Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема занятия: Заготовка лекарственного растительного сырья 3 страница




6. Особенности размножения и чередования поколений.

7. Классификация растений изучаемог о отдела и примеры представителей.

8. Значение в природе.

9. Систематическая группа растений, представители которой были предками растений изучаемого отдела.

10. Народно — хозяйственное значение.

11. Медицинское значение.

В ходе эволюции растительного мира изменялся внешний облик растений, но «вое более сложные изменения происходили в размножении растений. Эти изме­нения способствовали приспособлению растительного организма к наземным ус­ловиям существования, а также обеспечивали выживаемость новых дочерних •собей. Поскольку "Размножение растений" является одной из наиболее сложных тэебных тем, на ней следует остановиться особо.

Размножение растений. Чередование поколений

Размножение — это воспроизведение себе подобных. Благодаря размножению ■роисходит увеличение количества особей, их расселение и сохранение вида. Вы­деляют две основные формы размножения: бесполое и половое. В бесполом раз — жножении участвует одна особь, и новый организм формируется из одной или ■ескольких клеток родительского организма без какого—либо их слияния. Для по­левого размножения характерно слияние (оплодотворение) двух специализирован­ных половых клеток — гамет, образующихся обычно в разных организмах. У растений различают два вида бесполого размножения: вегетативное и споровое. При вегетативном размножении новая особь образуется из группы клеток той или кной части вегетативных органов растения. При споровом размножении участвуют специализированные клетки — споры, имеющие плотные защитные оболочки и небольшой запас питательных веществ. В живой природе существует большое разнообразие организмов по способам размножения и по особенностям строения жизненных стадий, участвующих в размножении. Особенно велико это разнооб­разие среди представителей растительного мира.

У растений бесполое и половое размножение тесно связаны и часто сменяют друг друга в цикле развития растений. Закономерную смену в жизненном цикле организмов поколений, различающихся способом размножения, называют чередо­ванием поколений. Одним из важнейших процессов, обеспечивающих огромную изменчивость организмов, является мейоз. В ходе мейоза происходит уменьшение влвое набора хромосом и образуются клетки с одинарным, или гаплоидным, набо­ром хромосом. Благодаря этому при последующем слиянии половых клеток в зи­готе восстанавливается тот двойной, или диплоидный, набор хромосом, который характерен всем организмам данного вида. Место мейоза в жизненном цикле раз —.игчно у разных живых существ. У животных и некоторых низших растений он происходит при формировании половых клеток, у некоторых водорослей — при первом делении зиготы, а у всех высших и некоторых низших растений — при образовании спор.

У всех высших и некоторых низших растений жизненный цикл представлен двумя разными по строению поколениями: спорофитом и гаметофитом. Спорофит состоит из клеток с диплоидным набором хромосом. Спорофит — это бесполое поколение. Он имеет органы бесполого размножения — спорангии. Обычно спо­рангий — это многоклеточное образование со сложно устроенной стенкой, которая окружает ткань, производящую споры. В спорангиях из диплоидных клеток в ре­зультате мейоза образуются гаплоидные споры. У одних растений в одинаковых спорангиях формируются однотипные споры, а у других растений в спорангиях двух типов формируются споры разного размера. Из споры вырастает гаметофит, состоящий из гаплоидных клеток и формирующий половые органы: архегонии и антеридии. В архегониях развиваются яйцеклетки, а в антеридиях — сперматозо — иды. Гаметофит может быть однодомным и двудомным. На двудомном гаметофи — те развиваются и архегонии, и антеридии, а на однодомном — или архегонии, или антеридии. Мужские гаметы подвижны и покидают антеридий, женские же гаметы неподвижны и остаются внутри архегония. При слиянии гамет во время оплодо­творения образуется диплоидная зигота, из которой развивается спорофит.

У мхов гаметофит является преобладающей стадией и их спорофит паразити — рует на зеленом гаплоидном гаметофите. У остальных высших растений преобла­дающей стадией является спорофит, причем в процессе эволюции это преобла­дание становится все более существенным. У папоротников, хвощей и плаунов оба поколения изолированы друг от друга: спорофит имеет сложно устроенные веге­тативные органы и органы спорообразования, а гаметофит напоминает пластинча — тую зеленую водоросль и имеет органы полового размножения. У семенных растений чередование поколений несколько завуалировано. Зеленые растения с разнообразными вегетативными органами — это спорофиты. На спорофите пара­зитируют микроскопических размеров разнополые гаметофиты. Например, у цветковых растений женский гаметофит развивается в семязачатке пестика, а мужской — в пыльниках тычинок. Такое выраженное преобладание спорофита над гаметофитом связано с приспособлением полового процесса высших растений к наземным условиям существования: он более не зависит от наличия капельно­жидкой среды, которая была необходима для передвижения сперматозоидов к ар — хегониям с яйцеклетками.

Зеленые, бурые и красные водоросли

Водоросли — сборная группа низших хлорофиллсодержащих, обычно водных рас — тений. Она включает в себя представителей нескольких отделов. В средней школе изучают три из них: зеленые, бурые и красные водоросли. Это одно— или много­клеточные организмы. Большинство водорослей имеет вид пластин и не содержит корней, стеблей и листьев. Цвет водорослей зависит в основном от цвета хлоро — филлов разных видов и цвета других пигментов, входящих в состав водорослей. Цвет используемых водорослями хлорофиллов и пигментов, в свою очередь, связан с глубиной обитания водорослей в водоеме и способностью лучей света разной длины волны проникать через толщу воды. Древние водоросли были предками со­временных сухопутных растений.

Зеленые водоросли ацетабулярия метельчатая, хара обыкновенная Бурые водоросли ламинария сахаристая, фукус пузырчатый

Красные водоросли порфира лопастная, филлофора жилковатая

Контрольные вопросы:

1. Приведите два примера одноклеточных зеленых водорослей.

2. Назовите структурный компонент хламидомонады, в котором расположен хлорофилл.

3. Назовите структурный компонент хламидомонады, который придает ей зеле­ный цвет.

4. Назовите органоид движения хламидомонады. Сколько их имеется у хламидо­монады?

г5 Какова функция хроматофора хламидомонады?

г Л чему и с какой целью хламидомонаду используют в очистных сооружениях?

7 Назовите особенность жизнедеятельности хламидомонады, благодаря которой ее используют в очистных сооружениях.

В Назовите две широко распространенные одноклеточные водоросли, которые используют в очистных сооружениях.

9 Какова функция маленького красного "глазка" хламидомонады?

1С. Когда и каким образом происходит бесполое размножение хламидомонады?

15 Какие структурные изменения происходят с хламидомонадой перед делением?

12. Когда и каким образом происходит половое размножение хламидомонады?

13 На какой стадии развития зимует хламидомонада?

'.4 Назовите 3 — 4 особенности строения и жизнедеятельности, сближающие хла­мидомонаду с животными.

15. Назовите 2 — 3 особенности строения и жизнедеятельности, сближающие хламидомонаду с зеленой эвгленой.

И>. Назовите две особенности строения хлореллы, по которым она отличается от хламидомонады.

17. Назовите структурный компонент хлореллы, в котором расположен хлорофилл.

13 Назовите структурный компонент хлореллы, который придает ей зеленый цвет.

19. Какова функция хроматофора хлореллы?

20. Почему и с какой целью хлореллу используют в очистных сооружениях?

21. Назовите особенность жизнедеятельности хлореллы, благодаря которой ее используют в очистных сооружениях.

22. Назовите особенность жизнедеятельности хлореллы, благодаря которой ее используют на космических кораблях и подводных лодках для поддержания нормального состава воздуха.

23. С какой целью и благодаря какой особенности жизнедеятельности хлореллу используют на космических кораблях и подводных лодках?

24. Назовите мелкую шаровидную одноклеточную водоросль зеленого цвета, ко­торая покрыта оболочкой, имеет расположенный в цитоплазме хроматофор и не содержит жгутиков.

25. Назовите мелкую грушевидную одноклеточную водоросль зеленого цвета, ко­торая покрыта оболочкой, имеет расположенный в цитоплазме хроматофор и две пульсирующие вакуоли, и снабжена двумя жгутиками, расположенными на узком переднем конце.

26. Приведите три примера использования хлореллы человеком.

27. Назовите 5 — 6 особенностей строения хламидомонады.

28. Назовите 5 — 6 особенностей строения хлореллы.

29. Приведите два примера широко распространенных многоклеточных нитчатых зеленых водорослей.

30. К какой крупной систематической группе относятся хламидомонада, хлорелла, улотрикс и спирогира?

31. Приведите три примера зеленых водорослей.

32. Назовите 4 — 5 особенностей строения улотрикса.

33. Назовите основное отличие улотрикса и спирогиры от хламидомонады и хло­реллы.

34. Назовите структурный компонент улотрикса, в котором расположен хлоро­филл. Какую форму он имеет?

35. Назовите структурный компонент улотрикса, который придает ему зеленый цвет. Какую форму он имеет?

36. Какова функция хроматофора в клетках улотрикса?

37. Когда и каким образом происходит бесполое размножение улотрикса?

38. Что такое зооспоры? На примере зооспор улотрикса назовите две особенности их строения.

39. Каково значение зооспор в жизни улотрикса?

40. Как называется стадия развития улотрикса, образованная двумя слившими­ся друг с другом гаметами? Каков ее набор хромосом?

41. Как называется стадия развития хламидомонады, образованная двумя сливши­мися друг с другом гаметами? Каков ее набор хромосом?

42. Когда и каким образом происходит половое размножение улотрикса?

43. Назовите основное событие, по наличию которого половое и бесполое раз­множение хламидомонады отличаются друг от друта.

44. Назовите основное событие, по наличию которого половое и бесполое раз­множение улотрикса отличаются друт от друга.

45. Назовите две многоклеточные нитчатые зеленые водоросли.

46. Назовите отдел растений, к которому относятся хламидомонада, хлорелла, улотрикс и спирогира.

47. Назовите структурный компонент спирогиры, в котором расположен хлорофилл.

48. Назовите структурный компонент спирогиры, который придает ей зеленый цвет.

49. Назовите органоид движения зооспор улотрикса.

50. Назовите основное отличие спор, образующихся у улотрикса при половом разможении, от тех спор, которые образуются у него при бесполом размно­жении.

51. При каком размножении: половом или бесполом — у улотрикса образуют­ся зооспоры?

52. Приведите два примера, иллюстрирующих значение зеленых водорослей в природе.

53. Приведите пример бурой водоросли.

54. Каким термином называют тело ламинарии?

55. Что такое ризоиды? Назовите одну из групп низших растений, имеющих ри­зоиды.

56. Назовите морфологические структуры, с помощью которых ламинария при­крепляется к камням или подводным скалам.

57. Каков размер ламинарии?

58. Назовите два района нашей страны, где растет ламинария.

59. Назовите отдел растений, к которому относится ламинария.

60. Какие из водорослей: бурые или красные — обитают на большей глубине?

■р. Назовите морфологические образования, с помощью которых происходит

размножение большинства бурых и красных водорослей. ■2. Назовите три крупных отдела низших растений, называемых водорослями. В^. Назовите три крупных отдела растений, у которых отсутствуют корни, стебли,

'-ИСТЬЯ.

9Л. Назовите структурный компонент спирогиры, в котором происходит фотосинтез. ВЬ Б каком структурном компоненте водорослей расположен хлорофилл?

5 чем проявляется зависимость окраски морских водорослей от их местооби­тания? С чем это связано? С7 Какую форму имеет хроматофор спирогиры?

^Р Назовите 3 — 4 вещества, которые человек получает из морских водорослей.

Назовите вещество, которое получают из красных водорослей и широко ис­пользуют в кондитерской промышленности и для выращивания микроорга­низмов.

Приведите 2 — 3 примера, иллюстрирующих значение бурых и красных водо­рослей для нужд человека. Какое растение называют морской капустой?

1оховидные

условиям обитания моховидные близки к водорослям, но отличаются от них сложной структурой: многие из них имеют примитивные по своему строе — ' стебель и листья. Стебель и листья возникли в процессе эволюции как при — *«в:«обление к наземному образу жизни. Возникновение листостебелыюсти — ^рупнейший ароморфоз в истории растительного мира на Земле. Благодаря появ — листьев резко возросла фотосинтезирующая поверхность растения. Корень ужоховидных отсутствует. У мхов четко прослеживается чередование бесполо — Bp (спорофит) и полового (гаметофит) поколений с преобладанием гаметофитной шссии, состоящей из гаплоидных клеток, причем гаметофит и спорофит сущест — ■Вют совместно: спорофит — на гаметофите.

Примеры представителей:

Расселение этих сухопутных растений происходит с помощью спор — легких «ееклеточных гаплоидных образований, защищенных от высыхания плотными очками. Из спор вырастает нитевидное образование (предросток) с многочис — ми почками, из которых развивается облиственный побег — гаметофит. В эниях и антеридиях гаметофита формируются, соответственно, яйцеклетки и гиковые сперматозоиды. В водно—капельной среде происходит оплодотво — и из зиготы развивается многоклеточный диплоидный спорофит. Он пред­ает собой специализированный орган спороношения, состоящий из коробочки ккой, врастающей в ткань гаметофита.

маршанция многообразная, сфагнум магелланский, ку­кушкин лен.

Контрольные вопросы:

I. Приведите два примера растений, относящихся к моховидным. 2 Назовите стадию развития кукушкина льна, которая формируется из споры.

3. О чем свидетельствует то, что одной из стадий развития кукушкина льна явля — ется зеленая многоклеточная нить, похожая на водоросль?

4. Что представляют собой ризоиды моховидных?

5. Что можно сказать о наличии корней у моховидных?

6. Назовите морфологические структуры, с помощью которых кукушкин лен всасывает воду и минеральные соли.

7. Какова функция ризоидов моховидных?

8. Назовите мужские и женские половые клетки кукушкина льна. В каких усло­виях и как происходит оплодотворение?

9. Что можно сказать о расположении органов кукушкина льна, в которых формируются сперматозоиды и яйцеклетки?

10. Назовите в правильной последовательности все стадии развития кукушкина льна.

11. Назовите морфологическое образование у кукушкина льна, в котором происходит формирование спор.

12. Назовите основные органы (части) кукушкина льна.

13. Назовите моховидное растение, не имеющее ризоидов.

14. Сколько слоев клеток входит в состав листа торфяного мха?

15. Назовите два типа клеток, входящих в состав листа торфяного мха. Какого они цвета и почему?

16. Каким образом соединены друг с другом зеленые клетки листьев торфяного мха?

17. Как по цвету, размеру и функциям отличаются друг от друга клетки двух типов, расположенные в листьях торфяного мха?

18. Назовите 2 — 3 особенности клеток листьев сфагнума, запасающих воду.

19. Назовите особенность строения сфагнума, благодаря которой он может погло­щать очень много воды.

20. Назовите два органа тела сфагнума, которые содержат мертвые клетки, запа­сающие воду.

21. Назовите основные функции мелких зеленых клеток и крупных бесцветных мертвых клеток, входящих в состав листьев сфагнума.

22. Каково влияние сфагнума на почву? Какое это имеет значение?

23. Как влияет сфагнум на рост соседствующих с ним деревьев?

24. Назовите особенность жизнедеятельности сфагнума, благодаря которой в торфяных болотах не развиваются бактерии.

25. Назовите две причины, которые объясняют, почему в слоях торфа сохраняют­ся останки растений, животных и людей.

26. Приведите два примера, иллюстрирующих значение сфагнума для человека.

27. Назовите три морфологических признака, по которым сфагнум отличается от кукушкина льна.

28. Назовите морфологическое образование у сфагнума, в котором происходит формирование спор.

Папоротникообразные: папоротники, хвощи, плауны

В отличие от мхов папоротникообразные имеют более совершенное строение ве­гетативных органов, состоящих из высокоспециализированных тканей. У них так­же четко прослеживается чередование бесполого (спорофит) и полового ■гаметофит) поколений. Но у папоротникообразных преобладает спорофитная стадия, состоящая из диплоидных клеток. Спорофит имеет вид однолетнего или многолетнего, травянистого или древовидного растения с придаточными корнями, стеблями и листьями. Расселение происходит с помощью гаплоидных спор. У одних папоротникообразных все споры одинаковые и из них вырастают обоеполые га­плоидные гаметофиты, называемые заростками. У многих заросток представля — ет собой тонкую зеленую пластинообразную структуру шириной до 5 мм с архегониями и антеридиями. У других папоротникообразных споры разные и из них вырастают разнополые гаметофиты: в женских гаметофитах формируют­ся архегонии, а в мужских — антеридии. После оплодотворения, происходяще­го при наличии воды, в которой перемещаются многожгутиковые сперматозоиды, из зиготы вырастает новый диплоидный спорофит.

Папоротникообразные объединяют следующие отделы:

папоротники щитовник мужской, орляк обыкновенный

хвощи хвощ полевой, хвощ лесной

плауны плаун булавовидный, плаун годичный.

Контрольные вопросы:

1. Назовите один из основных органов, который имеется у папоротникообразных, но отсутствует у моховидных.

2. Назовите основные органы (части), которые имеются у папоротникообразных.

3. Где расположены и что представляют собой структуры папоротника, в которых созревают споры?

4. Что происходит и какие структуры образуются в мелких мешочках, располо­женных на нижней стороне листьев папоротника?

5. Назовите стадию развития папоротника, которая развивается из проросшей споры.

6. Назовите морфологические образования заростка, с помощью которых он прикрепляется к почве, всасывает воду и минеральные соли.

7. Назовите стадию развития папоротника, которая имеет ризоиды.

8. Назовите стадию развития папоротника, в которой происходит формирование сперматозоидов и яйцеклеток.

9. Приведите три примера папоротникообразных, произрастающих в нашей стране.

10. Какой размер, цвет и форму имеет заросток папоротника?

11. На нижней или верхней стороне заростка развиваются гаметы? Какое это имеет значение?

12. В каких условиях и каким образом происходит оплодотворение у папоротника?

13. Назовите стадию развития папоротника, из которой развивается зародыш.

14. Назовите стадию развития папоротника, которая образуется при слиянии гамет. Каков ее набор хромосом?

15. Назовите стадию развития папоротника, которая развивается из зиготы.

16. Что первоначально является источником питательных веществ для развиваю­щегося зародыша?

17. Каково систематическое положение хвоща полевого, плауна булавовидного?

18. Назовите три отличия между летними и весенними побегами хвоща полевого.

19. Какую форму и цвет имеют листья летнего побега хвоща полевого? Как они расположены на стебле?

20. Назовите две особенности почвы, на которой обычно растет хвощ полевой.

21. Что можно сказать о влажности и кислотности почвы, на которой произраста­ет хвощ полевой?

22. Почему почва, где произрастает хвощ полевой, нуждается в известковании?

23. Назовите два вида побегов хвоща полевого. На каком из них формируют­ся споры?

24. Назовите морфологическое образование хвоща полевого, в котором происходит формирование спор.

25. Какова функция летних побегов хвоща полевого?

26. Какой орган (часть) хвоща полевого является источником питательных веществ д\я весенних побегов?

27. Какова функция весенних побегов хвоща полевого?

28. В какой сезон года у хвоща полевого развиваются споры?

29. В какой сезон года у плауна булавовидного развиваются споры?

30. Назовите три особенности строения стебля плауна булавовидного.

31. Назовите самую древнюю группу наземных растений, от которых произошли папоротникообразные.

Голосеменные

Голосеменные — это в основном вечнозеленые деревья или кустарники, наиболее характерной особенностью которых является наличие семян. Семя представля­ет собой сложное многоклеточное образование, которое содержит зародыш и запас питательных веществ, а снаружи покрыто плотной семенной кожурой. Наличие семян дает растениям огромные преимущества: зародыш может длительное время находиться в состоянии покоя, пока не создадутся благоприятные для его развития условия; он имеет запас питательных веществ, необходимых на первых этапах его роста; кроме того зародыш имеет защитные покровы от высыхания и замерзания.

Семена образуются из семязачатков после оплодотворения. В оплодотворении участвуют мужские гаметы, формирующиеся в пыльцевых зернах, и женские га­меты, формирующиеся внутри семязачатков. Для оплодотворения не требуется водная среда: пыльца переносится ветром к семязачаткам, где и происходит опло — дотворение. После опыления и оплодотворения семязачаток превращается в семя. Голосеменные произошли от древних папоротникообразных. Появление у голосе­менных семязачатков и семени повысило их приспособленность к наземному об­разу жизни и обеспечило широкое распространение их по всей Земле.

Примеры лиственница сибирская, ель обыкновенная, сосна

представителей: обыкновенная, кипарис вечнозеленый, туя восточная,

можжевельник обыкновенный, тисс яг одный.

Контрольные вопросы:

1 Приведите четыре примера голосеменных растений.

2- Назовите по одному примеру светолюбивых и теневыносливых растений из отдела голосеменных.

3. Назовите особенность развития корневой системы сосны, благодаря которой она отличается своей неприхотливостью.

4 Какое строение имеет корневая система сосны, растущей на плотных почвах?

5 Какое строение имеет корневая система сосны, растущей на песчаных почвах?

6 Какое строение имеет корневая система сосны, растущей на болотистой почве?

7. Приведите пример, иллюстрирующий связь строения корневой системы сосны

с той почвой, на которой она произрастает.

Б Какова продолжительность жизни хвоинок сосны?

9. Назовите две особенности строения хвоинок сосны, благодаря которым сосна легко переносит засуху.

10. Сравните сосну и ель по потребност и в питательных веществах и влаге.

11. Почему на заболоченной местности чаще встречаются поваленные ветром сосны?

12. Назовите отдел растений, к которому относятся кедр, тис, можжевельник.

!3. Назовите отдел растений, к которому относятся пихта, лиственница, сосна.

14. Какие из нижеперечисленных растений размножаются спорами, а какие — семенами: кедр, хвощ полевой, лиственница, сфагнум?

15. Какой цвет имеют шишки сосны с пыльцой? Как они расположены относи­тельно друг друга?

16. Какой цвет имеют шишки сосны с семязачатками? Как они расположены относительно друг друга?

Какие морфологические образования, связанные с размножением, развивают­ся на чешуях красноватых одиночных шишек сосны, а какие — на чешуях зе­леноватых, собранных тесными группами шишек?

Сколько пыльцевых мешочков развивается на чешуях зеленоватых шишек сосны?

Назовите особенность строения пыльцы сосны, благодаря которой она пере­носится на большие расстояния.

Сколько семязачатков развивается на чешуях красноватых шишек сосны?

В каких шишках и в каких их структурах образуются мужские и женские гаметы?

В течение какого времени происходит созревание семян сосны после опыления?

Назовите особенность строения семян сосны, благодаря которой они перено­сятся на большие расстояния.

Приведите три примера, иллюстрирующих значение голосеменных для нужд человека.

С чем связано подавление в сосновом лесу развития многих вредных бактерий?

Назовите группу растений, которые были первыми голосеменными растениями.

Назовите орган (часть), на котором происходит развитие семян у семенных папоротников.

В чем заключаются преимущества в размножении семенных растений по сравнению с папоротникообразными?


Механические ткани состоят из живых или мертвых клеток удлиэеЕзоё г-: с чь: с утолщенными оболочками. Клетки плотно прилегают друг к другу Гругггы таких клеток проходят по всем органам продольными тяжами, поэто>гу их - не

волокнами.

Проводящие ткани делятся на два типа: сосуды и ситовидные гр>т?_и 1. состоит из мертвых расположенных друг над другом удлиненных клето к прсдоль - ные оболочки которых утолщены, а поперечные разрушены. Сосуды представ.\як т собой капилляры разных диаметров. По сосудам перемещается вода с нинерадь— ными солями. Ситовидные трубки состоят из живых расположенных др;._ над другом удлиненных безъядерных клеток, продольные целлюлозные обе\: ту>•: ко­торых тонкие, а поперечные оболочки перфорированы и имеют вид с;гт± Через отверстия в этих оболочках тяжи цитоплазмы одной клетки проходят - другую клетку. По ситовидным трубкам передвигаются органические соединения.

Основная ткань занимает в растении наибольший объем. Она состоит из жи­вых, обычно тонкостенных клеток. Клетки этой ткани могут содержать хлороплас— ты и участвовать в фотосинтезе. Но они могут быть и бесцветными и участв вать в поглощении веществ корнем или в запасании питательных веществ, например, в корнеплодах, клубнях, семенах и листьях.

Контрольные вопросы:

1. В большинстве растительных клеток, особенно в старых, хорошо заметны ци — топлазматические полости, окруженные мембраной, жидкое содержимое ко­торых включает в себя воду и растворенные в ней вещества. Как называются эти полости и их содержимое?

2. Назовите две группы структурных компонентов клетки, от цвета которых за­висит окраска тех или иных частей растений.

3. Приведите три примера специализированных по выполняемой функции клеток цветковых растений и покажите, какие особенности их строения позволяют этим клеткам выполнять присущие им функции.

4. Между растительными клетками расположена плотная защитная оболочка. Почему же питательные вещества, ионы, углеводы и другие химические сое­динения легко проникают из одной клетки растений в другую?

5. Назовите пять морфологических особенностей, по которым клетки высших растений отличаются от клеток животных.

6. Назовите шесть структурных компонентов, которые имеются и у раститель­ной, и у животной клетки.

7. Назовите 2 — 3 особенности питания и обмена веществ, характерные для рас­тений и отсутствующие у большинства животных.

8. Назовите пять структурных компонентов растительной клетки, которые хоро­шо видны в световой микроскоп.

9. Назовите три струкрурных компонента растительной клетки, которые видны только в электронный микроскоп.

10. По какой причине клетки растений, бактерий и синезеленых водорослей не способны к фагоцитозу?

11. По перемещению каких органоидов можно легко обнаружить движение ци­топлазмы в клетках элодеи? Каково значение движения цитоплазмы?


Покрытосеменные (цветковые)

Растения этого отдела являются самой молодой и прогрессивной группой расти­тельного мира. Совершенство покрытосеменных растений проявляется во многом, но наиболее существенными являются наличие цветка, плода и двойного оплодо­творения. Цветок — это орган размножения покрытосеменных растений. В цвет­ках происходит образование спор и гамет, опыление, оплодотворение, развитие зародыша и образование плода с семенами. В отличие от голосеменных, семяза­чатки (семяпочки) цветковых растений заключены в полость завязи. Женские и мужские гаметофиты существенно упрощены и представлены, соответственно, за — родышевым мешком и зрелым пыльцевым зерном. Гаметофиты развиваются зна­чительно быстрее, чем у голосеменных, и угратили антеридии и архегонии. Эволюция цветка шла в тесной связи с эволюцией насекомых — опылителей. В ходе двойного оплодотворения один спермий оплодотворяет гаплоидную яйцеклетку, а другой — диплоидную центральную клетку зародышевого мешка. В процессе фор — мирования семени из зиготы развивается зародыш, а из оплодотворенной цент­ральной клетки — питательная ткань — триплоидный эндосперм. Семязачатки цветковых растений, не обремененные формированием питательной ткани впрок, развиваются гораздо быстрее, чем у голосеменных. Причем образование пита­тельной ткани семени происходит только после оплодотворения. Семена цветковых растений заключены в плод. Плод — это орган расселения цветковых растений, развивающийся из цветка и заключающий семена. Он обеспечивает защиту и распространение семян. Особенности строения плода чаще всего связаны со спо­собом расселения семян; эволюция сочного плода в значительной степени связана с эволюцией животных, питающихся плодами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.