Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дерево решений. 1. Какие результаты (целевые параметры) вы хотите получить?




1. Какие результаты (целевые параметры) вы хотите получить?

2. Должно ли государство участвовать в достижении этих результатов?

Если не должно, ликвидируйте, продайте, передайте настоящий актив или откажитесь от существующих функций.

3. Должно ли государство осуществлять эту деятельность?

Если не должно, как лучше всего поступить? Инноваторы предлагают, например, следующие альтернативы:

• Передача работ по контракту.

• Налоговое стимулирование и дестимулирование.

• Франчайзинг.

• Субсидирование производителей (гранты, кредиты, паевое инвестирование, благоприятная политика государственных закупок, благоприятная инвестиционная политика).

• Предоставление в пользование объектов государственной собственности.

• Разделение рисков (страхование, гарантирование кредитов).

• Информирование потребителей.

• Регулирование спроса с помощью вознаграждений или налогов.

• Развитие партнерства между государственными организациями и частными фирмами.

3. Если да, то на каком уровне правления должна вестись эта деятельность?

• Федеральном.

• Региональном.

• Местном.

4. Если вести данную деятельность должно государство, могут ли быть разделены политические и административные функции?

Если да, то есть два варианта:

• Гибкие условия работы.

• Конкурентные контрактные системы.

5. Как стимулировать и поощрять результативную работу административного учреждения?

Варианты включают:

• Внутреннее управление организациями.

• Управляемая конкуренция.

• Управление по результатам.

По оценкам российских экспертов структура оплаты труда государственных служащих не обеспечивает надлежащей мотивации. Заработная плата и надбавки к ней устанавливаются согласно двум тарифным сеткам для центрального аппарата (министерств и других органов исполнительной власти) и четырем тарифным сеткам для работников на местах, которые подразделяются на категории в зависимости от размеров субъекта Федерации, района или муниципального образования, в которых они работают. В результате премии и надбавки используются как компенсация низкого должностного оклада. Они не являются стимулами для служащих, поскольку считаются частью фиксированной заработной платы, и должностные лица ищут возможности выполнять «левую» работу в служебное время по месту основной занятости.

6. Должна ли организация быть подотчетной своим потребителям?

Если да, варианты включают:

• Потребительский выбор.

• Конкурентный выбор.

• Гарантии качества для потребителей.

7. В каких сферах должен сосредоточиваться контроль за ресурсами и деятельностью организации?

• Центральные административные ведомства.

• Высшее руководство организации.

• Рабочие коллективы внутри организации.

8. Как мы должны изменить административную культуру?

9. Как наладить связи с общественностью?

Осуществление посредством подобных вопросов функциональное обследование административного учреждения позволяет выявить необеспеченные финансированием правовые мандаты, уточнить целевые параметры и перестроить основные системы: бюджетную, кадровую, снабженческую и контрольно-ревизионную.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Укажите основные области диагностического исследования административного учреждения.

2. Какова структура контрольного списка вопросов диагностического исследования?

3. В каком отношении находятся диагностическое исследование и технология внедрения нововведений?

4. Укажите место российских реформ в контексте других стран.

5. Что представляет собой функциональное обследование?

6. Опишите дерево решений для инноваторов.

 

П О С Л Е С Л О В И Е

Итак, вы получили некоторые представления о самом феномене управления, его разновидностях (администрирование и менеджмент), о предмете и методах социологии управления как отраслевой дисциплины, специализирующейся в этой области. Пора сделать выводы и обозначить перспективы для теории и практики управления.

Научные положения, изложенные в книге, приводят к заключению, что современная система публичного администрирования задается параметрами общества, устремленного в постиндустриальную фазу развития. Новая парадигма социального обустройства России требует, прежде всего, оторвать власть от администрирования. В продвинутых странах эта проблема давно и успешно решена. Там администрирование выполняет роль посредника между властью и народом.

Уходит в прошлое понятие «государственное управление», одномерное представление о линейном воздействии государства на общество. В нашу лексику приходит термин «публичное администрирование», многомерный взгляд на нелинейное партнерское взаимодействие государства и общества. Социальные удобства в стране создают и регулируют сами люди. Для поддержания порядка и обеспечения условий достойной общественной жизни граждане нанимают уполномоченных лиц – чиновников. Как они работают, почему не всегда оправдывают возлагаемые на них надежды – на такого рода вопросы призвана дать ответ социология управления.

Для выполнения своих познавательных задач она создает собственный понятийный аппарат. В книге использован ряд новых понятий, способствующих установлению социальных свойств публичного администрирования: «социальное целеполагание», «социальный порядок», «социальное партнерство», «общественность», «социально-профессиональная общность государственных служащих», «институт государственной службы», «централизация и децентрализация правления», «управленческая команда», «административная среда», «административная культура» и др. Введение этих понятий в научный оборот – важный шаг на пути формирования социологической концепции публичного администрирования.

Теоретический раздел книги завершает глава, анализирующая социальные ресурсы административной реформы. В ней описан алгоритм оптимизации структур и механизмов администрирования, предложена клиентоориентированная модель государственной организации, опирающаяся на лучший зарубежный опыт.

Для наших специалистов она кажется утопической. Безусловно, российская государственная служба находится пока на пути к демократической децентрализации. Она еще не в полной мере выполняет свою прямую функцию – обслуживание государства, а ей уже ставится задача оказания услуг гражданскому обществу. Однако не имея стратегических ориентиров, трудно сдвинуть государственную машину с мертвой точки.

Модернизация административных учреждений сдерживается такими дестабилизирующими факторами, как экономические неурядицы, политическая конфронтация, этнокультурные противоречия, утрата доверия населения. Конечно, нелегко прокладывать курс корабля во время шторма. Команда вынуждена тушить пожар, летать пробоины и т.п. Но именно в этих условиях важно сконцентрировать усилия не на следствиях плохой управляемости, а на ее причинах. Чем скорее они будут устранены, тем меньше придется заниматься рутиной.

В прикладном (социоинженерном) разделе книги показаны технологии перевода административной системы из исходного состояния в желаемое. Нет беспроблемных административных организаций. Они допускают сбои, дисфункции. Первостепенная задача социолога состоит в том, чтобы выявить природу проблемы, определить основную причину ее возникновения. Для этого надо обладать навыками диагностики.

Решающую роль здесь играет проницательность социолога, способность отделить зерна от плевел, причину от симптомов. При этом ему приходится разрабатывать мини-теорию относительно восприятия и описания объекта анализа, который на самом деле является неповторимым субъектом социальной реальности. Умение вникнуть в эту реальность, концептуализировать факты в понятия так, чтобы встроить их в систему социологического знания – сложная задача.

Но это не единственная трудность. Я написал немало книг и статей по социологии государственной службы, в которых изложил ряд злободневных проблем. Однако, наряду с анализом, требуется и решение данных проблем. Для этого, фигурально говоря, следовало перейти из читального зала в коридоры власти.

Первая преграда, с которой я столкнулся, - понимание административной среды. Надо тонко чувствовать атмосферу аппарата, разбираться в психологии чиновников. Для них характерно соперничество за влияние в организации, «подковерная борьба», Если социолог не владеет интуицией, он может оказаться жертвой в бюрократических играх.

Еще один барьер – административная культура. Основные источники, впрочем, как и препятствия переменам находятся в сознании человека, его культуре. До тех пор пока не произойдут подвижки в образе мышления, ценностных ориентациях работников реформировать аппарат невозможно. Это трудноуловимый процесс, который непросто спланировать и осуществить. Для того, чтобы достигнуть этого, социолог должен уметь войти в контакт с людьми, создать ситуацию доверия, проявлять тактичность и терпимость.

В книге изложены технологии, процедуры и методы консультирования, наработанные в зарубежных странах. Длительное время российские исследователи фактически были изолированы от мирового профессионального сообщества. В лучшем случае, мы имели представление о работе западных ученых из публикаций по критике «буржуазной» социологии. Но чтение даже неискаженной литературы недостаточно для практического овладения новыми методами консультирования как разновидности социальной инженерии. Для этого необходимо преодолеть ряд сложностей.

Одна из них связана с тезаурусом. Западные специалисты употребляют привычные для себя термины, такие как бизнес-план, миссия, человеческие ресурсы и др. Нашим чиновникам они «режут слух». Попытка использования близкой по значению, но иной по смыслу терминологии (план мероприятий, предназначение, кадры) пока не увенчалась успехом. Наконец самая большая трудность – адаптация иностранных технологий к отечественной административной среде. Многократно проверенные за рубежом процедуры не всегда эффективно «работают» в российских условиях. У западных коллег это вызывает удивление, а у российских – разочарование. В этой ситуации приходится терпеливо разъяснять клиентам возможности внедрения инноваций.

Эта книга написана не только для теоретиков, но и практиков в сфере администрирования. Завершая ее, следует сделать выводы для инноваторов.

Административная реформа требует определенных затрат – денег, времени, ресурсов. Удивительно, что наше государство, инвестируя множество программ, не находит средств для проекта своего собственного обновления. Руководитель государственной организации вряд ли дождется бюджетного финансирования на нововведения. Надо создавать внебюджетный фонд. Деньги потребуются для консалтинговых услуг, проведения пилотных проектов и экспериментов, обучения персонала, поощрений и т.п. По расчетам специалистов цена обновления – 5% годового бюджета административного учреждения.

Приступая к нововведениям, важно преодолеть страх перед последствиями. Для этого необходимы смелость и мужество. У руководителя модернизирующейся организации выбора практически нет. Ему придется рисковать своим будущим. У исполнителей выбор имеется. Они могут либо поддержать нововведения, либо отвергнуть. Они могут также поддержать инициативу на словах, но на деле – отвергнуть.

Вокруг инноваторов всегда собираются не только соратники, но и оппоненты, готовые наброситься с критикой по поводу любой неудачи. Руководитель должен защищать своих помощников от политиков, журналистов, ревизоров и др. В противном случае никто не захочет ставить себя под удар и он останется в одиночестве. Эффективной прививкой против нападок является награда. Премии, знаки отличия сторонников обновления поддержат усилия руководителя.

Для достижения успеха административной реформы руководителю придется отказаться от части полномочий, поделиться с подчиненными властью и ресурсами. А это требует веры в результат, уверенности, что взамен на уступки он получит приращение эффекта деятельности своего учреждения и дополнительный доход.

Реформа невозможна в атмосфере всеобщего недоверия. В настоящее время граждане, бизнесмены, депутаты, политики, журналисты не доверяют чиновникам. Как вернуть утраченное доверие? Только реальными делами. Люди должны видеть, что действия государственных служащих приносят им пользу.

Завоеванию доверия общественности способствуют честные ПР-акции. При этом важно говорить правду. Ведь большинство граждан имеют внутренние детекторы лжи. Если они ощущают проявляемую чиновниками честность, способность признать ошибку, то относятся к ним с доверием.

Надо уважать граждан, неустанно разъяснять им, что происходит: В чем суть проблемы? Какой вред она способна нанести их интересам? Какие задачи поставлены для ее решения? Какие следует ожидать результаты? Люди, неискушенные в деле администрирования, но имеющие жизненный опыт, способны оценить уважительное к себе отношение.

Следует привлечь к этому средства массовой информации. В современных условиях большинство газет и телеканалов относятся к бизнесу развлечений. Они получают прибыль за счет рекламы. Поэтому их интересуют факты, вызывающие внимание аудитории – скандалы, конфликты, преступления и т.п. Учитывая это, необходимо снабжать прессу такой информацией, которая бы отвечала интересам публики: сравнительные таблицы результатов работы административных учреждений в разных городах, доходчивые материалы об опыте и проблемах властей в решении жизненно важных задач и др.

Требуется использовать опросы общественного мнения об отношении населения к нововведениям. Это позволит определить сторонников административной реформы, сформировать группы общественной поддержки. Без союзников инноваторы скорее всего потерпят поражение.

Опытный управленец, оценив требования к инноваторам поймет, что ради преобразования традиционной государственной организации в современную ему придется отдать 5 -10 лет спокойной жизни. Стоит ли проявлять упорство и настойчивость? Безусловно, можно продолжать свое дело как и раньше. Но недолго. Рано или поздно общество отстранит бюрократию, работающую по старинке. Ведь люди хотят лучших результатов.

 

Л и т е р а т у р а:

 

1. Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. – М., 1996.

2. Аксёненко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001.

3. Алексич М.Т. Социология и менеджмент. –М., 1995.

4. Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1994.

5. Андреев С.Н., Мельниченко Л.Н. Основы некоммерческого маркетинга. – М., 2000.

6. Атаманчук Г.В. Управление – социальная ценность и эффективность. – М., 1995.

7. Бабосов Е.М. Социология управления. – Минск, 2000.

8. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М., 2001.

9. Государственная и муниципальная служба: методология, теория, технология, зарубежный опыт. – Ростов-на-Дону: “Экспертное бюро”, 1997.

10. Государственное управление: основы теории и организации. – М., 2000.

11. Зинченко Г.П. Как изменить работу чиновников: опыт консультирования – Ростов-на-Дону: “РостИздат”, 2000.

12. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001.

13. Зинченко Г.П. Социологию управления. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2003.

14. Калиниченко Л.А. Социальная организация государственной службы. – М., 2000.

15. Кравченко А.И. Социология менеджмента. – М., 1999.

16. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001.

17. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. – М., 1993.

18. Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М., 2000.

19. Мальцев В.А. Государственный служащий современного типа. – М., Н.Новгород, 1995.

20. Меннинг Н. Реформа государственного управления. Международный опыт. – М., 2003.

21. Новокрещенов А.В. Социология управления. – Новосибирск, 2000.

22. Попов А.В. Управление регионами. – Ростов-на-Дону, 2001.

23. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.

24. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М., 2002.

25. Радугин А.А., Радугин К.А. Ввведение в менеджмент: социология организаций и управления. – Воронеж, 1995.

26. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб, 2000.

27. Социология государственной службы: терминологический словарь-справочник. – Ростов-на-Дону, СКАГС 1996.

28. Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. – СПб., 2000.

29. Удальцова М.В. Социология управления. – М., 1998.

30. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления. –Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001.

31. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. – М., 1997.

32. Шевалье Ж. Государственная служба. – М., 1996.

33. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993.

34. Эффективность государственного управления. –М., 1998.

35. Юрасова М.В. Управленческое консультирование: социологические методы и технологии. – М., 2001.

 


 

 

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ

 

Администрирование публичное Процесс реализации законодательных, исполнительных, судебных и др. властных полномочий государства в целях выполнения его регламентационно-регули-рующих функций в обществе.  
Административная среда Совокупность элементов, процессов и отношений, складывающихся под воздействием административного механизма и определяющих условия и средства организации деятельности субъектов администрирования.  
Бюрократизация Процесс, в ходе которого общество все более превращается в объект контроля со стороны бюрократических организаций с последовательной утратой свободы и индивидуализма.  
Бюрократия Наиболее эффективная форма организации с пирамидальной структурой власти, использующая силу действия универсаль-ных правил (законов) для поддержания данной структуры: иерархичность служебных функций; неукоснительная служеб-ная дисциплина; тщательное оформление служебной документации и т.д.  
Бюрократизм Свойство системы управления, стиля руководства, отражающее главенство формы над содержанием управленческой деятельности (волокита, пренебрежение и т.д.), что неизбежно отрицательно сказывается на результатах деятельности организации.  
Взятка Незаконный (ненормативный) доход, базирующийся на использовании должностного положения.  
Государственная служба Социально-правовой институт, регулирую-щий публично-правовые связи: 1) служебные – между государством и чиновником; 2) публичные – между чиновником и гражданином.  
Государственное учреждение Разновидность социальной организации, занимающейся предоставлением публичных услуг.  
Государственный аппарат Социальная организация, в рамках которой взаимодействуют государственные органы и учреждения.  
Государственный орган Структурная единица государственного аппарата, выполняющая функции администрирования.  
Государственный служащий Гражданин, занимающий оплачиваемую го-сударственную должность и наделенный соответствующими обязанностями, полно-мочиями и привилегиями, необходимыми для исполнения служебных задач.  
Государственное решение Решение, принимаемое в органах государственной власти и носящее обязательный характер в обществе.  
Государство социальное Демократическое государство, проводящее сильную социальную политику, направленную на стабильное обеспечение жизненного уровня населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов.  
Группа интересов Организация, созданная с целью выражения групповых интересов и влияния на ход политического процесса путем отстаивания интересов своих членов или настаивания на проведении определенной политики.  
Групповая динамика Развитие (движение) группы во времени, обусловленное как взаимодействиями и взаимоотношениями членов группы между собой, так и внешним воздействием на группу.  
Групповое давление Стремление группы изменить поведение и установки отдельной личности в соответствии с позицией большинства ее членов (группового ожидания).  
Девиация Поведение, идущее вразрез с основными нормами, принятыми в конкретном обществе, в рамках которого такое поведение проявляется.  
Действие административное Действие, осуществляемое в рамках административной организации на основе делигированных властных полномочий.  
Децентрализация правления Процесс, в ходе которого происходит рассредоточение власти от центра к периферийным областям, (властные полномочия передаются региональным и муниципальным органам власти).
Диагностика социальная Оценка текущего состояния какого-либо социального объекта.  
Дисфункция Отсутствие со стороны отдельного элемента социальной структуры - института государственной службы позитивного вклада в поддержание устойчивого состояния общества.  
Диада Одна из основных разновидностей рабочей группы, включающей два человека (не-прочное эмоциональное объединение, эквивалентность обмена, взаимность).  
Законы Паркинсона Сформулированные в форме законов результаты исследования бюрократизма государственной администрации (в стиле памфлетной прозы раскрывается бюрократическая парадоксия как развернутая диалектическая «похвала глупости»).  
Идеальный тип Типизация феномена путем выделения и систематизации основных его характеристик из множества эмпирических примеров. Социологическая конструкция, созданная с целью выработки критерия сравнения реальных экземпляров, а не в создании совершенного образца.  
Интересы Специфические социальные результаты, приносящие пользу отдельному индивиду или группе: частные – общественные и др.  
Институциализация Процесс, в котором социальные действия становятся упорядоченными в устойчивые социальные структурные особенности.  

 

Институт государственной службы Социально-правовой институт, посредством которого реализуются цели и функции государства в обществе.  
Историко-сравнительный метод Научный метод, с помощью которого путем сравнения выявляются общее и особенное в исторических явлениях: выявление процессов изменения различных социальных структур.  
Клиентеллы Социальные организации в рамках патрон-клиентальных отношений.  
Конструирование социальное Общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами.  
Кодекс поведения Систематизированный свод законов, общая совокупность правил, привычек, убеждений, регламентирующих поведение человека.  
Командный дух Совокупность основополагающих правил и норм, объединяющих как формальные, так и неформальные структуры. Эмоциональная основа функционирования команды.  
Корпоративизм Отношение между правительством и ключевыми группами интересов, особенно крупным бизнесом и профсоюзами.  
Коррупция Социальное явление, состоящее в совершении или несовершении действий при исполнении обязанностей с целью получения материальных ценностей, обещаний или стимулов.  

 

 

Кросс-культур-ный метод Сравнение социального явления в различных обществах и, возможно, исторических временах для установления какого-либо сходства или различий.
   
Культура организационная Образцы поведения и общие ценности, убеждения и допущения, характерные для организаций. Ценности, представления и нормы, присущие конкретной организации и определяющие порядок и стиль взаимодействия ее участников во имя достижения общих целей – воздействие на эффективность функционирования организации.
   
Культура административная Составная часть социальной культуры, выполняет ее регулятивную функцию: реализацию идеалов, целевых устремлений общества, ценностей, образцов поведения посредством нормативных механизмов предпочтений, предписаний и запретов, системы соответствующих санкций.
   
Культура профессиональная Совокупность норм и ценностей, лежащая в основе формирования субъективной оценки социальной престижности определенного рода деятельности.  
Культура корпоративная Система ценностей социального партнерства, разделяемых сообществом корпорации, которые определяют его поведение, характер деятельности, максимизацию корпоративного духа и менеджмента с социально-этической ответственностью.  
Легитимизация Процесс узаконения контроля над обществом со стороны доминирующей социальной группы вследствие признания подчиненными группами права доминирующей социальной группы на управление в рамках общественного согласия.  
Лидерство Отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.  
Л о б б и Скрытая социальная группа, оказывающая давление на государственные структуры с целью отстоять узкогрупповые интересы.
Логико-дедуктив-ный метод Анализ социальных явлений в рамках дедуктивной логики: стремление к каталогизации таких способов рассуждений, которые от истинных суждений – посылок приводят к истинным суждениям – следствиям.  
Макросоциальный анализ Уровень анализа, опирающийся на идею о том, что общественная жизнь – целое (единое) и ориентирующийся на изучение крупных социальных систем, общностей, процессов.  
Менеджмент а) позиции в структуре организации, сопряженные с управлением подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей; б) управление, включающее совокупность принципов, методов, средств и форм, применяемых с целью повышения эффективности и увеличения прибыли.  
Менеджмент административный Административно-распорядительная форма управления.  
Ментальная модель Рациональные рамки, заключающие внутренний мир человека, посредством которого он созерцает и интерпретирует действительность.  

 

Микросоциальный анализ Уровень анализа, основанный на исследовании социального поведения, мотивации действий, социализации личности и т.п.  
Моделирование социальное Опосредованное изучение социального объекта путем выделения ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей.  
Мотивация Сумма внутренних побудителей поведения личности, обеспечивающая реализацию основных нужд, необходимых для поддержания жизни.  
Норма социальная Правило поведения (ожидание, стандарт), регулирующее действие людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры.  
Общество гражданское Состояние цивилизованности - последствие процесса цивилизации; промежуточный институт между семьей и государством; область социальной жизни, выступающая в качестве гражданского и индивидуального согласия; совокупность негосударственных отношений в обществе.  
Организационная структура администрирования Упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы администрирования, находящиеся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.  
Организационное поведение Совокупность действий и поступков индивида по его адаптации (направленной на адаптацию) к условиям и требованиям окружения.  
Организация социальная Социальная система, включающая определенное множество индивидов и регулирующая их взаимодействие для достижения конкретных целей.  
Партнерство социальное Юридическая форма организации социальных взаимоотношений, существующих между органами государственной власти и различными группами людей для решения социальных проблем путем заключения соглашений.  
Патрон-клиентальные отношения Длительные договорные отношения, при которых могущественный (влиятельный) человек обеспечивает вознаграждение и услуги более скромным (слабым) людям в обмен на лояльность и поддержку.  
Планирование социальное Научно обоснованное определение целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений для достижения желаемого состояния социального объекта.  
Полномочия государственного органа Строго очерченный перечень прав и обязанностей, способов их реализации, предоставляемых государственным органам в целом, должностному лицу в частности.  
Предметы ведения государственного органа Сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции государственного органа.  
Поведение Совокупность реакции индивида на воздействия (стимулы) внешней среды.  
Поведенческий метод Способ изучения наблюдаемого поведения (бихевиоризм).  
Потребности То, что необходимо индивидам для выживания.  
Потребности общественные Социальная обусловленность тех или иных вещей, основные нужды, необходимые для поддержания человеческой жизни, движущая сила человеческой активности, причина его действий.  
Представительство интересов Делигирование обществом отдельному человеку, партии права реализации их коллективной воли.  
Привычка Автоматизированное действие: особая форма поведения индивида в определенных условиях, которая приобретает характер потребности.  
Принципы Руководящие идеи, основные правила, положенные в основу деятельности в рамках писанных норм (правовые) и неписанных норм (этические).  
Принцип Питера Тенденция продвижения людей по службе до уровня, превышающего их компетентность («в любой иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности»).  
Принципы организационные Принцип оптимизации структуры организации; принцип разделения труда; принцип соответствия обязанностей и др.  
Прогнозирование социальное Оценка конкретных перспектив развития какого-либо социального объекта.  
Проектирование социальное Разработка вариантов планового развития социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках.  
Профессия государственного служащего   Тип профессии, связанный с администрированием.
Рабочая группа Небольшое количество людей, которые находятся в отношении зависимости (объединены общей социальной деятельностью) и подчиняются определенным групповым нормам и ценностям в рамках административной организации.  
Ритуал Индивидуальные или коллективные действия, несущие социальную нагрузку и отличающиеся определенной повторяемостью элементов; способ выражения социальной солидарности.  
Роль социальная Ожидаемый в конкретных обстоятельствах рисунок поведения, ассоциирующийся с тем или иным социальным статусом человека: модель поведения личности, обеспечивающая соблюдение статусных прав и обязанностей.  
Руководство Систематическое осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе (организации) в целом, отдельными функциональными подразделениями в частности.  
Самоорганизация общества Способность системы (общества) самостоятельно, без воздействия извне изменять свою структуру, совершенствовать организацию управления.  
Санкции Средства утверждения социальных норм как позитивные, так и негативные; мера воздействия, применяемая к лицам, проявляющаяся в одобрении или наказании за их действия и тем самым делающая их поведение более регулируемым и предсказуемым.  
Селекция социальная Отбор, в рамках которого происходит определение профессиональной пригодности человека к выполнению конкретной работы, а также – обоснование включенности человека в общественную жизнь.  
Синергия Прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий (в рамках управленческой деятельности: технология и методы продуцирования ее сверхсуммативного качества).  
Системный подход к управлению Рассмотрение управления как целостную, динамично развивающуюся открытую систему. Она имеет собственную структуру в виде совокупности взаимосвязанных элементов, присущих любой деятельности, объект, предмет, целеполагание и т.д.; свой процесс функционирования, включающий ряд последовательных этапов (управленческий цикл); свои принципы, формы и методы.  
Социальная инженерия Спланированные социальные изменения, производимые посредством целенаправленной социальной политики.  
Социальный контроль Процесс, посредством которого общество пытается обеспечить конформость в отношении доминирующих в данном обществе ценностей и норм.  
Социальная культура Способ организации человеческой деятельности в рамках ценностно-норматив-ного механизма регуляции.  

 

 

Социальная технология Алгоритм осуществления действий, определяющий порядок (последовательность) и правила работы по достижению конкретного результата в совершенствовании организаций, процессов, отношений.  
Социальная установка Субъективная ориентация индивида как члена группы на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые нормы и способы поведения.  
Социальное целеполагание Решение социальных проблем в рамках их содержательно-организационной детализации; процесс интеграции различных действий в конкретную систему цели, средств, предмета и результата.  
Социология управления Раздел (отрасль) социологии, изучающий закономерности и проблемы построения и функционирования социальных отношений в процессах управления.  
Социометрическая структура Совокупность соподчиненных членов группы в системе межличностных отношений.  
Сплоченность группы Результирующая мотивов, вызывающая взаимное тяготение членов группы и побуждающая их к сохранению членства в группе.  
Статус социальный   Позиция индивида в группе или обществе.  
Стиль руководства Типичная для руководителя система прие-мов взаимодействия в отношениях с подчиненными. Выделяются авторитарный, демократический, либеральный и др. стили руководства.  
Структурно-функциональный метод Методологический подход, предусматривающий выделение элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определение их места и значения в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение.  
Типизация Организация знаний по типическим признакам феномена, а не по их индивидуальным характеристикам.  
Типизация управления Построение управления по определенному, хорошо зарекомендованному себя на практике типу.  
Теория управления Комплекс теоретических положений, обоб-щенных до определенного уровня абстракций, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; совокупность понятий и категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.  
Типизация поведения Обоснование поведения по определенному, хорошо зарекомендовавшему себя на практике типу.  
Требование (воля) политическое Способность политического субъекта к саморегуляции деятельности на рефлексивном, нравственном и эмоциональном уровнях. Основные функции: выбор мотивов и целей деятельности; регуляция побуждений к действию и др.  
Триада Одна из основных разновидностей рабочей группы, включающей три человека (стабильное объединение, эффективное разделение труда, обеспечение численного большинства).
Управление Деятельность людей, соединяющих свои усилия для достижения общих целей.  
Управленческая команда Группа единомышленников, работающих не столько за вознаграждение, сколько за идею, обеспечивающую мотивационные ориентации и этические ценности, лежащие в основе единства, взаимного доверия между ее членами и взаимной ответственности за результаты работы.  
Установка социальная Морально-психологическая предрасполо-женность личности, лежащая в основе того или иного типа поведения по отношению к социальным фактам.  
Факторы общественные Причины, движущие силы какого-либо социального явления, процесса, определяющие его характер.  
Функциональный подход к управлению Подход к объекту исследования, основанный на изучении функций системы, алгоритма ее поведения: изучение организации процесса управления служебной деятельностью для определения уровня организованности при реализации функций управления.  
Функция социальная Совокупность однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение общей цели.
   
Хабитуализация Элемент становления социального института, в рамках которого происходит процесс привыкания общества к его (института) статусно-ролевому накоплению.  
Церемониал Набор символических, ритуальных действий, проводимых по особым случаям и призванных служить демонстрацией общих чувств и подходов.
Ценности социальные Разделяемые в обществе убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть.  
Централизация правления Процесс усиления полномочий центральных органов власти при одновременном сужении полномочий нижестоящих органов той же системы: степень распределения функций по вертикали структуры управления данной системы.  
Чиновник а) общее наименование госслужащих в ряде государств; б) должностное лицо, выполняющее свою работу формально, строго по предписаниям, без живого участия в деле.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.