Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Чем занимается социальный работник?




I. Общественное воспитание — это

1) негосударственная организация воспитательных про­цессов, происходящих в обществе в системе «человек — человеку»;

2) государственная система общественного просвещения;

3) семейное воспитание;

4) влияние церкви на духовное воспитание членов обще­ства;

5) государственные учреждения, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.

1. Общественным воспитанием детей и молодежи.

2. Работает в группах риска.

3. Помогает семье.

4. Трудится в медицинских, исправительных, благотвори­тельных учреждениях. 5. Все ответы правильные.

III. Верно или неверно:

1. Профессия социального работника не престижна в за­падном мире.

2. Социальной работой могут заниматься все желающие.

3. Социальная работа — это филантропия и благотвори­тельность.

4. Общественное воспитание и социальная работа — одно

и то же.

5. Для организации общественного воспитания нужны го­сударственные инвестиции.

6. Общественное воспитание контролируется государ­ством.

Воспитание в семье

Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достиже­ния желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пробле­мы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспек­тах — социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влия­нием на весь комплекс физической и духовной жизни расту­щего в ней человека. Семья для ребенка является одновремен­но и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным ис­следований, семья здесь отражает и школу, и средства массо­вой информации, общественные организации, трудовые кол­лективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на вос­питание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытно­му педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркаль­ное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в ор­ганизации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Это аксио­ма, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности — революции, войны, экономический и куль­турный спад. Выстояли же и стали могущественными только те, где не была разрушена основная ячейка общества — семья.

В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стра­не, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человечес­ких отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Будем надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход, и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

Не будем приводить ужасающие сравнения, характеризую­щие ухудшение семейного воспитания по сравнению с недав­ним прошлым. Отметим лишь, что легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Что может взять ребенок в полуразрушенной семье? Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью формиру­ются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. На страницах этой книги уже приводи­лись сравнительные оценки семейного влияния на воспитание и развитие личности. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отно­шений между людьми, формирует ориентации на всю оставшую­ся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.

Подытоживая эти в общем хорошо известные воспитатель­ные функции семьи, приходим к выводу:

• влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспита­тельных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья — такое общество;

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспи­тание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопо­слушного члена общества;

«существенное влияние оказывает семья на выбор профес­сии.


То, что дети являются «зеркальным» отражением своих родителей, подтверждается постоянно. Профессор К.Н. Вол­ков для изучения этой зависимости организовал весьма по­казательный эксперимент. Группу 6—7-летних дошкольни­ков вместе с их мамами пригласили на собеседование. На полчаса их оставили в экспериментальной комнате, где они должны были дождаться приема у психолога. В комнате на­ходилось много очень интересных для детей вещей — кар-

тинок, книг, игрушек. Экспериментатор скрытно наблюдал, как будут вести себя мамы и дети.

Они держались по-разному. Одни начинали вместе рас­сматривать книжки, обсуждать их, рисовали или играли, т. е. активно взаимодействовали с этими предметами. Другие только наблюдали, ничего не трогая. Третьи полчаса сидели и ждали, не проявляя никакого интереса к предметам.

Последующая проверка подтвердила — познавательная активность детей полностью отражала поведение их роди­телей. Убеждаемся еще раз: педагогические закономерно­сти действуют неотвратимо.


Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родите­лей расходуются на материальное обеспечение, но не на духов­ное формирование и развитие детей. По данным социологи­ческих исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни — 30 мин. Духов­ное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к со­жалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль — вы­яснению того, какие оценки получены.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного вос­питания детей в семье отметим следующие.

1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, това­ров и т. д.).

2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

3. Двойная нагрузка на женщину в семье — и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожан­ки в простых семьях с детьми составляет 77 ч в неделю, в том числе дома — 36 ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11ч.

4. Высокий процент разводов, являющихся следствием мно­гих социально-бытовых и моральных причин. Развод — это всегда проблема воспитания детей.

5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет поло­жение, при котором воспитание детей остается святой обязан­ностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.

6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.

7. Увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная об­щеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоя­нии оказать действенную помощь семье.

Впервые за последние 60—70 лет наше общество столкну­лось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть де­тей (около 5—6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общест­венных учебно-воспитательных учреждений, количество кото­рых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения за­меняют тысячам детей родительский кров.

Что же может предложить педагогика для преодоления кри­зиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия?

Педагогическая теория ничего нового в этом плане открыть не может общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношений (см. часть 1) действуют неотвратимо. Вся надежда на учителя, его подвижническую деятельность. Избавившись от иллюзий, педагоги перестраивают свою деятельность в плане:

• гуманизации отношений в семье. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя — когда людям нечего терять, эти меры не сра­батывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за луч­шее будущее своих детей;

• объединения усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направления этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях;

• координации педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами, в частности организациями Красного Креста, разработки совместных благотворительно-воспитатель­ных программ.

Главное, не терять веры в людей, всепобеждающую силу до­бра. Общество и раньше переживало трудные времена, но всег­да под руководством своих учителей обретало лучшую судьбу. Приходится лишь сожалеть, что «педагогика зоны», «педагоги­ка колонии» А С. Макаренко, которую поспешили раскритико­вать приверженцы демократических преобразований, похоже, скоро вернется в новые зоны и колонии, если не будут приня­ты радикальные меры по предотвращению кризиса семьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.