Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольный тест




ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы   Х   XI   XIII  
Ответы     4, 5    

 

1. Чем отличается технология от искусства воспитания?

2. Какие новые качества приобретает процесс воспитания, раз­вивающийся по технологической схеме?

3. Будущее за искусством или за технологией воспитания? По­чему?

4. В чем сущность комплексного подхода к воспитанию?

5. Что такое воспитательное дело?

6. В чем сущность коллективных воспитательных дел?

7. Какова структура воспитательных дел?

8. Каковы обязанности педагога на этапах планирования и орга­низации воспитательных дел?

9. Каковы обязанности педагога на этапах организации и ана­лиза?

10. Что такое социально-ориентированные воспитательные дела?

11. Как вырабатывается дисциплинированность школьников?

12. Как формируется активная жизненная позиция?

13. Что такое этические воспитательные дела?

14. Как формируются общечеловеческие ценности?

15. Как разрешаются нравственные проблемы полового воспита­ния?

16. В чем сущность эстетических воспитательных дел?

17. Какую цель преследуют физкультурные воспитательные дела?

18. В чем сущность экологических воспитательных дел?

19. Какую цель преследуют трудовые воспитательные дела?

20. Какие другие виды воспитательных дел вы можете назвать?

Литература для самообразования

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.—М., 1989.

Шуркова Н. Нравственное воспитание // Воспитание школьников. — 1990. — № 1—3.

1 Социальная работа

Тихо и почти бескровно совершилась третья в уходящем столетии русская революция. Старый государственный и об­щественный строй рухнул, похоронив под обломками преж­нюю воспитательную систему. Пострадали прежде всего об­щественное и семейное воспитание, которым принадлежит ве­дущая роль в формировании личности. Впрочем, общественное воспитание пострадало еще раньше — в первые десятилетия социалистического строя оно было заменено государственным.

Под общественным (социальным) воспитанием понимается воспитание, осуществляемое в системе «человек — человек», т. е. через непосредственные человеческие отношения, а также спе­циально учрежденными для этой цели общественными инсти­тутами — благотворительными фондами, организациями, об­ществами, ассоциациями и т. п.

Иногда понятие общественного воспитания сужается до от­дельного направления воспитательной деятельности, напри­мер, в семье, в других же случаях оно охватывает всю обще­ственную воспитательную систему, подчиняя себе даже школь­ное воспитание. Есть попытки сводить общественное воспита­ние к благотворительной деятельности, работе с так называе­мыми «группами риска», решению воспитательных проблем различных возрастных групп и слоев населения, пожилых лю­дей и т. д.

Социальное воспитание обретает особую остроту в кризис­ные периоды развития общества и служит средством самоза­щиты людей, брошенных государством. Именно так произо­шло и в нашей стране. Подавленное как буржуазный пережиток в 20-х годах, оно снова возвращается, робко нащупывая себе дорогу в действующей по инерции государственной системе. Помощь социальным аутсайдерам — престарелым, инвалидам, одиноким, малоимущим и другим категориям населения — главные направления социального воспитания на этапе перехода нашей страны к рыночным отношениям.

Но не только это. В развитых странах мощная система об­щественного воспитания серьезно влияет на формирование важнейших качеств у подрастающих поколений. Только в об­ществе и средствами общественного влияния могут быть сфор­мированы у людей те качества, которые ни школа, ни семья в отдельности сформировать не могут, — гражданственность, пат­риотизм, социальная активность, ответственность и т. д. Шко­ла и семья в данном случае являются помощниками и выпол­няют то, что принято называть «социальным заказом». Здесь, как видим, социальное воспитание приобретает иную направ­ленность.

Проблемы общественного воспитания изучает социальная педагогика (от лат. socium — общество). Ее предмет — законо­мерности влияния социальной среды на формирование лично­сти. В частности, исследуется влияние семьи, неформальных объединений, средств массовой информации, церкви. Внима­тельно присматривается социальная педагогика к «группам риска», которые составляют люди, волею судеб оказавшиеся в сложных и критических условиях, — безработные, бомжи, нар­команы, пьяницы, проститутки, преступники, больные, вышед­шие из мест заключения, попавшие в преступные группы и за­прещенные религиозные секты и т. д. Этим людям особенно нужна квалифицированная педагогическая помощь. Социаль­ная педагогика изучает также особенности процессов воспита­ния в зрелом и пожилом возрасте, в условиях трансформации человеческих отношений под прессингом рыночных отношений, жесткой конкурентной борьбы. Интересуют ее и проблемы де­ловой карьеры, женского воспитания, удовлетворения работой, организации досуга. Социальная педагогика ищет пути активно­го сотрудничества с церковью в духовном возвышении людей.

Практическая организация общественного воспитания вы­делилась в развитых странах в профессиональное занятие и по­лучила на Западе название «социальная работа». Поскольку опыт социального воспитания в России утерян, а возрождаю­щаяся социальная педагогика пока не может указать правиль­ный путь его развития, есть смысл ознакомиться с зарубежным опытом социальной работы.

«Социальная работа» — принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благо-

творительность, религиозный долг человека, как система гума­нитарных услуг нуждающимся. Однако только в нашем веке социальная работа признана во всем мире как профессия, тре­бующая специальной подготовки.

Социальная работа — это еще и систематические мероприя­тия, направленные на то, чтобы облегчить неудачное приспо­собление человека к обществу. Она отличается от филантро­пии, благотворительности и похожих видов деятельности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков самопомощи.

Наиболее эффективна та помощь, которая оказывается не разрозненными одиночками, а мощными профессиональными организациями (коммерческими и некоммерческими), поддер­живаемыми государством и общественным мнением. Социаль­ная помощь — это показатель высокой культуры и цивилизо­ванности общества. Как правило, она встречает сочувствие и уважение всего населения, поэтому пользуется высочайшим авторитетом. Хотя известно, что оплата труда социальных работ­ников не очень велика, а поступающих на отделения социаль­ной педагогики учебных заведений не так много.

Работу социального педагога с одинаковым правом можно называть религиозным долгом, социальным призванием, про­фессией и бизнесом. Чем занимается социальный педагог?

В своей практической деятельности первые социальные ра­ботники западных стран охватывали широкий круг проблем — от обучения иммигрантов английскому языку до оказания по­мощи в приобретении навыков, необходимых для получения работы в индустриальном обществе. Они стремились уничто­жить социальную несправедливость, особенно в отношении женщин и детей, и подключить науку к делу помощи бедным. Предполагали, что только ученые смогут объяснить истинные причины пауперизма, а научная методика поможет эффектив­но решить конкретные проблемы.

Термин «практическая социальная работа» используется с 1970 г. Прежде этой работе давались разные определения: с точки зрения методологии — работа с клиентом, работа с груп­пами, в общинах, с точки зрения ее направленности — соци­альное обеспечение детей, семейные услуги, медицинская со­циальная работа, психиатрическая, работа в исправительных учреждениях; в зависимости от контингента или проблемных

групп — работа с бедняками, инвалидами, душевнобольными или умственно отсталыми, с детьми, лишенными ухода, алко­голиками. Наряду с такими узкими специализированными под­ходами формировался более широкий взгляд.

Социальные работники сталкиваются с широким кругом проблем. Это алкоголизм, нарушение прав собственности, пло­хое обращение с детьми, супружеские конфликты, психические и физические заболевания, бродяжничество, изоляция от об­щества, отсев школьников, побеги детей. Специализация по группам проблем необходима, так как она позволяет специа­листу получить более глубокую подготовку.

В настоящее время сферами практической работы считают­ся: семья, помощь детям, здравоохранение, душевнобольные, социальная работа по профессиям, престарелые, образование и исправительные заведения. Это самый широкий подход к спе­циализации. Он требует, чтобы работник в соответствующей области владел необходимыми знаниями о категориях населе­ния, которые обращаются за данным видом помощи, о возника­ющих здесь проблемах.

Ключевым фактором в понимании специфики социальной | работы явилась публикация в 1917 г. книги «Социальный диалог» Мэри Ричмонд. В этом классическом труде написа­но: «Хороший социальный работник занимается не тем, что вытаскивает людей из нищеты; он думает о том, что бы та­кое сделать, чтобы вовсе избавиться от нищеты». После М. Ричмонд парадигма «изучение, диагноз, лечение» стала главной в социальной работе.

В одном из первых крупных трудов, посвященных методо­логическому обоснованию социальной работы, М. Карпф (1931) перечислил все дисциплины, на которые она должна опираться в своем развитии: биология, экономика, медици­на, психиатрия, социология, статистика, антропология, педа­гогика, социальная психология. С тех пор этот список мало в

чем изменился.

В 70-е годы доминирующим становится системный, или

комплексный, подход, согласно которому от социального ра­ботника требовалась не узкая специализация в одной об­ласти (что часто делало его беспомощным), а универса­лизм, умение сочетать разные методы и области. Возросло значение педагогики, социологии и теории систем. Необхо-

димость в объединении возникала по мере того, как внутри социальной работы росло число узких специализаций. Од­новременно с этим происходили важные изменения внутри дисциплины: появилась потребность в методической культу­ре, знании конкретных технологий социальной работы.

Сегодняшняя социальная педагогика представляет собой мощную научную и практическую индустрию, в которой заняты миллионы людей во всем мире. «Социальная рабо­та» — термин, некогда объединявший представителей мно­гих профессий, сегодня стал названием особой профессии и научной дисциплины, использующей комплексный (по су­ществу педагогический) подход.

Выше было отмечено, что потребность в таком подходе возрастает в кризисные периоды, особенно во время спада экономики. Это наблюдалось перед первой мировой войной, во время великой американской депрессии 30-х годов, пос­ле октябрьского переворота в России, когда социальные проблемы затрагивали огромные массы людей. С помощью комплексного подхода социальным работникам удавалось справиться сразу со множеством человеческих проблем. В периоды стабилизации торжествуют консервативные идеи, потребность в социальных службах уменьшается, что очень ярко прослеживается на опыте нашей страны.

Современное общество переживает экономические и тех­нические потрясения. Внедряются новые технологии, вы­свобождающие огромные массы людей. Уровень безработи­цы в стране очень высокий и будет, по прогнозам, еще выше. Сегодня наше общество напоминает пирамиду, основную часть которой заполняют бедные, незначитель­ную — люди со средним доходом и совсем маленькую — богатые.

У нас, как и на Западе, опросы людей показывают, что они по-разному понимают создавшееся положение. Так, 60% американских студентов считают, что ответственность за тех, кто нуждается или пострадал (престарелые, инвали­ды, безработные), несут семьи или местные власти, а 40% полагают, что, если общественные программы будут слиш­ком щедрыми, это приведет к тому, что семьи перестанут брать на себя ответственность за своих зависимых членов. 38% студентов утверждают, что социальным работникам следует отказаться от своей исторической обязанности за-

ботиться о бедных и заброшенных, а 28% респондентов твердо заявляют, что частный сектор лучше государствен­ного оснащен всем необходимым для решения социальных проблем. Примерно так же отвечают на вопрос — кто дол­жен заботиться о незащищенных слоях общества — и наши студенты.

Во всем мире осуществляется очень серьезное обучение работников социальных служб. Оно отражает специфику на­циональных систем образования, которые в разных странах сильно отличаются между собой. Нет единого, универсаль­ного образца в деле воспитания социальных работников, даже в пределах одной страны. Различные модели обуче­ния мирно уживаются.

В Японии, например, существует достаточно широкий вы­бор программ подготовки социальных педагогов: два года обучения в местном колледже, четыре года студенческих занятий в колледже или университете (самый распростра­ненный вариант) и два года аспирантуры в университете с получением степени магистра. В Индонезии, которая уна­следовала голландскую модель, предусматриваются самые различные уровни обучения — от курсов среднего образо­вания до университетских программ для студентов.

В Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Греции, Италии, Ни­дерландах, Норвегии, Португалии и Швейцарии в универси­тетах существуют специальные отделения для подготовки социальных работников. Обучение продолжительностью в

3—4 года рассматривается как специализированная подго­товка. Выпускник получает диплом или степень социального работника. В Англии подготовка социальных педагогов предусмотрена в университетах, колледжах с продвинутым образованием. Современные программы предусматривают

4-годичные курсы на звание бакалавра, 1-годичную аспи­рантуру, 2-годичные курсы для незакончивших полный курс университета и для них же — 3-годичные курсы. Выпускники получают квалификационные степени, дипломы и сертифи­каты.

Более 400 университетов и колледжей США предлагают программы по социальной работе, тысячи общественных и частных здравоохранительных и попечительских организа­ций тратят миллиарды долларов для найма профессиональ­ных социальных работников. В большинстве штатов приня-

 

ты законы, регулирующие практику социальной работы. Ей придан статус сферы гражданского обслуживания. Работни­ков регистрируют, им выдают удостоверения или разреше­ние (лицензирование). Несколько штатов наделили соци­альных работников правами торговцев, а страховые компа­нии рассматривают их как квалифицированных поставщиков услуг. Многие федеральные организации, такие, как Управ­ление по делам детей, молодежи и семьи и Национальный институт психиатрии, признают социальную работу профес­сией в своих договорных и дотационных документах. Растет число корпораций, нанимающих социальных работников для оказания услуг в рамках социальных программ. Хотя не­обходимость профессиональной подготовки и официальных документов, удостоверяющих наличие знаний, признана всеми, большинство из тех, кто оказывает социальные услу­ги населению, не являются социальными работниками в строгом смысле. Они не обучались в профессиональной школе и не входят в Национальную ассоциацию работников социального обеспечения (НАРСО) — ведущую профессио­нальную лигу США. Это специалисты начальных уровней. Их готовят к оказанию непосредственных услуг индивидам, семьям и группам. Специалисты продвинутого уровня ока­зывают услуги в опосредованной форме. Это может быть административная деятельность, исследования и разработ­ка политики социальной работы. Таким образом, специалист продвинутого уровня должен обладать как глубиной, так и широтой мышления, а не узкотехническими навыками, и умениями.

В 70-х годах НАРСО приняла шестиуровневую шкалу про­фессиональной квалификации. Она включает как допрофессиональный, так и профессиональный уровни и основывает­ся на непрерывной системе обучения. Известно, что некото­рые задачи, выполняемые социальными работниками, не требуют высшего образования, а для других необходимо не только высшее образование, но и докторантская подготовка. Шкала включает два класса допрофессионального уровня:

помощник в области социальной работы (диплом средней школы) и специалист системы социального обслуживания (соответствует степени в области гуманитарных наук или студенту, специализирующемуся в социальных услугах по программе бакалавра). На профессиональном уровне при-

няты четыре класса: социальный работник со степенью ба­калавра, социальный работник со степенью магистра, дип­ломированный социальный работник, закончивший акаде­мию (доктор социальной работы), действительный социаль­ный работник (докторская степень плюс продвинутый уро­вень практики).

Обследование НАРСО показало, что наибольший рост социальных работников отмечен в области ухода за людьми с задержкой умственного развития: с 1, 7 до 3, 2%. Зареги­стрирован рост в области услуг для детей и молодежи, а также услуг, предоставляемых семьям. В других сферах произошло сокращение, например в области общественной помощи — с 8, 2 до 1, 0%. Пострадали также юридическая помощь преступникам и школы социальной работы. Сокра­тилось предоставление социальных услуг тем группам, ко­торые сегодня вызывают меньше сочувствия, чем прежде, а именно беднякам и преступникам.

Современная социальная педагогика базируется на серь­езной научной основе. База знаний в социальной работе — это сплав того, что наработано непосредственно в данной области, и того, что позаимствовано из других дисциплин. Социальная работа многое взяла из философии, этики, юриспруденции, социологии, психологии. Понятия о поведе­нии индивидов, социальных группах, моделях семьи, власти и авторитета, соседстве и общественной жизни, социализа­ции и субкультурах, стратификации и социальном расслое­нии, поведении сложных структур и разнообразии культур­ных систем социальные работники позаимствовали из пси­хологии и социологии. Но методика практической работы с клиентами и группами формируется в решающей степени под влиянием педагогики, психологии и медицины.

В начале XX в, когда социальная работа еще только ста­новилась на ноги, наблюдался перекос в сторону увлечения психологией. В целом психоанализ, психиатрия и психоло­гия оказались основным источником понятий и взглядов для практики социальной работы. Следствием явилась господ­ствующая по сей день ориентация на индивида.

Сегодня растет понимание того, что социальная работа должна быть научно обоснованной. Повышается престиж научных исследований в профессии, проводятся специаль-

ные конференции, на которых обсуждается эффективность использования теории на практике. В США издаются два на­учных журнала по вопросам социальной работы. Возрос удельный вес научных статей в журналах по общим вопро­сам социальной работы. Продолжает расти число ученых с докторскими степенями, а вместе с ним и число диссертаци­онных исследований, расширяется круг профессионалов, владеющих усовершенствованной методикой научных изыс­каний.

| В России и бывших странах СНГ становление социального воспитания происходит на старых традициях государственной системы. Создаются службы занятости, учреждения по делам семьи и молодежи, опеки инвалидов и престарелых, приюты для бездомных детей и т. п., но все это государственные учреж­дения, функционирующие под эгидой соответствующих ми­нистерств и на бюджетные деньги. Общественной инициативы, движущей эти процессы в других странах, пока не чувствуется, несмотря на то, что реформы продолжаются уже почти десять лет, и есть определенная необходимость в организации соци­альной помощи людям.

Фактически сегодня мы пребываем на первой ступеньке со­здания отечественной системы общественной поддержки детей и молодежи. Для ее развития необходимо обратиться к опыту создания негосударственных социальных служб, а также подго­товки кадров для социальной работы. Время не ждет. Пробле­мы активизации общественного воспитания должны стать при­оритетными на современном этапе построения демократического общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.