Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические




Интеллектуальные

Могут относиться к:

- репродуктивной (усвоение и применение информации)

- творческой деятельности

Могут быть:

- общими, присущими в той или иной мере всем людям (работать, думать, ощущать, действовать) и лежащими в основе остальных способностей.

- элементарными частными (решительность, настойчивость, критичность и проч.). Ими обладают уже далеко не все люди.

- сложными частными -бывают:

- Профессиональными (применительно к отдельным видам деятельности – технике, экономике, праву и т.д.)

- Специальными (применительно к определенному характеру деятельности)

 

Существует 3 типа специальных способностей:

· Интерсоциальные – ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими; они необходимы руководителям среднего и низового звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими внешними контактами.

· Конструктивные – направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и др.; их реализация не требует активных контактов с окружающими. В управлении такие способности нужны руководителям высшего звена для выработки политики организации, а также специалистам.

· Аналитические – предполагают склонность их обладателя к поиску причин происходящих событий, осмыслению их роли, последствий, формулировке выводов и общих рекомендаций

Первые 2 вида способностей могут быть теоретическими и прикладными, третий – только теоретическим.

 

Развитые аналитические и конструктивные теоретические способности вкупе с определенным уровнем образования формируют способности интеллектуальные.

По диапазону специальные способности классифицируют по 3 уровням:

  • Одаренность – это совокупность факторов, обусловливающих особо успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из окружения. Обычно она проявляется в наличии у него возможности что-то улучшать, совершенствовать.
  • Талантливость представляет собой задатки, реализуемые через создание нового, необычного.
  • Гениальность – является высшей степенью одаренности, когда её обладатели генерируют результаты, имеющие общеисторическое значение.

Уровень специальных способностей, а, следовательно, возможность занятия определенных должностей зависят в основном от полученного образования и данного от природы типа мышления, для развития которого образование создает определенную базу.

Типы мышления:

· Образное – ему свойственны яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, поверхностность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства.

· Логическое характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, абстрактностью, не всегда понятными окружающим.

· Смешанное – ему присущи черты предыдущих, но не столь ярко выраженные. Это даёт его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяет успешно справляться с различными управленческими проблемами.

Сосредоточенность, направленность мышления на конкретные цели, концен­трация психической энергии на их достижение называется вниманием.

Внимание бывает:

· произвольным, находящимся под волевым контролем челове­ка

· непроизвольным, которое определяется воздействием раздражителей, особен­ностями внутреннего состояния человека, его чувствами, прежним опытом и т. д.

 

Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты. Раз­рыв в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.

 

Известный западный психолог Дж. П. Голланд на основе комбинации способ­ностей выделил следующие типы личности людей.

 

· Реалистичный отражает склонность манипулировать инструментами и механизма­ми, решать практические задачи с конкретными результатами; инициативность, са­мостоятельность, смелость.

 

· Исследовательский. Его обладатель предпочитает анализировать и решать творче­ские задачи абстрактного характера, формулировать идеи; он критичен, независим, открыт новому.

 

 

· Артистический, присущий людям эмоциональным, оригиналам, любителям выра­жать себя художественными средствами.

 

· Социальный, свойственный демократичным, стремящимся к совместной работе, широким контактам людям, оказывающим помощь, обучающим, воспитывающим ок­ружающих, налаживающим межличностные отношения, любителям философство­вать и выступать.

 

· Предпринимательский характеризует энергичных, стремящихся к успеху и матери­альной выгоде людей, умеющих влиять на других и добиваться своего, в том числе на основе компромиссов, неспособных к кропотливой рутинной работе.

· Конвекционный - это тип бухгалтера, исполнителя, предпочитающего подчиняться установленному порядку и руководителям; он уравновешен, педантичен, осторожен, ответствен, любит стабильность и материальное благополучие.

Способности автоматически выполнять отдельные элементы трудового процес­са называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачи­вает сил, тем рациональнее и ритмичнее работает. В то же время имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобрете­ния новых знаний (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в отдельных случаях переориентацию людей.

 

Наряду с навыками можно выделить привычки, т. е. стандартные, автоматиче­ские (часто даже неосознанные) формы поведения людей. Они формируются на основе многократных прошлых действий, которые благодаря повторению ста­новятся для них необходимостью, долго сохраняясь в изменившихся обстоя­тельствах. Привычки, с одной стороны, освобождают сознание от контроля над рутинными действиями или принятия множества мелких повторяющихся решений, позволяя сосредоточиться на выполнении важных функций. С другой стороны, привычки осложняют работу, например, могут порождать сопротивление переменам неадекватное поведение в новых необычных обстоятельствах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.