Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальной жизни




Социальные институты как форма организации

ЛЕКЦИЯ

Документування результатів

Модулі документування результатів розрахунку дозволяють сформувати таблиці з вихідними даними і результатами в текстовому форматі або графічному форматі, а також експортувати їх в MS Word або MS Excel. Формування таблиць виконується з урахуванням груп вузлів і елементів, таблиці можна доповнити коментарями і включити в них графічну інформацію. Таким чином, звітний документ може редагуватися засобами MS Word і набувати зручну для користувача форму, а експорт в MS Excel дає можливість подальшої нестандартної обробки результатів згідно конкретних вимог проекту

На рис. 3.3 та 3.4 показані графічні документи створені в модулях ПК SCAD АРБАТ і КОМЕТА.

Рис3.3 Креслення армування залізобетонної балки

 

Рис. 3.4. Креслення вузла металевої колони

По дисциплине: «Социология управления»

 

Тема 7. Социальные институты управления

 

Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.

 

Москва – 2012

Тема 7. Социальные институты управления

Вопросы темы:

1. Социальные институты как форма организации социальной жизни

2. Институты государственного управления:

- Государство как институт управления;

- Органы государственного управления в Российской Федерации;

- Система государственной службы.

3. Институты местного самоуправления

4. Институты социальной защиты прав человека

5. Институты менеджмента

6. Оценка развития институтов управления в России

 

 

Институт (от лат. institutum — установление, устройство, обычай) предполагает действующий и вплетенный в функционирование общества комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Институциональность предполагает определенную формализацию отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. В обществе существуют различные социальные институты (политические, религиозные институты, институты семьи, школы, брака и т.п.) и все они характеризуются большей или меньшей степенью формализованности, закрепленности того или иного способа регулирования человеческой деятельности. Совокупность значимых для того или иного вида деятельности социальных институтов образует институциональную среду.

Институциональная среда включает в себя институты, которые окружают человека на протяжении всей его жизнедеятельности: традиции, прошлый опыт, нормы поведения, государственные учреждения, муниципальные и частные предприятия. Развивающаяся институциональная среда создает условия, при которых возможно развитие человека, организаций, бизнеса и общества в целом.

Социальный институт - это организованная система связей, а также социальных норм, правил поведения, регулирующих отношения между людьми в различных сферах общественной жизни, и способствующих удовлетворению социально значимых потребностей. Социальные институты возникают и функционируют только тогда, когда в обществе имеет место социально значимая потребность, удовлетворение которой требует от людей совместных организованных действий.

Несмотря на все разнообразие потребностей, свойственных человеку, можно говорить о 5 фундаментальных потребностях общества и соответственно выделяется пять фундаментальных социальных институтов:

1. Потребность в материальных благах и услугах, поддерживающих существование человеческого организма (институт производства материальных благ и услуг );

2. Потребность в защищенности и социальном порядке (она породила политические институты, в частности - государство);

3. Потребность в продолжении рода (институты, которые удовлетворяют эту потребность - семья и брак);

4. Потребности в познании окружающего мира, в передаче жизненного опыта от поколения в поколение (за эти потребности отвечают институты образования, науки и культуры);

5. Потребность в решении духовных проблем (она породила институт религии);

 

Институционализация - это процесс рождения и становления социального института. Он предполагает несколько этапов:

1. Появление потребности, удовлетворение которой требует от людей организованных действий;

2. Формулирование целей;

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия людей (на этом этапе методом проб и ошибок люди подбирают оптимальные нормы и правила);

4. Формирование (установление) процедур, ритуалов, принятие норм, правил, процедур и т.д.;

5. Создание системных санкций для поддержания норм и правил;

6. Становление системы социальных статусов и ролей, которые охватывали бы всех людей, задействованных в функционировании института.

 

Социальному институту характерен набор признаков, свидетельствующих о развитии института:

· наличие норм и правил;

· набор социальных ролей и статусов;

· культурные символы;

· утилитарные черты (материальная база, на основе которой функционирует институт);

· идеология (система идей, которая оправдывает существование этого института, оправдывает то, каким образом действуют люди в рамках этого института);

· совокупность учреждений, на базе которых функционирует социальный институт.

Универсальные функции социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

2. Функция интеграции (интегративная) - объединяет людей на почве причастности к институту;

3. Регулятивная;

4. Транслирующая (опыт и знания об институте передаются от поколения к поколению).

 

Все социальные институты выступают в качестве упорядочивающего, организующего начала в жизни общества, и с этой точки зрения все социальные институты выполняют регулирующие функции в обществе. Однако среди них целый ряд социальных институтов выполняют функции, непосредственно связанные с решением проблем управления в обществе. Такие институты принято называть социальными институтами управления. Управление появляется тогда и там, где возникает потребность организовать и направить усилия людей для ведения какого-либо общего дела или дости­жения актуальной общей цели. Поскольку такая потребность существовала в обществе всегда, на протяжении всей истории развития общества неотъемлемым атрибутом общественной жизни является управление.

Выделение и классификация социальных институтов управления осуществляется на основе различных видов управления. Виды управления могут классифицироваться по субъектам уп­равления, по объектам, сферам, средствам и способам управления. По субъектам управления можно выделить шесть основных видов социального управления.

Государственное управление, осуществляемое государствоми имеющее целью обеспечение целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития всего общества, обеспечение прав и свобод каждого гражданина. Это — самый значимый, обширный и исторически важный вид управления, от состояния которого зависят и другие виды управления.

Местное самоуправление реализует цели ведения дел по месту жительства. Его субъектом выступают жители населенных пунктови административных территорий.

Менеджмент, субъектом которого, как правило, является собственник, хотя функции управления в организации могут выполнять наемные менеджеры.Основное назначение менеджментазак­лючается в ведении бизнеса, предпринимательства с целью по­лучения дохода, прибыли, ренты. В условиях частной собствен­ности и рыночной экономики — это весьма массовый вид управ­ления. В процессе развития менеджмента он стал применяться и при управлении государственной и муниципальной собственностью.

Общественное управление, имеющее своими субъектами юридически оформленные общест­венные объединения. Они управляют как внутри своих органи­заций, так и вне их в соответствии с законодательством и в рамках уставных функций и полномочий.

Групповая (коллективная) саморегуляция, субъектом которой выступает группа людей, свободно (по собственному усмотре­нию) самоуправляющая собственным общением и деятель­ностью. Данный вид управления встречается в семье, трудовом коллективе, на транспорте, в торговле и т.д. Все мы постоянно взаимодействуем друг с другом и в большин­стве это как-то согласовываем.

Целесообразное поведение или социальное действие человека, где он сам является и субъектом — ставит себе жизненные цели, иобъек­том — добивается их практической реализации. Этот вид управления составляет фундамент, ос­нованиедля всех других видов управления. Именно поэтому теории социального действия в социологии составляют основу всех представлений о функционировании и развитии общества.

По другим основаниям могут выделяться и другие виды управления: управление персоналом, управление рисками, корпоративное управление, стратегическое управление, управление проектами и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.