КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента – научного менеджмента, рациональной бюрократии, административная
Функции управления; классификация и содержание функций управления. Функция управления выражает содержание управленческого воздействия на объект управления, т. е. сущность управленческих отношений. Классификации функций управления: - содержание управленческой деятельности – предвидение (планирование), организация, активизация (мотивация, стимулирование), контроль, координация, регулирование и исследование; - организационная роль функций – интеграция (объединение), дифференциация (разделение, выделение, обособление, специализация); - направление деятельности – интра-, инфрафункция; - среда развития объекта управления – управление экономическими, социально-психологическими, организационными и технологическими процессами; - этапы производственного процесса – управление подготовкой производства, процессом производства, обеспечением производства, процессами реализации продукции; - масштаб времени – стратегическое, тактическое управление и оперативное управление; - и другие признаки классификации. Следует различать функции управления (первичны по отношению к последующим), функции органов управления и функции управленческого персонала. Содержание функций управления – анализ, планирование, организация, координация, мотивация, коммуникация, контроль и другие. Планирование – выбор оптимальной альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления. Организация – распределение ролей, информации, зданий, ресурсов, процессов, методов, технологий, коммуникаций, ответственности, полномочий, т. е. зафиксированное и формально закреплённое разделение труда. Координация – согласование и упорядочивание усилий людей, объединённых общей целью и действующих совместно. Принципы рациональной организации изложены в трудах Макса Вебера; основные – единство цели и эффективность. Мотив – внутренняя причина, побуждающая к какому-либо действию. Стимул – внешнее побуждение к действию; не любое внешнее воздействие, а лишь такое, побуждающий эффект которого отвечает его мотивам. Мотивация – процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей. Структура мотивации – потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки. Стимулирование – процесс регулирующего воздействия на работника факторов внешней среды с целью повышения его трудовой активности. Модель Л. Портера и Э. Лоулера, комплексная теория справедливости и ожиданий, акцентирует внимание на том, что результаты труда зависят от степени мотивации усилий работников, степень усилий зависит от ценности вознаграждения и его восприятия работником, и вознаграждение не всегда воспринимается как справедливое. Стратегия – система взаимосвязанных решений и установок, определяющих приоритетные направления действий по реализации миссии. Цели – определяют конечные и промежуточные состояния в реализации стратегии. Миссия – формулирует общие установки и принципы, определяющие предназначение организации и её взаимоотношения с другими объектами. Контроль – властное целенаправленное воздействие одних людей на поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего-либо. Виды контроля – внутренний и внешний; предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий; линейный, операционный и функциональный. Правила эффективного контроля: - стандарты, используемые для оценки деятельности должны быть объективными и полными, понимаемыми персоналом; - процедуры контроля следует обсуждать периодически открыто; - принимать при разработке контроля во внимание мотивацию; - чрезмерный контроль вызывает раздражение. Состояния контроля – бесконтрольность, формальный контроль, реальный контроль, полный (тотальный) контроль.
Школа научного управления сформировалась в 1885 — 1920 гг на базе работ американских менеджеров Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 — 1915 гп), Френка и Лилиан Гилбрет, Генри Лоуренса Гантга (1861 — 1919 гг.), Генри Форда (1863 — 1947 гг), Гаррингтона Эмерсона (1853 - 1931 гп) и др. Ф. У. Тейлора считают основоположником научного управления производством. Основатель школы научного менеджмента, американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915) в своем главном труде «Принципы научного менеджмента» доказывал, что лучший менеджмент — это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование, по его мнению, дает удивительные результаты и является средством сократить потери, возникающие из-за низкой производительности. Чтобы решить проблему роста производительности, Тейлор сформулировал четыре принципа управления трудом рабочих: • научный подход к выполнению каждого элемента работы; • научный подход к подбору, обучению и развитию рабочего; • кооперация с рабочими, обеспечивающая применение научного подхода; • признание того, что работа и ответственность делятся между менеджерами и рабочими почти поровну. Значительный вклад в развитие системы Ф. У. Тейлора внес американский ученый Гаррингтон Эмерсон. Широкую известность получил его труд «Двенадцать принципов производительности». В нем он изложил свои взгляды на рационализацию производства. «Идеалом 12 принципов производительности, — отмечал Г. Эмерсон, — является устранение потерь. Г. Форд продолжил идеи Ф. У. Тейлора в области организации производства. В системе Г. Форда повышается роль и значение производственного оперативного планирования, контроля за качеством. Согласно основной концепции Г. Форда предприятие должно развиваться как комплексное. Г. Л. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Им была предложена методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования. Г. Гантт рассматривал человеческий фактор в качестве основного двигателя повышения эффективности производства. Административная (классическая) школа управления сформировалась в 1910 — 1930 гг. (может быть, и в 1950) и начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основоположником этой школы (и отцом менеджмента) считают французского менеджера Анри Файоля (1825 — 1925 гп). Основной вклад представителей административной (классической) школы в теорию менеджмента заключался в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности. Анри (Генри) Файоль, французский предприниматель и администратор, основатель классической административной школы управления. Его самая известная книга — «Общий и промышленный менеджмент», опубликованная в 1916 г. Файоль первым предложил формализованное описание работы управляющих в организациях по их функциональным признакам и сформулировал принципы управления, ограничив их число лишь теми, которые наиболее часто использовал в собственной практике. Важную роль в развитии идей этой школы сыграли также английский исследователь Линдон Ф. Урвик (консультант по вопросам управления в Англии), Джеймс Муни (менеджер компании «Дженерал Моторс»). Административная школа сформировала процессный подход к управлению, выделив функции управления. Немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864 —1920 гг.) развивал свои взгляды примерно в одно и то же время с Ф. У. Тейлором. Поэтому его концепция включает главные положения тейлоризма. Автор теории идеальной бюрократии Макс Вебер — профессор экономики в Германии, разработавший задолго до этого принципы и формы рациональной бюрократии. По теории Вебера, предприятие — это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается: • технико-экономическим связям и зависимостям различных факторов производства; • использованию аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике; • стремлению к сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий; • представлению высших руководителей как людей, которые «мудрее, чем рынок», и т. п. Орудием завоевания рынка считается не рост доходов, а снижение издержек. Хорошее управление оценивается системой показателей, отражающих использование внутренних ресурсов, примененных или потребленных в процессе производства продукции или оказания услуг. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат и определяется путем деления выпуска на издержки. При этом должны обеспечиваться высокое качество, удовлетворение спроса, низкие затраты и цены, а также эффективное распределение продукции или услуг.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |