Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По времени институционализации можно выделить три поколения прав человека




Социальная защита предполагает создание усло­вий для нормальной жизнедеятельности населения, включающих благоприятную окружающую среду, охрану материнст­ва и детства, оказание помощи семье, охрану здоровья, содействие занятости, регулирование заработной платы и доходов, обеспечение жильем, регулирование права собственности, материальное обеспе­чение и обслуживание нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.

Институты социальной защиты прав и свобод человека

 

Социальная защита — один из важнейших социальных институтов современного общества и социального государства. Конституция нашего государства, принятая в 1993 году, определяет Российскую Федерацию как социальное государство. Концепция социального государства предусматривает развитие института социальной защиты населения и института социальной работы. Социальная работа рассматривается в данном случае в качестве социального механизма, который переводит провозглашенные права в актуально реализуемые [2]. Основной организационной формой социальной работы выступает социальная служба.

Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица (Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ)

В таком широком понимании социальная защита практически совпадает с социальной политикой, хотя существует и иное ее понимание — как помощи наиболее нуждающимся общностям и группам населения. При широком толковании социальной защиты социальное обеспече­ние и социальная помощь рассматриваются как ее части. Социаль­ное обеспечение означает защиту граждан от тех жизненных обстоя­тельств, которые влекут за собой потерю или снижение дохода либо повышение расходов, малообеспеченность или бедность. Социаль­ная помощь рассматривается как взаимоотношения между гражда­нами, имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного мини­мума, и органами государства, предоставляющими группам граждан денежные, натуральные выплаты и услуги с целью обеспечения им прожиточного минимума и удовлетворения основных потребностей.

Социальная защита предусматривает юридические, административные и политические меры по защите социальных прав как неотъем­лемой части прав человека. Это важная задача для любого уровня власти, в том числе для муниципальных органов, так как их прямая обязанность — помощь местному населению в решении своих проблем.

В основе института социальной защиты лежит совокупность правовых норм, призванных обеспечивать условия для удовлетворения ос­новных социальных потребностей, решать необходимые социаль­ные и экономические проблемы граждан, которые в силу опреде­ленных условий не имеют достаточно средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспо­собных членов семьи. Для оказания социальной помощи соответст­вующим категориям граждан государство принимает специальные законы, направляет средства из государственного бюджета, бюдже­тов субъектов РФ, внебюджетных фондов. Система льгот для раз­личных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, а также сам перечень этих категорий утверждены федеральным зако­нодательством.

Для непосредственной реализации функций со­циальной защиты создаются специ­альные учреждения (федеральные, региональные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные).

Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

На территории муниципальных образований к специальным учреждениям социальной защиты относят: центры социального обслужива­ния, муниципальные учреждения социальной защиты, отделы социального обеспечения, управления труда и занятости населения и др. Решением органов местного самоуправления устанавливаются порядок и приоритеты оказания социальной помощи, финансируе­мой из местного бюджета. Муниципалитеты определяют критерии участия населения в городских социальных программах, разрабаты­вают принципы адресной социальной помощи. Осуществляется контроль за реализацией всех ви­дов социальной помощи, в том числе финансируемой из государст­венного бюджета.

 

С момента появления первых систем управления и власти чело­век нуждался в защите от их произвола, что означало прежде всего признание и соблюдение его прав. Однако соблюдать эти права и обеспечивать их реализацию должны были те же управленческие и властные структуры, которые стремились в первую очередь к их ограничению. Это обусловило сложность процесса становления института защиты прав человека, противоречивость самих представлений и концепций социальной защиты.

Можно выделить три основных группы представлений (концепций) о происхождении прав человека: 1) представления о божественном происхождения прав человека (теологические концепции); 2) концепции естественного происхождения прав человека (естественные концепции); 3) субъективные концепции про­исхождения прав человека.

Теологические концепции разрабатывались представителями религиозной мысли. Они утверждают, что права, которыми обладают люди, дарованы им бо­гом.

Эти концепции возникли еще в древности. Так, в законах царя Хаммурапи записано: «Хаммурапи, царь Вавилона, утвердил своими за­конами правду и справедливость по внушению бога Мардуха». В религиях (иудаизм, христианство, ислам) право, зако­ны непосредственно переданы людям Богом через пророков. В вет­хозаветной части Библии записано: «Господь позвал Моисея на Си­найскую гору и передал каменные скрижали, содержащие закон, писанный перстом Божиим». Вероучение ислама объясняет проис­хождение права откровением Аллаха. В католической доктрине есте­ственным правом считается Божественное, «вечное право». Нормы, освящен­ные авторитетом Бога, имеют сакральный характер и не подлежат произвольному изменению. На их корректировку получает право очень ограниченный круг высших служителей культа, представляю­щих Божественный разум в земной жизни. Все «поправки» также ка­нонизируются, освящаются авторитетом Бога. В силу этого система религиозных институтов, фиксирующих права человека, остается стабильной на протяжении длительных исторических периодов. Са­ми религиозные институты должны согласовываться с основными принципами и догматами вероучения.

Концепции естественного права признают, что, наряду с искусственным правом, созданным государством, существует естественное право, свойственное человеку от природы, которое, в свою очередь, служит критерием оценки искусственного права (Г. Гроций, Ш. Мон­тескье, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк). Естественное право провозглашает право частной собственности, право на жизнь, личную свободу, счас­тье, равенство и др. Наибольшее распространение эти идеи получили в преддверии буржуазных революций. Они были направлены против теологических теорий права.

Субъективные концепции отрицают ес­тественное происхождение права и рассматривают всякое право как результат только правотворческой функции го­сударства, независимой от экономических и классовых отношений.

Конечно, права человека не могут быть врожденными в буквальном смысле этого слова. Но нельзя считать, что нет никаких естественных объективных оснований. Социальные, в том числе и правовые, нормы складываются в обществе естественным (социокультурным) способом. Государство лишь «обнаруживает» их и формулирует в виде законов. Права человека не являются ни врожденными, ни чисто субъективными, придуманными и сформу­лированными людьми вне объективных оснований.

В конечном итоге представления о правах человека, а затем и об условиях их достижения вырабатываются людьми в процессе эволюционного развития общества. Поэтому права человека можно считать естественно-искусственным изобретением человечес­кой цивилизации, закрепляемом в правовых документах и в культуре общества.

Осмысление прав человека неразрывно связано с пониманием значимости свободы выбора субъекта действий для реализации им своей индивидуальности. Свобода означает действие субъекта в ситуации выбора, осуще­ствление этого выбора. Последний же ограничен определенными ус­ловиями, в которых находится субъект. Поскольку человек сосуществует с другими людь­ми, его свобода, в том числе и в реализации прав, не может быть не­ограниченной, абсолютной. Имеются социальные ограничи­тели прав человека. Во-первых, это другие субъекты, обладающие такими же правами, во-вторых, наличие власти и людей, обладаю­щих ею.

Теоретическое осмысление прав человека неразрывно связано с возникновением концепций, отрицающих абсолютную власть и при­знающих необходимость ее замены властью, подотчетной народу. Так, в учениях об общественном договоре, разделении властей обос­новывались прежде всего демократические права: избирательное право, право мировоззренческого выбора (свобода вероисповедания), право на свободу слова и др.

В настоящее время под правами человека понимается совокупность политико-правовых, экономических и нравственно-духовных условий нормальной жизнедеятельности чело­века, его сохранения и развития в гармонии с обществом и природой, а также наличие у него возможностей этими правами воспользоваться. Права человека представляют собой прежде всего возможности каждой личности, без исключения, на осуществление разнообразной деятельности, на самореализацию.

Ценностными основаниями прав человека выступают: гуманизм, чело­веческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедли­вость. Гуманизм — признание самоценности каждого человека; человеческое достоинство — уважение каждой личности, признание ее значимости как представителя человеческого рода; сво­бода — самоопределение личности в мыслях, чувствах, действиях, выбор из предоставленных возможностей без принуждения; равно­правие — равная мера свободы всех людей независимо от их соци­альных статусов, равенство перед законом; солидарность — взаим­ная помощь, поддержка, сотрудничество, уважение прав других, ответственное пользование своими правами; справедливость — оптимальное и гармоничное соединение индивидуальных и коллек­тивных интересов.

К пра­вам человека относят те, на которые могут претендовать все члены человеческого сообщества: право на жизнь; право не подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинст­во обращению и наказанию; право не подвергаться произвольному аресту или задержанию; право на справедливое судебное разбира­тельство; свободу от дискриминации; право на равную защиту зако­на; право не подвергаться произвольному вмешательству в личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновен­ность жилища или тайну корреспонденции; свободу ассоциации, вы­ражения мнений, собраний и передвижения; право искать убежища и пользоваться этим убежищем; право на гражданство; свободу мыс­ли, совести и религии; право на участие в голосовании и управлении своей страной; право на справедливые и благоприятные условия труда; право на адекватное питание, жилье, одежду и социальное обеспечение; право на охрану здоровья; право на образование; право владеть имуществом; право на участие в культурной жизни; право на развитие.

Права человека обя­зывают управленческие структуры принимать соответствующие за­коны, разрабатывать программы, на основе которых должны быть созданы условия и возможности для практической реализации при­нятых деклараций. К характеристикам прав человека относят и то, что они провоз­глашаются международным сообществом, фиксируются в междуна­родных документах, защищаются законодательством, являются универсальными, обязательными для соблюдения госу­дарствами (при подписании ими соответствующих документов) и государственными органами.

Сами права человека не предписывают, что и как он должен делать, а представляют собой возможности социальной жизни, условия до­стойного существования. Осознание этих прав, выражающееся в их провозглашении, фиксируется в различных декларациях, конвенци­ях. И уже на их основе возникают системы законодательных норм, предписывающих как варианты должного поведения, так и санкции за посягательство на права других людей. При этом различные госу­дарства могут в разной степени признавать, гарантировать, обеспе­чивать продекларированные права человека.

Права человека сформулированы и содержатся в официальных источниках — международных и государственных документах: дек­ларациях, конвенциях, пактах, договорах, конституциях.

Основные виды документов о правах человека:

Международные универсальные документы: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политичес­ких правах — направлены на обеспечение реализации целого комплекса прав человека; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования касаются нарушений конкрет­ных прав человека; Конвенция о правах ребенка, Международная кон­венция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенция о статусе беженцев предусматривают защиту прав конкрет­ных социальных общностей и групп. Все перечисленные документы имеют обязательную силу для подписавших их государств.

Международные региональные документы: Европейская конвен­ция о защите прав человека и основных свобод, Хартия Европейского союза об основных правах, Конвенция Содружества Независимых Го­сударств о правах и основных свободах человека, Американская кон­венция о правах человека, Африканская хартия прав человека и наро­дов, Каирская декларация по правам человека в исламе и др.

Государственные документы. Признание государствами прав че­ловека выражается в присоединении к международным декларациям, пактам, договорам, создании и разработке на их основе деклараций по­добного рода (например, Российская декларация прав и свобод челове­ка и гражданина), а также в провозглашении этих прав в конституциях государств. Так, в главе 2 Конституции Российской Федерации про­возглашается, что «в Российской Федерации признаются и гарантиру­ются права и свободы человека и гражданина» (ст. 17), которые, в свою очередь, «определяют смысл, содержание и применение законов, дея­тельность законодательной и исполнительной власти, местного само­управления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18).

Законодательные нормы, обеспечивающие реализацию прав че­ловека, предписывающие, что и как следует делать для их достиже­ния и соблюдения, запрещающие нарушать эти права и предусмат­ривающие санкции за соответствующие нарушения, содержатся в принятых государством кодексах правовых норм (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др; Фе­деральные законы: «О гражданстве», «О средствах массовой инфор­мации», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О за­щите прав потребителей» и др.).

Права человека имеют определенную структуру, которая раскрывается по различным основаниям: происхождению, политическому статусу, сферам деятельности, времени формирования, субъекту-носителю.

По происхождениюправа человека подразделяются на ес­тественные и позитивные. Под естественными правами понимается свобода человека поступать, притязать, искать, развиваться, творить, пользоваться, отдавать и т.д., свобода как мера и возможность само­реализации личности в признанных границах. К позитивным правам причисляются юридические нормы, в которых выражена воля госу­дарства.

По статусу выделяются права человека и права гражданина. Под правами человека в данном случае понимаются его права как представителя человечества, человеческого рода. Они универсаль­ны, наднациональны, экстерриториальны (на жизнь, развитие, обра­зование, свободу от дискриминации и др.). Это права человека как личности. Под правами гражданина подразумеваются права личнос­ти, находящейся в отношениях с конкретным государством, властью. В силу этого государство гарантирует гражданину такие права, ка­кие оно не гарантирует иностранцам, лицам без гражданства (изби­рательные права, право на свободу передвижения и др).

По сферам деятельности права человека подразделяют на гражданские (принадлежащие человеку как биосоциальному су­ществу), политические (возможности участия личности в политичес­кой жизни общества, формировании и осуществлении государствен­ной власти и местного самоуправления), экономические (возможности свободного распоряжения имуществом, ведения хо­зяйственной деятельности), социальные (притязания на достойный уровень жизни и благосостояния), культурные (обеспечивающие культурное развитие и самореализацию личности).

К первому относятся традиционные ли­беральные ценности, сформулированные в период буржуазных рево­люций, а затем зафиксированные и конкретизированные в законода­тельствах демократических государств. Это личные и гражданские права: на жизнь; на свободу и безопасность личности; на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; на распоряжение сво­ими действиями и имуществом; на равенство перед законом; на свобо­ду мысли, совести и религии; на ведение государственных дел и др.

Впервые они были провозглашены в Декларации прав штата Вирги­ния 12 июня 1776 г., затем — в американском Билле о правах 1789— 1791 гг. и Французской декларации прав человека и гражданина 1789 г. Признание этих прав государствами означает, что они берут на себя обязательства воздерживаться от вмешательства в сферу ча­стной жизни человека, создавать условия для участия граждан в по­литических и социальных процессах.

Второе поколение прав человека рождалось в процессе борьбы народов за экономические интересы, прежде всего связаны с повышением уровня и качества жизни. К нему причисляют право на труд, на свободный выбор работы, на достаточный уровень оплаты труда, на образование, на отдых и до­суг, на участие в культурной жизни общества, на социальную по­мощь и др. Таким образом, к этому поколению в основном относят­ся социально-экономические и культурные права. Если в правах первого поколе­ния нашли отражение ценности либерального общества, то в правах второго — ценности социально ориентированного государства.

Третье поколение прав человека формируется после Второй ми­ровой войны. Их особенность заключается в том, что они являются правами не отдельных индивидов, личностей, а представляют собой права определенных социальных общностей — народов, наций, национальных меньшинств, коренных народностей, ассоциаций и др. К ним же относят право на мир, на разоружение, на развитие, на здоровую окружающую среду, на общее наследие чело­вечества, на коммуникацию.

Зна­чительная часть прав человека реализуется в социальной сфере. Эта группа прав - социальные права. При разработке социальной политики создание условий для реализации социальных прав человека оказывается в центре внимания государства и органов местного самоуправления. Эти условия включают в себя соответствующие нормативные систе­мы и специальные учреждения, деятельность которых нацелена как на формирование возможностей для реализации личностью своих социальных прав, так и непосредственно на их осуществление. Социальные права отражены в нормах, содержа­щихся в соответствующих кодексах, регламентирующих положение человека в сфере труда и быта, условия для занятости, благосостоя­ния, социальной защищенности, получения образования, медицин­ских услуг и др.

Особенность социальных прав состоит в том, что они менее универсальны, поскольку сфера их действия меняется с транс­формацией общества. В современных индустриальных и постиндустри­альных системах управления социальные права затрагивают по пре­имуществу сферу развития личностного и человеческого потенциала.

Социальные права отличаются от гражданских и по­литических прав меньшей определенностью, четкостью и жесткостью фор­мулировок. Здесь часто используются общие и широкие понятия: «справед­ливый», «достойный», «удовлетворительный», «разумный» и т.п. Например, в статье 7 Консти­туции РФ, указано — «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В связи с этим появляется проблема установления кри­териев, рамок, количественных характеристик таких феноменов, как достойная жизнь, справедливые и благоприятные условия труда, удовлетворительное существование. Решение этой задачи опирается на проведе­ние конкретно-социологических исследований, осуществляющих операционализацию указанных понятий.

В то же время осуществление социальных прав в Российской Федерации устанав­ливается законодательством. Так, реализация права на социальное обеспечение регулируется Федеральными законами: «Об основах соци­ального обслуживания населения в Российской Федерации», «О соци­альном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей», «О государственных пенси­ях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и др. Для обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и др. Реальное осуществление пра­ва на социальное обеспечение предусматривает установление государ­ством различных видов пособий для соответствующих социальных групп, выделение на это средств, контроль за их расходованием, созда­ние специальных учреждений, обеспечивающих социальную защиту.

Жилищное законодательство, касающееся реализации прав на жи­лище, представлено такими Федеральными законами, как: «О прива­тизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), «Об основах федеральной жилищной политики», «О товариществах собственников жилья».

Культурные права представляют собой определенные возможности для духовного развития человека. К ним относятся права на: образова­ние, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества, литературное, художественное, научное и другое творчество. Содержание этих прав также сформулировано в международных документах.

Статья 43 Конституции РФ гарантирует получение бесплатного ос­новного общего и среднего профессионального образования в государ­ственных или муниципальных образовательных учреждениях. Реали­зация государственной политики в сфере образования обеспечивается Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послеву­зовском образовании». Права на культурное развитие и творчество ре­ализуются на базе федерального законодательства в сфере культуры, Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах», Па­тентного закона Российской Федерации и др.

До сих пор речь шла о социальных и культурных пра­вах индивида, отдельной личности. Однако социальная защита касается не только прав отдельных индивидов (личных прав), но и коллективных прав. Среди последних выделяют: права народов (наций), права меньшинств (национальных, этнических, религиозных, языковых), права некоторых социальных групп (женщин, несовершеннолетних, инвалидов, безработных, беженцев, жертв поли­тических репрессий и др.).

Формирование условий как на государственном, так в особеннос­ти на муниципальном уровнях для реального обеспечения коллектив­ных прав составляет важнейшую область социального управле­ния. Особую важность в этом плане приобретают эмпирические и при­кладные социологические исследования, предоставляющие конкрет­ную информацию о реализации коллективных прав для выработки со­ответствующих решений. Иными словами, результаты таких исследований позволяют получить реальную картину состояния кол­лективных прав, выявить существующие в этой сфере проблемы.

Коллективные права также отражены в соответствующих зако­нах. В России созданы специальные системы законодательных норм, нацеленных на обеспечение прав женщин, несовершеннолетних, на­циональных меньшинств.

Важной функцией социального управления в сфере реализации прав человека выступает контроль за соблюдением правовых норм, обеспечивающих защиту этих прав. Этим за­нимаются специально созданные национальные, региональные и международные организации.

На международном уровне за осуществлением прав человека на­блюдает ряд неправительственных организаций и Организация Объе­диненных Наций, на региональном — Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Афри­канская комиссия по правам человека и народов, Европейский суд по правам человека и Совет министров Европейского союза.

Среди национальных учреждений к таковым относятся: специаль­ные государственные учреждения и службы, независимые комиссии по правам человека, правозащитные группы и другие неправительст­венные организации, общинные организации, суды, парламент, средст­ва массовой информации, профессиональные ассоциации, профсоюзы, религиозные организации, учебные заведения.

Важную роль в контроле за реализацией прав человека играет ин­ститут омбудсмена (омбудсмен – должностное лицо, на которое законом возлагаются функции контроля за деятельностью правительств, учреждений). Впервые он был учрежден в Швеции в 1809 г., а в большинстве государств мира сформировался во второй половине XX в. Для обозначения должности омбудсмена каждая страна ис­пользует свое название. В Испании это защитник народа, в Англии — парламентский уполномоченный по делам администрации, во Фран­ции — посредник, в Италии — гражданский защитник, в США — об­щественный адвокат и помощник граждан, в Польше — защитник прав граждан, в России — уполномоченный по правам человека.

Функции национальных институтов омбудсмена заключаются в рассмотрении жалоб и обращений граждан; взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления; монито­ринге ситуации с соблюдением прав человека; анализе внутреннего за­конодательства в целях выявления его несоответствия общепризнан­ным принципам и нормам международного права, международным обязательствам страны в области прав человека; в просвещении граж­дан по вопросам прав человека, форм и методов их защиты.

В России должность уполномоченного по правам человека уч­реждена Конституцией Российской Федерации 1993 г. В 1997 г. был официально опубликован и вступил в силу Феде­ральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Уполномоченный по правам че­ловека в РФ назначается Государственной думой по результатам тайного голосования. При уполномоченном сформирован Эксперт­ный совет, в состав которого входят квалифицированные юристы, признанные специалисты, общественные деятели, обладающие не­обходимыми знаниями в области прав человека, представители пра­возащитных организаций.

В соответствии с Законом «Об Уполномоченном по правам челове­ка в Российской Федерации», с конституцией (уставом), законом субъ­екта Российской Федерации может учреждаться должность уполномо­ченного по правам человека в субъекте РФ. Деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации осуществляется на основе соответствующей нормативной базы. Основным источников информации о нарушениях прав человека, поступающей к уполномоченному по правам человека, являются письменные заявления, обращения и жалобы граждан на решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муници­пальных служащих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.