КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологическая информация
Этот вид информации включает данные о: степени распространенности тех или иных социальных явлений, связанных с регулируемыми общественными отношениями, например степень распространенности правонарушений; недостатках в правоприменительной практике; недостатках в юридическом и социальном механизме закона; проблемах правосознания в рассматриваемой сфере, отношении различных социальных групп к конкретным нормам закона — поддержка или же негативное восприятие; степени информированности населения, социальных групп о нормативных актах, регулирующих данную сферу. § 3. Информатизация деятельности Государственной Думы Основную функцию в обеспечении деятельности Государственной Думы (правовой, организационный, документальный, аналитический, информационный, финансовый, материально-технический аспекты) выполняет Аппарат Государственной Думы. Он не генерирует информацию, но создает и обеспечивает функционирование базовых механизмов всех информационных процессов. Внутренние функции по упорядочению работы Государственной Думы выполняет Совет Государственной Думы, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты, генерирует информацию лишь постольку, поскольку необходимо координировать работу собственно Думы. Совет планирует деятельность палаты на основании оперативной информации. В информационных процессах участвуют: субъекты права законодательной инициативы; комитеты Государственной Думы; депутаты Государственной Думы, принимающие участие в обсуждении законопроекта. Кроме того, к обсуждению законопроектов привлекаются эксперты, проводятся общественные обсуждения, "круглые столы" и т.п. Аппарат Думы состоит из ряда структурных подразделений, каждое из которых выполняет свою функциональную роль. Правовое управление оказывает юридическое содействие депутатам, ведет учет и систематизацию законодательства, осуществляет правовую и лингвистическую экспертизы текстов законопроектов и других официальных документов Государственной Думы. Организационное управление обеспечивает подготовку и проведение пленарных заседаний, парламентских слушаний и других мероприятий с участием депутатов. Аналитическое управление готовит для Государственной Думы материалы по актуальным проблемам общественно-политической жизни и деятельности палаты. Управление документационного обеспечения регулирует централизованный документооборот в Государственной Думе, оперативно выпускает стенограммы заседаний. Обеспечивает учет, доставку, размножение и отправку парламентских документов. Управление информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы организует бесперебойное функционирование и развитие общей компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям аппарата оперативно получать необходимую информацию. В Думе введены в эксплуатацию общая компьютерная сеть палаты, локальные вычислительные сети (ЛВС) структурных подразделений, индивидуальные центры для депутатов и сотрудников аппарата, коммуникационный и информационно-справочные центры. Автоматизации подлежат следующие этапы законопроек-тной работы: подготовка и формирование текста законопроекта и сопутствующих документов; унифицированное оформление законопроектной документации; учет и контроль за условиями и сроками рассмотрения и прохождения законопроектов. Автоматизированная система организационного управления предназначена для поддержки планирования законопроектной работы, координации деятельности комитетов, фракций и депутатских групп. Указанные компьютерные системы строятся на базе ЛВС с применением оптоволокна, толстого и тонкого кабелей. Локальные сети создаются и в рамках структурных образований обеспечивающих служб (управлений, отделов, служб). В аппарате Государственной Думы создана и функционирует электронная база нормативно-правовой информации "Закон". Объем базы — свыше 45 тыс. документов федеральных органов государственной власти и органов субъектов Федерации. Ежегодно их число возрастает на несколько тысяч. Нормативные акты поддерживаются в контрольном состоянии. Другие мероприятия в рассматриваемой сфере: 1) образование единого "электронного архива" (переиндексированы по определенной системе более 2500 документов федеральных органов); 2) разработка методики составления стандартных документов, используемых в правотворческом процессе. Вместе с тем практика выдвигает новые формы применения ЭВМ в законопроектной деятельности. К их числу относится компьютерный мониторинг (процедуры слежения) динамики законодательного процесса. Конституция РФ установила достаточно сложный порядок подготовки и принятия законов. В системе конституционных установлении, регулирующих законодательный процесс, важное место занимают нормы, устанавливающие сроки для тех или иных стадий законодательного процесса (ст. 105, 107, 108). Законопроектный и законодательный процессы состоят из ряда взаимосвязанных стадий и этапов. Компьютерный мониторинг применяется с целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий. Роль данного метода возрастает в связи с возобновлением полезной практики планирования правотворчества и приданием всему законотворческому процессу целенаправленного характера. Применение метода компьютерного мониторинга позволяет получить обширную информацию, необходимую для разработки планов правотворчества, "увязать" все данные о движении подготавливаемого законопроекта в единое целое. Разработке системы мониторинга законодательной деятельности (включая законопроектную) предшествует создание качественной модели, отражающей самые существенные этапы, стадии, части всего процесса. В первом приближении.эта модель может быть представлена в следующем виде. По каждому проекту нормативного акта лицами, ответственными за его подготовку, на каждой стадий ведется (в двух экземплярах) дело, которое отражает ход разработки законопроекта. По окончании законопроектных работ один экземпляр пересылается непосредственно в законодательный орган, где осуществляется его дальнейшее прохождение. Ведение дела начинается с момента внесения его в план законопроектных работ и завершается вступлением закона в силу. Дело в законодательном органе (Государственная Дума, Совет Федерации) ведется в одном экземпляре. Для его хранения и использования в процессе правотворческой деятельности применяются средства электронно-вычислительной техники. Законодательные и иные правотворческие органы вправе истребовать любые необходимые для решения задач материалы и данные. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Парламента, предоставлять необходимые материалы и документы. В базе системы находятся: исходный вариант законопроекта, все остальные варианты вплоть до окончательного, этапы движения законопроекта во всех государственных органах; сведения о лицах, ответственных за состояние законопроекта, а также о лицах и органах (министерство, комитет), давших на него заключение, поступившие от заинтересованных и должностных лиц предложения. Кроме того, в память ЭВМ введены некоторые иные параметры — контрольные сроки, результаты рассмотрения законопроекта в первом и втором чтениях, реализация Президентом РФ права вето. Учетные карточки документов содержат: заголовки нормативного акта; дополнительные сведения о законопроекте, его вид (федеральный, федеральный конституционный); данные о разработке; инициативы и обоснования; порядок рассмотрения (внеочередной, плановый) и т. д. Система выполняет следующие операции: ввод информации в базу данных, поиск и отбор информации о динамике законопроекта, ведение справочной информации.* * Система разработана Управлением информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы выступило с инициативой создания национального электронного архива законодательства России. Национальный архив может быть использован для изучения истории правового регулирования, сравнительных правовых исследований, в кодификации законодательства. Состав национального архива: архив законодательства России; архив международного права; архив регионального законодательства; архив муниципального права; архив судебной практики; архив административной практики; вспомогательные и специализированные архивы (их число может быть увеличено); архив криминальной и судебной статистики; архив электоральной статистики; архив правовой библиографии; архив научных исследований (докторские и кандидатские диссертации); архив правовой публицистики; архив сопряженных с правом произведений литературы и искусства, обычаев, традиций, ритуалов, фольклора, мифов и т. д. В национальный архив предполагается включение правовых документов в том виде, в каком они были приняты. В базе данных помещаются сведения как об источнике опубликования, так и о месте хранения подлинника правового документа. Когда подлинник документа отличается от официально опубликованного текста или несет на себе важные дополнительные элементы, об этом сообщается в научно-вспомогательном комментарии либо путем подключения фотокопии подлинного текста. В соответствии со ст. 96 Регламента Государственной Думы электронная система может быть использована для: а) регистрации депутатов Государственной Думы; б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок; в) подсчета голосов и определения результатов голосования; г) накопления и оперативной выдачи справочной и статистической информации о ходе заседаний; д) формирования и распечатки списков и других документов заселении; е) информационного обеспечения заседаний палаты. В Комитете по регламенту и организации работы Государственной Думы создана группа, которая осуществляет контроль за использованием электронной системы (в частности, в ходе голосования). Члены группы контроля за голосованием на заседаниях Государственной Думы имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для осуществления указанного контроля. Группа контроля обязана до начала тайного голосования проверить исправность электронной системы. Соблюдение правил работы электронной системы в режиме тайного голосования оформляется протоколом. Группа контроля рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов о неточностях в результатах поименного голосования, записи на выступления и о других ошибках в работе электронной системы. Группа контроля за голосованием с использованием электронной системы может привлекать к своей работе экспертов и специалистов.* * Руководитель группы по техническому обслуживанию электронной системы обязан выдать депутату по его письменному запросу имеющиеся данные о заседании Государственной Думы. Данные о закрытом заседании передаются руководителем группы по техническому обслуживанию электронной системы в структурное подразделение Аппарата Государственной Думы по защите государственной тайны на основе письменного запроса руководителя указанного подразделения.
Результаты регистрации депутатов, записи их на выступление, результаты голосования и другие данные о ходе заседания Государственной Думы, за исключением данных о ходе закрытого заседания, представляются депутатам в виде цифровых данных, списков, иных материалов и подлежат включению в стенографический отчет заседания. Законодательная деятельность связана с использованием большого числа различных документов, обработка которых (поиск, просмотр, редактирование, выписка нужных сведений) является монотонной и трудоемкой, требующей значительных затрат времени. Поэтому возникла необходимость создания таких систем, которые используют информационные банки и обеспечивают автоматизацию обработки документов. Рассмотрим информационную систему, специализированную на обработке текстов документов (см. рис. 20). Обработка текстов включает: организацию в информационном банке базы документов; ввод текстов в базу; ввод в базу документов, стандартных фраз, выражений, статистических данных и других сведений; поиск и подбор документов, подлежащих обработке; обработку документов; составление, ввод и нумерацию списков адресов; редактирование списков адресов по мере их изменения; автоматическое отпечатывание любого числа экземпляров; автоматическое отпечатывание одного и того же документа с различными адресами по указанному списку; обеспечение доступа к документам лишь тех лиц, которые имеют на это разрешение. Автоматизированная система документооборота обеспечивает единую автоматизированную технологию работы с документами. В системе предусмотрено введение унифицированной электронной карточки.
Рис. 20. Структура информационной системы обработки документов (разработана Э. А. Якубайтисом) Система дает возможность создавать, хранить и передавать документы в электронном и бумажном виде, вести версии документов, контролировать исполнение поручений руководства.* * Система управления электронными документами — это набор устройств и программ, позволяющих эффективно организовывать процедуры создания и хранения электронных документов.
Специфическим объектом обработки являются тексты — в первую очередь на естественном (например, русском) языке. Характерные действия: форматирование текста (разбивка на страницы, абзацы, выравнивание правого края страницы и т. п.), исправление орфографических и пунктуационных ошибок, проверка наличия обязательных для данного текстового документа разделов, устранение разночтений и логических противоречий, достижение максимально четкого описания фактов.* * В настоящее время создано большое количество текстовых редакторов. Самым популярным является MS Word.
§ 4. Информатизация деятельности Совета Федерации С 1994 г. ведется трудоемкая работа по созданию информационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федерации. Данная система предназначена для обеспечения индивидуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата. Она призвана: повышать эффективность законотворческой деятельности Совета Федерации; обеспечивать эффективность принятия стратегических решений, совершенствовать взаимодействие руководства Совета Федерации и депутатов с гражданами и органами государственной власти. Информатизация законопроектной деятельности Совета Федерации включает реализацию комплекса взаимосвязанных процессов отслеживания и процедур прохождения законопроектов в его комитетах, комиссиях. Это позволяет более оперативно планировать законопроектную деятельность, иметь полную и достоверную информацию о прохождении проекта. Задачи ИКС делятся на две части: общесистемные — централизованное информационное обеспечение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей; проблемно-ориентированные — информационное обслуживание конкретных комитетов, комиссий, депутатов, структурных подразделении Аппарата. Структура ИКС включает следующие компоненты: информационно-справочный центр; информационно-коммуникационный центр; информационно-аналитический центр; ситуационный центр; автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства; информационные системы подразделений, установленные в комитетах и комиссиях; электронные офисы руководства и депутатов; мобильные информационные системы; систему технологического обеспечения заседаний Совета Федерации; систему управления, администрирования и информационной безопасности ИКС; технологическую систему сопровождения и развития ИКС. Специфика базы данных Совета Федерации (как и Государственной Думы) определяется его главными задачами и функциями. В основе ИКС находится совокупность самых различных баз социальной и правовой информации. Каталог информационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 раздела: а) нормативно-правовая информация; б) экономическая информация; в) общественно-политическая информация; г) справочная информация. Всего свыше 150 баз данных. Каталог включает: наименование базы данных; содержание всех баз; источник информации; средства доступа к базам данных. Информационно-аналитическое управление предназначено для эффективной и всесторонней информационной и аналитической поддержки работы Совета Федерации. Основными целями такой поддержки являются: справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий, обеспечение членов Совета Федерации аналитическими материалами по вопросам ведения Совета; анализ наиболее важных законов, прогнозирование возможных последствий их принятия, выработка предложений для законодательной деятельности Совета Федерации; подготовка докладов, справочных, аналитических и рекомендательных материалов по кругу проблем, находящихся в ведении Совета Федерации, подготовка материалов по актуальным проблемам жизни государства, осуществления реформ, прогнозирование развития общества. Рассмотрим информационную структуру справочных баз: структура и состав Совета Федерации (список руководителей Совета Федерации; состав комитетов и комиссий Совета Федерации; список членов Совета Федерации с возможностью просмотра по фамилии или региону); структура Аппарата Совета Федерации: регламент Совета Федерации; материалы к предстоящему заседанию Совета Федерации; информационный фонд Совета федерации; постановления Совета Федерации; стенограммы заседаний Совета Федерации; информация о мероприятиях, проводимых в Совете Федерации в течение текущей недели и текущего месяца: информация о мероприятиях, проводимых в Государственной Думе; информация комитетов Совета Федерации; информация структурных подразделений Аппарата Совета Федерации; пресс-служба Совета Федерации (бюллетени пресс-службы); данные о субъектах Российской Федерации: информация о событиях; информация о мероприятиях текущего месяца; информация о выборах.
Рис. 21. Структура информационно-коммуникационной системы Совета Федерации сообщения информационных агентства (сводки событий в Российской Федерации за неделю, сводки МВД и МЧС); информацияоб СНГ.* * Продолжается выпуск Аналитических вестников по важнейшим проблемам ведения Совета Федерации.
В настоящее время определенное развитие получил процесс информатизации парламентов зарубежных стран. Исследуя данную проблему, Е. И. Орлов и В. А. Никитов приходят к следующим выводам: 1. Широкое внедрение информатизации парламентской деятельности в США, Канаде и государствах Европы является важнейшим фактором обеспечения их эффективной работы. 2. Информационно-коммуникационные системы парламентов обеспечивают реализацию как собственно "внутрипарламентских" операций, так и информационное взаимодействие их на межпарламентском глобальном уровне. 3. Информатизация парламентской деятельности реализуется как государственными органами, так и коммерческими организациями. При этом единая информационно-техническая политика в этой области проводится под эгидой государственных органов. Представительная власть (парламент) нуждается в самой разнообразной информации. Для ее подготовки создаются специальные центры, подчиненные непосредственно парламенту. При парламенте может быть создан постоянно действующий орган (например, подкомитет) по научной и технической информации, контролирующий действия правительства в этой области и подготавливающий проекты законодательных актов, регламентирующих научно-информационную деятельность в стране. Так, библиотека Конгресса — одна из крупнейших библиотек мира; в ее фондах более 100 млн. единиц хранения, в том числе 14,5 млн. книг, более 36 млн. рукописей, 4 млн. карт, 11 млн. изобразительных материалов. Фонды библиотеки возрастают примерно на 1,3 млн. единиц хранения в год. Юридическая библиотека (свыше 2,7 млн. книг) Конгресса формирует и распространяет в машиночитаемом виде каталоги поступающих в нее изданий. В библиотеке Конгресса используется несколько автоматизированных информационно-поисковых систем. Компьютерная сеть Конгресса США состоит из компьютерных сетей Сената и компьютерной сети Палаты представителей. Сеть Сената включает около 5 тысяч компьютеризованных рабочих мест. Они подключены к единой сети Конгресса. Компьютерная сеть Сената подключена и к другим базам данных. Так, она имеет выход через главный компьютерный Центр к базе данных библиотеки Конгресса, на информационно-поисковую систему Министерства юстиции, другие компьютерные сети. Централизованная компьютерная сеть Палаты представителей насчитывает более 7 тыс. пользователей и 3,5—4 тыс. электронных устройств. Они имеют выходы на главные компьютеры независимо от того, находятся ли пользователи в Вашингтоне или в избирательных округах. База данных Палаты представителей аналогична базе данных Сената. Специальная программа отслеживает нужную для Конгресса информацию (нормативную, запросы избирателей и т. д.). Всего имеется 30 специализированных баз данных. Между информационной системой и потребителями (в данном случае таковыми являются депутаты) должно существовать промежуточное звено; им являются специальные аналитические службы. В США это Исследовательская Служба Конгресса (ИСК).* Среди ее разнообразных функций (анализ политического курса, поиск юридических документов, история законотворчества) главное место занимают специализированные исследования, использующиеся при рассмотрении проектов законодательных актов. Исследовательская служба ежегодно выполняет более полумиллиона заказов Конгресса. Она использует информационные системы технологической поддержки для более эффективной работы по исследованию законодательного процесса; анализа законопроектов; анализа бюджетных проектов; программ развития. Значительное развитие получила издательская деятельность ИСК. Этот опыт заслуживает изучения и использования. * В настоящее время исследовательская служба насчитывает 860 сотрудников.
В ряде парламентов функционируют автоматизированные системы контроля прохождения законопроектов, позволяющие получать информацию о том, на какой стадии находится конкретный законопроект, а также документы, сопровождающие этот законопроект при выполнении операций (стадий) законодательной процедуры, и интегральную статистическую информацию по совокупности законопроектов, находящихся в обсуждении, принятых или отклоненных на различных стадиях законодательной процедуры, контролировать сроки их стадий. В ряде стран (Германия, Швейцария) телекоммуникационное взаимодействие парламентов, региональных электронных офисов парламентариев, правительственных и научных учреждений базируется на государственных телефонных сетях (технология ISDN), обеспечивающих передачу цифровых данных. Информационно-коммуникационная система создана и в Европейском парламенте. Она является сложным программно-техническим комплексом. Используется система полуавтоматического перевода, включающая словарь терминов на 11 языках — объемом 60 мегабайт. Все языки равноправны, все заседания сопровождаются переводом на 11 языков. Литература Афанасьев А. Ф., Климов В. Н. Автоматизированная система управления процессом разработки законов // НТИ. Сер. 1. 1997. № 10. Бородин С. В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М., 1994. Гаврилов О. А. Роль информации в гармонизации законодательства // Драма российского закона. М., 1996. Гаврилов О. А. Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. М., 1999. Гаврилов О. А. Интеллектуальные системы и технологии в законодательной деятельности // Конституция и закон: стабильность и динанизм. М.,1998. Гаврилов О. А. Информатизация правотворчества, как фактор его эффективности // Концепция стабильности закона. М., 2000. Гаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993. Закон: создание и толкование. М., 1998. Жиров М. В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // НТИ. Сер. 1. 1999. № 1. Исаков В. Б. Информация и информационные технологии в процессе законотворчества // НТИ. Сер. 1. 1999. № 8. Кушаков О. Л. Цель информатизации — эффективность законодательной деятельности // Информатика и вычислительная техника. 1997. № 1. Никитов В. А., Жиров М. В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации // НТИ. Сер. 1 1997. № 10. Никитов В. А., Орлов Е. И. и др. Концепция создания информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1995. № 8. Никитов В. А., Орлов Е. И. Основы концепции Единого информационного пространства парламентов государств— участников СНГ // НТИ. Сер. 1. 1996. № 9. Никитов В. А., Орлов Е. И. Информатизация парламентской деятельности США, Канады и стран Европы // НТИ. Сер. 1 1996. № 9. Никитов В. А., Орлов Е. И. Информатизация государственно-правовой сферы // НТИ. Сер. 1. 1998. № 3. Радугин Н. В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. М., 1998. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М. 1995. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. М., 1998. Хургин В. М. Проблемы электронного опубликования правовых актов // НТИ. Сер. 1. 1996. № 7. Якубайтис Э. А. Информатика — Электроника — Сети. М., 1989. Глава 7. Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности § 1. Задачи информатизации правоприменительной и правоохранительной деятельности Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов, состоящая в специально организованных действиях (актах) по реализации юридических норм в данном (конкретном) случае. Это одна из главных форм юридической деятельности, сущность которой состоит в переводе требований позитивного права в реальное поведение его субъектов. При этом общее правовое регулирование заменяется индивидуальным. Правоприменительную деятельность можно классифицировать по ее субъектам. Основной субъект — суд. Суд осуществляет Правоприменительную деятельность путем отправления правосудия. Другие субъекты — органы прокуратуры, МВД (каждый в рамках своей компетенции), органы исполнительной власти (министерства, комитеты), а также должностные лица всех уровней — при выполнении ими своих обязанностей.* * Механизм правоприменительной деятельности включает ряд элементов (подсистем): субъектов реализации требований правовых норм, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан и других индивидов, выполняющих требования юридических норм.
Правоприменительная деятельность сопряжена с особым видом информационной работы — юридическим доказыванием. Юридическое доказывание — это деятельность субъектов права, направленная на установление истинных обстоятельств дела. Процесс юридического доказывания опирается на особый вид информации — доказательства. Юридическое доказывание — специфический информационный процесс. Вопросам оптимизации информационного обеспечения правоприменительной деятельности посвящен ряд нормативных актов. Прежде всего это соответствующие статьи УПК, регламентирующие такие вопросы, как сбор и оценка доказательств при расследовании и рассмотрении уголовных дел (порядок допроса, обыска, осмотра, следственного эксперимента и т. д.). Большое внимание проблемам информации и информационной деятельности уделяет Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. Закон (ст. 6) закрепляет круг источников оперативно-розыскной информации (наведение справок, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации о технических каналах связи, оперативное внедрение и др.). Статья 10 предусматривает возможность создания и использования информационных систем и ведение дел оперативного учета.* * СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
Информатизация — один из главных рычагов технического перевооружения всех сфер деятельности правоприменительных органов. В целях информационного обеспечения правоприменительных и правоохранительных органов создаются локальные системы (в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, в системе органов прокуратуры, Министерстве юстиции, Министерстве внутренних дел). В базах данных этих систем аккумулируется значительная ненормативная информация, соответствующая профилю деятельности каждого органа. В рассматриваемой сфере существуют своеобразные информационные отношения. Это прежде всего горизонтальные отношения (например, информационных центров двух ведомств). Субъектами информационных отношений в правоприменительной сфере являются физические и юридические лица, которые так или иначе связаны с производством и потреблением информации. При определенных условиях субъектами в данной сфере выступают и граждане. Имеются в виду те случаи, когда речь идет о персональных данных, собираемых.информационными центрами МВД. Заинтересованные лица имеют право доступа к указанным данным и их контролю. Милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право: получать безвозмездно от предприятий, организаций, учреждений и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок.* * Закон РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. №. 16. Ст. 503.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |