Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риски в управлении деятельностью таможенного органа




16.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ С УЧЕТОМ РИСКОВ

Начало управлению деятельностью таможенных органов с учетом рисков было положено в 1999 г., когда был принят план-график меро­приятий ГТК России по снижению рисков при таможенном контроле (Приказ ГТК от 09.12.1999 г. № 857). Необходимость реализации та­кого подхода в практике управления обусловливалась рядом обстоя­тельств объективного характера, среди которых надо отметить:1

• создание и развитие системы таможенных органов России в но­
вых политико-экономических и географических условиях;

• переход к открытой рыночной экономике, отказ от государ­
ственной монополии на внешнюю торговлю и, как следствие,
резкий рост внешнеторгового оборота;

• курс России на вступление в ВТО/ГАТТ;

• отсутствие опыта предпринимательства у большинства участни­
ков ВЭД;

• постоянная эволюция структурной и кадровой составляющих
системы таможенных органов.

1 Бурдин В. Е. Риски в управлении: Учебное пособие. — М.: РИО РТА, 2007.



Раздел III. Управление таможенными органами


1'нию 16. Риски в управлении деятельностью таможенного органа



 


Реальным воплощением такого подхода в управлении таможенны­ми органами является ныне созданная система управления рисками в таможенной службе Российской Федерации (СУР ТС РФ). Ее созда­ние юридически закреплено в ст. 358 Таможенного кодекса Россий­ской Федерации. Пункты 1 и 2 этой статьи гласят:

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы ис­ходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

2. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность не соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Здесь обращает на себя тот факт, что:

• главным ядром деятельности таможенных органов является
таможенное оформление и контроль товаров и транспортных
средств, пересекающих таможенную границу России;

• организация таможенного оформления и контроля на принци­-
пах выборочности является признанием объективности и неиз­-
бежности существования рисков в этой области деятельности

• Однако понятие «риски в управлении деятельностью таможенных органов» более широкое, чем понятие «риски при таможенном оформ­лении и таможенном контроле товаров и транспортных средств».

Понимание сути управления сложными объектами на основе кон­цепции риска невозможно без акцентирования внимания на ряде ис­ходных понятий, относящихся как к предметной области изучения, так и к теории сложных систем, управления и риска.

Понятие «таможенные органы» отождествляется с понятием сложной иерархической системы, элементы которой находятся в отношениях строгой соподчиненности. Исследование вопросов управления подоб­ными системами возможно лишь при использовании методов теории управления сложными системами, системного анализа, исследования операций и других научных дисциплин. В рамках этих теорий все боль­шее значение приобретают в некотором роде специфические подходы к управлению сложными системами, например такие, как «Управление качеством», «Управление персоналом» и «Управление рисками».

Изучая риски в деятельности таможенного органа, в качестве эле­ментарного объекта управления будем рассматривать деятельность должностного лица любого отдела таможенного поста или таможни. Отметим при этом, что невозможно в полном объеме формализовать его функции (действия) и, как следствие, принимать строго выверен-

мыс управленческие решения. Именно это обстоятельство объективно подтверждает существование риска в деятельности любого должност­ною лица. Особая нагрузка при этом выпадает на должностных лиц (инспекторов таможенного поста, группы досмотра и др.), уполномо­ченных принимать ответственные решения, ошибки которых могут нести к серьезным потерям для государства.

Для выяснения связи риска и управления при функционировании
нюСюго объекта следует иметь в виду, что этот объект должен тракто-
ишься нами как простейшая система управления. Один из вариантов
принципиальной схемы управления, отражающей условия возникно-
ипшя фактора риска, показан на рис. 16.1. В ней традиционно выде-
инют следующие элементы:

• две подсистемы: управляющую (субъект управления или наблю­-
датель) и управляемую (объект управления);

• каналы связи

• суммирующий элемент;

• окружающую среду.



Раздел III. Управление таможенными органами


Глава 16. Риски в управлении деятельностью таможенного органа




 


до момента начала исполнения управляющего воздействия Хж объек­том управления.

Некоторые специалисты по управлению называют этот времен­ной интервал «геуо1уе Нте»: чем меньше это время, тем выше качество управления.

На сегодняшний день нет (и, очевидно, быть не может) единого определения понятия «риск». В словаре русского языка С. Ожегова риск определяется как: 1) возможная опасность чего-либо; 2) действие па удачу, требующее смелости, бесстрашия в надежде на счастливый исход. Специалисты из различных отраслей знаний дают свои опреде­ления этому понятию, вытекающие из специфики решаемых ими за­дач. Вот, к примеру, несколько определений:

• риск — вероятность несоблюдения таможенного законодатель­
ства;

• риск — сочетание вероятности события и его последствий;

• риск — это деятельность, связанная с преодолением неопреде­
ленности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой
имеется возможность количественно и качественно оценить ве­
роятность достижения предполагаемого результата, неудачи и
отклонения от цели;

• риск — потенциально существующая вероятность потери ресур­
сов или неполучения доходов.

Обобщая эти определения, получим наиболее универсальное и про­стое определение риска: риск — вероятность наступления события, со­путствующего целенаправленной деятельности человека и влекущего ча собой потери.

Безусловно, это определение также не может удовлетворить всех, но оно, как нам представляется, раскрывает суть риска, семантикой которого являются три ключевых словосочетания: 1) целенаправленная | деятельность; 2) вероятность наступления события; 3) потери.

В приведенном определении нетрудно установить смысловую связь риска и управления, поскольку в них в равной степени присутствуют такие ключевые элементы, как человек (т. е. субъект управления), дей­ствие и цель.

Все вышеизложенное позволяет раскрыть содержательную структу­ру и определить математический смысл риска.

Поскольку процесс целенаправленной деятельности, в общем слу­чае, сопровождается не одним, а несколькими нежелательными со­бытиями (условно говоря, — «портретами или профилями» рисков), то методология управления должна предполагать присвоение имен



Раздел III. Управление таможенными органами


Глава 16. Риски в управлении деятельностью таможенного органа



 


(идентификаторов) каждому из этих рисков. Исходя из приведенного определения риска, становится очевидным, что структурно это поня­тие должно содержать в себе четыре составляющие:

• название целенаправленной деятельности человека;

• идентификатор события, влекущего за собой определенные по­
тери (имя риска);

• величину вероятности этого события [число в интервале (0,1)];
1 • величину потерь вследствие реализации этого события.

Две последние составляющие количественно характеризуют риск. Обозначая риск через Risk =/(Рг, V 1 ), где Рг — вероятность события, вле­кущего за собой потери, Vг величина этих потерь, можно рассматри­вать его как функцию этих переменных. С другой стороны, Risk =ƒ(Рг, У) можно рассматривать и как вектор, имеющий две составляющие Рг и V. Условно величину Шзк для каждого из этих событий можно изо­бразить точками на плоскости в координатах Рг, Уг. На рис. 16.3 изо­бражены два риска, величину каждого из которых можно рассчитать как площадь прямоугольника со сторонами Рг, К. Тогда

Risk1=P× V

Risk2=P× V; (3)

(4)

' Формулы (3) и (4) выражают математический смысл риска. Такое
толкование риска дает возможность сравнивать их между собой. Од-­
нако представленное «статическое» толкование риска не является ис­-
черпывающим. Во-первых, обе составляющие изменяются во време­-
ни, а во-вторых, в процессе целенаправленной деятельности субъект
управления имеет дело не с одним каким-то риском, а с несколькими
сразу (пакетом рисков).,

 

 

 


В этой связи структурно риски удобнее представить в табличной форме, где название таблицы — название целенаправленной деятель­ности человека, а каждая из строк — идентификатор риска (имя ри­ска), его вероятность (Р) и величина потерь (К, [ед.]), например, как это показано в табл. 16.1.

Таблица 16.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.