Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XII. Заполните схему. Выпишите задачи физического воспитания учащихся и воспитательные дела, предна­значенные для их решения




XI. Воспитательные дела эстетической направленности могут проходить в различной последовательности. Какое их чередование вы считаете целесообразным?

1. Воспитательные дела проводятся по циклам: сначала обзорно характеризуется литература XIX—XX вв., затем изучается история музыки этой эпохи, после чего перехо­дят к истории живописи и заканчивают «театральным цик­лом».

2. Воспитательные дела строго увязывают с тем материа­лом, который изучается на уроках по литературе и исто­рии, привлекается учебный материал по живописи, музыке и театральному искусству.

3. Воспитательные дела проектируются строго по темам и историко-хронологической последовательности. Различные виды искусства рассматриваются во взаимосвязи. Воспи­тательные дела по живописи сменяются воспитательными делами по музыке и театру.

4. Тематика воспитательных дел и их чередование опре­деляются интересами и предложениями воспитанников.

5. Тематика воспитательных дел устанавливается исходя из диагноза эстетической воспитанности школьников.

    1.           1...........................  
    2.           2...........................  
    3.           3...........................  
Задачи   4.       Воспита­   4...........................  
физиче­   5.       тельные   5...........................  
ского   6.       дела   6...........................  
воспи­   7.           7...........................  
тания   8.           8...........................  
    9.           9...........................  
    10.           10...........................  

 

Экологические и трудовые воспитательные дела

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, ко­торую можно предотвратить только немедленной и кардиналь­но улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвест­на. Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологически­ми воспитательными делами, а соединить их в цепь непрекра­щающихся природоохранных действий, слить с трудовым вос­питанием. Часть времени в таких воспитательных делах отво­дится экологическому просвещению — формированию необхо­димых знаний, суждений, понятий убеждений.

Дополненные местным материалом и преподнесенные дол­жным образом экологические сведения вырабатывают убежде­ние в необходимости безотлагательной помощи природе, стрем­ление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок, подросток поймет, что его благополу­чие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Основной смысл экологических воспитательных дел — кон­кретная практическая природоохранная деятельность. Объекта­ми этой деятельности становятся все источники жизнедеятель­ности человека — земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направлен­ность, вид, организацию и осуществление экологических вос­питательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, се­лекционеров редких растений.

Человеческим трудом создаются все материальные и духов­ные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому школьное трудовое воспи­тание направляется на воспитание психологической и практи­ческой готовности школьников к труду. Современный этап об­щественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отноше­ние к любой работе, уважение к труду и его результатам; кол­лективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремле­ние строить труд на принципах научной организации; отноше-

ние к труду как к осознанной необходимости и основной жиз­ненной потребности человека.

Психологическая готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда; 2) воспитание мотивов тру­довой деятельности; 3) формирование трудовых умений и на­выков. Изменение экономической, экологической и социаль­ной ситуации в стране, внедрение различных форм собствен­ности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы.

В основе новых технологий трудового воспитания — прин­цип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обуче­ния, по которому оценивается деятельность школьника, учите­ля и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей, строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содер­жания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педаго­гической деятельности, а средство для развития главной чело­веческой способности — способности к труду. Это предусмат­ривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эв­ристики и изобретательства.

Организационные формы трудового образования и обуче­ния выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

Акцент в новой технологии трудового воспитания делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и

технологии, умения решать практические задачи, достигать ка­чественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач, стремле­ние повысить технико-экономические и социальные показате­ли производства.

Изменения в классно-урочной деятельности по трудовому воспитанию обусловливают перестройку внеклассной и вне­урочной воспитательной деятельности. Она становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и об­ществу. В практику работы классных руководителей проника­ют активные воспитательные дела трудовой направленности, вызванные к жизни социально-экономическими процессами. Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и но­вые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, ге­неральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благо­устройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мас­теров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шеф­ская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, трудовой десант, ремонтная школьная бригада и др.

| XIII. Молодая учительница пошла с пятиклассниками вскапывать лунки деревьев в колхозном саду. Подрост­кам объяснили, как нужно выполнять эту операцию, и они активно взялись за работу. Учительница подходила то к одному звену, то к другому, подбадривала. Дело спорилось. Но через два часа все как-то затормозилось, энтузиазм иссяк. Многие просто стояли, опершись на лопаты. Учительница начала покрикивать на ребят, спо­рила с ними, нервничала, называла лодырями. Ученики рывками брались за работу, но дело вперед не двига­лось. Попахивало конфликтом. Объясните, почему так случилось.

1. Дело было плохо подготовлено, учительница не преду­смотрела и не использовала стимулы, побуждающие ре­бят долго и самоотверженно трудиться.

2. Дело было навязано школьникам.

3. Ребята просто ленились, не прилагали усилий, потому что не видели и не понимали общественного значения своей работы.

4. Экологическое просвещение принесло мало пользы, а может быть, его совсем не было.

5. Нравственное, экологическое и трудовое воспитание пятиклассников не велось в комплексе — первые же труд­ности показали низкий уровень сформированности нрав­ственных качеств.

6. Нет правильного ответа.

XIV. Заполните схему      
Слагаемые нравственного отношения к труду   Конкретные воспитательные дела для формирования заданных качеств  

 

1.       1..................................................  
2.       2..................................................  
3.       3..................................................  
4.       4..................................................  
5.       5..................................................  
6.       6..................................................  
7.       7..................................................  

 

Компьютерная поддержка воспитания |

Когда процесс воспитания рассматривается под логико-прагматическим углом зрения, многое в нем видится не так, как при традиционном описательно-эмоциональном анализе. Что же мы выявим при максимальном обнажении логической сущности процесса воспитания?

Во-первых, максимальную простоту и прагматизацию целей воспитания. Без лишних эмоций задачи воспитания формули­руются предельно ясно: за установленное время достичь задан­ного уровня сформированности определенного качества (ка­честв). Достижение этого уровня, перевод воспитанника из достигнутого на проектируемый уровень и составляет сущность воспитательного процесса. Во-вторых, несоответствие традици­онно сложившейся системы и технологии воспитания требова­ниям нынешней жизни, особенностям развития и потребно­стям воспитанников: последние не всегда согласны мириться с пассивной ролью исполнителей распоряжений, которую им от­водят взрослые, хотят самостоятельно решать, что им полезно и что вредно, максимально быстро и просто достигать постав-

ленных целей. В-третьих, именно строгий логический анализ больше всего убеждает, что воспитание есть прежде всего само­воспитание и главная забота воспитателя — обеспечить усло­вия для поддержания целенаправленного процесса самовоспи­тания. Наконец, в-четвертых, со всей очевидностью выявляет­ся, что воспитатели, сформировавшиеся на вчерашних идеях и ценностях, не только не могут должным образом направить этот процесс, но иногда мешают становлению личности: вос­питательные воздействия, ими предлагаемые, не находят от­клика в душах воспитанников и не достигают цели. Значитель­ная часть школьных воспитателей способны выполнять только указания администрации и осуществляют свои функции на очень низком уровне.

Поэтому только несведущему человеку попытки внедрить программирование и компьютеризацию в воспитательный про­цесс покажутся странными, теоретически и практически эта задача давно назрела, не знали лишь, как взяться за ее разре­шение. Ныне идея применения ЭВМ для решения некоторых воспитательных проблем достигла уровня практической техно­логии, и приятно отметить в этой связи, что отечественная школа здесь идет в авангарде мировой педагогики.

Технология воспитания с компьютерной поддержкой — это технология профессионализма, в основе которой точный, при­цельный расчет воспитательных воздействий, сочетание само­воспитания с «внешним подталкиванием», диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе, своевременная поддержка и коррекция хода воспитательного процесса. Технология основывается на некоторых новых для на­шей педагогики положениях, играющих принципиальную роль.

Человек будет стремиться стать воспитанным только тогда, когда это будет приносить ему реальную пользу. Или, исполь­зуя терминологию нынешних юных прагматиков, когда это ему будет выгодно.

Какой мощный козырь в руках родителей, воспитателей! Остается только умело воспользоваться им в организации вос­питательного процесса, направить последний на удовлетворе­ние собственных потребностей воспитанников. Так мы подо­шли к пониманию и формулированию двух основополагающих принципов воспитания, на которых базируется новая техноло­гия воспитательного процесса. Первый из них — личностная направленность воспитания, а второй — самостоятельная дея­тельность воспитанника. Подобно принципу природосоответ-

ствия, известному со времен Коменского, они скрепляют все другие принципы, рассмотренные выше.

Сущность принципа личностной направленности воспита­ния нам уже ясна.

Известно: пока человек не ощутит значения чего-либо для себя лично, он будет относиться к этому индифферентно, без­различно, поймет в лучшем случае умом, а этого для формиро­вания убеждений и поступков мало. Если мы хотим добиться успеха, нужно показать воспитаннику, что это имеет значение лично для него, например убедить его, что если он будет знаю­щим, образованным, интеллигентным человеком, то он обяза­тельно добьется успеха.

Второй принцип собственной созидательной деятельности имеет глубокие исторические корни, о его содержании мы много говорили выше. Школьное воспитание должно обеспе­чивать необходимый объем деятельности, упражнений. Дости­гают этого организацией воспитательных дел, ситуационных игр, моделирующих реальные ситуации.

Благоприятные условия для осуществления этих принципов создают электронно-вычислительные машины. Их внедрение в воспитательный процесс позволяет полно реализовать прин­цип личностной направленности воспитания. Школьник ощу­щает, что только он единственный и главный объект опеки электронного наставника. Последний заставляет действовать — искать выходы из ситуаций, обнажать взгляды, мысли, ощуще­ния, имитировать поступки, практически избирать и проверять различные варианты поведения, тут же видеть последствия тех или иных действий.

Возможно, мы вскоре не будем «читать мораль» нашим вос­питанникам о вреде курения. Мы им просто предложим пора­ботать с компьютерной программой «Закурим, старик!», где все последствия курения каждый смоделирует на себе: введет дан­ные о своем здоровье, числе выкуриваемых сигарет и другие данные, а на память получит «красивую» распечатку ракового поражения дыхательных путей через определенное время. Если это не убедит нашего воспитанника, то его не убедит уже ни­что. Воспитательные программы такого типа отличаются боль­шой эффективностью и сегодня активно разрабатываются.

Компьютерная диагностика воспитанности. Целенаправлен­ная работа с классом начинается с диагностирования. Диагнос­тирование воспитанности — это исследование классного руко­водителя, которое дает ему информацию об уровне воспитан-

 

 

ности классного коллектива в целом и каждого воспитанника в частности. Главная задача воспитательного диагностирова­ния — установление реального состояния сформированности моральных и социальных качеств учеников, определение кри­тических и рискованных аспектов. На основе диагностирова­ния разрабатывается стратегия и тактика управления воспита­тельным процессом, программа воспитательных дел. Диагнос­тирование помогает определить, сколько времени и усилий по­надобится классному руководителю для того, чтобы достичь за­данного уровня сформированности определенных качеств.

Технология диагностирования воспитанности должна отве­чать ряду важных требований. Она должна быть; а) доступной для массового применения воспитателями всех уровней квали­фикации; б) экономной — требовать минимума времени и уси­лий; в) надежной — давать максимально обоснованные выво­ды; г) информативной — результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов; д) наглядной — вы­воды фиксируются в виде графиков, профилей, сравнительных срезов, чтобы их можно было анализировать, сравнивать изме­нения, накапливать. Всем этим требованиям отвечает компью­терная технология диагностирования класса.

Зафиксируем основные показатели класса как системы. Из множества конкретных характеристик выделим наиболее ин­формативные, опираясь на исследования американских педаго­гов Дж. Хемфилда и С. Висти. Вот их перечень:

1) автономность (самостоятельность) класса — показатель того, как класс, действуя независимо от других классов, само­стоятельно определяет свою деятельность и достигает успеха;

2) групповой контроль — это характеристика регулирова­ния классом поведения отдельных учеников;

3) гибкость (конформность) класса как показатель творчес­кого подхода учеников к выполнению своих обязанностей;

4) удовлетворенность от пребывания в классе: показатель — реакция на ожидание встречи с группой;

5) гомогенность — уровень объединения школьников в груп­пы вокруг важных в социальном плане проектов. Ее показате­ли — такие характеристики, как возраст, пол, принадлежность родителей к определенной социальной группе, интересы, при­вычки, жизненные ценности, установки;

6) сплоченность — как ученики помогают друг другу, знают жизнь своих друзей. Индикатор этого группового признака —

прежде всего уровень общения, характер обсуждаемых воп­росов;

7) участие (вклад) — сколько сил и времени затрачивает каждый на общегрупповые дела;

8) доступность (открытость) класса — указывает на то, мо­гут ли другие ученики присоединиться к нему для отдыха или каких-либо дел во внеурочное время, выдвигаются ли при этом дополнительные требования. Индикатор — число учеников, принятых классом;

9) поляризация — показатель стремления группы достичь какой-либо известной всем и принятой всеми цели;

10) потенциальная возможность — показатель того, на­сколько группа стала основной для своих членов. Индикатором служит число и характер требований, которые группа удовлет­воряет или может удовлетворить. Сами же потребности — сви­детельство того, носителем каких ценностей является класс;

11) величина класса как количественная характеристика;

12) длительность — сколько времени класс существует без изменения состава;

13) стратификация — показатель, характеризующий распре­деление ролей в структуре класса, позицию отдельных школь ников;

14) целостность, указывающая на единство и прочность объединения, и некоторые другие показатели.

На основе этих стержневых (опорных) характеристик разрабатывается диагностический анализатор. Это система конкретных утверждений, предлагаемых испытуемым для анализа и I оценки. Компьютерная программа позволяет вводить большое количество утверждений, охватывающих все стороны жизни и деятельности класса, предлагать для их оценки широкий спектр критериев и достигать высокой информативности и до­стоверности выводов.

На рис. 12 представлен образец диагностической карты вос­питанности класса (аспект общечеловеческих качеств). Клас­сный руководитель получил срез, характеризующий сформированность этих качеств на данный момент развития воспита­тельного процесса. Ломать голову, с чего начинать, не прихо­дится: необходимо браться за формирование прежде всего тех качеств, профили которых (столбики) имеют на диагностичес­кой карте наименьшую длину.

Рис.12

В компьютерном диагностировании воспитанности класса принимают участие все ученики и педагоги, преподающие в данном классе. Таким образом, сопоставляются два взгляда на одну проблему: изнутри — как ее видят ребята и извне — как ее видят педагоги. Участие в диагностировании всех заинтере­сованных лиц способствует высокой объективности выводов. Компьютерные программы для школьников оформлены в виде занимательных игр («В нашем классе», «Я не удовлетворен», «Я предлагаю» и др.). Диагностирование проводится, как ми­нимум, два раза в год — в начале цикла воспитания и по его завершении. Трудно переоценить значение полученной инфор­мации. Наложение исходного (начального) и конечного (завер­шающего) профилей класса наглядно иллюстрирует изменения воспитанности по всем параметрам. Видимым становится и вклад классного руководителя. (К слову сказать, эта технология в сочетании с другими методиками весьма надежна при коли­чественном измерении уровня профессионализма и педагоги­ческого мастерства.) Ее начинают все шире использовать для решения разнообразных педагогических задач.

Один из вариантов технологии позволяет осуществить лич­ностный подход к воспитанию. Завершив увлекательную игру, каждый ученик получает диагностическую карту личной воспи­танности, на которой представлены уровни сформированности общечеловеческих качеств на данный момент (рис. 13). Главная цель диагностирования — привлечь внимание воспитанника к

Рис.13

проблемам самовоспитания. Новый подход к воспитанию вы­зывает огромный интерес у школьников: каждый хочет полу­чить свой «портрет». И если он хотя бы раз посмотрит на него, задумается над своими проблемами, задачу можно считать выполненной.

Воспитательные тесты. Общая идея использования воспита­тельных тестов состоит в упрочении диагностической основы воспитательного процесса, повышении его практической отда­чи. Она вытекает из необходимости предлагать воспитанникам не обобщенные «воспитательные мероприятия», а точно выве­ренные дела, детерминированные уровнем сформированности личностных качеств воспитанников и проблемами личностного

совершенствования.

Общие признаки основанной на этом технологии воспита­ния следующие:

• воспитательное воздействие осуществляется в форме ком­плексных воспитательных дел, включающих игру, элементы воспитательной (этической) беседы и индивидуальные кон­сультации;

• каждое дело начинается компьютерной диагностикой уровня сформированности моральных, социальных, других ка­честв у каждого воспитанника;

• воспитательное воздействие усиливается эффектом «кол­лективного сопереживания», вызванного активным анализом

результатов диагностирования и осознанием достигнутого уровня сформированности определенного качества в сопоставлении с идеалом;

• воспитанники овладевают необходимыми для жизни сре­ди людей качествами в системе, учатся познавать себя, узнают о путях самосовершенствования;

• программа личностного самосовершенствования каждого (независимо от результатов диагностирования) закрепляется индивидуальными консультациями, советами классного руко­водителя.

Конкретный пример разработки и проведения воспитатель­ных дел покажет нам особенности и преимущества новой тех­нологии.

Пусть, например, предварительное диагностирование вос­питанности класса показало, что подавляющее большинство школьников не очень внимательны к своим близким, друзьям, другим людям. Классный руководитель решил провести игру, в которую органично войдут этическая беседа, инструктаж и консультирование. В классе должны быть компьютеры с про­граммой для диагностирования этого качества.

Очень важно неформально начать игру. Педагог предлагает ребятам «поиграть» с ЭВМ, что они с удовольствием поддержи­вают. Название воспитательного теста, мотивационная инфор­мация высвечивается на экране дисплея, а поэтому нет необхо­димости формулировать тему и цель воспитательного дела. В кратком вступительном слове (не более 3—5 мин) классный руководитель дает необходимые определения, цитирует 2—3 яр­ких афоризма, выражения, притчи и т. п., чтобы привлечь вни­мание ребят. А далее следует обращение: «Давайте, дети, прове­рим себя, как развито у нас это качество, а потом подумаем, что нам делать дальше».

Тестирование длится 12—15 мин. Каждый получает оценку сформированности определенного качества, а также скупые компьютерные советы по программе самосовершенствования.

После завершения игры ребята начинают, как правило, об­мениваться впечатлениями, интересуются результатами тести­рования друг друга, высказывают пожелания, задают вопросы классному руководителю. Это фактически уже начало этичес­кой беседы, а в 8—9 классах и дискуссии. Не учитель спра­шивает учеников, заставляет отвечать, а они сами проявляют инициативу. Главное здесь — быть готовым к самым неожи­данным вопросам. Но если уж слово получит классный руково-

дитель, он может использовать «домашнюю заготовку» — это должно быть яркое, эмоциональное, наполненное интересной информацией 5—7-минутное выступление, в котором обсужда­ется значение этого качества. Потом можно провести индиви­дуальные консультации.

Школьники получают «портрет» сформированности опре­деленного качества (рис. 14). Для этого придуман нетрадици­онный и не оскорбительный ни для кого способ вывода ин­формации: буква Я закрашива­ется на такую высоту, которая соответствует уровню сформи­рованности качества. Особенно нравится школьникам измене­ние выражения «лица», кото­рым сопровождается определе­ние качества: это «лицо» стано­вится тем более привлекатель­ным, чем выше уровень сфор­мированности качества. Обыч­но ребята хотят получить рас­печатку. Сделайте ее — пусть думают, анализируют, сравни­вают.

Рис. 14

Игра длится не более 35—45 мин, и лучше всего прервать ее на самом интересном месте, чтобы школьники захотели встретиться снова и обсудить новые проблемы. Конечно, они будут настаивать, чтобы учитель поставил новую игру на диаг­ностирование еще какого-нибудь качества. Но сразу делать этого не нужно: каждому качеству — свое хорошо подготовлен­ное дело.

Одно из преимуществ технологии — последовательность и систематичность воспитательного воздействия. Пакеты ком­пьютерных программ составлены так, чтобы охватить воспита­тельные дела от начала 5 и до окончания 9 класса, т. е. на пять лет работы классного руководителя. В школьной практике уже широко применяются пакеты «Кто я», «Людмила», «Я среди людей», «Принцесса», «Путь к себе» и др., в каждом из кото­рых 10—15 воспитательных тестов. Вот названия некоторых:

«Эго» (измерение уровня эгоистичности), «Воля», «Шарм» (привлекательность поступков и имиджа), «Юмор», «Внима­ние», «Обида» (насколько вы обидчивы), «Нерв» (стрессы), «Терп» (терпеливость по отношению к другим), «Орп» (органи­зованность), «Доброта», «Совесть», «Долг», «Лидер» (организа-

торские качества), «Темперамент», «Характер», «Нахал» (на оп­ределение названного качества) и многие другие.

Воспитательные дела на диагностической основе с приме­нением воспитательных тестов чередуются с практическими (примерно в одинаковой пропорции).

Компьютерная экспертная система. Она создана для модели­рования и количественной оценки результатов воспитательного взаимодействия классного руководителя с классом и пока не имеет аналогов в мировой педагогике.

Мысль о том, что каждый воспитанник должен найти свое­го воспитателя, не нова: там, где результаты процесса зависят от объединения усилий многих участников, приходится очень серьезно заниматься подбором и сплочением участников про­цесса. Педагогическое сотрудничество никогда не осуществить в массовой практике, пока воспитатель и воспитанники не проникнутся взаимными симпатиями и доверием на основе общности характеров, интересов, взглядов, отношения к делу. Стоит вспомнить в этой связи забытый опыт подбора гуверне­ров: без испытательного срока и тщательной проверки, сойдут­ся ли, подружатся ли, подойдут ли друг другу ученик и учи­тель, контракт с педагогом не подписывался.

Пришло время научно решать проблемы «душевной гармо­нии» воспитателя и воспитанников. Нужно, наконец, отказать­ся от практики случайного назначения классных руководите­лей без предварительного исследования (диагностирования и прогнозирования) тех отношений, которые сложатся у воспи­тателя с классом, результатов педагогического воздействия. Как практически осуществляется эта идея?

Прицельный подбор классных руководителей обеспечива­ется в соответствии с характеристиками определенного класса. С помощью компьютерных программ сопоставляются намере­ния и возможности воспитателя с уровнем воспитанности, осо­бенностями и ожиданиями класса. Такие программы называ­ются экспертными системами, потому что они, подобно экс­пертам-специалистам, сопоставляют взаимодействующие ха­рактеристики и определяют последствия этого взаимодействия.

Педагогическая экспертная система «Оранта» действует по четким логическим критериям. Но ведь человек — существо эмоциональное, не всегда последовательное, привыкшее боль­ше руководствоваться амбициями, настроениями, конъюнкту­рой, чем логикой. Поэтому ошибок не избежать: они всегда были, есть и будут. Задача — свести их к минимуму. И тут, как

бы ни возражали противники формализованных подходов к организации воспитательного процесса, без четких критериев, изучения различных вариантов, выбора наиболее выгодного не обойтись. Реально это можно сделать, только выполнив огром­ное количество расчетов, компьютеризировав процесс «проиг­рывания» ситуаций и принятия решений.

Естественно, пока все типы педагогических отношений за­ложить в ЭВМ не удается. Приходится временно ограничи­ваться массой обобщенных характеристик. В частности, рас­сматриваемая экспертная система действует на основе главных характеристик, игнорируя частные. По введенным характерис­тикам она безошибочно определяет тип педагога и тип класса. В результате длительных исследований выделены три типа вос­питателей: авторитарно-агрессивный, контактно-демократичес­кий, безразлично-нейтральный. Каждый из этих типов описан множеством присущих ему конкретных качеств (около 100 ха­рактеристик). Выделены и описаны также и наиболее распро­страненные типы классов: независимо-агрессивный, скромно-независимый, покорно-податливый.

Задача экспертной системы — установить тип и логически предсказать, каких результатов можно ожидать от сочетания различных типов воспитателей и воспитанников. Нетрудно просчитать, что при этом возможны девять главных сочетаний, например: авторитарно-агрессивный педагог и покорно-подат­ливый класс и т. д. Из практического опыта и действия педаго­гических закономерностей выводится результат (точнее, веро­ятность) каждого сочетания. Так, результат воспитательного влияния в условиях сочетания авторитарно-агрессивного педа­гога с независимо-агрессивным классом на 80—85% будет низ­ким. При этом воспитание будет сопровождаться высоким уровнем конфликтности, взаимным неуважением воспитателей и школьников, антагонистическими межличностными отноше­ниями, которые педагог будет стремиться затушевать, возраста­нием напряженности (ребята не любят классного руководите­ля, но обязаны подчиняться) и другими негативными послед­ствиями. Не лучше ли сразу скорректировать процесс?

Свой анализ экспертная система завершает обращением к администратору: «Право выбора за вами». И в этом весь смысл компьютерной поддержки воспитательного процесса — ничто никому насильно не навязывается: вы можете действовать вслепую, опираясь на собственные взгляды, а можете пригла­сить в помощники весь потенциал научной педагогики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.