КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Обучение как двусторонний процесс преподавания и учения
Понятие, сущность и структура содержания образования Исторические условия формирования теории содержания образования Основные проблемы современной дидактики Проблемы, которые разрабатывает и исследует дидактика, обусловлены ее двусторонним характером как науки. Научно-теоретическая функция дидактики заключается в изучении реальных процессов обучения, установлении закономерных связей между различными сторонами процесса обучения, раскрытии их сущности и тенденций проявления. Так, одной из важнейших проблем дидактики является установление закономерных связей между познанием и обучением. Решение теоретических проблем и полученные новые знания позволяют более эффективно направлять практику обучения, дают надежные ориентиры учителю в его педагогической деятельности. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов, приемов и средств обучения, дидактика выполняет нормативно-прикладную функцию. Успешное решение теоретических и прикладных проблем дидактики обусловлено использованием междисциплинарного подхода, включая внешние межпредметные связи с философией, психологией, физиологией, кибернетикой, так и внутренние - с теорией воспитания, школоведением, частными методиками. Одной из актуальных проблем дидактики является выявление взаимосвязи обучения и воспитания. Постановка этой проблемы определяется тем, что личность ребенка представляет собой неделимое целое. Одним из результатов исследования этой проблемы явилось создание теории целостного учебно-воспитательного процесса. Основная мысль авторов этой теории заключается в том, что современная школа функционирует не для обучения в ней отдельным предметам, а для воспитания полноценной разносторонней образованной личности общества. Тема 8. Содержание образования В западноевропейской педагогике конца XVIII - начала XIX века оформились теории формального и материального образования. Таблица 6 Сравнительная характеристика теорий формального и материального образования
Аргументированную критику теорий формального и материального образования дал К. Д. Ушинский. Подробный анализ взглядов К. Д. Ушинского по этой проблеме дается в книге: Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М.: Педагогика, 1974. -С. 134-160. из 134 Вопрос о содержании образования носит дискуссионный характер. Существует множество подходов к определению этого понятия и его сущности, корни которых уходят в прошлое - теорию формального и материального образования. Каждый из этих подходов по-разному определяет место и функции человека в мире и обществе: человек, личностьцель или средство, общество для него или он для общества? Этим определяется и основная направленность содержания образованиягуманистическая или авторитарная. Анализ наиболее распространенных концепций содержания образования дается в книге: Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Роспедагенство, 1996. - С. 185-189. Обобщенно можно выделить два основных подхода к содержанию образования: знаниево-ориентированный и личностно-ценностный. Первый из названных направлен к приобщению школьников к науке и производству и поэтому способствует социализации личности, вхождению ее в социум. В то же время при таком подходе знания являются самоценностью и заслоняют собой личность учащегося. В последнее десятилетие в свете идей гуманизации образования все больше утверждается личностно-ценностный подход к выявлению сущности содержания образования (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Б. М. Бим-Бад и др.). В понимании этих авторов содержание образования не сводится лишь к знаниям и умениям, хотя они остаются важнейшим и исходным элементом содержания образования. Выделяются три функции знаний: § создание общего представления о той действительности, которой они касаются, вплоть до научной картины развития общества и человечества в целом; § создание ориентировочной основы действий или определение направления поисков способов действий; служить основой формирования эмоционального отношения к познаваемой действительности и тем самым быть средством воспитания мировоззрения. (СНОСКА: См.: Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - С. 34-35) Знания составляют первый элемент социального опыта, который в представлении авторов личностно-ценностной концепции является источником формирования содержания образования. Вторым элементом социального опыта является приобретенный индивидами опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера. (СНОСКА: Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М- Педагогика 198l. -C. 45) Третий элемент социального опыта - опыт творческой, поисковой деятельности - в современном содержании образования представлен недостаточно. Между тем, он имеет ярко выраженную целевую направленность - формирование самостоятельной творческой личности значительно актуализируется на современном этапе развития системы образования. Об этом свидетельствует и педагогический опыт новаторов. В отличие от опыта формирования способов деятельности, процедуры творческой деятельности нельзя показать и расчленить на конкретно видимые шаги. Тем не менее в специальной литературе сделана попытка скомпоновать процессуальные черты творческой деятельности. (СНОСКА: Там же. -С. 51-52) Указанные три элемента содержания социального опыта не исчерпывают полностью содержания образования. Четвертый элемент составляет опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг другу, опыт эмоциональной воспитанности. (СНОСКА: Там же. -С. 57) Таким образом, содержание образования предполагает взаимосвязь и относительную самостоятельность каждого из вышеперечисленных элементов. Личностно-ценностная концепция содержания образования положена в основу реформирования общего среднего образования Республики Беларусь. (СНОСКА: См.: На пути к реформе школы: структура и содержание образования. - Мн НИО,1997. -С. 125.) 8.3. Документы, определяющие содержание общего образования: учебный план средней общеобразовательной школы, учебные программы, учебники и учебные пособия Учебный план общеобразовательной школы является основным государственным документом, составной частью государственного стандарта в области образования. В нем конкретизируются критерии отбора и структурирования содержания общего среднего образования. В базовом учебном плане выделяется 7 образовательных областей, в соответствии с которыми выделяются сквозные учебные курсы: языки и литература; естествознание; обществознание; человекознание; математика; искусство; технология. В структуре учебного плана на этой основе вычленяется инвариантная часть (ядро), унифицированный государственный компонент ивариативная часть - школьный компонент. Государственный компонент является обязательным для изучения во всех типах и видах образовательных учреждений страны. Вариативная часть, школьный компонент, призван обеспечивать индивидуальный характер развития ребенка, учитывать личностные особенности, интересы и склонности, а также специфику учебного заведения и региональную социокультурную среду. Предметы школьного компонента определяются на местах. На основе учебного плана составляются учебные программы, отражающие конкретное содержание материала, его объем, логику изучения и количество часов по темам и разделам. В структурном отношении типовая учебная программа состоит из трех компонентов: объяснительной записки, или введения; собственно содержания образования, включающего основную информацию; методических указаний о путях реализации данной программы. Особое внимание уделяется межпредметным связям. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический и линейный. Концентрическое расположение материала предполагает повторяемость на следующей ступени обучения, но уже в усложненном виде. Сущность линейного способа построения учебных программ заключается в логическом построении темы, в непрерывной последовательности тесно взаимосвязанных между собой звеньев. Конкретизация учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Это основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения. Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты (Д. Д. Зуев). К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и пр.).
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |