КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные составляющие самоменеджмента
Основные составляющие самоменеджмента: самопознание (познание самого себя, своего места и своей роли в этой действительности); самоорганизация (организация своей жизни и деятельности); самовоспитание (формирование приоритетных качеств); саморегуляция (поддержание внутреннего равновесия); самоконтроль (оценка и корректирование своей деятельности); выбор целей жизни и личной работы; планирование личного времени; информационный поиск; рационализация мышления; самообразование (повышение качества жизни); технология здоровья (сохранение и укрепление здоровья как первоосновы высокой трудоспособности и полноценной жизни); общение; ритмы и гармония; работа в группе; риск творческого мышления; работа с конфликтами. Самопознание (познание самого себя) своей целью имеет познание себя как личности, как руководителя, своих свойств и способностей, своих сильных и слабых качеств, осознание своих взаимоотношений с другими людьми, освоение образов, идей и вещей объективного мира, попытку разобраться в понимании смысла жизни и карьеры, в своем внутреннем мире, в предназначении и призвании, овладеть инструментарием самопознания. Самопознание невозможно без оценки себя в сравнении с другими людьми [32]. Самопознание включает в себя познание следующих компонентов: смысл жизни, призвание, интересы, потребности, мотивы, идеал (образ «внутренней цели» и деятельности), мечты (воображение, направленное в будущее, в перспективу жизни и деятельности), убеждения (понятые и прочувствованные человеком суждения и мнения, в истинности которых он не сомневается, и которыми руководствуется в работе), вера в себя, способности. Инструментарий самопознания: концентрация – фокусировка и частичная фиксация внимания на каком-либо внутреннем или внешнем объекте; созерцание – чувственное познание, связанное с получением информации о себе через органы чувств и образование ощущений, восприятий и представлений; наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие; воображение – создание образов-представлений нового, т. е. того, что в прошлом данный человек невоспринимал, с чем раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будет создано; интуиция – это внутреннее зрение, внутренний голос, это вдохновение, неопровержимая уверенность в том, что нужно действовать только определенным образом. Самоорганизация своей целью имеет овладение методологией и методикой организации жизни и деятельности личности, формирование у человека новых функциональных систем (устойчивых рефлекторных образований – интеллектуальных, волевых, эмоциональных), способствующих развитию способностей и умений путем самообучения, самовоспитания, самоконтроля и т. д. Самоорганизация включает в себя следующие компоненты: способность к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции, умение предвидеть, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, мужественность, энергичность, инициативность, самообладание, сдержанность, самокритичность, самодисциплина, терпение. Инструментарий самоорганизации: самоанализ; самоубеждение; самопринуждение; самовоспитание; самодисциплина; самоуправление; самоконтроль; саморегуляция. Самовоспитание своей целью имеет самоуправление личности, сознательную, целенаправленную, творчески-преобразующую деятельность, в ходе которой индивид волевым усилием, в соответствии с избранной целью, по требованиям внешних обстоятельств развивает в себе социально и личностно-значимые природные задатки и способности, новые качества, освобождаясь от привычек и свойств, мешающих его самореализации и успеху[33]. Весь процесс самовоспитания выражается в поиске ответов на три ключевых вопроса: чем я был? что я сделал? чем я стал? Цели самовоспитания могут быть: частными, временными; фундаментальными. В соответствии с целями выделяются два варианта поведения личности в процессе самовоспитания: 1) адаптивный (приспособительный): гомеостатический (реакция восстановления утраченного равновесия во взаимоотношениях со средой, устранение напряженности); гедонистический (максимизация удовольствия и страдания); прагматический (достижение узкопрактической пользы, выгоды); «экономия сил» (по принципу наименьшего действия, т. е. выбор из разных путей достижения цели того, который требует меньшей затраты сил); 2) неадаптивный (неприспособительное, «созидательное» поведение). Основные сферы самовоспитания: интеллектуальная; духовно-нравственная; психическая; физическая. Инструментарий самовоспитания: самоопределение (самопроявление, самореализация, самоутверждение); побуждение себя к целенаправленной деятельности (само-убеждение, самоповеление, самопринуждение, самоприказ, самонапоминание, самообязательство); владение собой (самообладание, самовнушение, самодис-циплина, самоуважение); сдерживание своих действий, поступков, неблагоприятных для окружающих; поддержка своих поступков (самоодобрение, самоподбад-ривание, самопоощрение, самостимулирование); переключение себя с одного вида деятельности на другой в процессе преодоления отрицательных явлений и др. Самовоспитание требует развитого интеллекта, профессио-нальных знаний и широкой эрудиции. Питер Вейл выделяет следующие требования к руководителям-менеджерам в современных условиях[34]: больше отчетности; больше лидерства; больше внимания коллективной работе; более тесный контакт с людьми; большая условность власти; больше индивидуальности; больше самоотдачи; больше стрессов; новое сочетание интеллекта и оперативных качеств. По мнению М. Вудкока и Д. Френсиса[35], менеджеру необходимы следующие навыки и способности: способность управлять собой; разумные личные ценности; четкие личные цели; упор на постоянный личный рост; навык решать проблемы; изобретательность и способность к инновациям; высокая способность влиять на окружающих; знание современных управленческих подходов; способность руководить; умение обучать и развивать подчиненных; способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Программа самовоспитания включает в себя десять пунктов: § Поставьте перед собой ясные цели: люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. § Определите, по каким признакам вы будете судить об успехе, цели становятся гораздо полезнее, если их можно измерить. § Будьте довольны скромным прогрессом: импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого. Успех подпитывает успех. § Рискуйте в незнакомых ситуациях. Часто приходится выбирать между риском и возвращением назад к безопасности. В то же время неопределенность новой ситуации становится негативным фактором и тормозит прогресс. § Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор – учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни. § Ваше изменение может вызвать беспокойство окружающих. § Не упускайте возможностей. Умение распознавать и исполь-зовать возможности отличает людей, работающих над собой. § Будьте готовы учиться у других. § Учитесь на своих неудачах и ошибках. Если вы неправы, будьте готовы признать это. § Получайте удовольствие от своего развития. Саморегуляция своей целью имеет приведение себя в норму, нормальное состояние, поддержание, в том числе автоматически, постоянства или же изменение по требуемому порядку либо по инициативе самого менеджера, либо адаптивного типа, которое по сути своей сводится к простому приспособлению к имеющейся обстановке[36]. Алгоритмы саморегуляции разработаны Д. Карнеги[37]: три правила анализа проблем беспокойства: беспристрастный и объективный сбор фактов о проблеме (беспокойство обычно исчезает в свете знания); анализ и осмысление этих фактов, принятие решения; начинайте действовать в целях решения проблемы; шесть правил, как преодолеть привычку беспокоиться, прежде чем она одолеет вас: человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе; не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков; спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»; считайтесь с неизбежным; когда перед вами возникает соблазн продолжать упорствовать в безнадежном деле, установите «ограничитель»; не пытайтесь «пилить опилки» (не повторяйте прошлых ошибок); семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье: думайте и ведите себя жизнерадостно и вы почувствуете себя жизнерадостно; не пытайтесь свести счеты с вашими врагами, потому что этим вы принесете себе гораздо больше вреда, чем им; вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, не ожидайте неблагодарности, делайте добро ради собственной радости; ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям; не подражайте другим, найдите себя и будьте собой; когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад; забудьте о себе, когда проявляете интерес к окружающим, каждый день делайте доброе дело; три правила, как уберечь себя от несправедливой критики: помните, что несправедливая критика часто является замаскированным комплиментом (никто никогда не бьет мертвую собаку); делайте все, что в ваших силах, невзирая на критику; ведите список глупых поступков, которые вы совершаете, и критикуйте себя; шесть правил, соблюдение которых позволит предотвратить усталость и беспокойство, а также поддерживать высокий тонус и хорошее настроение: отдыхайте, не дожидаясь усталости, и вы прибавите час в день к вашей активной жизни; научитесь расслабляться на работе; расслабляйтесь дома; применяйте трудовые навыки (выполняйте дела в порядке их важности; когда возникает проблема, решайте ее немедленно, если вы располагаете фактами, необходимыми для принятия решения; научитесь организовывать работу, делегировать ответственность и осуществлять контроль); старайтесь трудиться с энтузиазмом; помните, что еще никто не умер от недостатка сна. Беспокойство по поводу бессонницы вреднее, чем сама бессонница. Самоконтроль своей целью имеет оценку и корректирование менеджером своей деятельности посредством преодоления внутреннего сопротивления, мягким и жестким самоограничением, порой с принуждением, отказом от каких-либо действий или состояний, вполне приятных и желанных. Самоконтроль, базируясь не только на разумных основаниях, но и на силе воли, становится для менеджера необходимостью и привычкой[38]. Инструментарий самоконтроля: самоанализ – необходим для самооценки личных управленческих качеств и действий; самооценка – это оценка соответствия реальных результатов собственной деятельности критериям успеха, поставленным целям; самоисповедь – способ призвать в судьи собственных действий, поступков или побуждений самого себя, своих современников или потомков, что необходимо как способ снятия стресса; самоотчет – описаниечеловеком самого себя, своих мыслей и действий, посредством изучения своих личных документов (письма, анкеты, автобиографии, списки публикаций, мемуары) с тем, чтобы увидеть выставление себя в выгодном свете, замалчивание своих ошибок, извлечение своих жизненных уроков; тестирование – измерения индивидуальных различий. Существенную помощь в создании системы самоконтроля может оказать осознание менеджером постулатов управления с позиции подчиненного, разработанные Дж. Хамбля[39]: Первое. Скажите мне, чего Вы от меня ждете, то есть ясно, недвусмысленно изложите задачу, в противном случае таковым же будет ее исполнение. Второе. Дайте мне возможность действовать. Если уж поставили передо мной цель – не мешайте, но дайте мне право. Третье. Скажите, как идут мои дела? Я должен постоянно знать: приближаюсь я к цели или нет, на правильном ли я пути. Четвертое. Помогите мне, если я в этом нуждаюсь. Если не нуждаюсь, то не нужно меня опекать, контролировать. Пятое. Вознаградите меня сообразно моему вкладу. Выбор целей жизни и личной работы своей целью имеет приобрести навыки целеполагания. Цели должны формулироваться в двух личных документах: жизненном плане и плане карьеры, а процесс нахождения целей осуществляться с помощью четырех ступеней (по Л. Зайверту)[40]: разработка общих представлений о жизненных устремлениях; дифференциация во времени жизненных целей; разработка путеводных представлений в профессиональной сфере; инвентаризация целей. Этот подход сочетается с классификацией целей человека, разработанной Николаусом Б. Энкельманном[41]: профессиональные цели; личные цели, касающиеся частной жизни; цели, связанные с укреплением здоровья; цели, связанные с удовлетворением культурных запросов. Планирование личного времени руководителя (сегодня получило название тайм-менеджмент[42]) своей целью имеет управление и экономию времени, посредством разработки плана жизни, качественными параметрами которого являются «смысл жизни», «качество жизни», «уровень жизни», «способ жизнедеятельности» (образ жизни)[43]. Исходное начало планирования – структурирование времени. Планирование времени менеджера методом «Альпы» включает в себя следующие стадии[44]: первая стадия – составление заданий, перечня основных дел дня и недельного (месячного) плана; вторая стадия – оценка длительности акций (проставьте против каждого задания приблизительное время для выполнения, просуммируйте и определите ориентировочно общее время); третья стадия – резервирование времени про запас, планом должно быть охвачено не более 60 % времени и приблизительно 40 % должно быть оставлено в качестве резервного времени; четвертая стадия – принятие решений по приоритетам, сокращениям и перепоручению с целью сокращения времени, отведенного на выполнение заданий; пятая стадия – контроль и перенос несделанного. Правила эффективного планирования личного времени руководителя: планирование должно охватывать не более 60 % рабочего времени, поскольку каждый день приходится заниматься непредвиденными заранее делами; все затраты рабочего времени должны документироваться и перепроверяться как и на что использованы; все невыполненные запланированные задания должны становиться основой для составления плана на следующий временной период; планирование личного времени руководителя должно быть регулярным и носить системный характер; планироваться должен только тот объем задач, который реально может быть выполнен; планы составляются не для успокоения совести и принесения облегчения, а для достижения личных целей; потери времени должны восполняться сразу, лучше дольше поработать, чем позже нагонять; планирование личного времени необходимо осуществлять в письменной форме собственного образца; в планах должны фиксироваться искомые результаты, а не какие-то действия; каждый пункт плана должен иметь четкие временные рамки; в плане должны быть установлены приоритеты (степень важности) в выполнении заданий; при планировании необходимо избавиться от «тирании» спешности; при планировании необходимо отметить, какие задания необходимо выполнить лично, а какие допустимо и целесообразно делегировать другим лицам; все непредвиденные дела и посетители являются «поглотителями» личного времени; планирование должно охватывать как рабочее, так и свободное личное время руководителя; при планировании необходимо учитывать время для подготовительной и творческой работы, для повышения квалификации; при планировании время на непродуктивную работу необходимо максимально сокращать; планирование личного времени необходимо соотносить с планами начальников, подчиненных, коллег. Информационный поиск своей целью имеет удовлетворение информационных потребностей менеджера. Личное поведение и деятельность в информационном поле в первую очередь являются следствием применяемых методик рационального чтения и активного слушания. Рациональное чтение(по Л. Зайверту) помогает лучше справиться с потоком информации, поскольку бессистемное чтение означает потерю времени и пустую трату средств[45]. Общие советы: Сортируйте свой материал для чтения и читайте только то, что вам, безусловно, нужно для получения информации. Процесс сортировки подчиняется ответам на шесть вопросов: Что я должен прочитать? Что я обязан прочитать? Что я хочу прочитать? Что я хочу с этим предпринять? Что можно было бы прочитать позднее? Что мне вообще не нужно читать? Собирайте небольшие тексты одного (или сходного) профиля для серийной проработки в рабочие блоки и резервируйте в своем недельном плане, по крайней мере, один час для их прочтения. Используйте три метода чтения «во время чтения»: ориентирующее чтение (первое общее восприятие содержания, последняя проверка на предмет того, надо ли обрабатывать данный текст, вникать в него); изучающее чтение (поиск, выделение существенного в текс-те, определение того, какая информация важна, менее важна или не нужна совсем); обобщающее чтение и критическая оценка прочитан-ного материала (фиксация основных мыслей, выводов из прочитанного). Методические правила совершенствования методики чтения: при просмотре и чтении текста думайте о том, какую информацию вы хотите из него получить; просмотрите названия глав и разделов, аннотацию, предисловие, вступительные замечания и введение; выясните, что именно вы хотели бы прочитать более внимательно; не задерживайтесь на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом, на статистических данных, подробных описаниях и отступлениях; прежде всего следуйте смысловому содержанию и идее текста; отыскивайте такие используемые автором (соавторами) смысловые указатели, как подзаголовки, выделенные слова, предложения, таблицы; указатели в виде следующих слов обращают внимание на наиболее важные вводные замечания, акценты: вводные сигналы («особенно», «следовательно», «поэтому», «тем самым», «так как» и т. п.) указывают на основную или поясняющую мысль; усиливающие сигналы («также», «кроме того», «дополнительно» и т. д.) подчеркивают мысль, которая ранее была уже кратко изложена; изменяющие сигналы («но», «не говоря», «с другой стороны», «однако», «напротив», «несмотря на» и др.) указывают на то, что направление (или тенденция) хода мысли меняется на противоположное; опускайте малоинформативные пассажи и замедляйте темп чтения на важных участках текста; учитывайте специфику структуры различных текстов: справочные тексты в газетах и журналах важнейшую информацию содержат в начале; в комментариях и высказываниях по какому-либо вопросу существенная информация (выводы) приводится, как правило, в заключительных предложениях; специальные статьи содержат во введении описание проблемы, в основной части – разработку путей ее решения, в заключительной – выводы; обрабатывайте текст с помощью разного рода пометок, выписок, указательных знаков и т. п. Методические правила активного слушания: подчиняйте разговор цели поиска нужной информации; следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности; сосредоточьтесь на теме монолога собеседника, не перебивайте его без надобности; не отвлекайтесь во время разговора; не задавайте слишком много вопросов, по одному сюжету нужно задавать один-два вопроса для уточнения сказанного партнером (подчеркивая при этом, что именно вы не поняли); используйте одобряющие (поощряющие) и уточняющие краткие реплики, так как чем больше говорящий чувствует одобрение, точнее выразит мысль; ищите истинный смысл слов собеседника, так как не всю информацию удается вложить в слово, оно дополняется изменениями тональности и окраски голоса, мимикой, жестами, движениями и наклонами тела; приспосабливайте темп мышления к темпу речи, плохой слушатель, беседуя с медлительным собеседником, позволяет себе быть рассеянным и даже дремать, что может привести к потере ценной информации; научитесь находить самый ценный материал, содержащийся в полученной вами устной информации; когда слушаете, делайте соответствующие пометки на бумаге, не полагайтесь на память (это касается и телефонных разговоров). Организация общения своей целью имеет совершенствование межличностных коммуникаций, достижение большего взаимопонимания с подчиненными, коллегами, руководителями, партнерами, повышение культуры делового общения в организации. Методические правила искусства общения[46]: не уходите от ответственности за общение. Помните, в общении участвуют как минимум двое: один – говорит, другой – слушает, причем в роли слушающего каждый должен выступать попеременно; проясняйте свои идеи перед началом их передачи. Это означает, что вам необходимо выработать привычку систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы, решения, которые вы хотите сделать объектами передачи; будьте восприимчивы к потенциальным семантическим проблемам, упреждайте появление возможного «семантического шума». He жалейте сил на то, чтобы исключить из сообщения двусмысленные слова или утверждения. Разговаривайте с партнером на «одном языке». Помните о необходимости учета общности «поля опыта»; следите за языком собственных поз, жестов, выражения лица и интонациями. Это необходимо, чтобы не посылать противоречивых сигналов. Чаще старайтесь взглянуть на себя и услышать себя так же, как видит и слышит вас собеседник; учитесь распознавать чувства партнера, наблюдая за экспрессивными характеристиками его внешности, прежде всего за выражением глаз и всего лица в целом, поскольку последние функционально связаны с психическими качествами личности. Следует обращать внимание на движения рук, особенно кистей рук (жестикуляция), на движения и положения тела (пантомимика); излучайте эмпатию (пристальное внимание к чувствам других людей, умение поставить себя на их место) и открытость. Активно пользуясь эмпатией при обмене информацией, мы как бы настраиваем соответствующим образом принимающую сторону и одновременно приспосабливаем вариант кодирования и передачи сообщения к партнеру (индивиду или группе) и ситуации; создавайте в организации климат уважительного отношения и доверия к сотрудникам, в том числе за счет неформальных контактов и структур. Если руководители открыты и честны со своими сотрудниками, последние в общении, в обмене информацией отвечают тем же; формируйте стиль общения, опираясь прежде всего на личный авторитет. Эффективное деловое общение – это отношения партнерства; бережно обращайтесь со словом. Слово было и остается главным средством коммуникации. Доброе слово руководителя может окрылить подчиненного, пробудить в нем самоуважение, стать важным катализатором социального творчества, в то время как плохое слово – на долгое время травмирует, выбивает из нормальной колеи; помните, что главное в культуре общения – уважение к человеку, потребность и способность понять другого. Самообразование своей целью имеет приобретение знаний и умений, необходимых для повышения качества жизни, развитие способности самоорганизовываться и организовывать. Самообразование – это самостоятельное приращение знаний, возвышение в мастерстве: чем разностороннее и глубже знания и опыт, тем точнее выбор решения и действий по его реализации. Мастерство влечет за собой признание окружающих, что возвышает человека, утверждает его в жизни, помогает реализовать себя, что является высшей человеческой потребностью[47]. Самообразование – это необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Для организации самообразования необходимо использовать рабочее время руководителя. Организация самообразования состоит в постановке цели, определении приоритетов (главных направлений), выборе способа и обеспечении регулярности работы над собой. Жить необходимо осмысленно, постоянно питать себя знаниями и впечатлениями. Самообразование может проводиться в обычных формах общественного обучения (высшее, среднее и профессиональное образование) на базе государственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно по индивидуальной методике. Нужно постоянно слушать окружающих потому, что, во-первых, не все то, с чем вы не согласны, является глупостью, во-вторых, представив себе, что глупость сказана не вашим собеседником, а вами, вы получаете урок общения. Новую для себя информацию необходимо осмысливать, обращать внимание на логику доказательства, брать на вооружение новые для себя приемы убеждения, фокусировать внимание на непонятном, просить разъяснений, развивать в себе способность чувствовать, ощущать, воспринимать, переживать. При этом важно фиксировать не только крайние ощущения – приятно или неприятно, но и их оттенки, динамику их взаимных переплетений, переходов. Анализ впечатлений в соответствии с настроением поможет избежать искажения восприятия. Руководителю нужно знать много больше любого своего специалиста-подчиненного. Опорой самообразования является личная библиотека.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |