Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема занятия: Заготовка лекарственного растительного сырья 5 страница




17. Каким образом лишайники превращают бесплодную почву в доступную для проживания в ней других растений.


По мере роста организма формируется корневая система, состоящая из раз­ного вида корней. Все многообразие корневых систем подразде.\яется на два типа: стержневая и мочковатая.

Каждое корневое окончание имеет единый план строения и состоит из не­скольких зон, которые отличаются друг от друга по строению и функциям. В зоне деления путем митоза увеличивается число клеток, которые в зоне роста удлиня­ются и специализируются в клетки постоянных тканей: покровной, проводящей, механической, основной и других. В зоне всасывания покровная ткань име­ет корневые волоски, поглощающие почвенные растворы. Вода всасывается путем осмоса, а поглощение солей идет с затратой энергии, которую клетки корня полу — чают благодаря биологическому окислению, происходящему в их митохондриях. По клеткам основной ткани зоны всасывания вода и минеральные соли передвигаются к центру корня в проводящие ткани этой зоны. В зоне проведения стержневых корневых систем преобладают проводящие и механические ткани, осуществляю — щие перемещение почвенных растворов вверх к стеблю и укрепление корня в по­чве. Оболочка клеток покровной ткани этой зоны пропитывается жироподобным веществом, то есть опробковевает, благодаря чему покровная ткань защища­ет клетки корня от высыхания.

Знание строения корня, закономерностей процессов роста, дыхания и погло­щения веществ обеспечивает грамотное проведение таких агротехнических меро­приятий как пикировка, рыхление почвы, прополка и подкормка растений.

Контрольные вопросы:

1. Назовите три основные функции корня.

2. Что такое корневая система? Назовите два типа корневых систем.

3. Какое строение имеет стержневая корневая система? Как называются корни, входящие в ее состав?

4. Приведите три примера растений, имеющих стержневую систему с хорошо выраженным главным корнем.

5. Назовите три типа корней растений. Как они располагаются относительно друг друга? Какие из них могут формироваться на стебле и листьях?

6. Какими корнями представлена корневая система у таких многолетних двудоль — них растений как лютик, подорожник и земляника?

7. Приведите три примера растений, имеющих мочковатую корневую систему. Какой тип корней у них хорошо развит?

8. Назовите основной признак, по которому корневую систему относят к одному из типов: стержневой или мочковатой.

9. Назовите две наземные части цветкового растения, на которых могут форми­роваться придаточные корни.

10. Изобразите на рисунке следующие части растения: стебель, главный корень, придаточные корни, боковые корни.

11. Стебель или корень возник в процессе эволюции позднее? Обоснуйте свой вывод.

12. Назовите крупную систематическую группу растений, у которых отсутствуют настоящие корни.


13. Назовите крупную систематическую группу растений, у которых в процес­се эволюции впервые появились корни.

14. Что можно сказать о цвете верхних и нижних слоев почвы? От количества ка­кого компонента почвы зависит цвет ее слоев?

15. По наличию какого компонента почва отличается от таких горных пород как глина и песок? Как, из чего и под действием какого основного фактора обра­зуется этот компонент почвы?

16. В чем заключается такое свойство почвы, как плодородие? Объясните, почему и каким образом от плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур.

17. Назовите несколько основных компонентов почвы, обеспечивающих ее плодо­родие.

18. Как можно убедиться в том, что корень растет своей верхушкой?

19. Назовите два последствия для корневой системы, к которым приведет обреза­ние кончика корня.

20. В какой период жизни растения, как и с какой целью проводят пикировку?

21. Как сказывается пикировка рассады на корневой системе растения и почему?

22. Где в корне расположен корневой чехлик? Какова его функция?

23. Назовите последовательно четыре зоны, которые различают в молодом корне и клетки которых отличаются по форме, размерам и функциональным особен­ностям.

24. Назовите основные морфологические и функциональные особенности, харак­терные для участка корня, называемого "зоной деления".

25. Назовите зону корня, за счет клеток которой происходит образование новых клеток. Какой размер и форму имеют клетки этой зоны в сравнении с клетка — ми других зон?

26. Назовите основную особенность строения поверхностных клеток зоны всасы­вания. Можно ли увидеть эту особенность невооруженным глазом?

27. В клетках какой зоны корня расположены корневые волоски? Что они пред­ставляют собой по строению и происхождению?

28. Назовите зону корня, за счет клеток которой происходит рост корня в длину. Как при этом изменяется форма клеток этой зоны?

29. Назовите четыре группы тканей, клетки которых входят в состав корня.

30. ' Какое давление называется корневым? Что является источником этого давле­ния? Каково его значение?

31. В какие периоды жизни цветковых растений им требуется большее, а в какие — меньшее количество воды?

32. Опишите эксперимент, который доказывает существование корневого давле­ния. Каково значение корневого давления?

33. Назовите основные группы веществ, поглощаемых корневыми волосками.

34. Назовите три основных химических элемента, которые в составе минеральных веществ поглощаются корнями в больших количествах, чем другие.

35. Как называются структуры, по которым вдоль корня в стебель продвигает­ся вода с минеральными веществами? В какой части корня они расположены?

36. Назовите три основные особенности строения сосудов корня, позво«пощие им проводить в стебель воду и минеральные вещества.

37. Опишите путь, по которому вода и минеральные вещества из почв^ попадают в сосуды корня.

38. С чем связана необходимость внесения в почву удобрений? Назовите две группы удобрений, на которые подразделяют все удобрения в зависимости от типа веществ, входящих в их состав.

39. Что представляют собой по своему происхождению две основные группы ор­ганических удобрений?

40. Назовите 3 — 4 вида органических удобрений, являющихся отходами жизнеде­ятельности животных или отмершими частями организмов животных и расте­ний.

41. Что представляют собой по происхождению такие органические удобрения как перегной, торф?

42. Назовите три химических элемента, которые больше других нужны растению и которые находятся в веществах, входящих в состав навоза.

43. Почему содержащиеся в свежем навозе химические элементы не могут сра­зу усвоиться растением? В каком виде эти химические элементы проникают в растение?

44. Почему навоз вносят в почву осенью? Как изменяется он до лета и под дейст­вием каких сил происходит это изменение?

45. В чем заключается процесс разложения в почве такого удобрения, как навоз? Что образуется в результате разложения навоза?

46. В зависимости от содержания различают три группы минеральных удобрений. Назовите эти группы и приведите по одному примеру наиболее распростра­ненных удобрений, относящихся к каждой из этих групп.

47. Назовите два наиболее распространенных азотных удобрения.

48. Почему калийные и азотные минеральные удобрения вносят в почву перед са­мым посевом, а фосфорные — осенью?

49. Назовите части (органы) цветковых растений, на развитие которых оказывают влияние азотные удобрения? В чем заключается это влияние? Как его можно объяснить?

50. Назовите части (органы) цветковых растений, на развитие которых оказывают влияние фосфорные удобрения? В чем заключается это влияние? Как его можно объяснить?

51. Назовите части (органы) цветковых растений, на развитие которых оказывают влияние калийные удобрения? В чем заключается это влияние? Как его можно объяснить? |

52. Какие минеральные удобрения повышают устойчивость растений к холоду?

53. В какой период жизни растений проводят их подкормку? Чем обусловлен вы — бор вида минеральных удобрений в качестве подкормки. Приведите пример

54. Почему минеральные удобрения используются растениями быстрее, чем такие органические удобрения, как навоз?

55. Назовите 3 — 4 основные правила, которые надо соблюдать при внесении в по­чву удобрений.

56. Опишите эксперимент, который доказывает, что для нормального роста и раз — вития растения необходимо, чтобы к его корням поступал свежий воздух.

57. В каких органоидах клеток корня происходит дыхание? Какие газообразные неорганические вещества поглощаются и какие выделяются клетками корня во время дыхания?

58. Почему в тяжелых глинистых и заболоченных почвах наблюдается меньшее количество кислорода? Как это сказывается на растениях, выращиваемых на этих почвах, и почему?

59. Для чего почву регулярно рыхлят культиваторами или мотыгами? Как это ска­зывается на растениях и почему?

60. Почему рыхление почвы помогает сохранить влагу на сухих участках почвы?

61. Почему рыхление почвы называют " сухой поливкой " растений?

62. В чем польза хорошего рыхления почвы? В чем вред чрезмерного полива по­чвы? Почему так говорят: " Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два ра­за плохо полить ".

63. Как можно повысить урожайность взрослых культурных растений, не внося в почву удобрений, а только воздействуя на их корневые системы? Укажите две причины, благодаря которым это воздействие приводит к повышению уро­жайности.

64. Назовите два типа видоизменения корней. Для каждого типа приведите по од­ному примеру растений, имеющих такое видоизменение корней.

65. Приведите четыре примера растений, у которых питательные органические вещества запасаются в корнеплодах.

66. Назовите два органа растения, принимающих непосредственное участие в об­разовании корнеплодов.

67. Что такое корнеплод? Какая часть корневой системы принимает участие в его образовании? Какова функция корнеплодов?

68. Что такое корневые клубни? Какие части корневой системы принимают уча­стие в их образовании?

69. Приведите пример растения, имеющего корневые клубни. Какова функция корневых клубней?

70. В какие периоды жизни и время года у двулетних растений формируют­ся корнеплоды и семена? В чем заключается роль корнеплодов в жизни дву­летних растений?

71. Назовите три растения, размножающихся корневыми отпрысками.

72. Что представляют собой по своему строению корневые отпрыски? Из како­го органа растения и каких его структур развиваются корневые отпрыски?

73. Опишите, каким образом осуществляют размножение растений корневыми черенками.

74. Назовите растение, которое размножают корневыми черенками.

75. К каким последствиям для растения приведет заболевание корневой системы растения и почему?

76. Объясните, почему при заболевании корневой системы произойдет нарушение фотосинтеза, перегрев растения и увядание растения.

1 вопрос: Заготовка лекарственного растительного сырья


Доброкачественность ЛРС зависит от соблюдения сроков заготовки, правильной технологии сбора и режима сушки. При заготовке надо учитывать биологические особенности ЛР, динамику накопления действующих веществ, влияние особенностей сбора на состояние зарослей.

Заготовительный процесс состоит из следующих стадий:

1) сбор сырья
2) первичная обработка
3) сушка
4) приведение сырья в стандартное состояние
5) упаковка
6) маркировка
7) транспортирование

8) хранение.

 

2 вопрос: Заготовка сырья дикорастущих и культивируемых

лекарственных растении

Заготовка сырья дикорастущих лекарственных растений – это система организационных, технологических и экономических мероприятий, обеспечивающих получение высококачественного сырья, отвечающего требованиям нормативной документации (НД). Процесс сбора регламентируют "Инструкции по сбору и сушке лекарственного растительного сырья" 1985г.
Такие инструкции разработаны на все виды сырья официальных дикорастущих лекарственных растений. Инструкции носят силу закона и обязательны для выполнения всеми заготовительными организациями и сборщиками.
В этих инструкциях указаны:
1) районы сбора сырья;
2) сроки и приемы сбора;
3) особенности первичной обработки сырья;
4) режимы сушки;
5) требования к качеству сырья;
6)условия и сроки его годности.

Сбор следует проводить после специальной подготовки сборщиков, составления договора и выдачи удостоверения на право сбора.
В случае сбора редких и других охраняемых видов выдается лицензия на право частичного и ограниченного сбора, что регламентируется инструкцией «Положение о сборщике лекарственного сырья».
Процесс сбора лекарственного растительного сырья (ЛРС) не сложен, но требует конкретных знаний:
- места обитания растений,
- состояние сырьевой базы;
- химическую изменчивость в пределах ареала и в онтогенезе;
- влияние способов заготовки на возобновляемость вида, т.е. должен быть соблюден рациональный режим эксплуатации зарослей.

Собирают сырье лишь от здоровых, хорошо развитых, не поврежденных насекомыми или микроорганизмами растений. Чистота сбора — одно из основных требований заготовки.
Растения, произрастающие вдоль автомобильных дорог с интенсивным движением (около промышленных предприятий), могут накапливать в значительных количествах различные токсиканты (тяжелые металлы, бензопирен и др.). Поэтому не рекомендуется собирать сырье близ крупных промышленных предприятий и на обочинах дорог с интенсивным движением транспорта (ближе 100 м от обочины), а также в пределах территории крупных городов, вдоль загрязненных канав, водоемов и т. п.
Необходимо помнить, что некоторые виды лекарственных растений могут вызывать у отдельных людей аллергические реакции, стать причиной дерматитов, воспаления слизистых оболочек глаза, носоглотки. При сборе ядовитых, сильнодействующих а также колючих растений нужно соблюдать меры предосторожности, и не привлекать к сбору данного сырья детей, при пользовании инвентарем соблюдать технику безопасности.

 

3 вопрос: Сроки сбора лекарственного растительного сырья


Сроки сбора лекарственного растительного сырья зависят от образования и накопления в нем действующих веществ, а также максимальной его фитомассы. Каждый вид сырья имеет свои календарные сроки и особенности сбора. Кроме того, существуют общие правила и методы по отдельным морфологическим группам, сложившиеся на основе длительного опыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.