Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности в таможенных органах




ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

 

410 Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных...

да и воздействовать на него. Условия труда — система специальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятель­ности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описа­ние процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств реализации.

Основными структурными компонентами деятельности являют­ся такие образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональ­ные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.

Синтетическая природа управленческой деятельности обусловли­вает наличие у нее ряда основных психологических особенностей. Она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными ре­зультатами функционирования той или иной организации. Руководи­тель обычно непосредственно сам не только не участвует, но и не должен участвовать в создании конечных результатов. По данному признаку управленческая деятельность дифференцируется от исполнительской. Чем в большей степени управленческая деятельность концентрирует­ся вокруг неисполнительских функций и освобождается от непосред­ственно исполнительского труда, тем выше ее эффективность.

Управленческая деятельность очень специфична по своему предме­ту. Она, по определению, предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее пред­метом выступают специфические объекты, каковыми являются люди, личности (субъекты).

Управленческая деятельность очень специфична и по своему про­цессу. Ее суть — организация деятельности других людей. По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реали­зацию определенных универсальных управленческих функций (пла­нирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.).

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффек­тивного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем — социотехническим. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта — связан­ный с обеспечением технологического процесса и связанный с органи­зацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй — поня­тием экспрессивного контура.


 

 

Глава 17. Содержание и психологические факторы эффективной...

Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Руководитель, по определению, одновременно является членом организации и стоит как бы вне ее (над ней) в силу своего иерархически более высокого положения. Это по­рождает множество трудностей практическою характера. Многочис­ленные исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не только формальным, но и неформальным лидером. Но одновременно и сохранение иерархического начала («соблюдения дистанции») также является действенным средством обеспечения эффективности дея­тельности организаций. Следовательно, еще одним признаком управ­ленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации — иерархического (субординационного) и коллегиаль­ного (координационного), а также необходимость их оптимального со­гласования.

Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, нали­чие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламенти­рованность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных, стрессовых ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного вы­полнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных предписаний, их неопределенность, а часто и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; прак­тически полная неалгоритмизованность деятельности и др.

Все характеристики и признаки управленческой деятельности обра­зуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определен­ный симптомокомплекс особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может, однако, проявлять­ся с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, опреде­ляющим различия, является иерархический уровень руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки, и наоборот. Различают три уровня управления: низовой (оперативный), средний и высший.

 

 

Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных...

определить, кому из претендентов должна быть предложена работа в таможенных органах. Анализ содержания таможенной деятельности начинает осуществляться на научной основе, результаты анализа ста­новятся базой для составления должностных инструкций, выявляют­ся профессионально важные для данного вида деятельности качества, составляется профессиограмма специалиста таможенного дела, разра­батываются анкеты для поступления на службу в таможенные органы и другие документы, касающиеся требований к исполнению работы.

Реализация системного подхода в русле теории требований, ограни­чений, альтернатив при отборе кандидатов на службу в таможенные ор­ганы позволяет осуществлять подбор и оценку персонала на основе объ­ективных критериев, что помогает избежать субъективизма и ошибок.

При анализе работы целесообразно выделять такие ее аспекты, как требования, ограничения, альтернативы. Требования говорят о том, что должен делать работник. Ограничения, налагаемые на работника его работой, сообщают нам, что работник делать не должен. Альтер­нативы, доступные работнику, определяют степень самостоятельности работника в выборе того, что и каким образом делать. Эти характери­стики работы самым тесным образом взаимосвязаны.

В жизнедеятельности таможенной службы значительное место зани­мают проблемы психологии делового общения. Общение может быть рассмотрено как самостоятельная психологическая категория, тесно связанная с категорией деятельности. Общение имеет диалогическую природу, «субъект-субъектную» структуру. Компетентность в деловом общении является обязательной составляющей управленческого труда и благоприятно влияет на имидж таможенника и таможенной службы.

Знание закономерностей делового общения позволяет специали­стам таможенного дела распознавать манипулятивные модели поведе­ния, учит ориентироваться наличностно-значимый уровень общения, на котором закладываются основы самоактуализации личности в про­фессиональной деятельности (рис. 17.2).

Для вычленения психологической составляющей управленческой деятельности полезен анализ философии западного менеджмента с его ориентацией на потребителя. Менеджмент — нечто большее, чем сумма технических средств и организационных приемов. В конечном счете он приводит к развитию у членов общества ценностей и моти­вов, присущих обществам, живущим в условиях развитой рыночной экономики: терпимости к неопределенности, склонности к риску и предприимчивости, инициативности и ответственности, трудолюбия и профессионализма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.