КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка результатов изменений 1 страница
Такие изменения позволяют компаниям ставить перед собой принципиально новые цели. Однако чтобы добиться экспонентного роста, основываясь на ключевых компетенциях, менеджерам необходим и новый склад ума, и новые управленческие характеристики. 6.7. Контекстный подход к осуществлению изменений
Специалисты, на которых возложена реализация стратегии, должны уметь обоснованно судить о контексте, в котором действует их организация, т.е. обладать специальной компетенцией. Следует остерегаться экспертов, сводящих все сложности реализации к немногим или даже к одной формуле конкретных преобразований. Столь же важно, чтобы занимающиеся реализацией стратегии лидеры хорошо понимали, что у них у самих есть предпочтения и предвзятости, влияющие на процесс. На основе предыдущего опыта и того, что при работе одни подходы нравятся больше, чем другие, формируются какие-то допущения и убеждения относительно того, какие способы выполнения процессов лучше других. Однако эти убеждения и допущения могут предвзято влиять на решения: побудить менеджера, связанного с тем или иным аспектом реализации стратегии, выбрать неподходящие варианты изменений, фильтровать важные вопросы или выбирать неподходящие варианты их решения.
Делать обоснованные суждения о контексте позволяет предложенная английскими специалистами менеджмента Д.Балоган и В.Хоуп-Хейли модель, которую называют "калейдоскоп изменений" (рис.6.8). Внешний круг калейдоскопа охватывает широкий организационный контекст, средний относится к более конкретным параметрам контекста, а внутренний показывает набор вариантов, которыми могут воспользоваться руководители реализации стратегии, приступая к внедрению изменений. Во-первых, стратегические изменения, которые надо реализовать, должны рассматриваться в широком стратегическом контексте – это общий контекст, отражающий изменения в масштабах рынка, конкурентном облике и целях: что надо сделать, как и почему. Далее идут характеристики контекста, значимые для любой ситуации изменений, – средний круг калейдоскопа, которые можно частично получить на основе более широкого стратегического контекста. К этим характеристикам относятся разнообразные грани организационной культуры (например, ценности и нормы, влияющие на поведение), распределение властных полномочий, имеющиеся top-характеристики и готовность организации к изменениям. Менеджеры, отвечающие за реализацию, должны рассмотреть каждую такую характеристику как часть процесса, являющегося предварительным для третьего этапа – выбора конкретного подхода к изменениям из набора возможных вариантов. Следует обратить особое внимание на то, что калейдоскоп не предлагает каких-то конкретных конфигураций, которые могут быть использованы для предписания формул реализации стратегических изменений в рамках конкретного контекста. Как и обычный калейдоскоп, в котором все время одни и те же кусочки цветного стекла складываются в разные сочетания (в результате получаются разные изображения), восемь характеристик контекста остаются теми же самыми, но постоянно меняются местами, создавая уникальную картину для каждой ситуации изменений, возникающей в организации. Поэтому и проектирование изменений характеризуется таким разнообразием. Более того, в ходе преобразований организационный контекст эволюционирует, поэтому выбранные варианты со временем должны уточняться. Рассмотрим вначале, как происходит выбор варианта проектирования, затем проанализируем контекстные характеристики. Выбор вариантов проектирования Для любого варианта реализации стратегии можно выбрать пять взаимосвязанных разновидностей (табл.6.3), т.е. каждый из них влияет на остальные. Далее описано, что влечет за собой выбор того или иного варианта.
^ Определение варианта проектирования
^ Изменение пути Организации могут выбирать различные типы стратегических изменений и, действительно, часто это делают. Если подходить к преобразованиям обобщенно, две координаты изменений – их конечный результат и сущность – задают набор из четырех различных возможностей (рис.6.9). Конечный результат отражает масштабы требуемых изменений, которые могут меняться в диапазоне от трансформации до перегруппировки.
Рис.6.9. Возможности изменения пути Трансформация включает изменения в устоявшихся допущениях и "способах того, как вокруг нас все осуществляется". Это преобразование фундаментального характера. Его нельзя осуществить в рамках текущей организационной культуры. "Shell", вторая по величине компания мира, планово начала заниматься трансформационными переменами в конце 90-х годов. Руководство хотело создать во всей организации фундаментально новую культуру, заменить традиционные, бюрократические, медленные и принимаемые на основе консенсуса процессы принятия решений. Отличительные знаки новой культуры – предсказуемость и стабильность, творчество, гибкость и инновационное мышление. Одним из важных результатов этой трансформации, по замыслу менеджеров, должно стать появление мощной коммерческой компетенции, которая, как считают руководители "Shell", сейчас более важна, чем техническая. Перегруппировка не требует фундаментального переоценивания основных допущений и убеждений организации. Однако стратегические изменения могут быть важны и здесь; например, этот процесс может включать предложения новых видов продукта. Организационные изменения также могут быть значительными; примером служит крупная реструктуризация. ^ Характер изменений показывает, как будут происходить преобразования. Это диапазон, на одном конце которого изменение типа "большой скачок", а на другом – постепенные, шаг за шагом, перемены. Инициативы, направленные на осуществление в организации стратегических преобразований, часто провозглашаются революциями – изменениями трансформационного характера, т.е. трансформационными изменениями типа "большой взрыв". Однако на самом деле многие из таких инициатив скорее относятся к категории, называемой реконструкцией. Возможно, они включают стратегию обновления, но не обязательно ведут к коренным переменам в организационной культуре. Организации, возможно, потребуется осуществить реинжиниринг своих действий, чтобы стать эффективнее. Однако ей не придется слишком резко менять свои ключевые ценности, убеждения, нормы и практические приемы. Менеджерам необходимо осознавать, что многие инициативы по стратегическим изменениям, осуществляемые с намерением быть революционными, часто реализуются только на уровне реконструкции. Как правило, это происходит потому, что лица, занимающиеся изменениями, не способны добиться желательных для себя сдвигов в культуре и организационном поведении. По этой причине калейдоскоп показывает не типы изменений, а пути осуществления изменений. Конечной целью организации может быть трансформация. Однако у организации может не быть достаточных ресурсов, навыков, умения или финансов, чтобы добиться таких масштабных преобразований. И наоборот, организация может переживать кризис, и поэтому ее запасы динамично истощаются. В этом случае необходимо быстро зафиксироваться в каком-то промежуточном состоянии, даже если этот несет дискомфорт, и только затем проводить более длительные по времени изменения. В этих обстоятельствах организация может начать с перегруппировки, затем перейти к варианту адаптации или реконструкции, и только потом заниматься более фундаментальными трансформационными изменениями. ^ Изменение стартовой точки Изменение стартовой точки – это изменение области контроля и звена, в котором будет проводиться воздействие на процесс преобразований. Калейдоскоп изменений предоставляет менеджерам четыре подхода: сверху вниз, снизу вверх, создание прототипов/пилотных проектов и "копилки" хороших приемов. Первые три подхода хорошо известны. Подход "сверху вниз" рекомендуется многими изданиями, в которых описываются перемены. В этом случае направленность и инициирование преобразований задаются командой топ-менеджеров, которые одновременно и контролируют процесс. Изменения в варианте "снизу вверх" начинаются на средних и более низких уровнях организации. Этот вариант поощряет принятие на себя ответственности за инициирование и реализацию изменений персоналом, действующим на всех уровнях. При таком варианте одной из целей становится привлечение к требуемым переменам большей части сотрудников, чтобы они реально оказались вовлеченными в этот процесс. Возможны разные комбинации подходов "сверху вниз" и "снизу вверх". Сторонники таких подходов утверждают, что некоторые виды деятельности, связанные с изменением, например, получение поддержки для реализации конкретной стратегии, часто требуют направленности сверху вниз, тогда как другие (например, создание перспектив для изменений) требуют активной вовлеченности большого числа организационных уровней. Создание прототипов/пилотных проектов – это осуществление преобразований только в одном подразделении, одной функции или в одном процессе. Иногда для этого требуется создание нового предприятия. Подход, который можно назвать "копилкой" хороших практических приемов, менее известен. В этом случае изменениями в бизнес-единице или подразделении начинает заниматься один человек. Например, менеджер по продажам может изменить способ, при помощи которого подчиненные ему продавцы взаимодействуют с новыми потребителями. Другие изменения этого рода могут включать модификацию отдельных процессов, инициирование разработки пилотных схем, направленных на повышение показателей функционирования организации или изменение формы межличностной динамики и культуры в рамках команд или подразделений. Такая "копилка" только тогда приведет к дальнейшим изменениям в организации, когда новшества будут досконально изучены другими людьми или подразделениями, а затем внедрены. ^ Изменение точек вмешательства Реализация стратегии включает и размещение необходимых для этого рычагов и механизмов. В каждой организации есть несколько взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем:
Как правило, перегруппировка требует изменений в сущности работ, выполняемых отдельными людьми, и формулирования иных желательных результатов, например, повышения производительности, роста продаж или получения позитивной реакции потребителей. Это не требует фундаментальных изменений в том, как сотрудники осмысливают общую ситуацию. Организация может: изменить систему вознаграждения и параметры функционирования, чтобы нацелить сотрудников на достижение требуемых результатов и способов действий; вмешаться, чтобы изменить прежние способы выполнения работы; попытаться проделать и то и другое сразу. Такие вмешательства могут включать изменения организационной структуры (особенно перераспределение ролей и сфер ответственности) и изменение системы контроля, чтобы обе они лучше поддерживали и измеряли степень требуемых перемен в типах поведения. Но чтобы сотрудники не получали противоречивых сигналов, изменения во всех организационных подсистемах должны быть надежно согласованы друг с другом. Например, в начале 90-х годов ХХ века, многие организации в США занимались преобразованиями, воспользовавшись для этого комбинацией таких приемов, как реструктурирование, снижение числа сотрудников и реинжиниринг бизнес-процессов. В те годы сотрудники часто жаловались, что они получают смешанные и действительно противоречивые сообщения, касающиеся проводимых перемен. Менеджеры провозглашали ценности инноваций и качества, ценности командной работы, однако по старинке продолжали наказывать за ошибки, стремились снижать издержки и вознаграждали сотрудников за индивидуальные показатели прежними способами. Естественно, это мешало персоналу мыслить и работать по-новому, брать на себя риск или заниматься даже небольшими экспериментами, позволяющими накопить определенный опыт. И наоборот, трансформационное изменение, включающее резкий сдвиг в том, как сотрудники себя ведут и что они думают о своей работе и организации, как правило, требует применения всех доступных рычагов и механизмов. Чтобы помочь сотрудникам понять, чего от них ожидают в рамках новой культуры, требуются различные программы развития коммуникаций, образования, профессиональной подготовки и личного развития. Необходимо, чтобы такие программы, активно "вмешивающиеся" в прошлую практику, поддерживались изменениями во всех других подсистемах. Без этого не удастся создать взаимно поддерживающую и непротиворечивую организационную систему, развивающую типы поведения, в большей степени соответствующие новым ценностям,. Однако до сих пор среди исследователей, консультантов и практиков продолжаются горячие дебаты, что целесообразнее: заниматься ли сначала изменениями в поведении, которые затем приведут к изменениям в ценностях, или сразу непосредственно ориентироваться на изменения ценностей. Выбор типа преобразований влияет на выбор рычагов и механизмов, на которые следует делать ставку. ^ Изменение стиля Со временем менеджеры, занимающиеся реализацией стратегии, приобретают способность адаптировать стиль проводимых изменений или использовать комбинацию таких стилей. Рассмотренная нами модель калейдоскопа предлагает совокупность пяти стилей, начинающихся от высокой степени сотрудничества и заканчивающихся высокой степенью директивности (табл.6.4). Стили изменений, относящиеся к области директивных вариантов, приводят к более четкому разделению сотрудников на аналитиков и исполнителей. К первым относятся специалисты, управляющие реализацией стратегии. Они принимают большинство решений о том, что и как надо менять, и передают информацию исполнителям, которые и занимаются реализацией планов по внедрению изменений. При таком подходе сотрудников более низких уровней, как правило, не приглашают вносить свои предложения в формулирование целей или предлагать наиболее подходящие средства для осуществления изменений. Такие варианты стиля, скорее всего, будут эффективны на тех участках деятельности организации, где возникает атмосфера кризиса и где требуется решительное и быстрое вмешательство топ-менеджмента.
^ Совокупность стилей изменения
Менеджерам всех организационных уровней необходимо понимать, что при использовании комбинаций изменений возможны разные стартовые условия и стили. В частности, изменения "сверху вниз" часто считаются директивными или принудительными, хотя они могут обеспечивать высокую степень сотрудничества. Так, например, директор-распорядитель "Eisei", японской фармацевтической компании, стремился, чтобы компания не только выпускала лекарственные средства, но и занялась более широким бизнесом, связанным с повышением качества жизни пожилых и больных людей. Он разработал для своих менеджеров программу подготовки, которая позволила бы им более творчески подходить к своим обязанностям, тем самым вовлекая их в разработку новых товаров и услуг в соответствии с изменившейся стратегической направленностью организации. Это был процесс, относящийся к варианту "соучастие", хотя его инициирование шло сверху и контроль над процессом перемен оставался в верхнем эшелоне организации. ^ Изменения ролей В реализацию стратегии включается множество людей, входящих в проектные команды, оперативные группы и неформальные комитеты. Разные люди получают разные роли и разные сферы ответственности. Более того, в ходе реализации стратегии роли любого человека или команды могут меняться. Большую роль в процессе преобразований играет лидерство. Выдвижение инициатив и реализация программ изменений часто вращаются вокруг одной личности, занимающей в организации влиятельное положение. Лидером может быть директор-распорядитель, генеральный менеджер или другой менеджер высшего уровня, выступающий в качестве агента перемен, или любой другой директор, скажем, директор по человеческим ресурсам. Если лицо, выступающее основным инициатором изменений, не какой-либо менеджер, обладающий высоким статусом, то для "проталкивания" изменения этому человеку потребуется получить поддержку сотрудников, обладающих в организации большим объемом полномочий. 6.8. CASE-технологии в процессах преобразований
Совершенно очевидно, что этот инструментарий является прорывом и в процессах стратегических преобразований, поскольку может существенно повысить эффективность не только разработки стратегических альтернатив, но всего процесса изменений, особенно при удачном погружении этого информационного комплекса в контекст организационной структуры. К настоящему моменту CASE как дисциплина оформилась в самостоятельное наукоемкое направление в системотехнике, повлекшее за собой образование мощной CASE-индустрии, объединившей сотни фирм и компаний различной ориентации. Среди них выделяются компании-разработчики средств анализа и проектирования информационных систем с широкой сетью дистрибьютерских и дилерских фирм, фирмы-разработчики специальных средств с ориентацией на узкие предметные области или на отдельные этапы жизненного цикла программного обеспечения; обучающие фирмы, которые организуют семинары и курсы подготовки специалистов; консультационные фирмы, оказывающие практическую помощь при использовании CASE-пакетов для разработки конкретных приложений; фирмы, специализирующиеся на выпуске периодических журналов и бюллетеней по CASE. Основными покупателями CASE-пакетов за рубежом являются военные организации, центры обработки данных и коммерческие фирмы по разработке информационных систем. Практически ни один серьезный зарубежный программный проект не осуществляется без использования CASE-средств. Известная методология структурного системного анализа SADT (точнее, ее подмножество IDEFO) принята в качестве стандарта на разработку программного обеспечения (ПО) Министерством обороны США. Более того, среди менеджеров и руководителей компьютерных фирм считается чуть ли не правилом хорошего тона знать основы SADT и при обсуждении каких-либо вопросов нарисовать простейшую диаграмму, поясняющую суть дела. CASE позволяет не только создавать "правильные" продукты, но и обеспечить "правильный" процесс их создания. Основная цель CASE состоит в том, чтобы отделить проектирование программного обеспечения информационных систем от его кодирования и последующих этапов разработки, а также скрыть от разработчиков информационных систем все детали среды разработки и функционирования ПО. Принцип таков: чем больше деятельности будет вынесено в проектирование из кодирования, тем лучше. Считается, что при использовании CASE-технологий изменяются все этапы жизненного цикла программной системы, при этом наибольшие изменения касаются этапов анализа и проектирования. В большинстве современных CASE-систем применяются методологии структурного анализа и проектирования, основанные на наглядных диаграммных техниках, при этом для описания модели проектируемой системы используются графы, диаграммы, таблицы и схемы. Такие методологии обеспечивают строгое и наглядное описание проектируемой системы, которое начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней. Несмотря на то, что структурные методологии зарождались как средства анализа и проектирования ПО, спектр их применений в настоящее время выходит далеко за рамки названной предметной области. Поэтому CASE-технологии успешно используются для моделирования практически всех предметных областей, однако устойчивое положение они занимают в следующих областях:
CASE-технологии базируются на различных концепциях, соответствующих спектру концепций структурного анализа. ^ Объектно-ориентированные модели опираются на теорию систем, которая ставит целью выделение, объяснение и описание сложных систем при помощи единообразных стандартов. Системы состоят из множества компонентов (подсистем и элементов), связанных между собой некими отношениями. При моделировании системы задача заключается в том, чтобы упростить рассматриваемый объект путем абстрагирования. В теории систем мы можем разграничить структуру системы и её поведение. Следовательно, в объектно-ориентированном моделировании необходимо различать методы, предназначенные только для моделирования структуры, и методы, предназначенные для моделирования как структуры, так и поведения. ^ При моделировании структуры первая и главная цель состоит в формировании классов. К сторонникам этой концепции относятся Коуд, Йордон, Рамбо, Шлаэр, Меллор. Центральной задачей здесь является отыскание подходящих классов. Однако эти методы, к сожалению, не располагают специальными средствами для формирования классов. Поэтому такие концепции нередко опираются на знания, полученные при моделировании данных, особенно методом ERM (модель "сущность-отношение"). После этапа проектирования операции (методы) связываются с классами, а динамическое поведение описывается через обмен сообщениями. ^ При согласовании моделей процессов с поведением реальной системы ключевым моментом являются операции. Сторонники этой концепции - Мейер, Вирфс-Брок и Джекобсен. Здесь особо можно отметить метод Use Case, разработанный Джекобсеном и группой других специалистов. Этот метод примечателен использованием концепции UML. Несмотря на абстрагирование от неактуальных свойств рассматриваемого объекта, в объектно-ориентированном моделировании сохраняется значительный объем семантики, в частности, при определении связей класса с атрибутами, методами и ассоциативными отношениями. Семантическое описание призвано сделать модель интуитивно-понятной. С другой стороны, избыток семантики ведет к чрезмерному усложнению больших моделей, затрудняя их понимание даже для квалифицированных пользователей. Упрощение модели предполагает отбрасывание несущественных элементов и отношений системы путем абстрагирования. Одним из главных недостатков объектно-ориентированного подхода является невозможность достаточно детального описания процессов. Даже используя такие методы, как Use Case или диаграммы взаимодействий, трудно наглядно представить ветвление процессов, организационные аспекты и потоки выходов. Неоспоримым достоинством объектно-ориентированного моделирования является тесная связь моделей с реализацией. Это предельно облегчает, например, создание прототипов. В рамках программы ESPRIT, финансируемой Европейским Союзом (ЕС), осуществлено несколько исследовательских проектов по разработке архитектуры открытых систем (CIMOSA) для компьютеризованных систем управления производством (CIM). Первоначально в проекте CIMOSA участвовало 30 организаций, среди которых были производственники в качестве пользователей, разработчики ИТ и исследовательские институты. Хотя в прикладном отношении проект был ориентирован на системы управления производством, его стратегическая задача заключалась в получении результатов для общего моделирования предприятий. Одной из целей CIMOSA была разработка архитектуры и методологии для создания систем, ориентированных на конкретного потребителя, путем "стыковки" стандартизованных модулей CIM независимо от их производителей (принцип "Plug and Play"). Инфраструктура моделирования CIMOSA представляется в форме куба (рис. 6.11).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |