КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, задачи и функции менеджментаИнституты менеджмента Контроль за соответствием реализации прав человека непосредственно связан с социологическим обеспечением социального управления. Информация, полученная посредством социологических исследований, нашедшая отражение в докладах, отчетах, предложениях, рекомендациях уполномоченных по правам человека, имеет важное значение для определения наиболее острых социальных проблем, выработки и принятия решений в сфере социального управления, поскольку базируется на реальных социальных проблемах России в целом, различных регионов и муниципальных образований. Согласно опросам, иерархия прав и свобод в массовом сознании выглядит следующим образом[3] (табл. 1). Таблица 1 Иерархия прав и свобод в массовом сознании
Из таблицы видно, что наиболее важными опрошенные считают права: на социальную защиту, на судебную защиту, на неприкосновенность личности, жилища, имущества, на работу, на трудоустройство. Это обусловлено не только объективной значимостью названных прав и их ролью в жизни человека, но и тем, что они часто нарушаются.
Становление института менеджмента
Становление современного менеджмента как социального института имеет длительную историю. Историки менеджмента выделяют в становлении менеджмента пять крупных этапов, на которых его принципы, место в обществе и социальные практики претерпевали качественные изменения и происходила смена типов управления. Такие этапы принято называть управленческими революциями[4].
ПЕРВАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Первая революция произошла 4—5 тыс. лет назад в период формирования рабовладельческого государства на Древнем Востоке. В Шумере, Вавилоне, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформации — превращение касты священников в религиозных функционеров, т.е. менеджеров (в современном их понимании). Жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали имущественными делами, аккуратно вели юридические, исторические и деловые записи, прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. Именно тогда на свет явился принципиально новый тип деловых людей — еще не коммерческих дельцов или капиталистических предпринимателей, но уже и не религиозных деятелей, чуждых всякой наживы. Так начал формироваться инструмент коммерческой деятельности, который позже превратился в профессиональное занятие.
ВТОРАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Вторая революция в области менеджмента произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Выдающийся политик и полководец сформировал эффективную административную систему, позволяющую успешно руководить страной не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных написанных законов. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества, — ценный памятник древневосточного права и этап в истории менеджмента. Это была первая формальная система администрирования. Кроме этого историки отмечают на этом этапе появление «светской манеры управления», «зарождение основ лидерского стиля» и «методов мотивации поведения».
ТРЕТЬЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возрождает былую славу и Царь Новуходоносор II (605—562 гг. до н.э.) явился автором технически сложных проектов (Вавилонской башни и висячих садов), эффективных методов управления, системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. Это были зародыши производственного менеджмента и управленческих нововведений. Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме. Самые знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243—316 гг.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии. И сейчас ее считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.
ЧЕТВЕРТАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Четвертая революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII—XIX вв., которая стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали регулярным событием. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествовавшие революции. По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX в.) и созревала современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель-собственник, т.е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т.е. совместных (долевых) владельцев капитала; вместо единственного руководителя-собственника — несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся изо всех, а не только из привилегированных классов. Новая система собственности привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу. Менеджеры и администрация, назначаемые акционерами, стали их представителями на промышленном предприятии. Управление превращалось в совокупность приемов, методов, принципов, инструментов и техники, которыми надо было специально обучаться. Происходит профессионализация и специализация менеджеров. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наемных руководителей. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением, работой с кадрами.
ПЯТАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. Когда появился класс профессиональных менеджеров и отделился от класса капиталистов, стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который и считают пятой революцией в управлении. Ее содержанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональную страту, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс. Именно этот класс составил основу среднего класса в развитых странах. Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника. Его место занимает бюрократ — государственный чиновник. Веберовская концепция бюрократии послужила теоретической платформой менеджерской революции. В 1941 г. Дж. Бернхайм пишет книгу «Менеджерская революция»3, основной пафос которой заключался в том, что класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. В середине 1950-х гг. Друкер говорит о настоящем менеджмент-буме, когда идея менеджерской революции охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. По мнению многих зарубежных и отечественных социологов, современное общество находится на этапе пятой управленческой революции и еще не перешло к шестой. Но разговоры о шестой управленческой революции в литературе уже идут. Наиболее характерной чертой менеджмента второй половины XX века является придание приоритета человеческому капиталу перед материальными и финансовыми ресурсами. Изложенное представление о становлении института менеджмента – это взгляд на эволюцию менеджмента с космической высоты. В большинстве исследований менеджмент как социальный институт рассматривается порождением индустриальной эпохи. На протяжении XX века представления о менеджменте неоднократно менялись.
Фредерик У. Тейлор, родоначальник "научного менеджмента", видимо, был первым, кто использовал термины "менеджмент" и "менеджер" в их современном значении. Ключевые фигуры, внёсшие наиболее значимый вклад в становление института менеджмента, представлены на следующем слайде.
Сегодня существует вполне сложившееся представление о менеджменте как важнейшем социальном институте современного общества. Менеджмент ¾ вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма. Менеджмент ¾ это управление в условиях рынка, означающее: ¨ ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства видов продукции, пользующихся спросом и способных принести фирме намеченную прибыль; ¨ постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; ¨ хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; ¨ постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; ¨ выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена; ¨ необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие субъекта этой деятельности ¾ специалиста-менеджера, а в качестве объекта ¾ деятельность фирмы или отдельную ее сферу. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер не зависит от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму. Необходимо обратить внимание, что в современной корпорации менеджмент не охватывает всех вопросов корпоративного управления и является лишь одним из его компонентов.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |