Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система упражнения




Непременное условие эффективности упражнений — со­здание целостной системы постепенно усложняющихся уп­ражнений, в которых постепенно развиваются и крепнут полезные навыки и привычки. Для воспитания культуры по­ведения у младших школьников можно использовать такой ориентировочный план прогрессивных упражнений.

Класс   Тема Поведение в школе   1-е занятие Как правильно вести себя в классе   2-е занятие Мы идем в школу   3-е занятие Умеешь ли ты вести себя?   4-е занятие Волшебные слова  
11 III   Поведение дома Поведение на улице   Друзья Мойдо-дыра Правила поведения на улице   Если хо­чешь быть здоров Знай правила движения   Наша семья 0 внимании на улице   Мы сделаем сами Наш двор  
IV   Поведение в общест­венных местах   Мы идем в театр   Поведение за столом   Наше школьное утро   Я иду в гости  

 

Требование — это метод воспитания, с помощью которого | нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызыва­ют, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императив­ность, определенность, конкретность, точность, понятные вос­питанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одоб­рение и т. д.) отличается от прямого тем, что стимулом дейст­вия становится уже не столько само требование, сколько вы­званные им психологические факторы: переживания, интере­сы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребитель­ных форм косвенного требования выделяются такие.

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опыт­ного товарища, авторитет которого признан и мнением кото­рого он дорожит.

Требование в игровом оформлении (требование-игра). Опыт­ные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры до­ставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно вы­полняются и требования. Это наиболее гуманная и эффектив­ная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

Среди косвенных требований выделяется и требование до­верием. Когда между воспитанниками и педагогами складыва­ются дружеские отношения, доверие проявляется как есте­ственное отношение уважающих друг друга сторон. В ряде слу­чаев эффективным оказывается требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наи­более употребимых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотруд­ничества, взаимного доверия и уважения. К этой форме близка следующая — требование-намек. Она успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование. Существует и требование-одобрение. Вовремя выска­занное педагогом, оно действует как сильный стимул. В прак­тике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негатив­ным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, фор­мируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведе­ния, называется непосредственным. Требования воспитанни­ков друг к другу, «организованные» воспитателем, — опосредо­ванные требования. Они вызывают не простое действие от­дельного воспитанника, а цепочку действий — последующие требования к товарищам. Отличие опосредованного требования от непосредственного показано на рис. 8.

Рис. 8

Одно из главных условий эффективности данного метода — чувство меры: «Приучайте дитя сначала повиноваться 2—3 лег­ким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множе­ством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться...»1

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недо­вольство. На жестком приучении основываются все казармен­ные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Использование метода приучения в гуманистических систе­мах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на бла­го самого человека, и это единственное насилие, которое мо­жет быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, требует по возможности смяг­чения этого метода и использования его в комплексе с други­ми, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра — влияние действенное и гуманное.

' Ушинский К.Д. Материалы к III тому «Педагогической антропологии // Собр. соч. - Т. 10. - М., 1950. - С. 390-391.

Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Ус­ловия правильного применения приучения следующие.

1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспи­тателя и его воспитанников. Если воспитатель плохо понимает, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни, если его воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, то приучение возмож­но лишь на основе беспрекословного повиновения. Толка не будет, пока ребенок не поймет, что это ему необходимо.

2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократические указания типа «Будь веж­ливым», «Люби свою родину». Лучше сказать примерно так:

«Чтобы люди оценили твою неотразимую улыбку — вычисти зубы»; «У неряхи нет будущего: грязные уши отпугивают лю­дей»; «Приветствуй соседа — и он будет вежлив с тобой».

3. На каждый отрезок времени должен быть выделен опти­мальный объем действий, посильных для воспитанников. Для выработки привычки необходимо время, торопливость здесь не приближает, а отдаляет цель. Вначале надо позаботиться о точ­ности выполнения действий и лишь затем — о быстроте.

4. Показывайте, как выполняются действия, какие резуль­таты. Сравните грязные и вычищенные ботинки, отутюженные и мятые брюки, но так, чтобы это сравнение вызвало отклик в душе воспитанника, заставило его устыдиться своей невоспи­танности и вызвало желание от нее избавиться.

5. Лучше использовать последовательно-параллельную схе­му приучения. Если воспитывать качества личности последова­тельно — одно за другим, то это потребует очень много време­ни. Но нельзя сразу параллельно формировать все качества. Определите, какие качества органично сочетаются между со­бой, наметьте группы качеств, в которых уже сформированные качества облегчают воспитание новых нужных черт.

6. Приучение требует постоянного контроля. Контроль дол­жен быть благожелательным, заинтересованным, но неослаб­ным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем.

7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме. Ребенок добровольно выполняет определенные правила поведения без всяких указаний со стороны. Исполь­зовать игры целесообразно в тех случаях, когда: 1) цели дея­тельности недостаточно привлекательны для воспитанников;

2) процесс достижения цели скучный, однообразный и сопря­жен с неприятными ощущениями.

Хорошие результаты дает метод поручений. С помощью по­ручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить не­обходимые качества: неорганизованным дают задание подгото­вить и провести мероприятие, требующее точности и пункту­альности, и т. п. Причем не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения, особенно старшим ребятам. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполне­ния, отчета о выполненной работе и т. п. Заканчивается провер­ка оценкой качества выполненного поручения.

Метод организации деятельности и поведения воспитанни­ков в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. О таких ситуациях речь уже шла выше. Выделим несколько важных моментов, обяза­тельных для успешного применения воспитывающих ситуаций.

Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспита­тель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Такие ситуации школьная жизнь преподносит на каждом шагу.

Немалую роль для успешного использования метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реак­ции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев прини­мает его позицию. Нарушителей разоружают великодушие, доб­рота, но при единственном и важном условии: они должны быть правильно поняты именно как гуманные действия, а не проявления слабости, неуверенности. В отдельных случаях оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие си­туации.

Рассматриваемый метод тесно связан с другими методами воспитания. Это может быть проиллюстрировано на примере организации так называемых ситуаций «непринужденной при­нудительности» (термин Т.Е. Конниковой). Смысл в том, что школьникам предъявляется «нравственный образец», пример правильного поведения, и создаются условия, побуждающие их к аналогичному поведению. На первый взгляд механизмы си-

туации «непринужденной принудительности» просты: привлечь внимание воспитанников к поведению того или иного их свер­стника или показать личный пример определенного поведения и поощрять малейшие положительные сдвиги. Однако просто­та эта кажущаяся, ибо поведение, привлекательное с точки зрения воспитателя, может оказаться не таким уж привлека­тельным с точки зрения отдельных воспитанников, а поощре­ние такого поведения может вызвать прямой их протест. Такую реакцию надо предугадать, и до того, как побуждать детей к тому или иному типу поведения, сделать рекомендуемое пове­дение привлекательным.


IX. Выделите методы, относящиеся к группе методов ор­ганизации деятельности и формирования опыта общест­венного поведения:

1) лекция; 2) беседа; 3) упражнение; 4) диспут; 5) педаго­гическое требование; 6) приучение; 7) поощрение; 8) увеще­вание; 9) разъяснение; 10) пример; 11) поручение; 12) об­щественное мнение; 13) дискуссия; 14) воспитывающие си­туации; 15) рассказ; 16) соревнование; 17) наказание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.