КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Заполните пропуски
| Воспитательные дела В психолого-педагогической литературе понятие «воспитательное мероприятие» используется для обозначения различных видов и форм воспитательной работы. «Воспитательное мероприятие — это совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчиненных единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование»1. Из воспитательных мероприятий складывается воспитательный процесс подобно тому, как процесс обучения составляется из отдельных уроков. Мероприятие — отрезок воспитательного процесса. Однако в последнее время многие педагоги указывают на несоответствие этого понятия фактическому смыслу воспитательной работы: «мероприятие» предполагает известную фрагментарность, разобщенность педагогических воздействий, мероприятия трудносовместимы с комплексным подходом. ' Конаржевский Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ. — Магнитогорск, 1979. — С. 8. Процесс воспитания, имеющий характер формально связанных между собой мероприятий, компаний, не может быть успешным. «Педагогика мероприятий» В учительском лексиконе появилось выражение «педагогика мероприятий» как синоним застойной, низкоэффективной, формально-бюрократической педагогики. Возникает она там, где забывают о цели воспитательной работы, где планы не содержат конкретных воспитательных задач, где ограничиваются традиционными мероприятиями, не задумываясь над их смыслом и полезностью. «Педагогика мероприятий» направлена не на конкретный коллектив или личность, а на формальное соблюдение установившихся традиций. Естественно, подобные «мероприятия» не дают результатов. И дело тут даже не в количестве проводимых «мероприятий», а в их смысле, качестве, в отсутствии у таких «воспитательных мероприятий» глубоко продуманной воспитательной основы (Ю.А. Конаржевский). Главное, как мы теперь понимаем, не число и не звучность мероприятий, а их педагогическая целесообразность. Только система хорошо продуманных, крепко связанных между собой педагогических воздействий, а не их случайный набор может обеспечить максимальную воспитательную отдачу. Когда педагог четко представляет себе комплексную цель воспитания, учитывающую потребности коллектива и личности, дает ученикам возможность проявить свои знания и убеждения в деятельности, он не станет прибегать к формальной педагогике. Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело (ВД) — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности ВД — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными дела- ми (КВД) или коллективными творческими делами (КТД). Коллективные творческие дела, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, профессор И.П. Иванов, — это не мероприятия, а забота. КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство1. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками. В основе воспитательных дел два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, а второй, как мы уже знаем, — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, политические, интеллектуальные. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания. Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообразие, в школах можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются следующие этапы: 1) целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирования; 3) организации и подготовки; 4) непосредственного осуществления дела; 5) анализа достигнутых результатов (рис. 11). Рассмотрим их. Одним из важных источников целеполагания и проектирования ВД выступает социальная ситуация того периода, в котором осуществляются воспитательные дела. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, правительственными постановлениями, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другим источником организации и проведения ВД служит педагогический диагноз ' См.: Иванов ИЛ. Энциклопедия коллективных творческих дел — М 1989. - С. 3, 4. Рис.11 сформированности необходимых качеств и черт формируемого типа личности. Еще один источник — общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Взятые в единстве, эти источники наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность. Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т. д.). Задача педагога на этапе целеполагания — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: а) Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие? б) Каков уровень его развития по данному направлению? в) Что необходимо достигнуть в результате осуществления дела? г) Какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированного результата? Внимание уделяется также анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности педагога и школьников — определение цели и конкретных задач. Обобщение опыта работы лучших воспитателей, достигающих успеха в работе с различными ученическими объединениями, позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций (правил), соблюдение которых облегчает путь к высоким результатам. 1. Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного дела — необходимое условие его эффективности. Эти задачи должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не надо навязывать свою точку зрения; убедите ребят принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое. 2. Любое воспитательное дело проектируется на основе деятельностного и комплексного подходов. Первый, как мы знаем, требует живой, творческой, заинтересованной деятельности самих воспитанников и нацеливает на выбор дел динамичных, где нужно приложить усилия. А второй позволяет педагогу получить от одного дела разносторонний эффект. 3. Не следует стремиться к разнозначности всех решаемых в процессе воспитательного дела задач, потому что оптимизировать систему одновременно по нескольким критериям невозможно. В любом деле выделяется главное звено, через которое решаются все остальные задачи. 4. Очень важно определить содержание воспитательных дел в связи с его задачами и условиями осуществления. Материал подбирается таким образом, чтобы воздействовать на его основе. Чтобы не ошибиться, воспитателю нужно знать интересы и увлечения воспитанников, не потакать их желаниям, но опираться на них, развивая правильные ориентации. 5. Рациональные методы, приемы и средства проектируются для каждого этапа воспитательного дела. При этом надо иметь в виду, что методы должны обеспечивать максимальную активность, инициативность, самостоятельность. Пассивность — первый враг воспитательных дел. Присматривайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить. 6. При подготовке воспитательного дела стремитесь к максимальной организационной четкости. Любое ВД должно стать «школой организации» для воспитанников. Подготовка вырабатывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях. Подготовка и проведение дела — верный путь к сплочению коллектива. 7. Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и широта маневра — их отличительные признаки. Стремитесь максимально использовать непохожесть классов, отдельных ребят. Проектируя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в параллельном. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием. 8. Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие дела воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Все время находить новое трудно, но необходимо. В арсенале воспитательных дел много интересных разработок, и это гарантирует от повторения, а совершенствовать их, соотнося с конкретными условиями, можно до бесконечности. 9. Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный человек более восприимчив. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружающей действительности — в этом один из важнейших путей повышения культуры воспитательной работы (Ю.А. Конаржевский). Этап планирования воспитательных дел наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически это единый неразрывный процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача — вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано. Многие педагоги считают грубым нарушением планирование воспитательных дел без участия воспитанников. Известно: самому что-то сделать легче и быстрее, чем учить этому других. Но функция педагога в том и состоит, чтобы организовать работу воспитанников. Поэтому и планируется, и готовится ВД вместе с ними, точнее, готовят и проводят его сами ребята под руководством классного руководителя. Иначе ВД будет мероприятием, а не собственным делом школьников. От качества планирования и организации зависит, как будет выполнено воспитательное дело, чтобы не упустить главное, не сбиться с намеченного курса и достичь поставленной цели, педагогу нужно научиться отметать главное от второстепенного. Иначе детали, мелочи отнимут много сил и времени. Вопросы нужно решать комплексно: делая одно, делать многое. Сложные общешкольные дела, охватывающие множество участников, рекомендуется планировать методом сетевого графика. На нем в наглядной и удобной для восприятия форме изображаются цели, задачи, пути («маршруты») их достижения, распределяются участники, намечаются формы и методы работы, промежуточные этапы («станции»), дается другая информация, необходимая для понимания идеи. Сетевые графики вывешиваются на видных местах. Флажками отмечаются пройденные участки. Принимая участие в планировании воспитательных дел, ребята проходят хорошую школу плановой организации деятельности. Поэтому чрезвычайно важно показывать им прикладное, практическое значение планирования работы. Планирование будет успешным, если классный руководитель учтет следующие рекомендации: 1. Следует опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Чрезвычайная сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают воспитательное дело в формальное мероприятие. Интереса к следующему делу добиться будет нелегко. 2. ВД — занятие коллективное. Дайте ребятам почувствовать, что составление плана очень ответственное занятие, что каждый раздел, над которым работает ученик, обязательно связывается с другими разделами и зависит от них. Планирование должно иметь коллективный характер. 3. Познакомьтесь с методами сетевого планирования, методикой составления наглядных, удобочитаемых и понятных графических планов. Изучите ее с учениками, научите их применять сетевые графики в планировании других видов труда. Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Только при организации весь комплекс — воспитатели, воспитанники, средства — может образовать некий жизнеспособный процесс. Общая теория организации производственной деятельности предлагает шесть положений (инструментов), на которые опирается технология и которые необходимо учитывать педагогам при организации воспитательных дел: а) ясное определение цели предстоящей работы, обзор всего движения в целом от начала и до конца (чего необходимо достичь?); б) точное определение задач для каждого подчиненного (посредством каких операций можно достичь?); в) подготовка всего необходимого для предстоящей работы (при помощи чего достичь?); г) установление норм выполнения для измерения результатов (каковы размеры достигнутого?); д) распределение ответственности, адресата и времени отчетности (чем стимулировать достижение цели?); е) инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы (как достичь?). Участие в организации дела воспитывает важные качества личности: целеустремленность, ответственность, умение доводить начатую работу до конца, дисциплинированность, исполнительность. Участие в организации общего дела — мощное средство сплочения коллектива. Для многих школьников это проверка своих качеств, связанных с выбором профессии, а также возможность развития организаторских умений и навыков. Педагогам надо подчеркивать эти возможности и таким образом обеспечить себе надежную помощь активистов. Среди рекомендаций на данный этап следующие: а) четко определите права и обязанности каждого, кто принимает участие в организации воспитательных дел. Весьма желательно наметить «линии власти»: каждый исполнитель отвечает определенному лицу за результаты своей работы. Власть должна быть сосредоточена в руках одного руководителя, «двоевластие» не допускается; б) каждому участнику дела отведите одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям. Не навязывайте поручений. Подчеркивайте, что участие в деле добровольное; в) учитывайте, что школьники не имеют навыков организации. То, что для педагога понятно и легко, для воспитанника далеко не всегда просто. Придерживайтесь правила: от легкого к трудному. Поддерживайте уверенность воспитанников в успехе, вселяйте надежду на благоприятный исход. 4. Приучайте ребят к мысли, что организация удесятеряет силы. Покажите на примерах действие «организационного эффекта», полученного от слияния индивидуальных усилий. Если дело хорошо подготовлено и организовано, то можно надеяться, что оно успешно осуществится. Однако воспитатель не должен выпускать из своих рук управление делом до его полного завершения. На этапе осуществления воспитательных дел у педагога немало ответственных моментов. Во-первых, он следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя его ход на основе подготовленного сценария, выполняя диспетчерские функции. Во-вторых, педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что ВД развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы. В-третьих, педагог следит за четким решением организационных вопросов. В целом управляющая деятельность на этом этапе мало чем отличается от аналогичной деятельности на уроке, но она более сложная, поскольку приходится учитывать, контролировать и корректировать многие факторы. Во время воспитательных дел занимайте правильную позицию. Старайтесь не сковывать ребят своим присутствием, не мешайте им свободно выражать свои мысли и чувства. Но в то же время внимательно следите за развитием событий, не допускайте, чтобы они приняли нежелательное направление и вышли из-под контроля. Весьма деликатный вопрос — когда и как корректировать неправильные действия: оставлять разбор на потом или делать замечания тотчас, активно вмешиваясь в дело? С позиций общей теории управления вопрос решается однозначно — допущенная ошибка должна быть тут же исправлена, чтобы не допускать ее закрепления. Но очень часто нельзя воспользоваться этим советом, не нарушив течение процесса. Разбор допущенных ошибок в этом случае проводится тотчас после воспитательного дела, пока свежи в памяти недавние события. Незаметно для ребят фиксируйте все происходящее. На случайные отклонения, задержки реагируйте спокойно, сдержанно. Напомните воспитанникам, что реальную жизнь в планы не уложить, нужно быть постоянно готовым к неожиданностям, вырабатывать в себе умение преодолевать трудности. Можно тут же организовать и провести блицконкурс на лучший выход из создавшегося положения. На завершающем этапе дела подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. Ставится цель: вскрыть причины успехов и неудач. Целесообразно придерживаться апробированной схемы анализа воспитательного дела, последовательно отвечая на вопросы: 1) все ли позиции подготовки и проведения ВД нашли отражение в плане; 2) отвечало ли содержание программы намеченной цели; 3) отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации; 4) все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами; 5) какие фрагменты, части дела удались лучше, почему; б) выдержано ли воспитательное дело во времени; 7) кто и почему срывал сроки; 8) представляло ли ВД систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей; 9) был ли эффект новизны; 10) отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу; 11) удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему учеников, над какими вопросами заставило оно их задуматься; 12) какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший участие в ВД; 13) каким было поведение учеников; 14) почему возникли случаи отрицательной реакции части учеников на те или иные педагогические действия; 15) отчего нужно отказаться; 16) что нового ввести в следующие воспитательные дела? Анализируя, надо выявлять связи между явлениями, искать зависимости, наиболее эффективные формы взаимодействия, находить причины и следствия. Вопросы, которые затрагивают маленький коллектив, лучше обсуждать только в кругу этого коллектива. Споры о дружбе, о правильных и неправильных поступках имеют интимный характер, и нельзя заставлять детей выставлять напоказ то, что они сами осуждают, потому что дети замкнутся и не будут ни осуждать, ни порицать.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |