Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы диагностики кризиса. 9 страница




 

Рис. 14 Принципы создания антикризисной команды

 

Ли Якокка считал, что все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если нет надежной команды, то остальных факторов мало.

Руководитель компании Chrysler убедительно доказал своей деятельностью верность этого положения. Создав работоспособную талантливую команду, он не допустил банкротства фирмы – больше того, превратил ее в одну из преуспевающих.

 

11.4. Антикризисные аспекты регулирования в странах с развитой рыночной экономикой

 

Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в разных странах выражаются в разных формах.

Первым важным направлением развития антикризисного государственного управления в США является совершенствование законодательства в области занятости, увеличение рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. В Своде законов США указывается, что эффективные мероприятия должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

Законодательно закреплена антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматривается ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частности и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих большое значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

По мнению конгресса, число безработных особенно велико среди молодежи, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т.п. При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.

Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984г. создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решений проблем, возникающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

· совершенствование управления финансовыми ресурсами;

· рационализация управленческих инструментов и процедур;

· координация деятельности генеральных инспекторов;

· усилие различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

В Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной экономической политики Японии того периода были направлены, прежде всего, на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949-1950 г.г.) продолжилась активная демонополизация экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен.

В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации, и их осуществления рассматривается как превентивные меры, направленные на предотвращения или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономии. Цель такой приватизации – поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии – осторожность, в Италии – ярко выраженный прагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель – уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10-15%.

В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики. По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Обычно государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не коммерческие предприятия.

Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала.

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:

· продажа государственных предприятий частным инвесторам – физическим и юридическим лицам;

· создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;

· продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

Приватизация в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом – оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

В странах с развитой рыночной экономикой уделяется надлежащее внимание совершенствованию института банкротства. Во Франции, например, законодательство о несостоятельности выполняет макроэкономическую роль, направленную на сохранение в первую очередь действующих предприятий. Основной закон в этой сфере так и называется – «О финансовом оздоровлении предприятий».

Поставив цель максимального сохранения предприятий, французская система была вынуждена ущемить права кредиторов, в том числе и обеспеченных.

Законом «О финансовом оздоровлении предприятий» определена юридическая ответственность руководителя, доведшего предприятие до банкротства, в результате которого было уволено большое количество сотрудников, ему может грозить до 20 лет тюремного заключения.

В странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт, как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на макро – и микроуровнях. Однако необходимо иметь в виду, что социально-экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов по многим позициям не совпадают с российскими. Но данное обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивости, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.

 

Выводы по главе 11.

 

· Основу реформ, известных как «новый курс», предложенных президентом США Ф.Рузвельтом составляют воззрения английского экономиста Дж.Кейнса о необходимости регулирования капиталистической экономики, в сочетании с развитием рыночных отношений.

· Теоретической основой антикризисных реформ канцлера ФРГ Л.Эрхарда является концепция «социального рыночного хозяйства», в основе которой лежит идея сильного государства как конституирующей, управляющей и регулирующей силы, способной формировать общество.

· Роль Ли Якокки в антикризисном менеджменте заключается в обосновании принципов создания сплоченной команды высокопрофессиональных специалистов, способных решать задачи повышенной сложности в кризисных ситуациях.

· Совершенствование антикризисного государственного управления в США связано с научно обоснованной координацией усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики.

· Экономическая политика послевоенной Японии была направлена на создание условий для рыночной конкуренции на основе принятых законов о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях.

· Характерной чертой приватизации в странах Западной Европы были постепенность, осторожность, ярко выраженный прагматизм, направленность на резкое уменьшение доли государства во владении собственностью.

· Важнейшей ролью государства в странах с развитой рыночной экономикой является совершенствование законодательства по проведению процедур банкротства предприятий.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные меры американского правительства по преодолению социального и экономического кризиса США в 1929 - 1933г.г.

2. Каково содержание антикризисной деятельности Л.Эрхарда?

3. Назовите принципы формирования команды по спасению от банкротства корпорации Крайслер.

4. Назовите основные меры по предотвращению и преодолению кризисов в развитых странах.

5. Каковы основные направления совершенствования антикризисного государственного управления в США на современном этапе?

6. Назовите основные формы государственного регулирования в процессе восстановления японской экономики в первый послевоенный период.

7. Возможно ли использование основных элементов японского менеджмента в современной России? Что для этого нужно сделать?

8. Каковы особенности проведения приватизации в странах Западной Европы?

9. В чем состоят особенности проведения процедур банкротства предприятий во Франции?


Заключение

 

Предлагаемое читателю учебное пособие представляет собой изложение современной концепции антикризисного управления предприятием, функционирующего в условиях рыночной экономики. Рассматривается широкий спектр проблем теории и практики антикризисного управления предприятием. Изучив представленный материал, читатели получат целостное представление о сущности антикризисного управления, его роли в решении задач обеспечения эффективной деятельности предприятия в кризисных условиях.

При подготовке учебного пособия автор исходил из того, что кризисные явления представляют собой естественный элемент жизненного цикла предприятия. В этом контексте очевидна потребность подготовки кадров высшей квалификации в области антикризисного управления. Приобрести знания, главной целью реализации которых является, прежде всего, предупреждение неплатежеспособности, несостоятельности, банкротства предприятий и организаций и обеспечение их стабильного финансово-экономического функционирования и развития.

В связи с этим структура учебного пособия, по мнению автора, дает системное, комплексное представление, позволяющее будущим специалистам в области антикризисного управления быстро и качественно адаптироваться к требованиям современной экономики.

Наличие таких специалистов является важным фактором антикризисного управления. Чем сложнее управление, а его усложнение – одна из современных тенденций развития, тем важнее становится способность менеджера предвидеть и предполагать возможность кризиса, быть готовым к его преодолению.

Поскольку в антикризисные усилия общества вовлекаются исполнительные органы государства, хозяйствующие субъекты (предприятия, корпорации, объединения), субъекты инфраструктуры (финансовые, страховые, консалтинговые, аудиторские, инвестиционные компании), физические лица, некоммерческие организации, компетентное знание теории и практики антикризисного управления позволит наиболее успешно применять эти знания в конкретной и реальной обстановке.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (по состоянию на 15 января 2008 года). – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 141 с.

2. Жарковская, Е.П. Антикризисное управление: учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Антикризис. упр.» и другим эконом. специальностям/ Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский, И.Б.Бродский.- 5-е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 432 с.

3. Антикризисное управление: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб./ Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.:ИНФРА – М, 2005. – 620 с.

4. Кошкин В.И. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организаций» модуль 11 / В.И. Кошкин и др. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 512 с.

5. Основы антикризисного управления предприятиями: учеб. пособие/ под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Академия, 2005. – 496 с.

6. Бланк, И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. – К.: Эльга, Ника-центр, 2006. – 672 с.

7. Попов, Р.А. Антикризисное управление: учебник / Р.А. Попов.– М.: Высшая школа, 2004. – 429 с.

8. Антикризисное управление: учеб. пособие / под ред. К.В. Балдина. – М.: Гардарики, 2005. – 271 с.

9. Юн, Г.Б. Методология антикризисного управления: учеб.-практич. пособие. – М.: Дело, 2004. – 432 с.

10. Ендовицкий, Д.А., Щербаков, М.В. Диагностический анализ финансовой несостоятельности организаций: учеб. пособие / под ред. проф. Д.А. Ендовицкого. – М.: Экономистъ, 2007. – 287 с.

11. Захаров, В.М., Юров, Ю.И. Антикризисное управление: терминологический словарь. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2006. – 496 с.

12. Балдин, К.В., Быстров, О.Ф., Рукосуев, А.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 316 с.

13. Балдин, К.В., Белугина, В.В., Галдицкая, С.Н., Передеряев, И.И. Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование: учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 376 с.

14. Митин, А.Н., Федорова, А.Э., Токарева, Ю.А., Овчинников, А.В. Антикризисное управление персоналом организации: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 272 с.

15. Баринов, В.А. Антикризисное управление: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и. доп. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2005. – 488 с.

16. Антонова, О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В.А. Швандара. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004. – 141 с.

17. Захаров, В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 287 с.

18. Татарников, Е.А. Антикризисное управление: учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 95 с.

19. Гончарук, А.Ю. Антикризисное управление и трансформация производственных систем: методология и практика / А.Ю. Гончарук. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 287 с.

20. Татаринков, Е.А., Новикова, Н.А. Антикризисное управление предприятием. Ответы на экзаменационные вопросы: учеб. пособие для вузов / Е.А. Татаринков, Н.А. Новикова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 256 с.

21. Крюков, Р.В. Антикризисное управление. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006. – 128 с.

22. Бабушкина, Е.А. Антикризисное управление: конспект лекций / Е.А. Бабушкина, О.Ю. Бирюкова, Л.С. Верещагина. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

23. Практика антикризисного управления и методологические вопросы подготовки специалистов в современных российских условиях: Сборник научных статей и тезисов научно-практической конференции / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М., 2006. – 159 с.

24. Международная научно-практическая конференция «Практика корпоративного антикризисного управления и проблемы интеграции образования, науки и бизнеса»: сборник научных трудов / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М., 2008. – 135 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.