КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистический приемочный контроль по качественному признаку
В некоторых зарубежных странах на данный метод контроля разработаны стандарты. Так, например, в Японии имеется стандарт JIS 9006-1956, в Индии — IS 2500-1963. Основное преимущество статистического приемочного контроля по качественному признаку по сравнению со статистическим приемочным контролем по количественному признаку заключается в том, что он позволяет по результатам контроля партии продукции не только разделить единицы продукции на годные и дефектные, но и разнести их по категориям, сортам, классам, группам качества и т. д. Статистический приемочный контроль по качественному признаку можно осуществлять с применением как простых средств измерения, например предельных калибров (скобы, шаблоны, пробки и т. д.), так и более сложных средств измерения, включая автоматические измерительные устройства. Вопросы для самоконтроля по теме «Статистические методы контроля и оценки качества» 1. Анализ определения термина «контроль качества». Виды контроля. 2. Суть отличия сплошного контроля от выборочного. 3. Краткая характеристика функций статистических методов контроля: – статистический анализ, – статистическое регулирование, – статистический приемочный контроль. 4. Краткая характеристика «семи инструментов контроля качества». 5. Выявление разладки технологического процесса по количественному и альтернативному анализу. Их преимущества и недостатки. 6. Предварительный анализ состояния технологического процесса. 7. Отличие статистического регулирования технологических процессов от статистического приемочного контроля. 8. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. 9. Оперативная характеристика плана выборочного контроля. 10. Краткая характеристика типов плана контроля. 11. Классификация дефектов. 12. Отличие случаев применения проверки дефектов сплошным или выборочным контролем. 13. Государственные стандарты для статистического приемочного контроля. 14. Статистический приемочный контроль по количественному признаку. 15. Схема выбора плана выборочного контроля. 16. Отличие статистический приемочный контроль по качественному признаку от статистического приемочного контроля по количественному признаку.
Задания для самопроверки 2.3.1. Задано поле допуска, ограниченное предельными значениями: верхним Тн = 22,2 мкм и нижним Тв = 17,8 мкм. Определить, как изменится доля дефектной продукции Р при условии, что после ремонта оборудования уменьшилось с 1 мкм до 0,8 мкм. 2.3.2. Задано поле допуска, ограниченное предельными значениями: верхним Тн = 22,2 мкм и нижним Тв = 17,8 мкм. Определить вероятную долю дефектной продукции Р при условии, что может изменяться до значения = 20,15 мкм или до значения = 19,8 мкм. 2.3.3. На контроль предъявлена партия в 100 000 единиц продукции. Контроль разрушающий. Максимально допустимый процент единиц продукции с критическим дефектом 2%. Риск появления дефектных единиц продукции — одна дефектная единица в партии. Требуется определить план выборочного контроля. Глава 3. Системное управление качеством Раздел 3.1. Создание комплексных систем управления качеством Главный вывод, который мы сделали в предыдущих разделах: основным направлением в обеспечении качества продукции является переход от разработки отдельных методов и планов повышения качества на различных стадиях жизненного цикла изделий к единой комплексной системе управлением качества продукции, которая должна охватывать все стороны деятельности организации. Создание комплексной системы управления качеством (КСУК) основывается на программно-целевом подходе, который позволяет на единой методической основе выбирать пути повышения качества и разрабатывать программы по их выполнению. На основе этого подхода разрабатывается комплексный план по повышению качества, который является частью общей стратегии организации. Этот план должен включать комплекс организационных действий по следующим направлениям: ¨ совершенствование продукции (согласование с инновационной стратегией организации); ¨ улучшение использования материальных ресурсов (сырье, материалы, комплектующие); ¨ повышение качества труда и использования трудовых ресурсов; ¨ улучшение организации и управления производством; ¨ улучшение финансово-экономической деятельности (совершенствование методов учета затрат, норм и нормативов затрат, стимулирование за качество и пр.). Основой для построения таких систем является система международных стандартов. В 1987 г. Техническим комитетом Международной организации по стандартизации при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Эти стандарты отразили совершенно новую систему взглядов на управление качеством, о котором мы говорили ранее (Раздел 1.3 настоящего пособия – этап 4). Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований: 1. ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению". 2. ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке,.производстве, Монтаже и обслуживании". 3. ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже". 4. ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях". 5. ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания". Прежде чем продолжить рассказ о современных системах стандартов по качеству, закончим наш рассказ об истории развития современных представлений о качестве продукции (как мы и обещали в разделе 1.4). Итак, в1970—1980 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). Именно в это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества (стандарты ИСО серии 9000). В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт ИСО 9004-1, -2, -3, -4, уделив в нем большее внимание вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам. Если TQC — это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM — еще и управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Это иллюстрирует рис. 32. Рис. 3.1. Тотальный менеджмент качества
Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе — улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к 0 дефектов, к 0 непроизводительных затрат, к поставкам — точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин - "постоянное улучшение качества" (quality improvement). В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива. В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома. Появляется новый тип работников — трудоголики. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь все более активными — используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т. п. Обучение превращается и в часть мотивации. Ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников. На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует. Состав и взаимосвязь стандартов ИСО 9000 показан на рис. 33. Но несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартам ИСО серии 9000, является сертификат на систему. В результате во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия страхования. О популярности стандартов ИСО серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества на соответствие их требованиям. Так, по данным фирмы "Мобил", в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 г. их число возросло до 100 тыс. Можно предположить, что в настоящее время сертифицированных систем около 150 тыс. Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются десятки предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества. В 1990-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала. Так, Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. — вторая редакция) стандарт QS 9000 "Требования к системам качества". И хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.
Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям к: • системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности; • системе организации производства; • системе управления качеством от проектирования до эксплуатации. Система управления качеством включает: 1. Задачи руководства (политика в области качества, организация). 2. Система документации и планирования. 3. Документация требований и их выполнимость. 4. Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения). 5. Качество во время закупок (документация, контроль). 6. Обозначение изделий и возможность их контроля. 7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль). 8. Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний). 9. Контроль над испытательными средствами. 10. Корректирующие мероприятия. И. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке. 12. Документирование качества. 13. Внутрифирменный контроль над системой поддержания качества. 14. Обучение. 15. Применение статистических методов. 16. Анализ качества и систем принимаемых мер. Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции. Все перечисленные требования составляют основу юридического аспекта управления качеством (или нормативно-правового подхода). Поэтому показатели качества регламентируются большим количеством нормативно-правовой документации. Нормативно-правовой подход предусматривает установление определенных, специально оговоренных терминов, процедур и правил, регламентирующих меры экономического и организационного характера во взаимодействии организаций. Правовой подход предусматривает также установление законных, признаваемых сторонами прав той или иной стороны и создание механизмов их защиты. Основное право производителя – быть собственником своей продукции (со своей полнотой ответственности за ее качество), а основное право потребителя – получение полной и достоверной информации о качестве продукции до приобретения ее в собственность, в том числе, и особенно, информации о безопасности для жизни и здоровья, экологической чистоте продукции. Первое право реализуется в механизмах гарантий, даваемых производителем потребителю, а второе – в механизмах обязательного подтверждения качества, сертификации продукции, в том числе на безопасность и экологическую чистоту. Именно на выполнение этих подходов по отношению к качеству направлены такие области деятельности, как стандартизация и сертификация. Вопросы для самоконтроля по теме «Создание комплексных систем управления качеством» 1. Характеристика комплексного управления качеством. 2. Состав комплексного плана. 3. Особенности тотального управления качеством. 4. Назначение и состав стандартов ИСО 9000. 5. Взаимосвязь международных стандартов по управлению качеством. 6. Требования, предъявляемые к системе управления качеством. 7. Что является основой системы управления качеством? Раздел 3.2. Нормативно-правовое обеспечение комплексных систем управления качеством Правовая защита потребителя относительно качества продукции устанавливается в законе о потребителях, где приведены требования по гарантиям качества и его страхованию. Весь комплект необходимых нормативных документов, составляющих основу КСУК, показан на рис. 34. Процесс международной интеграции, предопределил стратегию и международной организации по стандартизации — ISO. Поэтому, учитывая рыночный характер экономики России, её вступление во Всемирную торговую организацию, в КСУК необходимо учитывать все международные требования к качеству продукции. На международных рынках главную роль играет конкурентоспособность способность предлагаемой продукции. Как отмечалось ранее, определяющими факторами конкурентоспособности на современном этапе является качество продукции. Кроме этого большую роль играет новизна предлагаемого продукта. Таким образом, качество и новизна тесно связаны друг с другом и составляют т.н. понятие технического уровня продукции. Различают технический и технико-экономический уровень. Под техническим уровнем понимают степень воплощения в новой продукции накопленных знаний о наиболее полном и точном выполнении производственных целей в соответствии с функциональным назначением. Под технико-экономическим уровнем понимают степень воплощения в продукции научно-технических знаний о наиболее полном и точном выполнении производственной цели наиболее экономичным способом. С позиций потребителя технико-экономический уровень представляется как компромисс между выгодой, получаемой от этого уровня и затратами на приобретение соответствующего оборудования. С позиций же производителя - компромисс между отпускной ценой на изделие с определенным уровнем совершенства и затратами на его обеспечение. В такой постановке речь идет скорее не о технико-экономическом уровне, а о конкурентоспособном техническом уровне. Отметим, что существует единый мировой конкурентоспособный уровень конкретных видов техники. Повышение технического уровня – процесс, связанный с созданием и внедрением в практику ресурсосберегающей техники, то есть по сравнению с замещаемыми аналогами новая техника должна обладать: более высокой производительностью, единой мощностью, надежностью и экономичностью, как в производстве, так и в эксплуатации. При этом технике, занимающей различные производственные «ниши», отвечают свои приоритетные направления повышения технического уровня. Так, для одних машин важно добиться повышения производительности, для других - мощности или другого параметра функционального назначения. Для того чтобы управлять техническим уровнем создаваемой продукции и создаются системы управления техническим уровнем и качеством продукции. Всё вышесказанное отражается в действиях международных организаций, ответственных за эти процессы. В частности, это принятая мировым сообществом система международных стандартов по качеству, разработанная ISO. Кроме этого, огромную роль в повышении конкурентоспособности продукции на мировом рынке является создание системы сертификации. Сертификация широко распространена в мировой практике. Наряду с национальными функционируют и международные системы. Например, Международная организация по стандартизации, Международная электротехническая комиссия (МЭК), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) и другие. Сертификация – комплекс действий, посредством которых независимой стороной проверяется и удостоверяется соответствие продукции требованиям определенных нормативно-технических документов. Наличие на продукцию сертификата (документа), выданного авторитетным органом, имеющим большой кредит доверия, облегчает заключение внешних договоров, выход продукции на мировой рынок. Как уже отмечалось, во многих странах с рыночной экономикой не может быть представлена на внутренний рынок продукция, не имеющая сертификата, подтверждающего ее соответствие требованиям стандарта. Сертификация предполагает осуществление следующих процедур: проведение типовых испытаний и государственный надзор за качеством сертифицированной продукции путем периодических испытаний ее образцов; оценка условий производства (аттестация производства). После проведения типовых испытаний выдается сертификат соответствия на продукцию, а после оценки условий производства, кроме сертификата на продукцию выдается аттестат производства, подтверждающий способность производства обеспечивать в течение определенного времени соответствующее качество. Оценка новой продукции на соответствие мировому техническому уровню включает четыре основных этапа: ¨ определение номенклатуры показателей, необходимых для оценки; ¨ формирование группы аналогов и установление значений их показателей; ¨ выделение базовых образцов из группы аналогов; ¨ сопоставление оцениваемого образца с базовыми образцами. Номенклатура показателей, применяемая для оценки, должна обеспечивать сопоставимость различных образцов продукции одного вида, приниматься одинаковой для всех аналогов и оцениваемой продукции. Она формируется с учетом международных стандартов. Кроме оценочных, номенклатура включает классификационные показатели (назначение и область применения данного вида продукции). Эти показатели позволяют отнести имеющиеся на мировом рынке образцы к группе аналогов оцениваемого изделия. К классификационным показателям, например, относятся параметры типоразмеров продукции (мощность двигателя, грузоподъемность и т.п.); показатели наличия дополнительных устройств или свойств продукции (например, холодильник со звуковым сигналом); показатели исполнения продукции, определяющие область ее применения; показатели, определяющие группу потребителей и др. В группу аналогов при оценке разрабатываемой продукции входят перспективные и экспериментальные образцы, поступление которых на мировой рынок прогнозируется на период выпуска оцениваемой продукции. При оценке выпускаемой продукции в эту группу входят образцы, реализуемые на мировом рынке. Для прогноза значений показателей перспективных образцов проводятся: ¨ анализ сложившихся тенденций изменений значений показателей; ¨ патентные исследования и оценка сроков реализации перспективных технических решений, направленных на улучшение показателей данного вида продукции. После формирования группы базовых образцов производится попарное их сравнение с оцениваемым изделием. Результаты сравнений могут быть следующими: ¨ оцениваемая продукция уступает базовому, если она уступает ему хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по одному из остальных; ¨ оцениваемая продукция равноценна базовому образцу, если значения всех ее показателей совпадают со значениями показателей базового образца; ¨ продукция превосходит мировой уровень, если превосходит каждый базовый образец. Оценка технического уровня машин и оборудования на стадии серийного производства предполагает наблюдение за ее сертификацией. Показатели сертификации являются индикаторами международного признания. Рассмотренные направления управления техническим уровнем и качеством новой продукции имеют сквозной характер от микро- до макроуровня.
Вопросы для самоконтроля по теме «Нормативно-правовое обеспечение комплексных систем управления качеством» 1. Где отражены права потребителя? 2. Иерархия документации КСУК. 3. Суть технического уровня продукции.. 4. Назначение и роль сертификации продукции. 5. Порядок сертификации продукции. 6. Этапы оценки новой продукции.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |