Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важной характеристикой государства является и форма (тип) правления




Институты государственного управления

Все виды управления в обществе, хотя и в разной мере, подлежат законодательному, правовому или иному нормативному регулированию и взаимосвязаны между собой. Все вместе они призваны создавать необходимый уровень организованности отношений и процессов в обществе, обеспечивать сохранение и развитие социального порядка.

 

Институционализация перечисленных видов управления прошла длительный эволюционный путь. Значимость различных социальных институтов управления на тех или иных этапах развития общества была разной. Основными социальными институтами управления в современном обществе являются:

- институты государственного управления, чаще называемые системой государственного управления;

- институты местного самоуправления;

- институты социальной защиты прав и свобод человека;

- институты менеджмента.

Термин «институт» в данном случае может употребляться как в единственном, так и во множественном числе, поскольку каждый из перечисленных институтов может включать ряд более частных институтов, таких, например, как институт государственной службы, институт муниципальной службы, институт управления персоналом, институт социальной работы и т.д.

 

Государственное управление можно оп­ределить, как организующее и регулирующее воз­действие государства на общественную жизнедеятельность лю­дей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования.

Государственное управление как единая система может быть представлено в виде взаимодействия ряда подсистем, среди которых:

Ø подсистема управляющая — государство как определяющий субъект управления;

Ø подсистема управляемая — компоненты общества, подвержен­ные государственному воздействию как объ­екты управления (об этих объектах речь шла в предыдущей теме);

Ø подсистема взаимодействия — различные институты, органы государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиня­ющие и поддерживающие и др.

Государство как институт управления

Государство как субъект управления существует 5-6 тысяч лет, хотя его институциональные признаки, формы и функции в обществе на протяжении истории существенно менялись. Менялись и представления о том, каким должно быть идеальное государство. Вот лишь некоторые из этих представлений:

 

За тысячелетия ученые выработали десятки, если не сотни, подходов к описанию и осмыслению государства, а также к выяснению специфики данного института. Вот лишь некоторые из основных подходов:

 

 

 

Начиная с классических работ Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера, в социологии, в противовес государственно-правовому или административно-юридическому пониманию политических институтов, наметился социологический подход к институтам.

 

Вебер определил государство как «чистый» институт ¾ это сообщество людей, поведение которых основано на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.).

 

Эмиль ДЮРКГЕЙМ (1858 ¾ 1917)

 

По взглядам Дюркгейма, институты, с одной стороны, представляют собой некое идеальное образование в виде обычаев и верований, а с другой - такие обычаи и стереотипы материализуются в деятельности социальных организаций различных времен и народов.

 

Развитие научного содержания понятия «государство» прослеживается с XIV в., а само становление категории «государство» в нынешнем понимании - как совокупности институтов, обеспечивающих функционирование системы управления обществом, - произошло лишь в XVIII в.

У государства как института управления есть три фундаментальные характеристики, принципиальным образом определяющие его основополагающие черты: форма территориального устройства, форма правления и политический режим.

Форма территориального устройства государства отражает особенности его территориально-политической организации, распределение властных полномочий между центром и периферией, определяет характеристики других политических институтов общества. Исторически сформировались три базисные модели государственной структуры - унитарная, федеративная и конфедеративная.

Главный признак унитарного государства ¾ сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти. Это целостное образование подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

Сущностной характеристикой федерации является наличие двух официальных государственных уровней. Распределение полномочий между этими уровнями сводится к тому, что федеративное государство наделяется ничем не ограниченным внешним суверенитетом и частью внутреннего, а субъект федерации ¾ федерированное государство ¾ сохраняет только некоторые атрибуты внутреннего суверенитета. Разграничение компетенций доверено конституционному и договорному урегулированию, в политическом смысле исходящему из реального соотношения сил и возможностей между федерацией как целым и ее участниками. Каждый субъект федерации располагает своей системой законодательных, исполнительных и судебных органов.

Конфедерация ¾ это союз самостоятельных государств, где принцип распределения политических полномочий между государствами-участниками определяется по их согласованию. Ее члены оставляют за собой главную часть своих государственных прерогатив, отдавая в ведение учрежденного ими конфедеративного государства некоторые вопросы, как правило, относящиеся к внешнему суверенитету (валютное регулирование, оборона, дипломатия).

Классическая типология форм правления восходит к политическим взглядам Аристотеля. В учебных пособиях обычно приводится схема, построенная Аристотелем в главе IX «Политики».

 

 

Аристотель полагал, что монархия способна выродиться в тиранию, аристократия ¾ в олигархию ради выгоды богатых, а политейя может ориентироваться только на пользу бедных, потому ни одно из выделенных им правлений не занимается всеобщим благом. Философ видел наилучшую («правильную») власть в смешении всех трех форм в их умеренном виде и в зависимости от реальной ситуации. Кроме вышеуказанных, среди форм правления нередко называют также диктатуру (лат. dictatura ¾ неограниченная власть), охлократию (гр. ochlos ¾ чернь, толпа), тимократию и пр.

В реальности в современных государствах существуют две основные формы правления ¾ монархия и республика.

Монархии нашего времени делятся на два вида ¾ абсолютные и конституционные. В абсолютной монарху принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых во многом сохраняются докапиталистические, традиционные политические отношения (Саудовская Аравия, Бруней и др.). В конституционной монархии полномочия главы государства лимитированы.

Самой распространенной в нынешнее время формой правления является республика в ее трех видах: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная). В основу этой классификации заложена структура отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти. В отличие от них у судебной власти ¾ неизменная функция: она обеспечивает соблюдение юридически закрепленного политического порядка.

В парламентской республике руководящий орган государственной власти ¾ парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. В современной политике существует довольно много различных форм организации института парламентаризма; вместе с тем они обладают определенными общими - классическими - характеристиками:

¨ выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций;

¨ парламент назначает правительство, и он же может его отозвать;

¨ глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее;

¨ раздельная исполнительная власть: представительские государственные функции возложены на главу государства (например, президента), реальная власть принадлежит премьер-министру (в ФРГ - канцлеру и т. д.);

¨ правительство имеет право законодательной инициативы (в отдельных случаях ¾ Великобритания, ФРГ ¾ еще и право вето на законопроекты);

¨ независимость правительства по отношению к главе государства.

В президентской республике самым строгим образом проводится принцип разделения ветвей (центров) власти: президентской, парламентской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противовес. Современный институт президентства при некотором разнообразии в принципах разделения властей и их функциях обладает рядом общих характеристик, а именно:

¨ в конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента, суда;

¨ исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и правительства;

¨ президент и парламент избираются отдельно, потому они взаимонезависимы;

¨ президент политически ответствен перед народом, а правительство ¾ перед президентом:

¨ парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия;

¨ при классической форме (США) президент не вправе распустить парламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента;

¨ исключено совмещение правительственной должности и парламентского мандата (однако в США вице-президент ¾ председатель сената).

Таким образом, президент не несет парламентской ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента.Президента избирают внепарламентским путем ¾ всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, тоже намеченных всеобщим голосованием (этот непрямой порядок избрания принят в США). Правительство при президенте осуществляет различные исполнительные функции, а также служит совещательным и вспомогательным органом.

Полупрезидентская, или смешанная, форма правления соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Роль президента здесь особенно велика. Подобный тип государственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри Ланке, Казахстане, ряде стран Южной Америки, Африки и в других регионах. Для этой формы правления характерны следующие принципы:

¨ глава государства ¾ президент ¾ избирается на всеобщих прямых выборах;

¨ президент назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, который политически ответствен перед ним;

¨ правительство не только зависит от президента, но и ответственно перед парламентом и может быть смещено им после вынесения вотума недоверия;

¨ партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадают;

¨ президент вправе распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы;

¨ у главы государства есть права отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы;

¨ у президента и парламента, как правило, разные сроки деятельности.

При полупрезидентской форме правления назначение и увольнение в отставку президентом главы правительства и других министров не имеют формального характера, как в парламентской республике. В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, решения которого он утверждает.

Представленные виды республик являются «идеальными типами» правления (по Веберу). В реальном политическом мире существуют и другие, более специфические разновидности республик.

Политический режим характеризует особенности способов, средств и методов осуществления государственной власти. Выделяются четыре основных типа политических режимов: авторитарный – власть одного лица, органа; тоталитарный – всепроникающий, всеподчиняющий; либеральный – предоставляющий гражданские права и свободы; демократический – вовлекающий народные массы в процессы политического управления.

Более детально современное государство характеризуется следующими признаками:

ü особенностями территориальной организация населения и хозяйства;

ü способами юридического оформления людей, объединённых государством, посредством института гражданства;

ü определением и выражением общих для всех интегрированных потребностей, интересов и целей объединяемого сообщества людей в виде национальных интересов;

ü структурой и механизмом формирования и осуществления всеобщей воли через принятие законов и принуждение при их реализации;

ü способами формирования государственного аппарата, профессионально занятого обеспечением практи­ческого исполнения функций государства;

ü механизмами государственного управления и общественного самоуправления;

ü формами представления объединенного сообщества людей в качестве целостности на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами, региональными и международ­ными организациями.

Предназначение государства как социального института закрепляется в его функциях, посредством реализации которых оно и проявляет свою управленческую роль в обществе.

В современный период государству присущ широкий круг функций, направленных на обеспечение целост­ности, суверенитета, безопасности, организованности и развития общества. Обычно они делятся на внутренние и внешние.

 

Основные из внутренних функций:

Политическая функция, состоящая в том, чтобы учитывать интересы различных групп людей в обществе и налаживать отношения солидарности, сотрудничества,а возможные противоречия и конфликты разрешать в рамках законов и посредством судебных процедур.

Охрана правопорядка, включая подавление выступлений противников существующего строя, недопущение покушений на общественный порядок, на государственные устои и институты.

Социальная функция, имеющая своими целями и содержанием обеспечение на всей территории государства прав и свобод каждого человека и гражданина, создание достойных условий для социальной жизни людей. Такого рода деятельность в том или ином виде была присуща государству и в прошлые времена. Например, в Древнем Риме она выражалась в бесплатной раздаче хлеба неимущим, в содержании заведений, способствовавших физическому воспитанию и просвещению граждан и т. п. В современном мире социальная функция получила особенно динамичное развитие. Она охватывает здравоохранение, социальное обеспечение, образование, создание возможностей для более широкого доступа к достижениям культуры, заботу о детях, молодежи и престарелых и т. д.

Экономическая (хозяйственная) функция, выражающаяся в формировании организационно-правовыхпредпосылок и норм, необходимых для упорядоченной, законной и эффективной экономической деятельности общества. Роль этойфункции менялась с течением времени. На заре становления государственности в восточных деспотиях (например, в Древнем Египте) хозяйственные обязанности были одними из важнейших: возведение храмов и других общественных зданий, а главное - строительство ирригационных сооружений, находившееся в ведении государства, обеспечивало воспроизводство общества, так как сельское хозяйство можно было развивать только при наличии искусственного орошения полей. На начальном этапе развития капитализма государство минимально вторгалось в экономику, хотя и тогда хозяйственная функция полностью не исчезала из предназначений государства.

Идеологическая функция продолжает сохранять свое немалое значение для любого государства. При этом в одних случаях официальная идеология вырабатывается государственными структурами, а в других - они воспринимают и поддерживают в качестве официальных концепции, разрабатываемые вне пределов их компетенции (например, конфуцианство или ислам). Государство может более или менее терпимо относиться к несанкционированным им идеологиям или беспощадно подавлять их. Иногда данная функция проявляется в стремлении уничтожить всякую иную, сочтенную антигосударственной, идеологию и ее носителей (так действовали нацистская Германия и фашистская Италия, СССР в период сталинизма). К идеологической функции относятся распространение официальных взглядов, создание пропагандистской машины, в т. ч. государственных СМИ, надзор за образованием, моральная и материальная поддержка идеологов и учреждений, вырабатывающих полезные для государства системы идей.

К внешним функциям государства относятся: отношения с различными субъектами мировой политики - прежде всего с другими государствами и с международными организациями, внешнеэкономическая и военная функции.

Поддержание отношений с другими государствами и деятельность в международных организациях охватывают взаимосвязи, имеющие как чисто политический, так и культурный характер (к примеру, вопросы укрепления мира и доверия, экологии, защиты интересов своих граждан (подданных) и предприятий, работающих за границами данного государства).

Внешнеэкономическая функция заключается в стремлении государства обеспечить, с одной стороны, максимально благоприятные условия для деятельности национальных хозяйствующих субъектов за рубежом, а с другой - учесть все внешние факторы для создания условий развития собственной экономики. Это достигается с помощью односторонних мер (в частности, таможенного регулирования, привлечения иностранных товаропроизводителей и инвесторов, выделения средств на поддержку отечественных экспортеров и т. п.), а также в результате согласования позиций с другими государствами на двусторонней и многосторонней основе.

У военной функции государства две стороны: 1) надежная оборона собственной страны; 2) захватнические и вообще наступательные действия, обеспечивающие интересы совершающего их государства. Сюда же относятся разведка и контрразведка. В последние годы государства на мировой арене выполняют еще и антитеррористические операции, участвуют в борьбе с распространением наркотиков и с иной преступной деятельностью в целом, а также в международных вооруженных контингентах по поддержанию мира в «горячих точках».

В целом смысл внешних функций состоит в обеспечении безопасности, в поддержании свободы, суверенитета и исторического существованиянародов (граждан) своей страны в рамках мирового сообщества.

Все функции государства получают свое выражение в государственной политике, провозглашаемой и проводимой государством. Государственная политика включает в себя выбор целей стратегического развития, обоснования ресурсов и средств (ме­тодов) их достижения, определение функций, механизмов и структур, способных ее реализовывать, заинтересовывать и сти­мулировать активность граждан, развитие человеческого потенциала, создание мо­ниторинговых процедур анализа и оценки ре­зультатов продвижения в избранных направлениях и другие эле­менты, вызываемые ее содержанием и логикой.

В силу природы государства государственное управле­ние распространяется на все общество, имеет в поле зрения всё происходящее в нем, хотя государственное управление не входит во внутреннее содержание личной и коллективной жизнедеятель­ности людей, если последнее соответствует правовым нормам. Большинство исследователей признают следующую закономерность развития государства: чем более развито государство, тем более оно отделено от общества, приобретающего качество «гражданского», - в противовес «обществу политическому», фактически отождествляемому с государством.

Органы государственного управления в Российской Федерации

 

Государственное управление в России осуществляется путем законодательной, исполнитель­ной, распорядительной и судебной работы государственных органов.

В связи с федеративным устройством нашего государства государственное управление представлено не только федеральным центром, но и субъектами Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации предоставлено право са­мостоятельно устанавливать систему органов государственной власти и местного самоуправления на своей территории в соответ­ствии с основами конституционного строя и общими принципа­ми организации представительных и исполнительных органов власти, установленными федеральным законом.

Правосубъект­ность и компетенция региональных органов власти определяют­ся на основе положений Конституции РФ и федеральными за­конами: «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ и «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ.

Кроме субъектов в структуре государственного управления Российской Федерации существуют федеральные округа. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О создании фе­деральных округов» было создано семь федеральных округов: Дальневосточный (центр Хабаровск), Сибирский (Новоси­бирск), Уральский (Екатеринбург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург). В соответствии с этим был преобразован институт президентских представителей.

Каждый государственный орган выполняет предназначенную ему часть работы по реализации государственных функций. В России государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Феде­рации и Государственная Дума), Правительство и суды.

Функциями органов законодательной власти являются: зако­нодательная, т.е. подготовка и принятие законов, и контроль­ная — в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией (ст. 101, 103, 114).

Органы судебной власти призваны в соответствии со ст. 118 Конституции рассматривать конституционные, уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, на судеб­ную власть возложено осуществление контроля за законностью деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, представителей власти. Порядок реализации этой функции определен рядом законов.

Ветвь исполнительной власти осуществляет функции органи­зационно-управленческого, исполнительно-распорядительного характера. Полно­мочия по осуществлению исполнительной власти предоставле­ны Правительству, федеральным министерствам, федеральным агентствам, федеральным службам и иным федеральным орга­нам исполнительной власти, их территориальным органам, ор­ганам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду оп­ределенных в законодательстве должностных лиц.

Органы исполнительной власти наделены пра­вом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках за­кона, и издавать нормативные правовые акты, а также акты применения права (например, приказы или распоряжения о назначении государственных служащих на со­ответствующие должности). Все эти акты должны основываться на законах и соответственно конкретизировать и развивать их, т.е. быть подзаконными. Деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации называется «распоряди­тельной».

Система государственного управления функционирует на ос­нове общих для федеральных и региональных органов целей и принциповосуществления государственно-властного воздей­ствия на жизнедеятельность населения, выраженных обычно в правовых формах, и включает: а) систему государственных орга­нов (федеральных и региональных); б) систему государственной службы; в) совокупность реализуемых государственными орга­нами функций и используемый комплекс методов, средств и ре­сурсов; г) систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом инфор­мационные потоки, документооборот и т.д.

В за­висимости от специфических особенностей региона (численно­го, национального и демографического состава населения, кли­мата, географического положения, удаленности от центра и т.д.) набор приоритетных направлений, на которых сосредоточивают­ся основные управленческие усилия, может быть различным. Между тем есть сферы управления, которые одинаково важны для всех субъектов Федерации. Среди них выделяют управление:

политической жизнью;

сферой материального производства;

финансово-кредитным комплексом;

потребительским рынком;

социально-бюджетным комплексом;

использованием природных ресурсов;

общественной безопасностью;

информационной средой.

Государственную власть в субъекте Федерации осуществля­ют образуемые в нем законодательные (представительные) и ис­полнительные органы власти, а также федеральные органы ис­полнительной власти и суды, образованные и действующие на территории субъекта Федерации в соответ­ствии с российским законодательством.

Систему органов исполнительной власти края, области, авто­номного округа образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации; 2) уп­равления, комитеты, отделы и другие службы краевой, област­ной администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения главе администра­ции; 3) территориальные органы федеральных министерств и ве­домств, также входящие в систему областных, краевых органов исполнительной власти, но имеющие ярко выраженное верти­кальное подчинение.

Для выполнения функций исполнительной власти в админи­страции создаются структурные подразделения: комитеты, уп­равления, отделы краевой (областной) администрации. В основе функционирования всех органов государственного управления лежит профессиональная деятельность государственных служащих.

Система государственной службы

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной службы устанавливаются Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27 июля 2004 г.N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
(с изменениями от 2 февраля 2006 г., 2 марта, 12 апреля 2007 г.)

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

v Российской Федерации;

v федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

v субъектов Российской Федерации;

v органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

v лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

v лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

Ø государственная гражданская служба;

Ø военная служба;

Ø правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

Классификация должностей гражданской службы

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, по результатам квалификационного экзамена присваиваются классные чины гражданской службы:

- Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

- Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

- Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

- Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

- Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации. В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Таким образом, институт государственного управления представляет собой достаточно сложную систему органов государства, государственной и региональной власти, государственной службы, тесно связанных со всеми политическими институтами общества, общественными организациями, с гражданским обществом в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.