КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психические
Интеллектуальные Могут относиться к: - репродуктивной (усвоение и применение информации) - творческой деятельности Могут быть: - общими, присущими в той или иной мере всем людям (работать, думать, ощущать, действовать) и лежащими в основе остальных способностей. - элементарными частными (решительность, настойчивость, критичность и проч.). Ими обладают уже далеко не все люди. - сложными частными -бывают: - Профессиональными (применительно к отдельным видам деятельности – технике, экономике, праву и т.д.) - Специальными (применительно к определенному характеру деятельности)
Существует 3 типа специальных способностей: · Интерсоциальные – ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими; они необходимы руководителям среднего и низового звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими внешними контактами. · Конструктивные – направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и др.; их реализация не требует активных контактов с окружающими. В управлении такие способности нужны руководителям высшего звена для выработки политики организации, а также специалистам. · Аналитические – предполагают склонность их обладателя к поиску причин происходящих событий, осмыслению их роли, последствий, формулировке выводов и общих рекомендаций Первые 2 вида способностей могут быть теоретическими и прикладными, третий – только теоретическим.
Развитые аналитические и конструктивные теоретические способности вкупе с определенным уровнем образования формируют способности интеллектуальные. По диапазону специальные способности классифицируют по 3 уровням:
Уровень специальных способностей, а, следовательно, возможность занятия определенных должностей зависят в основном от полученного образования и данного от природы типа мышления, для развития которого образование создает определенную базу. Типы мышления: · Образное – ему свойственны яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, поверхностность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства. · Логическое характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, абстрактностью, не всегда понятными окружающим. · Смешанное – ему присущи черты предыдущих, но не столь ярко выраженные. Это даёт его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяет успешно справляться с различными управленческими проблемами. Сосредоточенность, направленность мышления на конкретные цели, концентрация психической энергии на их достижение называется вниманием. Внимание бывает: · произвольным, находящимся под волевым контролем человека · непроизвольным, которое определяется воздействием раздражителей, особенностями внутреннего состояния человека, его чувствами, прежним опытом и т. д.
Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты. Разрыв в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.
Известный западный психолог Дж. П. Голланд на основе комбинации способностей выделил следующие типы личности людей.
· Реалистичный отражает склонность манипулировать инструментами и механизмами, решать практические задачи с конкретными результатами; инициативность, самостоятельность, смелость.
· Исследовательский. Его обладатель предпочитает анализировать и решать творческие задачи абстрактного характера, формулировать идеи; он критичен, независим, открыт новому.
· Артистический, присущий людям эмоциональным, оригиналам, любителям выражать себя художественными средствами.
· Социальный, свойственный демократичным, стремящимся к совместной работе, широким контактам людям, оказывающим помощь, обучающим, воспитывающим окружающих, налаживающим межличностные отношения, любителям философствовать и выступать.
· Предпринимательский характеризует энергичных, стремящихся к успеху и материальной выгоде людей, умеющих влиять на других и добиваться своего, в том числе на основе компромиссов, неспособных к кропотливой рутинной работе. · Конвекционный - это тип бухгалтера, исполнителя, предпочитающего подчиняться установленному порядку и руководителям; он уравновешен, педантичен, осторожен, ответствен, любит стабильность и материальное благополучие. Способности автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, тем рациональнее и ритмичнее работает. В то же время имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых знаний (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в отдельных случаях переориентацию людей.
Наряду с навыками можно выделить привычки, т. е. стандартные, автоматические (часто даже неосознанные) формы поведения людей. Они формируются на основе многократных прошлых действий, которые благодаря повторению становятся для них необходимостью, долго сохраняясь в изменившихся обстоятельствах. Привычки, с одной стороны, освобождают сознание от контроля над рутинными действиями или принятия множества мелких повторяющихся решений, позволяя сосредоточиться на выполнении важных функций. С другой стороны, привычки осложняют работу, например, могут порождать сопротивление переменам неадекватное поведение в новых необычных обстоятельствах.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |