Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распространенные ошибки семейного воспитания Е




Типичной ошибкой во многих нынешних семьях, где дети педагогически запущенные, является стремление родите­лей как можно быстрее, одним махом перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у ро­дителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание не­медленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что

 

Сухомлинский ВА. Избр. пед. соч. — М., 1979. — Ч. 1. — С. 152.

«им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эго­ист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевид­ным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая «переделка» — дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого «перевоспитания» и принятия строгих мер травми­руется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, — строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие — наказывают.

В 10—12 лет начинается у детей самая трудная пора для воспитателя — они становятся подростками и впервые на­чинают критически осмысливать окружающую их жизнь. Именно в этом возрасте нужны более строгие меры, чтобы удержать ребенка от дурного поступка, и их-то у родителей и не оказывается.

Родители, которые пытаются всяческими способами укло­ниться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они делают, называется другими словами. Подход при­митивный — отмахнуться, а порой откупиться от своих чад.

Детям предоставляется полная свобода, которой они, по­нятно, еще не умеют пользоваться. Детская безнадзор­ность, оказывается, не всегда является следствием заня­тости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

I Правила семейного воспитания

За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспи­тания детей в семье. И хотя они еще не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше пер­вичных фактов и простых заключений. Из них вытекают сове­ты родителям, правила семейного воспитания.

Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особен­но когда те старше возрастом.

Исходя из положения о неизменности человеческой нату­ры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребенка мы получим, если со­ставим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и раз­делим ее пополам. Природа, выходит, проблем не создает.

Что же мешает наладить эффективное семейное воспита­ние? Во-первых, наследственность. Если сами родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы, что эти проблемы повторятся и в их потомстве. Во-вторых, и это уже подвластно родителям, — изменяющиеся и постоянно усложняющиеся усло­вия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что появилось в жизни их детей. Отсюда и подавляющее число проблем. В-третьих, постоянно снижающаяся культура семей­ного воспитания, где низкая педагогическая культура родителей занимает лишь малую часть. Здесь и отход от народной педаго­гики, традиций и воспитания всем обществом.

На этом общем базисе проявляются тысячи конкретных за­висимостей между родительским влиянием и качеством воспи­тания детей. Проанализируем некоторые наиболее очевидные вместе с вытекающими из них рекомендациями для педагогов и родителей. При этом постараемся не касаться традиционных советов, описанных в популярных психолого-педагогических руководствах.

Социальная педагогика семьи замечает все более тонкие связи и советует использовать их для повышения качества вос­питания современных детей.

1. Приоритет ближайшего круга основан на том, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их близости. Установки ближайшего круга общения для нас ве­сомее и сильнее, чем норма отстоящих сообществ, включая и общество в целом. Следовательно, семья дает родителям наи­больший шанс сделать своих детей счастливыми.

2. Следующее положение — «власть любимого» напоминает нам, что у тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами. Любите детей, и они станут воспитанными без дополнитель­ных усилий с вашей стороны.

3. Вольфганг Гёте высказал пожелания, которые могут слу­жить общей формулировкой еще одного важного положения семейного воспитания: «Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помо­гаем им стать такими, какими они в состоянии стать».

4. Существование «востребованного ожидания» вполне по­нятно объясняет нам эгоизм некоторых родителей: мы все хо­тим только то, что хотим, и потому даже малейшее отклонение в поведении от этого нашего настроя не рационализирует наш интерес, связанный с ним, а, напротив, убивает его. Да, воспи­тание детей — дело многотрудное. Особенно, если наши наме­рения не оправдываются.

5. Усиление просительного желания, обращенного к ребен­ку, уменьшает вероятность отклонения просьбы. Поэтому пра­вильным вектором поведения будет инверсия: настойчивое, на­рочитое выражение какого-то нежелания увеличивает шансы скрытых чаяний. Понявшие это родители расшалившемуся ре­бенку приказывают делать противоположное. Если хотят, что­бы он шел спать, приказывают не смыкать глаз; если хотят, чтобы он помыл руки, запрещают это делать и т. д. Здесь нужно чувство меры, все должны понимать, что это игра. Но ребенок всегда получает шанс спасти свое «Я». «Делай со мной, что хо­чешь, братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай бросать меня в этот терновый куст», — читают и смеются вместе папа и сын.

6. В семейном воспитании весьма полезно применять при­ем «вызывание кризиса», который требует, чтобы в опасных и малопонятных, с неизвестным исходом ситуациях сознательно обострять отношения, доводя их до «псевдокризисных», где си­туацию еще держат под контролем и можно корректировать поведение ребенка. Это своеобразная деловая игра. Тогда на­стоящий кризис не застанет вас врасплох. И вы, и ваши дети будете знать, как действовать. К этому примыкает прием «де­стабилизации»: если протекание семейных процессов воспита­ния вас больше не удовлетворяет, то самое лучшее средство приведения психики вашего ребенка и вашей собственной в нужное русло — потрясти или прервать ход событий.

7. Правило «голого короля» в педагогической интерпрета­ции может быть передано словами Катона Старшего: «Великий тот учитель, который выполнит сам то, чему учит». Большин-

ство наших бед берет начало прямо из невыполнения данного правила. Требуйте от детей только то, в чем вы можете служить им примером. Когда они подрастут и начнут понимать вас глубже, скажите просто — у меня этого нет, я этого не достиг, но я хочу, чтобы ты пошел дальше.

8. Избегайте действия зависимости «давящего молчания»:

контактная ситуация, сознательно удерживаемая одной сторо­ной от превращения ее в общение, становится для другой сто­роны нарастающе и очень быстро непереносимо-неприятной с появлением унизительно явственного чувства, когда человек сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное чужое «Отстань» или «Пошел прочь!».

9. «Держание в строгости», которое было в чести у наших предков, тоже не мешало бы изредка вспоминать: из посуды без трещин содержимое не вытекает. В строгих рамках задавае­мого детям образа поведения они способны быть существами предсказуемыми и неопасными.

10. В воспитании детей нет мелочей. Достигайте крупных сдвигов в воспитании через мелочи. Хотите, чтобы ребенок вы­рос аккуратным — педантично приучайте, скажем, застегивать все пуговицы; хотите нарастить крупные нравственные плас­ты — начинайте с вежливого приветствия соседей.

11. Педагогам и родителям всегда полезно помнить зависи­мость «заданности отношения», когда восприятие события за­висит вовсе не от события, а от стереотипа нашего восприятия. Т. е. привыкнув раз смотреть на поступки детей осуждающе, мы уже не дифференцируем сами поступки. Факт возвращения подростка после 20 ч всегда осуждается, но могут быть ведь и

важные причины.

12. Не начинайте снова там, где вы уже раз начинали. По­смотрите на природу: расставшись с деревом, плод не возвра­щается на прежнее место. Ребенок растет, отсекая вам вчераш­ние пути влияния на него.

13. Опираясь на «инерцию интереса», давайте ребенку по­слабление в начале любого дела. Потом наращивайте требова­ния и в конце концов отменяйте фору. «Ощущение праздника» обладает свойством продолжительной стойкости, и ребенок бу­дет помнить о нем даже тогда, когда исчезнет сам повод.

14. Многие неудачи в воспитании детей имеют одну и ту же причину — увеличение сводимого вместе количества. Собран­ные вместе «мелочи» уже определяют не «человека», а его «ис-

тинное лицо». Образ ученика, сложившийся в сознании учите­ля, — общий, а поэтому недоступный для конкретного воспи­тания. Семья должна настаивать на исключительности своего ребенка и заставлять педагогов приноравливаться к нему.

15. Заведите, если позволяют условия, стол овальной фор­мы. Замечено, люди за круглым столом непроизвольно добро­желательны.

16. О родительской ласке и ее магическом действии на де­тей знают все. Остается немного напрячься.

17. В семье нет места для мести. «Выходя на дорогу мес­ти, — писал О. Уайлд, — не забудь приготовить два гроба, один из которых — для себя». Родители, лишающие ребенка каких-то привилегий за проступок, по существу мстят ему. Лучше пе­реведите эту проблему в русло чисто экономических отноше­ний: не сделал, сделал не так — не получишь. Без этой преам­булы ваши ограничения будут весьма похожи на субъективное отмщение.

18. Еще никому не удавалось прожить свой век гладко — без ошибок, потерь и унижений. Жизнь сложна и удивительна. Больше беседуйте о жизни. Вместо нотаций — пример, притча, жизненный опыт, семейная история.

19. Великое искусство делать человека хорошим состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучше. Ничего не делайте, а лишь раздувайте гордость в человеке, и его страх перед позором всегда будет пропорционален стремлению стать лучше: ибо, чем больше человек ценит себя, тем больше он приложит стараний и тем больше лишений перенесет, чтобы избежать позора.

20. В физике известен «принцип Челомея»: «Чтобы система была устойчивой, ее надо время от времени трясти». Устраи­вайте проверку «на прочность» своим детям и учащимся, и вы будете точно знать, чего стоит ваш воспитательный талант.


«Учите терпению в страдании, бодрости в несчастии, му­жеству в правом деле», — призывал выдающийся педагог Н.И. Новиков. Познакомьтесь с его советами, имевшими в прежние времена большое влияние на родителей.

«... Кто не научился страдать с равнодушием, кого всякое небольшое приключение потрясает и ввергает в уныние, кто ужасается и дрожит от всякой угрозы, от всякого вида опас-

ности, тот не достигнет высокого уровня в нравственном со­вершенстве, и благополучие его подвержено весьма многим и скорым переменам. Терпеливый только, постоянный, не­устрашимый способен к преодолению трудностей, обретае­мых иногда на пути должности и праводеятельности, к со­противлению стремительной реке владычествующей гибели и к сохранению невинности своея и спокойствия духа при всех переменах и искушениях внешнего счастия. Но и к сим добродетелям должны мы заблаговременно быть приучае­мы; сперва должны мы научиться им в малости, когда хотим исполнять их в дальнейшем возрасте и при важнейших при­ключениях. Итак, не только выхваляйте детям своим или воспитанникам сии мужественные и благородные доброде­тели, но и упражняйте их в оных при всяких случаях. Не до­пускайте любовь вашу к ним преклонять вас к изнежению их вкуса, к пощажению их от всякого трудного и неприятного и к приучению их к слабости. Приучайте их паче к суровой не­сколько жизни, дабы никакие удобности не сделались им столь необходимыми, чтобы они не могли пребывать без оных, не будучи несчастны. Когда случаются им небольшие несчастия, когда терпят они какую-нибудь болезнь или отя­гощение, когда теряют они такие вещи, которые почитают драгоценными, то не умножайте чувствительность их, при­нимая в том великое и прискорбное участие, поднимая громкие жалобы, стараясь с чрезвычайною ревностию купно со всеми вас окружающими утешать их в сем несчастии, за­менить их потерю и в то же мгновение утишить весьма снос­ную их болезнь. Немного стоящим вещам не давайте в гла­зах их большей важности, нежели какую они имеют, своим об оных мнением и поступками. Старайтесь паче успокоивать их вашим спокойствием и вливать в них бодрость ва­шею смелостию. Научайте их всякую вещь почитать тем, что она есть; разговаривайте с ними дружественно о свойст­ве зла, их угнетающего, чувствуемой ими болезни, потерпенной ими потери; показывайте им, коль многоразличным злоключениям и несчастиям человек подвержен и сколь многое может он сносить и терпеть, когда только захочет. Приводите им примеры таких людей, которые гораздо более их страдают, однако терпеливы и постоянны, и вместо того чтоб устрашать их представлением всех возможных злых следствий, могущих произойти от их несчастия, научайте их

мало-помалу познавать многоразличную пользу, которую мудрый и добродетельный человек может получать из са­мых противностей, ему случающихся. Но и сим учениям да­вайте жизнь и силу вашим примером. Сносите сами с терпе­нием страдание, вам приключающееся. Не давайте им ни­когда слышать от вас роптательных и горьких жалоб на судьбы Божий; показывайте им собственным вашим поведе­нием, что вы умеете и в несчастии успокоиваться и с твер­дым мужеством идти на неизбежную опасность.

Наконец, охраняйте сколько возможно детей от всяких впечатлений страха и ужаса, происходящих от таких вещей, которым страшный и ужасный вид дают только невежество, либо суеверие, либо трусливость, либо рабские мысли. По­казывайте им сии вещи, когда находите к тому случай, де­лайте им оные известными и представляйте им в яснейшем свете слабость и несчастие тех, которые всегда бредят о опасностях и повсюду видят опасность»1.


VIII. Верно или неверно:

1. Конфликт поколений — вечная проблема семейного воспитания.

2. Правильному национальному воспитанию мешают низ­копробные зарубежные телесериалы.

3. Методы, которыми пользуются родители, не всегда вы­бираются правильно.

4. Главные воспитатели — бабушки и дедушки, они дол­жны жить вместе с внуками.

5. Всю свою жизнь родители должны подчинить воспита­нию детей.

6. Наказывать детей нужно, но умеренно.

7. Воспитание детей в семье Никитиных есть гипертрофи­рованная модель семейного воспитания.


Продолжаем разбор правил семейного воспитания. 21. Когда человек не может изменить сделанное, он начи­нает понемногу изменять свои взгляды, чтобы они больше вя­зались с уже совершенными поступками. Помните о коварстве этого «оправдания поступка» и не позволяйте ему завладеть вами. Сначала нужно все же думать, а действовать уже потом.

' Новиков Н.И. О образовании сердца // Избранное. — М., 1983. С. 406-407.

22. Посмотрев на себя внимательно и как бы со стороны, родитель обнаружит, что его первая спонтанная реакция на то или иное поведение ребенка имеет эмоциональный характер. Вторая же реакция, происходящая почти одновременно с пер­вой, имеет оттенок нравоучительный. Используйте эту связь в

своих целях.

23. Используйте в практике семейного воспитания «зависи­мость Парето»: за первые 20% лимита времени человек дости­гает 80% результата, а за оставшиеся 80% — всего лишь 20% результата. Следовательно воспитание «вдогонку» малоэффек­тивное.

24. Плавность и постепенность — важные принципы воспи­тания детей. Вы мало чего добьетесь резкостью и натиском и многого плавной настойчивостью, терпеливой постепенностью. «Взрыв» практикуйте очень редко и осторожно.

25. В случае общения детей со взрослыми мы имеем обще­ние неравное, которое развивается по законам зависимости и подчиненности. Величина неравенства определяется дистан­цией. Дистанцией устанавливается и количество запретов. А ка­кой она будет в ваших отношениях с детьми — решайте сами.

26. Совет, данный кому-либо в присутствии других людей, воспринимается как упрек. При общении с подростками об

этом нужно помнить постоянно.

27. Учитывайте факторы доступности, простоты и очевид­ности. Не усложняйте своего педагогического воздействия не­нужными подробностями, пояснениями, околичностями. Тре­бование должно быть четко поставлено и четко выполнено.

28. С непослушными детьми чаще применяйте прием «по­падания впросак». Ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или очевидно глупо, причем он понимает, что «подставился» сам — своей неуступчивостью, глупостью, своим непослушанием, — спешит скорее выбраться из нее. Спровоцируйте несколько подобных ситуаций, и вы увидите, как плодотворно они повлияют на осмысление жизни

вашим чадом.

29. Чем ближе к ребенку надзор над ним, тем эффективнее

функция подчинения. Выбирайте, что вам больше по душе, а потом устанавливайте степень надзора.

30. Если у вас не ладится с воспитанием в том ключе, в ка­ком вы действуете, резко измените стратегию своего поведения.

31. В делах своих помните о дереве, которое сказало дрово­секам: «Если бы в руках ваших не было части моего тела, вы бы никогда не смогли повалить меня» (Ахикар Премудрый).

32. Дети чувствительны не столько к разумности, сколько к устойчивости. Самые правильные, но «разовые» воздействия всегда будут менее эффективны, чем неразумные, но дли­тельные.

33. Сила собственного негативного опыта очень велика. Мо­жет быть, стоит «разрешить» ребенку раз дотронуться до горя­чего утюга, разбить нос и расцарапать коленки, чтобы навсегда избавиться от поучений на эту тему.

34. Постоянное общение с узким кругом людей притупляет взаимный интерес. Если разрушить эту связь невозможно, най­дите способы повышения внимания родных к вашей персоне. Тогда вам на какое-то время легче дадутся родительские обя­занности — дети уже навострили уши.

Все изложенное — лишь маленькая толика зависимостей, действующих в семейном воспитании. Дополнить их собствен­ными выводами — и задача, и необходимое условие повыше­ния воспитательного влияния родителей и педагогов.


Отклоняющееся поведение детей в семье принято клас­сифицировать в зависимости от степени его социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных осо­бенностей детей. Наиболее характерными из них являются:

непослушание, детский негативизм, упрямство, капризы, а также своеволие, недисциплинированность и, наконец, пра­вонарушения.

Непослушание наиболее распространенная в до­школьном и младшем школьном возрасте форма сопротив­ления требованиям, просьбам, советам родителей, нрав­ственным нормам общественного поведения. Может высту­пать в форме шалости, озорства, проступка.

Шалость — краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, ини­циатива, изобретательность. Особенностями шалости явля­ются ее положительный тон, переживание огромного удо­вольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. В нем также проявляются выдумка, инициатива,

активность. Однако в отличие от шалости озорник уже со­знательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства — досадить, отомстить или по­лучить выгоду для себя.

Проступок — это уже социально опасное явление. Ос­новное отличие проступков от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторя­ет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминут­ные желания и сознательно руководить поведением.

Детский негативизм проявляется как немотивирован­ное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Различают две разновидности негати­визма: пассивный и активный. В первом случае ребенок вы­ражает свое нежелание выполнить просьбу или требование старших, а во втором он поступает противоположным обра­зом по сравнению с тем, что от него требуют.

К педагогически оправданным средствам предупрежде­ния и преодоления негативизма следует отнести доброже­лательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедли­вости, разумная требовательность и уважительная форма обращения к нему в процессе взаимодействия.

Упрямство психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ре­бенка, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указа­ниям родителей. Это вид упорного непослушания, для кото­рого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, если становится очевидным, что оно бессмыслен­но и не приносит пользы.

Для борьбы с упрямством в семье необходимо создать обстановку требовательности, но вместе с тем и доброже­лательности друг к другу. Ребенок не должен прибегать к психологической защите. Доброта и доверие к нему, обста­новка творческой деловитости в семье — главные условия успешного преодоления упрямства.

 

Опасность упрямства состоит в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы, к неврозам, раздражительности, склон­ности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие про­явления переходят в хроническое состояние, то в семейном воспитании возникают существенные проблемы.

Капризы выражаются в нецелесообразных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротив­лении указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне капризы проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении.

Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следу­ет считать укрепление и закаливание нервной системы ре­бенка, спокойный, без раздражительности тон обращения с ним, тактичное внушение, стимулирование развития твор­ческих сил и инициативы.

Своеволие возникает как результат развивающейся са­мосостоятельности и волевого элемента в поведении ре­бенка, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства.

Распространенной ошибкой родителей в преодолении дет­ского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только по­давляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, способность к инициативным самостоятельным дей­ствиям.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализа­ции ребенком, подростком стремления к взрослости, ложно­го стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлост­ной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость.

Более опасными являются злостные нарушения дисцип­лины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют стерео­типный характер. Методы борьбы с недисциплинирован­ностью рассматривались выше.

Правонарушения. В условиях педагогической запущен­ности возможен переход подростков к преступному поведе­нию. Они способны совершить значительные преступления (хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, даже бандитизм и грабеж), и особенно в составе группы. Участвуя в групповых преступлениях, становятся дерзкими, иногда жестокими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются специальные методы.

«Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас обще­ственная», — сделал вывод А.Н. Острогорский и обосновал свое заключение.

«...В младенческие годы и весь дошкольный период чело­век воспитывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь получают первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер. Многое берется подражанием и обращается в привычку, тем более прочную, чем раньше она начала складываться. Но жизнь семьи, ее нравы, увле­чения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад ее в свою очередь являются отражением жизни всего

общества.

Как бы замкнуто ни жила семья, члены ее редко бывают в силах устранить внешние на нее воздействия. В семью при­носятся и здесь переживаются общественные успехи и не­удачи отца-кормильца, впечатления, получаемые от сноше­ния с людьми...

Здесь отец или мать срывает свое сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать, здесь разыгрываются драмы разорения и обогащения, интриг и обманов... Семья никак не может оградиться от жизни...

Живет в общественной жизни доброжелательство, взаим­ное доверие, совместный труд — и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борь­бы за существование, с преследованием личных интересов, причем все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными, и в семьях начи­нают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи — ссоры и брань. Обществен­ная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение

интересов отражается в семейном быту. Вместо литератур­ных, эстетических, общественных разговоров слышатся речи о картах, домашнем хозяйстве, наживе, костюмах и пр.

Ни одна семья не может уберечься от вторжений в нее общественной жизни. Последняя или помогает им устроить жизнь по-своему, или вносит совсем нежелательные помехи в семейное благополучие. Обеспеченность труда, здоровье, насколько оно зависит от гигиенического жилища, доступность разумных развлечений, общественные бедствия — голод, война, смуты, правосудие, полицейская благоустроенность, многое другое — все это такие вещи, от влияния которых никто не обеспечен. Их переживают, но ни везде одинаково. Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие, когда кругом грызутся, в них верят в добро и правду, когда кругом все изолгались... В этих семьях дети — радость... тогда как в других они — лишние рты, обуза, по­меха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.

Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас обще­ственная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое не­навидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получа­ет первые... эстетические вкусы, здесь первоначально со­средоточиваются все его интересы, привязанности и авто­ритеты. Вследствие этого влияния, которое оказывает на семейную жизнь общественная, дети рано начинают скла­дываться в детей своего времени, детей известной эпохи. Дети двух поколений, отстоящих одно от другого на какой-нибудь десяток лет, чаще всего выносят из своего детства далеко не одинаковые впечатления и влияние»1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.