КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информатизация судебной системы 2 страница
С помощью системы АРМ может быть организовано проведение телесовещаний, создание электронной почты, предусматривающей безбумажный обмен служебной документацией между пользователями. АРМ присущ диалоговый метод решения задач (деловые игры). Многие АРМ включают вспомогательный сервис: копирование, восстановление, архивирование, экспорт-импорт данных; подготовку корреспонденции с помощью текстового редактора, использование электронной почты. В зависимости от вида деятельности специалиста на том или ином АРМ в состав его оборудования могут входить средства телефонной и радиосвязи (АРМ диспетчера), комплекс измерительных приборов, анализаторов и т. п. Автоматизированные рабочие места в настоящее время организуются во всех сферах юридической деятельности (на рис. 25 представлена система АРМ, разработанных НЦПИ МЮ). Так, АРМ системы делопроизводства суда включают автоматизированные рабочие места секретарей канцелярии президиума суда, канцелярий по уголовным и гражданским делам, экспедиции, группы исполнения, архива; АРМ секретаря канцелярии по гражданским (уголовным) делам суда 1-й инстанции обеспечивает решение следующих задач: работа с базой данных суда 1-й инстанции; регистрация входящих материалов из экспедиции; прием дел; оформление документов для сдачи дел после слушания в архив или группу исполнения; подготовка отчетов и обобщающих справок. Рис. 25. Автоматизированная система делопроизводства в суде (данные НЦПИ) База данных АРМ секретаря Пленума Верховного Суда РФ включает: все действующие постановления Пленума, проекты новых постановлений, перечень постановлений, утративших силу. АРМ обеспечивает автоматическое формирование в хронологическом порядке списков действующих постановлений Пленума и постановлений, утративших силу. Предусмотрена возможность ввода текстов как с клавиатуры непосредственно в базу данных, так и с промежуточных носителей (гибких дисков). При необходимости документ, хранящийся в базе данных, может быть скопирован на дискету или распечатан. Работы по созданию АРМ юристов различного профиля получают развитие в МВД и прокуратуре. Важной задачей внедрения новой информационной технологии является создание специализированных автоматизированных рабочих мест следователя, дознавателя, эксперта-криминалиста, оперативного дежурного, участкового инспектора и т. д. На этих рабочих местах должна готовиться и храниться вся их информация. Предусмотрена обработка любых видов документов. В результате станет возможной перестройка всей работы по формированию и оформлению уголовных и иных дел. В базу комплекса АРМ следователя включены оперативная, справочная, доказательственная, методическая, организационная виды информации. К оперативной относится информация, получаемая из непроцессуальных источников, главным образом от органов дознания (сведения о судимости, другие данные оперативно-справочных учетов). К справочной — данные о состоянии преступности на следственном участке, в районе, области; сведения об организациях и предприятиях, списки правоохранительных органов, перечни экспертных учреждений и пр. К доказательственной — та, которая получена из процессуальных источников и содержит необходимые сведения об обстоятельствах расследуемого события. Эта информация находится в материалах уголовного дела. К методической — информация, сосредоточенная в специальной литературе в виде рекомендаций по расследованию отдельных видов преступлений, технике и тактике производства следственных действий. К организационной — сведения, содержащиеся в конспектах материалов уголовных дел, планах расследования преступлений, в том числе в сводных (календарных) планах и т. д. Информационное обеспечение правоприменительной деятельности включает также использование "малых форм" компьютеризации. Эти формы построены на непосредственном взаимодействии юриста и ЭВМ. Системы, реализующие принципы малых форм компьютеризации, различны. Обобщающим является понятие "системы поддержки решений". Здесь можно выделить две группы систем — информационные и консультационные. Первый тип — информационные системы по праву и законодательству. Необходимость их создания вызывается тем, что возникла проблема перегрузки сознания и памяти юристов, занимающихся практической деятельностью (судей, прокуроров, адвокатов). Если юристу приходится оперировать массивом нормативных актов объемом в 200 и выше единиц, то начинает сказываться такой фактор, как недостаточность памяти. В принципе каждое юридическое действие должно быть подкреплено строго и хорошо организованной информацией. Так, информационно-поисковая система "Договор" предназначена для аккумуляции и выдачи данных в сфере гражданско-правовых и хозяйственно-правовых отношений, информационно-поисковая система "Квалификация" — для аккумуляции и выдачи уголовно-правовой и иной информации. Вторым классом систем поддержки решений является класс консультационных систем. В них ЭВМ помогает юристу анализировать различные правовые ситуации, исследовать логику рассуждений и аргументации. К консультационным относится система "Ущерб", предназначенная для юридического анализа ситуаций привлечения рабочих и служащих к материальной ответственности при нанесении предприятию материального ущерба. Ряд аналогичных систем разработан в сфере криминалистики и судебной экспертизы. Применение ЭВМ для проведения расчетов, подготовки материалов для арбитража получило достаточно широкое распространение. В этой связи Госарбитраж СССР принял 29 мая 1979 г. инструктивное указание "О порядке использования по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью ЭВМ". В 1984 г. подготовлен проект ГОСТа "Придание юридической силы документам на магнитной ленте и бумажном носителе, создаваемом средствами вычислительной техники". Задача этого документа — упорядочить работу министерств, ведомств и предприятий в части предъявления претензий и рассмотрения дел в государственном арбитраже. Возникает и такая проблема, как судебная оценка данных, полученных с применением ЭВМ. На практике встречаются случаи, когда отдельные суды безоговорочно доверяют расчетам и выводам, полученным в результате применения ЭВМ. Однако решение, основанное на некритическом восприятии машинного документа, не подвергнутое строгой процедуре и опровергаемое одной из сторон в гражданском судопроизводстве, подлежит отмене. В случае необходимости суд вправе по собственной инициативе или по просьбе сторон назначить экспертизу, на рассмотрение которой могут быть поставлены вопросы, связанные с проверкой программы по осуществлению расчетов, проводимых при помощи ЭВМ. Литература Автоматизированные рабочие места и компьютерные системы в деятельности органов внутренних дел. М., 1993. Бойков О. В. Проблемы информатизации арбитражных судов // НТИ. 1992. № 10—11. Васьков А. А. Концептуальные вопросы создания федерального банка криминальной информации // НТИ. 1992. № 10-11. Зуйков Г. Т. Поиск по признакам способов совершения преступлений. М., 1970. Зуйков Г. Г. "Модус операнди", кибернетика, поиск // Кибернетика и право. М., 1970. Караханьян А. К. Криминалистические основы компьютеризации расследования. Автореф. канд. дисс. М., 1992. Компьютерные технологии в юридической деятельности М., 1999. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М., 1972. Лузгин И. М. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981. Международная конференция. "Информатизация правоохранительных систем": тезисы докладов. М., 1993. Образцов В. А. Криминалистика. Курс лекций. М., 1996. Полевой Н. С. Криминалистическая кибернетика. М., 1989. Рассолов М. М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства М 1996. Трусов А. И. Судебное доказывание в свете идей кибернетики // Вопросы кибернетики и право. М., 1967. Хургин В. М. Телекоммуникационная инфраструктура системы правовой информатизации России // Правовая информатика. Вып. II. 1997. Глава 8. Информационный поиск в правовой сфере § 1. Основы теории информационного поиска Проблема поиска информации принадлежит к одной из главных задач общей и правовой информации. С проблемой поиска информации (в сфере экономики, науки, техники, военного дела и т. д.) человечество сталкивалось постоянно. Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники — все это информационные системы различного уровня и различной степени значимости. Основы современной теории информационного поиска были разработаны в 50-е и в первой половине 60-х гг. Термин "дескриптор" был введен в 1947 г., а принципы координатного индексирования, на которых до сих пор базируются автоматизация информационного поиска, были разработаны в 50-х гг. За тысячелетия существования библиотек были созданы библиографические методы поиска. Центральная тема произведения выражалась в виде краткого текста, по которому читатель выносил суждение о соответствии или несоответствии данного произведения своей информационной потребности. Ответ на многие вопросы информационного поиска дает оптимальный выбор стратегии поиска. Более того, в некоторых ситуациях стратегия поиска указывается специальным образом. Так, информационный массив должен быть определенным образом упорядочен, что облегчает поиск. Сначала надо найти ту отрасль права, где может содержаться НПА, а затем — сам акт (или правовую норму). Теория информационного поиска различает ассоциативный поиск и ассоциативное рассуждение. Решение неизвестной задачи так или иначе основывается на уже решенных. Способ ее решения должен быть близок к тому, который когда-то помог справиться с подобной задачей. Для этого надо обратиться к памяти и попробовать найти нечто похожее, ранее уже встречавшееся. Это и есть ассоциативный поиск. Проблема информационного поиска существует во всех видах юридической деятельности. Особо острый характер она имеет в сфере нормативной правовой информации, особенность которой состоит в том, что она является официальной и документированной.* * Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права.
Каждый НПА представляет собой сложную динамичную систему. В правотворческой деятельности необходимо учитывать системообразующие факторы, действующие во внутренней структуре НПА. Во всем мире растет объем правовой информации, в том числе международного характера. Так, только ООН уже к 1970 г. издала свыше 500 томов договоров и других международно-правовых актов, зарегистрированных в Секретариате. Ущерб, причиняемый обществу и государству неуправляемыми потоками правовой информации, огромен. "Инфляция" правовых актов ослабляет основы правопорядка и законности. Выход из кризиса был найден на путях эффективного применения современных быстродействующих ЭВМ и других средств электронно-вычислительной техники. Как показывает практика, ЭВМ является идеальным средством для собирания, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации о законах и других нормативных правовых актах. Во всех развитых странах они активно используются для создания крупных баз и банков правовой информации. При этом формируются сложные телекоммуникационные системы получения и передачи информации. В сфере правовой информатики используется значительное число компьютерных технологий. К ним относятся: автоматизированные и экспертные системы, консультационные системы, компьютерные системы и сети, системы, основанные на идеях искусственного интеллекта, обучающие системы, автоматизированные информационно-логические системы и др. Становление и развитие правовой информатики — яркий пример быстрого и оперативного влияния юридической науки на практику. Первые убедительные эксперименты по применению ЭВМ для решения задачи поиска нормативных правовых актов были выполнены в середине 60-х гг. в Лаборатории автоматизации правовой информационно-справочной службы под руководством В. И. Иванова и С. С. Москвина. В середине 70-х гг. эти идеи были реализованы. Самая крупная система правовой информации — АИПС "Законодательство" — была создана в Научном центре правовой информации бывшего союзного Министерства юстиции. Учету подлежали как опубликованные, так и непубликуемые действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления СССР и союзных республик, общеобязательные нормативные акты министерств, ведомств, госкомитетов. Определена последовательность формирования фонда актов. На первом этапе -— акты высших органов государственной власти и управления, на втором — общеобязательные акты министерств, ведомств, государственных комитетов. На НЦПИ помимо организации осуществления государственного учета и выдачи информации о нормативных актах были возложены: разработка и ввод в действие инструкций, методик и технологических процессов обработки информации; проектирование автоматизированной информационно-поисковой системы нормативных актов "АИПС Законодательство"; ввод в действие, эксплуатация и совершенствование разработанных автоматизированных систем. Создание АИПС по законодательству и развитие правовой информатики объективно способствует постановке новых проблем теории права, К их числу относится, например, проблема латентной (скрытной) правовой информации. Латентная информация имеет разнообразные формы. Можно выделить три главные группы. 1. Нормы и правоположения, сходные или близкие по смыслу, но выраженные в различной языковой форме. Например, возьмем понятия "договор", "соглашение" и "контракт". Очевидно, что они весьма близки. Массив, содержащий хотя бы один из указанных терминов, представляет значительный интерес для решения конкретных задач правотворчества. Однако если пользователю будет предоставлена информация, содержащая только один из приведенных терминов, то остальная окажется латентной. Надо искать методы, позволяющие перевести ее в информацию явную. Они разрабатываются в теории информационного поиска. 2. Логический вывод из содержания нормативного текста (закона, иного нормативного акта). Например, из сопоставления гл. 1 и 2 Конституции РФ можно сделать выводы о наличии у информационных норм, указанных в гл. 2, таких свойств и качеств, которые в латентном виде содержатся в гл. 1. Из сопоставления ч. 4. ст. 29 и ст. 2 Конституции РФ можно сделать вывод — право на информацию относится к числу высших ценностей общества и государства. Признание, соблюдение и защита права на информацию — обязанность государства. 3. Латентная информация, логически связанная с определенным кругом правотворческих задач. Так, в соответствии с положениями общей теории права каждая правовая норма действует в контексте других, каждый институт права действует совместно с иными институтами, а каждая отрасль законодательства — совместно с иными отраслями. Все нормативные предписания действуют совместно с нормами и принципами Конституции РФ. Приведем простой пример. Некий субъект желает получить информацию об ответственности за хулиганство (ст. 213 УК РФ). Он может сформулировать запрос для ЭВМ, состоящий из трех слов "уголовная ответственность" и "хулиганство". Ответ ЭВМ будет содержать только текст ст. 213 УК РФ. Однако для применения данной нормы надо располагать дополнительной информацией: об условиях уголовной ответственности за хулиганство, о возрасте уголовной ответственности, порядке расследования дел данной категории и другими сведениями, что достигается в результате применения более сложных методов. Реализация задач информационного поиска в правовой сфере потребовала создания соответствующих информационных (компьютерных) технологий. К их числу относятся и автоматизированные информационно-поисковые системы правовой информации (АИПС). АИПС — система информационных, математических, программных лингвистических, организационных и технических средств, предназначенная для накопления и коллективного использования правовой информации. АИПС правовой информации включает: 1) новейшие компьютерные технологии; 2) специалистов, осуществляющих операции по эксплуатации системы (инженеры, математики, программисты, операторы и другие представители технических наук, осуществляющие технические операции); 3) специалистов конкретной правовой сферы широкого класса, выполняющих работу по организации создания и эксплуатации информационно-поисковых систем.* * АИПС правовой информации относится к классу социально-технических человеко-машинных систем.
Создание АИПС правовой информации опирается на решение следующих задач: определение качественных и количественных характеристик правовой информации; разработка наиболее эффективных способов сбора и распространения правовой информации; определение критерия отбора источников информации для введения в поисковую систему; разработка информационных алгоритмов; набор процедур автоматизированного поиска нормативных правовых актов в памяти ЭВМ с большим объемом информации; проведение социологических исследований деятельности различных государственных учреждений, ведомств и организаций в целях выявления тенденций, определяющих развитие правовой информационной практики. В основе АИПС правовой информации находятся базы и банки нормативной правовой информации. Это как бы "мозг и сердце" всей системы. В них аккумулируются все нормативные правовые акты, необходимые для решения правотворческих и правоприменительных задач. База данных — совокупность взаимосвязанных данных, организованная по определенным правилам. Базой данных являются специальным образом организованные группы файлов. Для работы с ними используется система управления базой данных. В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" от 23 сентября 1992 г. "база данных — это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ".* * Российская газета. 1992. 20 окт.
База данных предназначена для хранения больших массивов информации, быстрого поиска нужных сведений и документов. Она создается в любой информационной системе — от автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста до суперкомпьютера. База нормативных актов представляет собою неограниченный по объему набор НПА. Нормативному правовому акту присущи следующие признаки: он является письменным официальным актом, изданным от имени государства; НПА издается строго в соответствии с компетенцией государственного органа; он предназначен для регулирования различных общественных отношений, обладает формальной определенностью и общеобязательностью; в системе НПА видное место занимает закон — нормативный правовой акт высшей юридической силы, издаваемый законодательным органом или принимаемый путем всенародного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.* * Для многих законов характерна и такая черта, как объединение в блоки (группы) сходных законов.
Для создания и функционирования АИПС в области права большое значение имеет такой фактор, как структура НПА — внутренняя архитектоника. Для удовлетворения таких потребностей необходимо, чтобы код обозначал не только нормативный правовой акт в целом, но и статью (пункт, параграф) — его четко выраженную структурную часть, один из микроэлементов формальной структуры НПА. Код, состоящий из номера акта и номера его статьи, является адресом правовой нормы. Большой эффект дает создание информационных баз, ориентированных на специальные виды правотворческой деятельности. Условия поиска нормативно-правовой информации создают предпосылки для большого разнообразия в вопросах. Для иллюстрации можно указать на следующие характерные вопросы: В каком нормативном правовом акте применяется термин "государственное регулирование средств массовой информации"? Когда и каким органом был принят Гражданский кодекс РФ? Какими актами определен юридический статус акционерных обществ? К какой отрасли права относится Федеральный закон "О правовой охране топологий интегральных микросхем"? Какие акты регулируют государственную регистрацию недвижимости? Какие акты регулируют предпринимательскую деятельность? Каким нормативным актом регулируется правовой статус президентских программ по борьбе с преступностью? В каком акте определено понятие "вердикт присяжных"? Какие нормы и акты международного, права регламентируют права граждан на информацию? Центры правовой информации выполнят также следующие функции: избирательное распространение информации о вновь принятых актах; подготовка перечней актов по темам, предложенным абонентами; выдача сведений об изменении и признании актов (их статей) утратившими силу, с указанием, каким актом это произведено; выпуск информационных изданий и тиражирование массивов на машинных носителях для других АИПС; аналитическая обработка НПА (поиск частоты встречаемости определенного термина, анализ сбалансированности законодательства с учетом роли и места ведомственного законодательства и возрастания роли закона). Методы компьютерного поиска правовой информации необходимо совершенствовать. Одна из возможностей данного направления — создание гипертекстовых баз знаний.* Гипертекст — это особая форма организации, представления текстового материала. Гипертекстовые технологии опираются на новые формы использования компьютеров, создание специальных программ. * Идея гипертекста была выдвинута в 1945 г. советником президента Рузвельта по науке Веневером Бушем.
Большинство текстов любой природы, включая и правовые, содержат наряду с основным и некоторые иные тексты — второго порядка: система ссылок к тексту, комментарии к нему, разные редакции текста, тексты, отвечающие или возражающие друг другу, и др. Гипертекстовые технологии содержат правила перехода от одного текста к другому с использованием ЭВМ. В области права характерным примером может быть система ссылок на иные НПА, содержащиеся в данном акте. § 2. Информационно-поисковый язык. Правовой тезаурус Одной из важных задач правовой информатики является лингвистическое обеспечение правотворческого процесса. Право не существует вне языка. Язык права — это система его речевых средств. Слова, термины, предложения и фразы — все это "строительный материал", на базе которого формируется законодательный текст. Статья 2 Федерального закона "Об информации" относит к средствам обеспечения автоматизированных информационных систем также и лингвистические средства. В информатике под средством лингвистического обеспечения АИС понимается совокупность всех языковых средств обеспечения высокой эффективности информационного поиска. В системе средств лингвистического обеспечения АИПС первое место занимает информационно-поисковый язык. В широком смысле язык — это знаковая система, используемая для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Знаком называется материальный объект, который выступает в качестве представителя какого-либо другого предмета (символ, слово). Информационно-поисковый язык — это формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска. Любая информация для того, чтобы быть переданной, должна соответствующим образом кодироваться, т. е. переводиться на язык специальных символов или сигналов. Сигналами, передающими информацию, могут быть электрические импульсы, световые или звуковые колебания, механические перемещения и т. д. Построение любого формализованного языка начинается с задания его алфавита — совокупности исходных символов, которые подразделяются на логические и нелогические. Информационный поисковый язык (ИПЯ) по законодательству должен обеспечивать: эффективную формализацию правовых норм и нормативных правовых актов; высокую скорость поиска на компьютере информации, необходимой для решения конкретных задач правотворчества; оптимальный (адекватный) перевод нормативного текста с юридического языка на язык, доступный ЭВМ; минимальный "шум" (т. е. сведение к минимуму выдачи компьютером излишней информации); полноту информационного поиска, т. е. получение всей необходимой информации для решения конкретных задач правотворчества (создание нового акта, систематизация). Теория информационного поиска различает следующие типы ИПЯ. Языки предметного типа — это алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрика-торы. При использовании языка этого типа основная тема (предмет) документа выражается одним или несколькими типовыми словами — рубриками. В практике информационной работы язык предметного типа не утратил своего значения. Так, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы разработан предметно-алфавитный указатель к Конституции РФ и к Гражданскому кодексу РФ. Юридическим домом "Юстицинформ" подготовлен Словарь-справочник по российскому законодательству, включающий термины, определения, понятия федеральных законов. Юридическое информационное агентство Interlex разработало концепцию создания "Словаря законодательной лексики" (СЗЛ). Функционально электронный аналог СЗЛ должен обеспечивать поиск необходимой информации и быстрый доступ к любой словарной статье и ее содержанию, а также переход из словарной статьи в соответствующий текст (тексты) нормативного акта. Язык классификационного типа представляет собой не что иное, как классификатор отраслей законодательства. Третий тип ИПЯ - это язык дескрипторного типа. Такой язык обладает большой "семантической силой", т. е. способен полностью передавать смысл НПА, выразить комбинацией дескрипторов любое понятие, характеризуются высокой степенью отражения смысла документов, наличием ключевых слов. Дескрипторные информационно-поисковые языки, применяемые и разрабатываемые для использования в АИПС правовой информации, можно подразделить на два основных класса: 1) языки, в которых не различаются логико-смысловые отношения между понятиями, 2) языки, которые содержат в своем составе логико-смысловые отношения. Важнейшее место среди языков дескрипторного типа занимает правовой тезаурус как язык, обладающий наибольшей семантической силой. Правовой тезаурус — это лексико-семантическое собрание ключевых слов и дескрипторов, применяемых в качестве лингвистического обеспечения и использования АИПС правовой информации. Его задача состоит в том, чтобы упорядочить и привести в систему лексические средства, используемые в правотворческом процессе. В информатике тезаурус выполняет следующие основные функции: 1) используется для организации информационного поиска ("информационно-поисковый тезаурус"); 2) используется как лингвистическое средство в процессе решения правотворческих задач;* 3) используется как средство, измеряющее смысл сообщения;** 4) выступает в качестве важнейшего средства поиска латентной информации. * Тезаурусы этого типа получили распространение в зарубежной правовой информатике. Они включают: полный словарь терминов, определения юридических понятий, комментарии, статистические данные о количестве дескрипторов на тему и т. п. ** "Тезаурус пользователя" — совокупность сведений, которыми располагает пользователь.
Тезаурус включает ряд основных понятий. Ключевые слова, которые наиболее полным образом описывают содержание правовых норм (актов), их самые существенные черты. Не относятся к ключевым также слова, которые не имеют существенной смысловой нагрузки. Например, вспомогательные, общеупотребительные, слова, которые можно опустить без ущерба для смысла правовой нормы. Понятие дескриптора. Дальнейшее обобщение понятия ключевого слова приводит к понятию дескриптора. Под дескриптором понимают лексическую единицу информационно-поискового языка, служащую для описания основного смыслового содержания правовой нормы или нормативного акта. Можно сказать, что дескриптор — это выделенное ключевое слово, которое представляет целую группу ключевых слов. Такие слова образуют так называемую дескрипторскую статью. В результате происходит "сжатие информации". Дескрипторная статья может иметь следующую структуру: заглавный дескриптор, ключевые слова из класса эквивалентности; слова, подчиненные заглавному слову; ключевые слова, ассоциированные с заглавным. Процедура составления поискового образа правовой нормы, правового института или нормативного правового акта называется индексированием. Индексирование преобразует содержание и текст правовой нормы в набор соответствующих ключевых слов и дискрепторов. Оно может выполняться только высококвалифицированным юристом широкого профиля.*
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |