Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, задачи и функции менеджмента




Институты менеджмента

Контроль за соответствием реализации прав человека непосредственно связан с социологическим обеспечением социального управления.

Ин­формация, полученная посредством социологических исследований, нашедшая отражение в докладах, отчетах, предложениях, рекоменда­циях уполномоченных по правам человека, имеет важное зна­чение для определения наиболее острых социальных проблем, выра­ботки и принятия решений в сфере социального управления, поскольку базируется на реальных социальных проблемах России в целом, различных регионов и муниципальных образований.

Согласно опросам, иерархия прав и свобод в массовом сознании выглядит следующим образом[3] (табл. 1).

Таблица 1

Иерархия прав и свобод в массовом сознании

 

Характер закрепленного Конституцией РФ права Респонденты, оценившие данное право как «очень важное» (% от числа ответивших)
Право на социальную защиту 81,2
Право на судебную защиту 80,4
Право на неприкосновенность личности, жилища, имущества 79,3
Право на работу, на трудоустройство 70,7
Право на справедливое вознаграждение за труд 59,5
Право на свободный выбор места жительства 41,5
Право на частную собственность 29,1
Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (свобода совести) 21,0
Право быть информированным о деятельности государственных органов 20,2
Право получать и распространять информацию 15,4
Право участвовать в деятельности любой политической партии, движения 9,9

 

Из таблицы видно, что наиболее важными опрошенные считают права: на социальную защиту, на судебную защиту, на неприкосно­венность личности, жилища, имущества, на работу, на трудоустрой­ство. Это обусловлено не только объективной значимостью названных прав и их ролью в жизни человека, но и тем, что они часто нарушаются.

 

Становление института менеджмента

 

Становление современного менеджмента как социального института имеет длительную историю. Историки менеджмента выделяют в становлении менеджмента пять крупных этапов, на которых его принципы, место в обществе и социальные практики претерпевали качественные изменения и происходила смена типов управления. Такие этапы принято называть управленческими революциями[4].

 

ПЕРВАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Первая революция произошла 4—5 тыс. лет назад в период формирования рабовладельческого государства на Древнем Востоке. В Шумере, Вавилоне, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформа­ции — превращение касты священников в религиозных функционеров, т.е. менеджеров (в современном их понимании). Жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали имущественными делами, аккуратно вели юридические, исторические и деловые записи, прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. Именно тогда на свет явился принципиально новый тип деловых людей — еще не коммерческих дельцов или капиталистических предпринимателей, но уже и не религиозных деятелей, чуждых всякой наживы. Так начал формироваться инструмент коммерческой деятельности, который позже превратился в профессиональное занятие.

 

ВТОРАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Вторая революция в области менеджмента произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Выдающийся политик и полководец сформировал эффективную административную систему, позволяющую успешно руководить страной не по личному произволу или пле­менному праву, а на основе единообразных написанных законов. Знамени­тый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сфе­рами жизни общества, — ценный па­мятник древневосточного права и этап в истории менеджмента. Это была первая формальная система администрирования. Кроме этого историки отмечают на этом этапе появление «светской манеры управления», «зарождение основ лидерского стиля» и «методов мотивации поведения».

 

 

ТРЕТЬЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возрождает былую славу и Царь Новуходоносор II (605—562 гг. до н.э.) явился автором технически сложных проектов (Вавилонской башни и висячих садов), эффективных методов управления, системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. Это были зародыши производственного менеджмента и управленческих нововведений.

Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме. Самые знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243—316 гг.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии. И сейчас ее считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.

 

ЧЕТВЕРТАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Четвертая революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII—XIX вв., которая стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали регулярным событием. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествовавшие революции.

По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX в.) и созревала современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель-соб­ственник, т.е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось мно­жество акционеров, т.е. совместных (долевых) владельцев капитала; вместо единственного руководителя-собственника — несколько наемных менедже­ров-несобственников, рекрутировавшихся изо всех, а не только из привиле­гированных классов. Новая система собственности привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономи­ческую силу. Ме­неджеры и администрация, назначаемые акционерами, стали их представи­телями на промышленном предприятии. Управление превращалось в совокупность приемов, методов, принципов, инструментов и техники, которыми надо было специально обучаться. Происходит профессионализация и специализация менеджеров. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наемных руководителей. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением, работой с кадрами.

 

 

ПЯТАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. Когда появился класс профессиональных менеджеров и отделился от клас­са капиталистов, стало возможным говорить о новом радикальном перево­роте в обществе, который и считают пятой революцией в управлении. Ее содержанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональ­ную страту, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс. Именно этот класс составил основу среднего класса в развитых странах.

Зарождение акционерного капи­тала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индиви­дуального собственника. Его место за­нимает бюрократ — государственный чиновник. Веберовская концепция бюрократии послужила теоретической платформой менеджерской революции. В 1941 г. Дж. Бернхайм пишет книгу «Менеджерская революция»3, основной пафос которой заключался в том, что класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. В середине 1950-х гг. Друкер говорит о настоящем менеджмент-буме, когда идея менеджерской революции ох­ватила сферу не только научного, но и обыденного сознания.

По мнению многих зарубежных и отечественных социологов, современ­ное общество находится на этапе пятой управленческой революции и еще не перешло к шестой. Но разговоры о шестой управленческой революции в литературе уже идут. Наиболее характерной чертой менеджмента второй половины XX века является придание приоритета человеческому капиталу перед материальными и финансовыми ресурсами.

Изложенное представление о становлении института менеджмента – это взгляд на эволюцию менеджмента с космической высоты. В большинстве исследований менеджмент как социальный институт рассматривается порождением индустриальной эпохи. На протяжении XX века представления о менеджменте неоднократно менялись.

 

 

 

Фреде­рик У. Тейлор, родоначальник "научного менеджмен­та", видимо, был первым, кто использовал термины "менеджмент" и "менеджер" в их современном значе­нии. Ключевые фигуры, внёсшие наиболее значимый вклад в становление института менеджмента, представлены на следующем слайде.

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня существует вполне сложившееся представление о менеджменте как важнейшем социальном институте современного общества.

Менеджмент ¾ вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма.

Менеджмент ¾ это управление в условиях рынка, означающее:

¨ ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства видов продукции, пользующихся спросом и способных принести фирме намеченную прибыль;

¨ постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

¨ хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

¨ постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

¨ выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

¨ необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие субъекта этой деятельности ¾ специалиста-менеджера, а в качестве объекта ¾ деятельность фирмы или отдельную ее сферу.

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер не зависит от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму.

Необходимо обратить внимание, что в современной корпорации менеджмент не охватывает всех вопросов корпоративного управления и является лишь одним из его компонентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.