КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информатизация судебной системы 1 страница
Следует учитывать то принципиальное обстоятельство, что возможности применения компьютерных технологий в сфере анализа и оценки судебных доказательств серьезно ограничены. Установление истинности юридических фактов — сложная, неформализуемая процедура. Фактические данные содержатся в различных источниках: объяснениях (заявлениях) лиц, в отношении которых выносится решение; различного рода документах; показаниях свидетелей; заключениях экспертов и т. д. Данная проблема была исследована в 1967 г. известным криминалистом А. А. Эйсманом. Он прибегнул к построению алгоритмов судебного доказывания, в основе которых были использованы средства и методы системного подхода, теория вероятностей и теория информации. Были рассмотрены пять типичных алгоритмов доказывания. Каждый из них представлен в виде схем. Автор пришел к выводу о том, что количественное выражение доказательств и улик представляет собой непреодолимую трудность. Без предварительного глубокого качественного анализа практики расследования отдельных видов преступлений нельзя судить о том, какого рода статистика нужна для оценки значения фактов.* * Улики и доказательства часто слишком индивидуальны.
Основные положения Концепции и Программы правовой информатизации России, анализ состояния информатизации в Верховном Суде Российской Федерации позволили определить три основных направления внедрения новых информационных технологий: обеспечение широкого доступа потребителей (правоохранительных органов, организаций и учреждений, граждан) к правовой информации Верховного Суда; совершенствование судопроизводства и делопроизводства Верховного Суда Российской Федерации; переход на современные (безбумажные) технологии в работе аппарата Верховного Суда Российской Федерации.* * Система "Суд присяжных" обеспечивает формирование списков избирателей данного региона. По сообщенному председателем суда количеству присяжных заседателей администрация региона составляет общие и резервный списки.
В настоящее время Верховный Суд РФ располагает пакетом программ, который позволяет: 1) проследить путь и контролировать решение по проверяемой жалобе, сроки ее разрешения; 2) контролировать исполнение писем-поручений, направленных в областные или равные им суды, а также получение истребованных копий судебных документов; 3) получать статистическую отчетность по жалобам. Статистические карточки принятого образца обрабатываются по регионам, категориям дел, исполнителям и т. д., что дает возможность проводить полный анализ работы с жалобами, оценивать судебную деятельность в отдельном регионе ежемесячно, за квартал, полугодие, год; 4) сокращать сроки подготовки исходящих документов, используя шаблоны, хранящиеся в ЭВМ. Банк постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации предназначен для ввода, хранения, актуализации и выдачи необходимой пользователям информации. Тексты постановлений Пленума в банке данных представлены в полном объеме (начиная с 1961 г.) со всеми принятыми в последующем изменениями и дополнениями. В общем структурном плане АСИО "Верховный Суд РФ" представляет собой три взаимосвязанные локальные сети и несколько автономных ЭВМ. На первом этапе автоматизировались рабочие места секретариатов судебных коллегий и канцелярий судебных составов, а также справочная служба и приемная Верховного Суда; на втором — учет входящих, исходящих и хранящихся в архивах суда документов. Локальная сеть создается для решения задач контроля исполнения принятых решений и поручений, учета кадров, расчета заработной платы, учета материальных ценностей и предполагает разработку автономных АРМ.* * АРМ — автоматизированное рабочее место.
Согласно современным представлениям одним из источников права является судебная практика.* Информация о прецедентах также может быть введена в ЭВМ. * Зачастую эти нормы имеют вспомогательный характер. Так же как и правовая норма, прецедент может быть формализован.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы разработана концепция создания базы данных правоприменительной практики (В. Б. Исаков). База данных должна включать практику: Конституционного Суда РФ; арбитражных судов; судов общей юрисдикции; Европейского Суда по правам человека; иных международных судов (Суда в Гааге и др.); международных арбитражных судов (морского и др.); третейских судов; прокурорского надзора; Уполномоченного по правам человека. Форма представления информации: пакеты документов по делу (досье); тексты решения (в ряде случаев подготовленных для публикации с исключением адресов, фамилий участников и т. д.); "резюме" принятого решения; взаимосвязанные решения.* * Помещенный в базу данных судебный акт либо прецедент должен содержать научно-вспомогательный комментарий: источник опубликования (или иной официальный источник); ссылку на отмену или изменение его другим правоприменительным актом, если это имело место; ссылки на сходные (или противоположные) прецеденты по тем же самым вопросам.
Значительный эффект дает применение ЭВМ при решении управленческих задач. ЭВМ в этой сфере позволяют резко сократить трудовые затраты и время на поиск управленческих документов. Применение компьютерных технологий позволяет решать следующие задачи: ускорение оборота управленческого цикла; хранение информации о нескольких задачах управления; быструю выдачуинформации; массовую обработку данных; планирование и решение в рамках модели, постоянную регистрацию результатов работы.* * АИС "Контроль" сочетает функции контроля за исполнением документов и тематического поиска.
В Академии управления МВД РФ разработана автоматизированная информационная система "Кадры". Применение АИС "Кадры" позволяет в диалоге с компьютером: накапливать и анализировать информацию по кадровому составу; производить расчеты по выслуге лет, связанные с присвоением очередных званий и уходом на пенсию; использовать информацию, хранящуюся в памяти ЭВМ, для автоматизации процесса подготовки кадровых документов; хранить и использовать справочную информацию как по личным делам, так и регламентирующую работу с кадрами; осуществлять эффективный контроль со стороны руководителей кадровых подразделений за состоянием кадровой работы. АИС решает следующие задачи: ввод документов с возможностью символьного и цифрового представления информации, синтаксического и логического контроля; использование различных форм ввода документа; поиск документов по совокупности значений одного и/или нескольких реквизитов; последовательный или прямой доступ к информации в зависимости от заданного поискового предписания; использование итерационного подхода; вывод полученной информации на экран видеотерминала в виде отдельных первичных документов по произвольной форме (анкетный вид), списка первичных документов по произвольной совокупности реквизитов (табличный вид), статистических данных. § 2. Компьютеризация расследования уголовных дел Расследование уголовных дел — это криминалистическая деятельность по собиранию и анализу доказательств, реконструкции совершенного преступления, доказыванию виновности обвиняемого. Криминалистическая деятельность сопряжена с решением одной из важнейших социальных задач государства — борьбой с уголовной преступностью. Расследование преступлений представляет собой стадию уголовного процесса, в ходе которой органами дознания и предварительного следствия осуществляются процессуальные действия. Научные основы раскрытия и расследования преступлений изучаются в криминалистике; она включает четыре раздела: общую теорию раскрытия и расследования преступлений, криминалистическую тактику, криминалистические методики, криминалистическую технику. Применение компьютерных технологий в криминалистике опирается на особенности информации, собираемой и используемой в данной сфере человеческой деятельности. Информация в процессе расследования уголовных дел анализируется в форме оценки уголовных доказательств.* * Законодательство придерживается принципа свободной оценки доказательств. Это означает, что ни одно доказательство не имеет заранее обусловленной силы.
В 1967 г. процессуалист А. И. Трусов сформулировал необычное для того времени положение: доказывание по судебному делу можно рассматривать как информационный процесс, т. е. процесс получения, хранения, передачи и переработки информации в целях решения задач судопроизводства. В. А. Образцов разработал классификацию судебных доказательств (информации): по видам познаваемых событий: информация о преступлениях — информация о других познаваемых событиях; по содержанию: достоверная информация — дезинформация; по объему: полная — неполная; по форме отображения: идеальная (психологическая) — материально-фиксированная; по физической природе: зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная; по степени доступности: общедоступная — ограниченно доступная; по режиму использования: открытая — закрытая; по уровню восприятия: очевидная — скрытая; по форме представления: вербальная, буквенно-знаковая, графическая, цифровая, магнитная запись, иная; по носителям информации: личностная, предметная, документальная; по видуисточников: информация из первоисточников — производная информация, В правовой информатике сформировалось самостоятельное направление, цель которого — применение компьютерных технологий в сфере расследования. В научной криминалистике утвердился термин "компьютеризация расследования" (предложен А. К. Караханьяном). Использование компьютерных технологий в сфере расследования включает следующие направления: 1) автоматизация информационно-поисковых систем и банков данных; 2) создание автоматизированных систем уголовной регистрации и идентификации; 3) создание автоматизированных систем планирования и учета деятельности следователя; 4) другие направления. Компьютер позволяет: увеличить объем методической информации; облегчить поиск необходимых рекомендаций по конкретному делу, получить методические рекомендации в различных формах (таблицах, схемах, перечнях и т.п.) на экране дисплея; комбинировать значимые обстоятельства; демонстрировать полноту использования доказательств. По многоэпизодным делам применение компьютерных технологий дает возможность решать следующие задачи: учет персонального состава следователей; формирование сведений о преступных эпизодах; группировка данных обо всех лицах, фигурирующих в материалах следственного производства; накопление информации о каждом подозреваемом (обвиняемом); классификация признаков, черт и свойств задержанных лиц; систематизация полученных в ходе расследования доказательств по эпизодам; контроль за сроками задержания и содержания под стражей; подготовка данных для обвинительного заключения; составление справок и других отчетных документов. В Академии управления МВД разработан ряд АИС, служащих для информационного обеспечения расследования. Комплекс "Арсенал" включает: АИС "Картотека уголовных дел", который позволяет контролировать движение дела, соблюдение процессуальных сроков, количество и виды проведенных экспертиз, применение научно-технических средств и методов, деятельность сотрудников по профилактике преступлений, производить оценку качества их работы и нагрузки; АИС "Анализ статистических показателей", содержащий показатели следственной работы, необходимые при подготовке управленческих решений на уровне следственного управления; АИС "Доказательства", который автоматизирует подготовку большинства процессуальных документов. Система осуществляет поиск информации по реквизитам протоколов допроса и зафиксированных показаний, а также анализирует материалы дел. АИС "Постановления", который автоматизирует процесс подготовки постановлений о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительных заключений, постановлений о прекращении, приостановлении уголовных дел и об отказе в возбуждении уголовного дела. Комплекс "Арсенал" постоянно развивается и совершенствуется. Разрабатывается интерфейс для обращения к компьютерным фототекам и дактоучетам, ведутся, работы по интеграции автоматизированного рабочего места со специализированными экспертными системами. Компьютерная система "Face Manager" разработана с целью создания и ведения графических баз данных для использования в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при решении задач, связанных о поиском и опознанием интересующих объектов по имеющимся видеозаписям или их фрагментам. Каталогизация и быстрый доступ к имеющейся текстовой и видеоинформации, ее передача по каналам электронной связи и другие возможности существенно отличают "Face Manager" от традиционных архивов на видеокассетах. Заполнение системы возможно из существующей видео- или фототеки. Изображения вводятся в компьютер с видеокамеры, видеомагнитофона при помощи платы видеоввода или сканера. Система позволяет осуществлять поиск информации по текстовым полям (реквизитам), осуществлять просмотр информации в различных режимах и распечатывать ее на любых принтерах. Созданная база данных снабжена системой защиты от несанкционированного доступа. "Face Manager" адаптируется к различным СУБД. В рамках Автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации разработана функциональная подсистема "След", предназначенная для применения в транспортных прокуратурах. Ее внедрение будет способствовать более полному, объективному и оперативному удовлетворению информационных потребностей, а в конечном счете — принятию информационно обоснованных решений. В практике оперативно-розыскной работы и расследования преступлений важное место имеют автоматизированные системы "Модус операнди".* * "Модус операнди" в переводе с латинского означает способ или образ действия.
Человеку свойственно выполнять те или иные действия в определенной (присущей ему) манере, а продукты человеческой деятельности несут в себе отражение особенностей личности (индивидуального опыта, психического склада, навыков, умений). Аналогично преступники нередко придерживаются определенных видов посягательств и осуществляют их при помощи устойчивых (постепенно выработавшихся) приемов. Способ преступления, система действий по его подготовке детерминированы условиями внешней среды и психофизиологическими свойствами личности. "Модус операнди" представляет собой определенным образом организованную совокупность данных о способе действий преступников. Исходная информация включает две части: описание известных преступников и описание способа совершения преступлений. Пользуются картотекой следующим образом: установив характерные особенности способа вновь совершенного преступления, их сравнивают с признаками "Модус операнди" известных преступников и при совпадении признаков выдвигают версию о том, что и данное преступление мог совершить уже известный человек, ранее действовавший таким же способом. Одновременно просматриваются картотеки на ранее нераскрытые преступления, совершенные похожим способом. По совпадению способов могут быть выдвинуты версии двух видов: преступление, аналогичное по способу действий, совершило лицо, принадлежащее к определенной группе лиц, преступление совершило одно и то же лицо. § 3. Следственная тактика и теория игр В процессе раскрытия и расследования преступления принципиально важно получить и проанализировать психологическую информацию.* Каждого человека окружает информационно-психологическое пространство. За счет вербальных средств передается только 7%, за счет звуковых (включая тон голоса, интонацию звука) — 38% всей информации. В среднем человек говорит в течение 10—11 минут в день. Каждое предложение звучит примерно 2,5 секунды. Словесное общение в беседе занимает до 35%; более 65% информации передается с помощью невербальных средств. * Психология и информатика тесно связаны между собой. Конфликтующие стороны часто действуют в состоянии неопределенности.
У человека есть свои охранные зоны и территории. Личная пространственная территория человека делится на 4 зоны: 1) интимная зона (от 15 до 46 см); 2) личная зона (от 46 см до 1,2 м); 3) социальная зона (от 1,2 до 3,6 м);, 4) общественная зона (более 3,6 м). Каждая пространственная зона есть одновременно зона информационная, ибо она накладывает отпечаток на протекающие информационные процессы. Для каждой зоны характерен свой набор средств вербальной информации. Восприятие информации происходит не поэлементно (не пословно), а через специфический механизм, обеспечивающий "схватывание" общего смысла информации.* * Целостный образ, возникающий в сознании, называется в психологии гештальтом.
На процессы восприятия, хранения и воспроизведения информации воздействуют и бессознательные процессы» открытые и впервые исследованные 3. Фрейдом. Человек бессознательно не допускает проникновения в свое сознание неугодной, неприятной информации; срабатывает феномен установки на восприятие внешних данных. С другой стороны, неприятная информация, неприятные образы, оценки, суждения вытесняются из сознания в область подсознания. В ходе расследования необходимо использовать следующие виды информации: о состоянии (росте или снижении) психологической напряженности, раздражительности, агрессивности; о субъектах, участвующих в данном конфликте с обеих сторон, числе участников, степени участия в конфликте, занимаемых позициях; о лидере преступной группы, его психологической характеристике (волевые и эмоциональные качества, степень предсказуемости, цели и намерения, степень влияния на других участников конфликта). Для анализа ситуаций, возникающих в следственной практике, важно использовать положения такой математической дисциплины, как теория игр. Анализ математической стороны и основных принципов теории игр был дан Джоном фон Нейманом в 1928 г. В первой работе Нейман не разбирал область практических приложений. В 1944 г. Джон фон Нейман и О. Моргенштерн опубликовали книгу "Теория игр и экономического поведения". Эта работа явилась основанием для развития линейного программирования и теории статистических решений, открыла новый подход к задачам выбора решений в конфликтных и конкурентных ситуациях. В каждой игре есть цель — конечное состояние, к которому стремятся игроки. Цель игры заключается в достижении результата с наибольшей эффективностью. Конкурентными называются игры, где существует конечное состояние (выигрыш). Таким образом, по отношению к этой цели игроки находятся в противоречии. Но благодаря правилам игры это противоречие приводит к общему направлению действий. Каждый игрок имеет множество возможных ходов. Партия — это последовательность или множество ходов, которые приводят игру к конечному состоянию. Игра с нулевой суммой — это такая игра, в которой сумма выигрышей участников равна нулю. Стратегия — это установленный игроком метод выбора ходов в течение игры, т. е. совокупность правил выбора решения. Формальные схемы теории игр описывают принципы принятия решения для очень широкого класса реальных ситуаций, так как справедлива теорема о том, что любую игру в развернутой форме можно свести к игре в нормальной форме. Игра в развернутой форме предполагает возможность участия в ней любого числа игроков, возможность учета различной степени информированности игроков о предыстории игры до того момента, как они должны сделать свой ход. На базе общих положений теории игр была создана в качестве одного из направлений теория рефлексивных игр. Рефлексивными называются процессы, в которых происходит отражение участников конфликта друг другом. Рефлексия — это способность встать на позицию исследователя по отношению к другому "персонажу", его действиям и мыслям. Во многих конфликтах противники познают внутренний мир друг друга. Не имея детальной картины рефлексивного строения внутреннего мира противника, невозможно правильно истолковать его действия.* * Так, некоторое перемещение на местности может решать чисто утилитарную задачу, а может явиться маневром, направленным именно на то, чтобы его отразил противник и принял соответствующее решение.
В мыслительной работе противников их рефлексивные рассуждения неизбежно сопровождаются имитацией мыслей и действий друг друга.* * Степень взаимного отражения в рассуждениях партнеров, или "ранг рефлексии", зависит от их интеллектуального уровня.
Однако даже при небольшом числе участников рефлексивные процессы имеют сложное строение, и необходим специальный аппарат, позволяющий сделать их предметом анализа. Теория рефлексивных игр разработана В. А. Лефевром. Она включает следующие разделы: алгебра рефлексивных процессов; фокальные точки; рефлексивные многочлены; рефлексивное управление; рефлексивные связи в коллективах; системы, образованные из систем. Пояснимсказанное примером. Рис. 22. Первоначальная ситуация Прямоугольник обозначает "плацдарм", т. е. конкретную ситуацию. Кружочки внутри плацдарма обозначают сознание двух конкретных индивидов: Х и Y.* * Это, например, могут быть. "переговорщик" и террорист, следователь и обвиняемый.
В этой первоначальной ситуации еще нет акта рефлексии, т. е. осознания. Следующий этап должен отразить акт осознания. В процессе этого акта в сознании персонажа Х (как и персонажа Y) отражаются ситуация в целом и наличие в ней двух персонажей. Рис. 23. Осознание ситуации персонажем Х В сознании Х отразилась вся ситуация: особенности "плацдарма", наличие персонажа Y и наличие себя как персонажа (рис. 23). Далее должен реализоваться следующий акт: осознание всей ситуации персонажем Y (см. рис. 24). Рис. 24. Осознание ситуации персонажем. Y Что же включает картина, которая лежит перед персонажем Y? Это следующие элементы: 1) "плацдарм" изучаемой ситуации (прямоугольник); 2) отражение своего собственного сознания (правый кружок); 3) отражение ситуации, которая сформирована в сознании первого персонажа Х (левый кружок). Действительностью, которая лежит перед Y, является изображение не только объективного плацдарма, но и той картины плацдарма, которая есть у противника. В рамках такой структуры персонаж Y может отразить цель противника, а также способ решения им задачи — его доктрину, Обозначим "плацдарм" символом Т. Тогда можно составить следующие выражения: Тx — плацдарм, отраженный в сознании персонажа X, Тy — плацдарм, отраженный в сознании персонажа Y, Тxy — отражение в сознании персонажа Y той картины плацдарма, которая имеется у X. Тyx — отражение в сознании Х той картины, плацдарма, которая имеется у персонажа Y. Сумма, находящаяся в круглых скобках, это (Т + Тx) спозиции Y. Ей соответствует картина перенесения "внутрь" сознания персонажа Y. Рефлексивную систему, представленную во втором прямоугольнике, можно представить в виде суммы Q 1 = Т + Tx Она содержит две компоненты: плацдарм и картину плацдарма, лежащую перед X. Рефлексивная система, представленная в третьем прямоугольнике, может быть представлена в виде следующего многочлена: Q 2 = Т + Тx + (Т + Тx) y Для оптимизации задач, возникающих в следственной практике, необходимо использовать положения теории рефлексивного управления. В следственной практике целесообразно использовать следующие виды рефлексивного управления. Рефлексивное управление посредством формирования картины плацдарма (Пxy ® П). Это один из наиболее распространенных типов управления (например, маскировка своих объектов). Рефлексивное управление посредством формирования цели противника (Цxy ® Цx). Наиболее распространенным типом такого управления является провокация ("идеологическая диверсия", коварный "дружеский совет" т. п.). Рефлексивное управление посредством формирования доктрины противника. Доктрина противника — это оперативное средство, в простейшем случае — алгоритм, посредством которого "вырабатывается" решение. Формирование доктрины противника осуществляется посредством его обучения.* * Например, футболист — нападающий систематически сознательно "попадается" на определенные действия одного из защитников. В результате защитник закрепляет данное действие как стандарт противодействия данному нападающему, что и используется нападающим в решающий момент.
Прием дезинформации. Противнику передается ложная информация, которая представляется как истинная. В результате он совершает неправильные или невыгодные для себя действия. Создание информационного вакуума. Перекрываются все каналы связи, по которым к противнику может поступать информация. Из психологии известно, что человек не может существовать в информационном вакууме. При отсутствии информации он не в состоянии принять обоснованное решение и избрать соответствующую стратегию. Элементы теории игр нашли косвенное применение в работе видного специалиста в области судебной психологии профессора А. Р. Ратинова. В работе "Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике" (1970) А. Р. Ратинов убедительно показал эффективность данного метода при решении некоторых задач расследования. Расследование, как и весь уголовный процесс, является системой сложных отношений, в котором сходятся представители различных интересов: следователь и подследственный, обыскивающий и обыскиваемый, разыскивающий и разыскиваемый и т. д. На первый план выдвигается вопрос о том, как рассуждают и принимают решения соперничающие стороны. Это рассуждении такого типа, как: "я думаю, что он думает, будто я думаю". Автор приводит следующий пример. Следователь разыскивает убийцу, скрывшегося с места преступления. Положим, что имеется суждение «Путь "В" лучше пути "А"». Преступник ("х") рассуждает так: «Путь "В" лучше пути "А", поэтому я выбираю путь "В"». В символической записи это размышление выглядит следующим образом: х: (В > А) ® В. * * Используется символика А. Р. Ратинова.
Следователь (" y "), должен воспроизвести ход рассуждения преступника и сделать отсюда соответствующий вывод: убийца знает, что путь "В" для него лучше, чем путь "А", и поэтому выбирает "В", значит, я должен его преследовать по этому пути. Это размышление в символах выглядит так: у: [ х: (В > А)® В ]® В. Однако если преступник не уступает следователю в рефлексии, он может рассуждать так: следователь полагает будто я, зная что путь "В" лучше "А", двинусь по первому пути, станет преследовать меня по пути "В". Поэтому я выбираю путь "А". Это рассуждение в символах: х: [ у: [ х: (В > А) ® В ] ® В ] ® А. Следователь, превосходя преступника в ранге рефлексии, должен воссоздать мысленно ход его рассуждений и их результат. Для некоторых видов юридических конфликтов делается упор на получение невербальной информации (несловесной). Невербальную информацию несут мимика, взгляд, походка, особенности жестикуляции. § 4. Автоматизированное рабочее место юриста Автоматизированное рабочее место (АРМ) представляет собой проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационное и методическое обеспечение для решения задач пользователя непосредственно на его рабочем месте в режиме диалога с ЭВМ. Технической основой АРМ чаще всего является персональная вычислительная машина, расположенная непосредственно на рабочем месте сотрудника. В отдельных случаях технической основой АРМ служит экранный терминал (дисплей), соединенный с большой или малой ЭВМ и обеспечивающий режим дистанционной обработки информации. В зарубежной литературе используется термин "Рабочая станция".
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |