняли нежелательное направление и вышли из-под контроля.

Весьма деликатный вопрос — когда и как корректировать неправильные действия: оставлять разбор на потом или делать замечания тотчас, активно вмешиваясь в дело? С позиций об­щей теории управления вопрос решается однозначно — допу­щенная ошибка должна быть тут же исправлена, чтобы не до­пускать ее закрепления. Но очень часто нельзя воспользоваться этим советом, не нарушив течение процесса. Разбор допущен­ных ошибок в этом случае проводится тотчас после воспита­тельного дела, пока свежи в памяти недавние события.

Незаметно для ребят фиксируйте все происходящее. На случайные отклонения, задержки реагируйте спокойно, сдер­жанно. Напомните воспитанникам, что реальную жизнь в пла­ны не уложить, нужно быть постоянно готовым к неожидан­ностям, вырабатывать в себе умение преодолевать трудности. Можно тут же организовать и провести блицконкурс на луч­ший выход из создавшегося положения.

На завершающем этапе дела подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педаго­гический анализ. Ставится цель: вскрыть причины успехов и

неудач.

Целесообразно придерживаться апробированной схемы ана­лиза воспитательного дела, последовательно отвечая на вопро­сы: 1) все ли позиции подготовки и проведения ВД нашли от­ражение в плане; 2) отвечало ли содержание программы наме­ченной цели; 3) отвечал ли намеченной цели, задачам и требо­ваниям уровень организации; 4) все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами; 5) какие фрагменты, части дела удались лучше, почему; б) выдержано ли воспитательное дело во времени; 7) кто и почему срывал сроки; 8) представляло ли ВД систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей; 9) был ли эффект новизны; 10) отвечала ли эмоциональная окраска вос­питательного дела его замыслу; 11) удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему учеников, над какими вопросами за­ставило оно их задуматься; 12) какой оценки заслуживает каж­дый член коллектива, принимавший участие в ВД; 13) каким было поведение учеников; 14) почему возникли случаи отрица­тельной реакции части учеников на те или иные педагогические действия; 15) отчего нужно отказаться; 16) что нового ввести в следующие воспитательные дела?

Анализируя, надо выявлять связи между явлениями, искать зависимости, наиболее эффективные формы взаимодействия, находить причины и следствия. Вопросы, которые затрагивают маленький коллектив, лучше обсуждать только в кругу этого коллектива. Споры о дружбе, о правильных и неправильных поступках имеют интимный характер, и нельзя заставлять де­тей выставлять напоказ то, что они сами осуждают, потому что дети замкнутся и не будут ни осуждать, ни порицать.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.