Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность метода обучения. Тема 10. Концепции методов обучения в современной дидактике




Тема 10. Концепции методов обучения в современной дидактике

Методы обучения определяются как система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение цели образования. С точки зрения данного определения метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.

Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками:

§ обозначает цель обучения;

§ способ усвоения;

§ характер взаимодействия субъектов обучения. (СНОСКА: Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Метод обучения // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - Т. 1. - М.: Научное изд-во "Большая российская энциклопедия", 1993. -С. 566)

Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, которое строится на основе ведущей и направляющей роли учителя. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Важное положение методики обучения заключается в том, что любые знания, умения, навыки и привычки возникают, образуются и упрочиваются у школьников лишь в процессе его непосредственной деятельности как педагогический результат этой деятельности. При этом следует иметь в виду, что ни один метод не дает прямого учебного результата. Сначала применение метода стимулирует определенную деятельность учащихся, и лишь потом, как результат этой деятельности возникают у учащихся соответствующие знания и способы деятельности. Поэтому каждый метод представляет собой средство управления механизмом процесса обучения, т. е. организует учебную деятельности учащихся.

Второе важное положение методики обучения состоит в том, что совокупность методов должна непременно приводить к достижению всех целей обучения. Любая методика органически связана с целями, средством достижения которых оная является. Связь эта не носит грубого, прагматического характера, а является выражением диалектической обусловленности цели и метода (средства). Цель в такой же степени определяет метод, в какой он реализует данную цель.

Третье положение современной методики обучения показывает взаимосвязь и обусловленность выбора и эффективного применения любого метода и типичной педагогической ситуации. Само применение методов не просто определяется стихийно возникающими педагогическими ситуациями, а вносит изменения в эти ситуации, подготавливает их, т. е. само развитие педагогических ситуаций также становится управляемым процессом. (СНОСКА: Коротов В. М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - Соликамск: Изд-во СГПИ, 1996. -С. 43) Отсюда вытекает важная задача методики обучения - установление и раскрытие закономерных связей успешного применения методов с типичной педагогической ситуацией.

Четвертое положение прямым образом вытекает из передового педагогического опыта. Обобщенно его сформулировал А. С. Макаренко на основе технологической логики педагогических процессов: "Ни одно средство не может быть объявлено хорошим либо плохим, будучи вырвано из всей системы средств; решающим моментом является логика и действие всей системы средств, гармонически организованных".

Начало формы

из 134

Предыдущая Следующая

Наконец, можно выделить еще одно положение, определяющее взаимосвязь методов обучения и воспитания. Учащихся обучают не только основам наук, но и разнообразным трудовым, организаторским и иным специальным знаниям, умениям, навыкам во всех видах общественно полезной и личностно значимой деятельности. Для этого учитель широко использует такие методы, как инструктаж, упражнение, контроль, взаимное обучение. Логика взаимосвязи методов обучения и воспитания определяется принципом целостного подхода к процессам воспитания и обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.