Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Заполните схему




IV. Заполните пропуски

III. Выберите правильный ответ, доказав ошибочность всех остальных. Что такое воспитательное дело?

1. Мероприятие, связанное с работой школьников на при­школьном опытном участке.

2. Вид организации и осуществления конкретной деятель­ности воспитанников.

3. Посильное, полезное и необходимое занятие для школьников во внеурочное время.

4. Инструмент (средство, способ) педагогического воздей­ствия.

5. Комплексное приложение общих усилий в трудовом воспитании школьников.

Учебный процесс состоит из уроков, а воспитательный — из...............................   воспитательных дел  
Воспитательное дело — это.................... организации и............................................ конкретной воспитательной деятельности   вид осуществления  
В любом ВД выделяются следующие эта­пы: 1)........................, 2)..........................., 3)..............................., 4)............................ 5)...............................   целеполагания, планирования, организации, осуществления, анализа  
В любом ВД выделяется.......................... цель и............................................ цели   доминирующая сопутствующие  
Любое БД проектируется на основе.......................... и...................... подходов   деятельностного комплексного  

 

V. Технология организации воспитательного дела осно­вывается на следующих положениях (допишите дальше сами):

Технология орга­низации ВД   1...........................................................................  
2...........................................................................  
3...........................................................................  
4...........................................................................  
5...........................................................................  
6...........................................................................  

 

VI. Из перечисленных утверждений выберите те функ­ции педагога, которые он Выполняет на этапе осуще­ствления ВД: 1) следит за реализацией программы; 2) вы­полняет диспетчерские функции; 3) осуществляет диагнос­тирование: 4) устанавливает уровень сформированности требуемых качеств; 5) намечает стратегию дальнейшей ра­боты; 6) следит за четким решением организационных во­просов.

При анализе ВД следует ответить на вопросы   1.            
3.            
5.            
7.            
9.            
11.            
13.            
15.         ..................................  

 

Социально-ориентированные воспитательные дела

По целям и назначению выделяются многие виды воспита­тельных дел: этические, социально-ориентированные, эстети­ческие, познавательные, спортивно-физкультурные, экологи­ческие, трудовые и др. Воспитательные дела, в которых доми­нирующей целью выступает воспитание общественно значимых качеств, условно называют социально-ориентированными. Ус­ловно, ибо цели любого воспитательного дела имеют комплекс­ный характер. Главная цель ВД данного направления — форми­рование у школьников системы социальных отношений: к об­ществу, органам государственной власти, правопорядка и т. д.

Каково содержание стержневых общественных качеств лич­ности? Важнейшее из них — гражданская позиция (граждан­ственность) проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире. Чувство гражданского долга приобретает в современных условиях первостепенное значение. С ним неразрывно связано и другое важнейшее со­циально-нравственное качество личности — дисциплинирован­ность. Это качество не случайно оказалось в ряду социально значимых. Именно через понятную даже младшим школьни­кам дисциплину — осознанную необходимость — совершается

постепенный и незаметный переход к усвоению социальных отношений.

Дисциплинированность проявляется в поступках и действи­ях человека и отражает сознательное выполнение обществен­ных норм и правил поведения. Она не требует постоянного на­пряжения мысли, потому что это следствие привычки посту­пать в соответствии с уже сложившимся образом мыслей и действий, который характеризует отношение к гражданским, политическим, нравственным, юридическим правам и обязан­ностям. Благодаря такому сложившемуся отношению человек находит верную линию поведения в различных ситуациях.

Дисциплинированность требует выдержки, твердости, на­стойчивости, умения себя сдерживать. Она имеет в своей осно­ве волевое начало, но включает также и другие нравственные привычки, необходимые для общения, такие, как вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутренняя собранность и организованность. Выработка полезных привы­чек, развитие воли в то же время дисциплинируют человека. При этом важны не только внешняя собранность, подтяну­тость, приятные манеры, но и внутренняя убежденность в не­обходимости избранной линии поведения.

Основной путь выработки сознательной дисциплины — ор­ганизация воспитательных дел, входящих в систему социально-ориентированных ВД. Доминирующая цель этих дел — выпол­нение правил поведения, соблюдение режима и определенного распорядка жизни, деятельности школьников. Для этого в каж­дом учебном заведении определяются правила поведения, ко­торые отражают, с одной стороны, моральные принципы об­щества, с другой — специфику работы данного учебного уч­реждения. Правила поведения раскрывают смысл дисципли­нарных требований и их значение. Так, «Правила для учащих­ся» и «Правила внутреннего распорядка» в школе обязывают учащихся поддерживать чистоту помещения, аккуратный внешний вид, быть сдержанными, предупредительными, веж­ливыми по отношению друг к другу и к старшим, добросовест­но относиться к своим обязанностям.

Сегодня «Правила для учащихся», действовавшие в школе 60—80-х годов, вошли в противоречие с требованиями жизни. Теперь право вырабатывать собственные правила предоставле­но всем учебно-воспитательным заведениям. Но оказалось, что разработать их непросто, ибо должны быть тщательно учтены

не только обязанности, но и права и свободы воспитанников. Последние так долго игнорировались и подавлялись нашей школой, что педагоги испытывают немалые затруднения, пыта­ясь вернуть школе статус общественного учреждения.

Определенный порядок жизни и деятельности школьников принято называть режимом. Режим — это постоянно текущее воспитательное дело. Выполнение режимных требований — одно из основных условий эффективного воспитания: режим быстро вырабатывает устойчивые привычки личности. Воспи­танники привыкают к правильному чередованию труда и отды­ха, учатся определять объем работы, усваивают гигиенические требования. Соблюдение режима не только оказывает положи­тельное влияние на физиологические функции организма, но играет большую дисциплинирующую роль: приучает к опреде­ленному стилю поведения, помогает выработать умения и на­выки выполнения дисциплинарных требований.

При необходимости режим изменяется. Он должен быть:

1) целесообразным и соответствовать условиям, в которых жи­вет воспитанник, его возможностям и способностям; 2) точ­ным, обязывающим выполнять все виды деятельности в наме­ченные сроки; 3) конкретным; 4) реально выполнимым. В не­обходимости режима должен убеждать пример самого воспита­теля, распорядок жизни учебного заведения.

Среди общих требований, определяющих успех воспита­тельных дел дисциплинарной направленности, выделяются сле­дующие. Каждое новое дело, основываясь на предыдущем, должно продолжать процесс выработки сознательной дисцип­лины на более высоком уровне. Поэтому и сами дела не могут повторяться или механически переноситься из одной школы в другую. Они должны исходить из общих принципов, но быть нестандартными, соответствовать условиям места и времени, потребностям именно данной школы, все время усложняться. Поскольку воспитание идет не по частям, а в комплексе, то и дела всегда должны выполняться в определенной, четко сла­женной системе.

Если дисциплинированность все время изменяется, то пе­дагогам надо научиться видеть, где и когда наступают эти из­менения. А поэтому нельзя смотреть на дисциплинированность как на чисто количественный, суммарный процесс. Число вос­питательных дел никак не определяет успех. Педагогическое мастерство проявляется в том, чтобы умело направлять воспи-

тательные дела и на определенном этапе содействовать перехо­ду к новому качеству. Оно должно не просто наращиваться, а приходить в процессе отрицания того прежнего, которое уже устарело, стало ненужным, при сохранении всего лучшего, что было в нем.

Среди наиболее распространенных причин, мешающих ор­ганизовать эффективные воспитательные дела дисциплинарной направленности, выделяются следующие:

1. Слабая постановка учебно-воспитательной работы в шко­ле, когда остро ощущается дефицит знаний, умений, навыков.

2. Односторонность в воспитательной работе, когда дис­циплинированность отрывается от других качеств или когда пытаются прививать их поочередно.

3. Кампанейщина в воспитательной работе, когда нет над­лежащего ритма, размеренности, плавности.

4. Недостаток педагогической культуры, выдержки, такта в обращении воспитателей с учениками.

5. Формализм, Когда педагоги больше заботятся о показном порядке, мнимом благополучии.

6. Неправильный подход к использованию дисциплинарных средств воздействия, их недооценка или переоценка.

7. Отсутствие согласованной системы воспитательных дей­ствий, когда надеются на отдельные разрозненные средства, не видят главного.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.