КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектирование организационной структуры управления
Структуризация управленческих функций. Положения ситуационного подхода к управлению организацией. Применение системного подхода к управлению организацией. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению ею – рассматривает процессы управления как систему. Система – совокупность элементов, тесно взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой. 3 условия эффективного функционирования организации как системы: ü Неформальность системы – организация не должна иметь жёстких связей, ограничивающих свободу отдельных звеньев. ü Эволюция организационной структуры – необходима для приспособления системы к изменениям внешней среды. ü Предвидение – способность системы предвидеть изменения внешней среды. Недостатки: неточное представление процессов управления. Ситуационный – центральным моментом является ситуация, т. е. совокупность обстоятельств, которые значительно влияют на организацию в данное время. Представители: Томпсон, Лоренс, Гелбрайт – не существует единственного пути управления организацией. Положения: ü Руководитель должен быть знаком с различными методами и приёмами управления. ü Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен предвидеть вероятностные последствия той или иной методики на результаты организации. ü Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. ü Руководитель должен уметь выбрать наиболее эффективные приёмы и методы для данной конкретной ситуации. 1. По признаку управляемого объекта: 1. Предприятие в целом 2. Участок цеха. 3. Бригада 4. Агрегат 2. По области деятельности: 1. Техническая 2. Научная 3. Экономическая 4. Технологическая 5. Организационная 6. Социальная 3. По содержанию труда: 1. Управление персоналом 2. Управление финансами 3. Подготовка производства 4. Оперативное управление 5. Бухгалтерский учёт и др. 4. По характеру решаемых задач: 1. Планирование 2. Организация 3. Мотивация 4. Контроль 5. Стимулирование и др. 5. По периодичности решений: 1) Стратегические 2) Годовые 3) Квартальные 4) Месячные 5) Суточные 6) Текущие При правильно сформированной структуре управления в организации возникает синергетический эффект управления, который заключается в следующем: совокупная результативность всех видов деятельности выше, чем простая сумма результатов каждой из них в отдельности. Формирование структур управления зависит от типа и размера предприятия. Структуры управления формируются сверху вниз. Впервые эту мысль высказал Чандлер. Организационная структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Структура изменяются под воздействием: 1) Изменения стратегии предприятия 2) Внешней среды. Все изменения, которые происходят в структуре управления, называются реорганизацией. 3 этапа организационного проектирования: 1) Деление организации по горизонтали на широкие блоки. Эти блоки соответствуют важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Принимается решение о том, какие виды деятельности выполняют линейные руководители, а какие – штабные. 2) Устанавливается соотношение полномочий различных должностей. Руководство формирует цель каждой команды. 3) Определение должностных обязанностей, т. е. совокупностей задач, функций и поручения их конкретному лицу. Норма управляемости – это количество работников, которые могут быть подчинены одному руководителю. Показатели, характеризующие структуры управления: 1) Исходная информация: 1) Характеристика объекта управления. 2) Информационные связи объекта 3) Материальные связи объекта. 2) Влияющие факторы: 1) Квалификация персонала 2) Внешнее окружение 3) Стратегия бизнеса 4) Сложившиеся структуры управления 3) Признаки структуризации: 1) Функциональное назначение объекта 2) Количество подчинённых 3) Интервал времени 4) Обслуживаемый регион 5) Обслуживаемая группа потребителей. 4) Определяемые параметры: 1) Число уровней управления 2) Распределение подчинённых по норме управляемости 3) Количество подразделений 4) Степень автоматизации 5) Маршруты движения информации 6) Распределение обязанностей. 5) Оценочные параметры: ü Напряжённость труда подразделения ü Информационная нагрузка на работающих ü Время обработки информации ü Время реагирования на сбои ü Время реагирования на запросы ü Время на решение задач управления ü Количество ошибок в принятии решений. Итоговые характеристики: 1) Прибыль, полученная по результатам деятельности 2) Затраты на производство и реализацию продукта 6) Показатели оптимальной структуры: 1) Небольшое число уровней руководства 2) Наличие в структуре групп высококвалифицированных специалистов 3) Быстрая реакция на изменение 4) Ориентация графиков работы на потребителя 5) Высокая производительность труда 6) Низкие затраты. 28. Типы организационных структур: линейная, матричная, дивизионная, адаптивная. Линейная структура. Характерная особенность – единоначалие на всех уровнях. Преимущества: 1) Эффективность использования централизованного аппарата управления. 2) Повышенный контроль 3) Увязка интересов управленческих подразделений. Недостатки: ü Повышение времени на принятие управленческих решений. ü Малая инициатива на подчинённых уровнях. ü Задержка роста квалификации управляющих. Матричная структура. Совмещает в себе структуру дивизионную и единого стратегического бизнеса. При этом для каждого управленческого подразделения вводится 2 руководителя: руководители функциональных служб (а,в,с), руководители производственных служб (А, В, С). Достоинства: ü Позволяет гибко использовать ограниченные ресурсы. ü Высокая адаптивность к изменениям внешней среды. ü Высокий уровень квалификации менеджеров. Недостатки: ü Сложность разделения вертикальных и горизонтальных полномочий. ü Возможность возникновения анархии среди сотрудников. Дивизионная структура. Дивизионная структура – разделение организации на блоки и элементы по видам товаров, группам потребителей или регионам, характерна для крупных производств. Преимущества: 1. Оперативное реагирование на изменение внешних условий. 2. Сближение стратегических и текущих задач управления. 3. Высокая степень координации управленческих действий в рамках одного подразделения. Недостатки: ü Наличие внутренней конкуренции за ресурсы и управляемый персонал ü Сложность разделения накладных расходов, связанных с производством продукции. ü Сложность согласования интересов власти и стратегических целей организации. Адаптивная структура. Особенность – быстрая модификация отдельных структур, отсутствие жёстких связей. Создаются подразделения, решающие конкретные проблемы, и расформировываются после решения проблем – это способ существования организации, приспосабливающейся к внешним условиям. 29. Типы организационных структур: функциональная, линейно – штабная, программно – целевая, структура единого стратегического бизнеса. Функциональная структура. Особенность – пересечение взаимосвязей. У каждого подразделения может быть несколько руководителей. Подразделения разделены по функциональному признаку. Преимущества: ü Высокая специализация персонала. ü Дифференциация и делегирование текущих управл-х задач. Недостатки: 1. Трудности координации деятельности подразделений. 2. Ограниченные возможности в росте квалификации деятельности. 3. Узкая специализация персонала. Линейно – штабная структура. Основана на линейной структуре. Штабы не имеют нижестоящих подразделений и сами решения не принимают. В их задачу входит анализ вариантов решений и их последствий для конкретного руководителя. Виды штабных групп: 1. Консультативные 2. Обслуживающие 3. Личные Преимущества: 1. Эффективность использования централизованного аппарата управления. 2. Повышенный контроль 3. Увязка интересов управленческих подразделений 4. Оперативность и обоснованность принятия решений. Программно – целевая структура. Программно – целевая структура – временно построенное подразделение подчинённости и отдельных сотрудников, ориентированное на решение конкретной управленческой проблемы. Структура временная. Для неё характерно: q Специфические цели q Вытекающий из цели состав предприятия. q Сроки функционирования структуры. q Ресурсное обеспечение. Преимущества: высокая степень реализации предусмотренной программы. Структура единого стратегического бизнеса.
Предусматривает концентрацию в производственных структурах только линейных управленческих подразделений всеобеспечивающей функции (а, в, с), концентрируется общей структурой при генеральном директоре – управление, ориентированное на общие цели организации, характерна для крупного, поточного производства.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |