Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения




Учение определяется как специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности человека, направленная на овладение опытом предшествующих поколений, зафиксированным в материальной и духовной культуре общества. (СНОСКА: Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов/Под ред. А. И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1987. - С. 182.)

Понятие "учение" носит многосторонний характер. (СНОСКА: См.: Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1997. -С. 120-125) Многообразие входящих в этот сложный процесс проблем (физиологических, психологических, социальных, педагогических, медицинских и др.) свидетельствует о междисциплинарном характере учения. Остановимся на педагогическом аспекте этой проблемы.

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других авторов учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков. Деятельностный подход к учению был основательно разработан А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым. В теории А. Н. Леонтьева учение рассматривается (наряду с игрой и трудом) как тип ведущей деятельности, которая занимает большой период времени (часто до 15-16 лет) и в русле которой формируется сама личность ученика, а также более частные виды деятельности.

Учение только тогда является собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, выступают в этом случае как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика. Если такой потребности у ученика нет, то он или будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности. В этом случае учение является действием, реализующим другую деятельность. Принципиально важным является положение А. Н. Леонтьева о сущности учения - чем оно является: деятельностью или действием. Установить это, - означает вскрыть смысл учения для ученика. (СНОСКА: См.: Талызина Н. Ф. Влияние идей А. Н. Леонтьева на развитие педагогической психологии // А. Н. Леонтьев и современная психология (Сб. ст. памяти АН. Леонтьева) /Под ред. А. В. Запорожца и др. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - С. 84)

Характер учебной деятельности обусловлен видом обучения — сообщающим (объяснительно-иллюстративным), проблемным, программированным и т. д. В зависимости от деятельности преподавания в различных видах обучения выделяют следующие функции обучаемого:

а) пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;

б) активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;

в) организуемого извне направляемого поиска, обнаружения и использования информации. (СНОСКА: Ительсон Л. Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 82)

Для каждой из перечисленных ситуаций характерны свои способы управления деятельностью ученика. Для первой ситуации типичны такие методы обучения, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ и задавание. Для ситуации активного самостоятельного поиска характерны пробуждение удивления, любопытства; вопросов и интересов путем сталкивания учащегося с необычными или впечатляющими фактами и положениями. Наконец, ситуация направляемого поиска воплощает постановку проблем и задач, обсуждения и дискуссии, совместного планирования и консультаций?

Учебная деятельность учащихся имеет структуру, складывающуюся из двух составных частей: предметной и собственно учебной (методической) деятельности. Иными словами — ученик не только изучает конкретный учебный предмет, но одновременно с этим учится учиться, т. е. овладевает знаниями, умениями и навыками собственно учебной деятельности, методами и приемами самообразования. Здесь кроется и основная трудность, и потенциальный успех педагогического труда. Опытные учителя, понимая это, стремятся программировать учебный труд школьников. Примером такой программы являются "Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников" Н. А. Лошкаревой. (СНОСКА: Воспитание ученика: Сб. программно-методических материалов /Авт. -сост.: В. М. Коротов и др. - М.: НИИ ТиМВ АПН СССР, 1990. - С. 77-91)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.