Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенное оформление и таможенный контроль партии товара, перемешаемого через таможенную границу РФ




 

Идентификатор риска (имя риска) Рг Г[ед.]
  Неверное указание кода товара 0,02  
  Неверное указание страны происхождения товара 0,05  
  Занижение таможенной стоимости товара 0,08  
  Занижение весовых характеристик товара 0,06  
       
к Ошибка инспектора при начислении таможенных платежей 0,03  

Сказанное указывает на то, что риск — вероятностная категория, и мы кправе рассматривать его как случайную величину. В этом случае, для получения количественных оценок риска, можно использовать богатый пресная методов теории вероятностей и математической статистики.

Случайные величины, как известно, могут быть дискретными или непрерывными. Примеры дискретных величин: количество автофур­гонов, прибывших на таможню; количество ГТД, находящихся в от­деле таможенного оформления, количество нарушений таможенных правил за прошедший месяц и др. Примеры непрерывных величин: цены на нефть на Нью-Йоркской товарной бирже; весовое количество товара, прибывшего на СВХ; сумма таможенных платежей, указывае­мая в отчетных документах, и др.

Согласно теории вероятностей, случайная величина считается пол­ностью определенной, если известен закон распределения. Напомним, что законом распределения случайной величины называется всякое соотношение, устанавливающее связь между возможными значения­ми случайной величины и соответствующими им вероятностями.

Для дискретных величин закон распределения задается либо в таблич­ной форме (такое представление называется рядом распределения), либо и графической форме — многоугольником распределения. Например, шкон распределения количества транспортных средств, находящихся и зоне таможенного контроля, можно представить рядом распределения (табл. 16.2) либо многоугольником распределения (рис. 16.4).


  Раздел III. Управление таможенными органами
Таблица 16.2 Ряд распределения дискретной случайной величины
Количество, X        
Вероятность Р. 0,1 0,3 0,4 0,2

 


Глава 16. Риски в управлении деятельностью таможенного органа

 

 


 


 

При решении практических задач часто бывает достаточным зна­ние числовых (статистических) характеристик случайных величин. В практике расчетов наиболее распространенными из них являются: • среднее арифметическое (математическое ожидание): ♦ для дискретных случайных величин:



Раздел III. Управление таможенными органами


Глава 16. Риски в управлении деятельностью таможенного органа



 


Подводя промежуточный итог, можно констатировать, что совокуп­ность величин тх, Ха, ах, «с, г6, г0, оп представляет собой систему количе­ственных оценок экономического риска. К этому, однако, следует доба­вить, что некоторые авторы в эту систему включают и величину риска К)5К = Р х V, которую они называют степенью риска, в то время как другие мерой риска считают величину ах.

16.2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКА И ЕГО
ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ. МЕРЫ РИСКА

ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Допустим, в результате проведенных расчетов (или из других источ­ников) нам стали известны значения количественных оценок риска. Однако вынести суждение о значимости этих величин невозможно до тех пор, пока не будет принята шкала оценки для каждого из них. Шкала — линейка или таблица с делениями, служащие для измерения (Ожегов С. Н. Словарь русского языка). Такая шкала устанавливает­ся экспертами — авторитетными специалистами в своей предметной области. Для этого применяются различные методы экспертного оце­нивания, например метод «Дельфи» как наиболее распространенный из них. В экономике для оценки рисков через величины о^и /*6 часто пользуются такими шкалами:

 


Эти шкалы определяют соответствующие зоны (интервалы)риска.

Однако и здесь нет единого подхода к формированию шкал риска. Обобщая результаты исследований многих авторов, можно принять следующую (эмпирическую) шкалу при оценке риска (табл. 16.3).

Наиболее распространена точка зрения, согласно которой мерой ри­ска управленческого решения следует считать среднее квадратическос отклонение (а) показателя эффективности этого решения.

Действительно, поскольку риск обусловлен неопределенностью исхода решения, то, чем меньше разброс (дисперсия или среднеква-


 

Таблица 16.3 Эмпирическая шкала риска
№ зоны риска Вероятность рискового события (Рг) Наименование зоны риска
  0-0,1 Минимальный
  0,1-0,3 Малый
  0,3-0,4 Средний
  0,4-0,6 Высокий
  0,6-0,8 Максимальный
  0,8-1.0 Критический

дратическое отклонение) результата решения, тем более предсказуем риск. Если вариация (дисперсия) результата равна нулю, риск полно­стью отсутствует. Например, в условиях стабильной экономики опера­ции с государственными ценными бумагами считаются безрисковыми.

Итак, мера риска при принятии решения — это среднее квадрати-ческое отклонение показателя эффективности этого решения. Однако каждое из решений несет в себе информацию по двум координатам: среднее значение показателя эффективности ту; среднее квадратическое отклонение показателя эффективности ах.

Оба этих показателя следует рассматривать как количественную
меру принимаемых решений.

16.3. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ РИСКА

Вначале рассмотрим пример процедуры выбора решений по Паре-то. Допустим, мы имеем несколько проектов (например, 8), каждый из которых имеет свою пару значений ои.; тх.0'= 1, 2,..., 8). Эти значения изображены точками в координатах о.; т на рис. 16.5 (точки А, В, С, О, Е, Р, С, Н).

Совокупность точек А, В, С, О, Е, Р, О и Н — множество допусти­мых решений. Как выбрать приемлемое решение? Из рассмотрения точек А, В, С очевидно, что наилучшим из них является решение В — у него при равных средних наименьшее среднее квадратическое откло­нение. Иначе говоря, решение В является «доминирующим» над ре­шениями А и тем более С. Также очевидно, что решение Е доминирует над решениями О и Р, а решение Н — над решением С.


 


 

 


 

Раздел III. Управление таможенными органами

Процесс выбора доминирующих решений из множества допусти­мых называется выбором решений по Парето. Полученное подмноже­ство доминирующих решений называется «паретовскими» решения­ми. Для нашего примера это решения В, Е и Н.

[

Далее стоит вопрос: какое же решение лучше из решений В, Е и Н? Здесь все уже зависит от лица, принимающего решение (ЛПР). Если Л ПР склонен к риску, то он выберет проект Н, который обеспечивает ему наибольшую среднюю прибыль. Более осторожный руководитель выберет проект В (средняя прибыль у него меньше, однако риск (о) — тоже меньше). Другим способом выбора лучшего варианта на этой ста­дии принятия решения может быть оценка коэффициентов вариации решений В, Е и Н (по формуле (12)): наилучшим будет то решение, у которого этот показатель окажется меньше.

 


 

 

Рассмотрим наиболее характерные определения понятия «управле­ние рисками». На сегодняшний день нет единого определения понятия «управление рисками». Здесь, на наш взгляд, две причины. Во-первых, сама наука «управление рисками» (некоторые авторы называют ее «ри-скологией») пока еще не сформировалась. Во-вторых, сказывается предметно-ориентированный фактор, когда специалисты из различных областей деятельности дают собственные определения этому понятию.

Наиболее удачными определениями, на наш взгляд, являются сле­дующие:

• управление рисками (УР) — процесс принятия решений, кото­
рые минимизируют неблагоприятное влияние на организацию
или лицо убытков, вызванных случайными событиями [2];

• управление рисками — совокупность методов, приемов и меро­
приятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать


Глава 16. Риски в управлении деятельностью таможенного органа 397

наступление рисковых событий и принимать меры к исключе­нию или снижению отрицательных последствий наступления таких событий;

• управление рисками — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и миними­зации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации. Здесь важно подчеркнуть, что управление рисками — это непрерыв­ный процесс, являющийся частью общего процесса управления си­стемой (организацией, предприятием, фирмой и т. д.). Очевидно, что эффективность такого процесса может быть обеспечена созда­нием системы управления рисками, включающей в себя компоненты методического, информационного, технического, программного, ка­дрового и другого обеспечения.

Основная цель управления рисками (риск-менеджмента) заключа­ется в обеспечении максимальной эффективности управления хозяй­ственной организацией в целом. Эту эффективность можно определить по формуле:

ЭУР = СВ/3, (16)

где ЭУР — эффективность управления рисками; СВ — совокупная выго­да, полученная в результате управления рисками; 3 — затраты, понесен­ные в результате осуществление мероприятий по управлению рисками.

Для таможенных органов эту формулу можно применить, если ве­личины СВ и 3 будут представлены в одних единицах.

Процесс принятия управленческого решения в условиях риска ил­люстрируется блок-схемой, приведенной на рис. 16.6. Как видно из схемы, процесс управления объектом через риски состоит из пяти основных этапов.

Представленная схема носит универсальный характер и применима к любой производственной системе (организации) вообще и к тамо­женным органам в частности. Здесь следует иметь в виду, что этапы принятия управленческого решения условны: каждый из них может быть дифференцирован на несколько других, которые, в свою очередь, могут образовывать различные группы, подгруппы и т. д., в целом об­разуя некоторую другую структуру, отличную от исходной.

Рассмотрим содержание каждого из этапов подробнее.

Этап 1. Анализ проблемы, выявление и оценка рисков. На этом этапе изучается проблема, возникающая в процессе деятельности должност-



Раздел III. Управление таможенными органами


Глава 16. Риски в управлении деятельностью таможенного органа



 


 

 


ного лица таможенного органа, таможенного поста, отдела таможни, та­можни, отдела РТУ, РТУ, Управления ЦА ФТС России или ФТС России в целом — системы управления. Составляется содержательное описание деятельности со сбором различного рода данных (табличных, графиче­ских, статистических и т. д.), формулируются цели и задачи. Составляет­ся перечень важнейших задач (функций) — целенаправленных действий и сопутствующих им нежелательных событий — рисков с их идентифи­кацией и, по возможности, сбором информации по всем составляющим структуры каждого из них — г, V). Из основных функций, составляю­щих триаду управления (планирование, организация, регулирование), на этом этапе более всего реализуется функция планирования.

Этап 2. Сравнение и выбор методов управления рисками. Этот этап предполагает построение различного рода математических моделей целенаправленных действий. Эти модели должны быть отражением действующих экономических законов, законов сохранения и положе­ний различных теорий (вероятностей, полезности, принятия решений, игр и др.). В практике деятельности таможенных органов основным источником получения таких моделей являются временные ряды раз­личных показателей. Такими показателями могут быть объемы импор­та и экспорта, количество оформленных ГТД, количество нарушений таможенных правил, суммы таможенных платежей, переводимых на счет федерального бюджета и др. Следует ожидать, что многие из этих рядов данных будут иметь типичные законы распределения (нормаль­ный, равномерный, показательный и др.).,


На этом этапе возможно применение различных методов анализа рисков (экономико-математических, математического программиро­вания, исследования операции и др.). Значительное место среди них занимают методы теории систем массового обслуживания (СМО), позволяющие решать разнообразные задачи, связанные с обслужива­нием различного рода потоков заявок. Этап завершается получением оценок рисков при различных методах его анализа. Этот этап можно назвать этапом количественного анализа рисков. Из основных функ­ций, составляющих триаду управления, на этом этапе более всего реа­лизуется функция организации.

Этап 3. Принятие решений. Это самый ответственный этап, на кото­ром ЛПР выбирает одно из возможных решений, теоретическое обо­снование которых получено на предыдущем этапе. Например, для ин­спектора таможенного поста набор этих решений ограничен десятью формами таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ).

Наиболее известными методами управления рисками в экономике считаются:

• уклонение (отказ) от риска;

• снижение риска;

• «передача» риска;

• принятие риска.

Очевидно, что такой метод, как уклонение (или отказ) от риска, для должностного лица или таможенного органа любого ранга невозможен в силу их природы существования: таможенный орган — контроли­рующий орган, наделенный исключительными полномочиями в при­нятии решений. Методы снижения, передачи и принятия риска при­сутствуют всегда и, как правило, вместе. Например, при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств между этими методами почти не существует четких границ. Конечно, инспектор та­моженного поста при принятии решения руководствуется профилями рисков [5]. В этом случае инспектор для снижения риска использу­ет эффективный аппарат системы управления рисками. Но большая часть ситуаций, по которым надо принимать решения, не описывает­ся этими профилями. Здесь инспектор либо принимает риск на себя (принятие риска), либо обращается к помощи отделов таможни по различным направлениям анализа риска (например, отдел контроля таможенной стоимости, отдел валютного контроля и т. д.). Последний вариант управления являет собой метод распределения (диверсифика­ции) риска. Из основных функций, составляющих триаду управления, на этом этапе более всего реализуется функция регулирования.



Раздел 111. Управление таможенными органами


Глава 16. Риски в управлении деятельностью таможенного органа



 


Этап 4. Исполнение выбранного решения. На этом этапе решение, принятое субъектом управления, должно быть быстро и четко испол­нено объектом управления. Время реализации этого этапа — одно из слагаемых «ге\го1уе 11те». Ранее отмечалось: чем меньше это время, тем выше качество управления. Замечено, что при таможенном оформле­нии задержка одной товарной партии на одни сутки влечет потери для государства в несколько миллионов рублей. На этом этапе основными источниками риска являются несовершенство инфраструктуры тамо­женного органа, средств технического контроля (например, отсутствие или недостаток ИДК), низкая квалификация и недисциплинирован­ность персонала. Из основных функций, составляющих триаду управ­ления, на этом этапе более всего реализуется функция регулирования.

Этап 5. Контроль результатов (мониторинг). Процесс управления ри­сками предполагает непрерывное отслеживание результатов принятых решений и выработку корректирующих решений. Здесь существенное значение имеет фактор времени. Информация от реализации принятых решений должна быть немедленно принята к сведению соответствую­щими службами по управлению рисками и по каналам обратной связи передана на соответствующие этапы схемы управления. Именно нали­чие такой обратной связи делает управление эффективным.

16.4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧЕТОМ

РИСКОВ

, Как показывает опыт разработки системы управления рисками, уп­равление деятельностью таможенных органов в условиях риска основы­вается, главным образом, на опыте, интуиции и соображениях «здраво­го смысла» руководителей.1

Условно все рисковое пространство при управлении таможенными органами можно ограничить следующими координатами:

• структурно-функциональная координата, отражающая четырех-
уровневую организацию системы таможенных органов;

• координата, учитывающая вид управления (стратегическое, опе­
ративное, тактическое);

• координата, отражающая среду происхождения риска (внеш­
няя, внутренняя).

'Бурдин В. Е. Риски в управлении: Учебное пособие. — М.: РИО РТА, 2007.


Очевидно, что каждая точка в этом пространстве — это риск реали­зации той или иной функции каким-либо элементом системы тамо­женных органов. Положение каждой точки в этом пространстве отве­чает на следующие вопросы:

• Работа какого элемента системы таможенных органов рассма­
тривается и какая при этом реализуется функция (задача)?

• К какому виду управления относится эта функция (стратегиче­
скому, тактическому или оперативному)?

• Каковы источники риска (внешние или внутренние)?

В свете сказанного рассмотрим риски в деятельности системы тамо­женных органов, начиная с верхнего уровня иерархии.

Формально на самом высоком уровне система таможенных орга­нов России представляется как «Федеральная таможенная служба России». Рассматривая ФТС России в качестве объекта управления, субъектом управления является Правительство России. Основные функции в такой системе определяются государственной политикой п области таможенного дела. В соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации этих функций — одиннадцать. Совер­шенствование государственной политики в сфере таможенного дела предполагается проводить по следующим направлениям:

• таможенное регулирование;

• эффективная реализация фискальных функций;

• таможенная инфраструктура;

• информационно-техническое обеспечение;

• правоохранительная и антикоррупционная деятельность;

• международное сотрудничество;

• институциональное развитие;

• укрепление кадрового потенциала;

• развитие социальной сферы.

Эти направления можно принять за исходные для введения класси­фикационных признаков таможенных рисков. Безусловно, каждое из этих направлений следует рассматривать как проблемное, включаю­щее в себя очень большой перечень задач, решение которых возлага­ется, в том числе и главным образом, на таможенные органы нижнего уровня в соответствии с их компетенциями. Реализация этих направ­лений на уровне ФТС относится к области стратегического управле­ния. Наиболее значимыми рисками здесь являются экономические, финансовые и законодательные.

Экономические риски. Они обусловлены возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, замедлением темпов роста ин-



Раздел III. Управление таможенными органами


Глина 16. Риски в управлении деятельностью таможенного органа



 


вестиционной активности, спадом промышленности и другими нега­тивными явлениями, приведут к снижению объемов внешнеторгового оборота и, как следствие, к большим потерям в бюджете страны. До конца неясны и последствия вступления России во Всемирную торго­вую организацию, поскольку это существенно изменит ситуацию на внутренних и внешних рынках. Это же можно сказать и в отношении образования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

Финансовые риски. Такие риски обусловлены возможностью умень­шения объемов бюджетного финансирования, что может стать перво­причиной снижения эффективности реализации нынешней Страте­гии Федеральной таможенной службы.

Законодательные риски. В условиях присоединения к Всемирной торговой организации и интеграции российской экономики в между­народное экономическое пространство существенно изменятся гра­ницы правового пространства деятельности таможенных органов. Это касается, прежде всего, тарифных и нетарифных ограничений, ва­лютного регулирования, административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В рассматриваемой точке рискового пространства (уровень ФТС, стратегическое управление) в большей степени проявляются внеш­ние риски. Вероятностная составляющая внешних рисков невелика, но зато весьма «тяжеловесна» составляющая потерь. Можно предпо­ложить, что эти риски имеют распределение редких событий (закон Пуассона). Роль внутренних рисков также существенна. К источникам этих рисков можно отнести ошибки в таможенно-тарифной политике, структурно-функциональные и кадровые изменения, несовершенства в социальной сфере и др. Однако прогнозирование этих рисков — весьма трудная задача, а время принятия и исполнения управленче­ского решения (геуо1уе пте) может исчисляться годами.

При переходе к анализу и оценке рисков на 2-м уровне управления — уровне региональных таможенных управлений — видно, что характер рисков несколько меняется. Здесь во все большей мере решаются за­дачи оперативного управления. Существенное значение при оценке рисков приобретает товарно-географический фактор. Так, например, для Южного таможенного управления — это контрабанда наркотикой и оружия, для Дальневосточного — контрабанда морепродуктов, для Восточно-Сибирского — проблемы вывоза леса — кругляка.

Прогнозировать эти рисковые ситуации легче, нежели ситуации, относящиеся к стратегическому управлению. Здесь влияние внеш­них и внутренних источников рисков, очевидно, находится в опреде­ленном балансе. В самом деле, что сильнее влияет на составляющую


потерь для бюджета и безопасности России в целом — грубые и со-шательные нарушения правил международной торговли со стороны дальневосточных соседей или отсутствие должной профессиональной подготовки, а порой продажность и бесчестие чиновников различных иилстных структур (в том числе и таможенных органов)? Борьба с кор­рупцией, конечно, — это не только проблема таможенных органов, к проблема общегосударственного масштаба.

Третий и четвертый уровни управления таможенных органов (та­можни и таможенные посты) можно объединить, поскольку на этих уровнях решаются практически одинаковые задачи тактического ха­рактера. Риски в данной сфере деятельности наиболее изучены. Дело и том, что на этом уровне решается центральная задача таможенных органов — таможенное оформление товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу России. Здесь в равной степени присутствуют внешние и внутренние риски. Пожалуй, эта область в рисковом пространстве является самой актуальной в управлении та­моженными органами. Об этом свидетельствует достаточно предста-мительный перечень официальных документов и научных разработок.

Управление рисками (этап 1, рис. 16.6) начинается с определения объектов анализа, области рисков, индикаторов рисков. Методология что го этапа на протяжении лет продолжает совершенствоваться. Об •том свидетельствует хронология официальных документов. Все мно­жество объектов (а это — товары и внешнеэкономические операции) целится на 7 групп (табл. 16.4).

Каждой из этих групп ставился набор критериев. Например, для того, чтобы товар был отнесен к группе риска, для этого достаточно иыполнение одного из 4 критериев:

• объемы ввоза-вывоза обеспечивают поступление наибольших
сумм платежей;

• высокие адвалорные ставки ввозных таможенных пошлин;

• установлены комбинированные или специфические ставки ввоз­
ных таможенных пошлин;

• объемы их ввоза по данным таможенной статистики России
значительно меньше объемов их вывоза поданным таможенных
статистик стран-контрагентов, а риск таможенных платежей
проверяется по одному критерию — сумма таможенных пла­
тежей, подлежащих уплате, в расчете за единицу товара, менее
установленной величины (графа 47 ГТД).

Как мы видим, эти критерии фактически устанавливали допусти­мые границы наблюдаемого показателя. Случай нарушения этих гра­ниц фиксировался как риск.



Раздел III. Управление таможенными органами


Глава 16. Риски в управлении деятельностью таможенного органа



 


Таблица 16.4 Объекты анализа и управления рисками, группы рисков
Группа риска Объекты анализа и управления рисками Количество критериев
А Товары риска  
Б Товары прикрытия  
В Страна происхождения товаров  
Г Контроль таможенного оформления товаров  
д Таможенная стоимость товаров  
Е Таможенные платежи I
Ж Особенности внешнеторговой сделки  

Принимая во внимание определения, сгруппированные объекты ана­лиза — это области риска, а перечень критериев — индикаторы риска. В этом документе представлен более конкретный и расширенный пе­речень (8 пунктов) объектов анализа. Этот перечень включает в себя не только товары, транспортные средства, деятельность участником ВЭД и результаты применения форм таможенного контроля, но и све­дения, содержащиеся во всем пакете документов, представляемых для таможенного оформления, и (что важно!) — таможенные органы. По­следнее обстоятельство прямо указывает на то, что сами таможенные органы являются источниками рисков.

В более поздних документах информация об объектах риска (об­ластях риска) и критериях их оценки (индикаторах риска) структурно представлена несколько иначе и в более уточненном виде. Отметим, что работа по этому «уточнению» является значительной частью и предметом постоянных и особых забот ответственных лиц, занимаю­щихся развитием и совершенствованием СУР ТС РФ.

Основным подразделением, отвечающим за разработку и внедрение СУР ТС РФ, является Главное управление организации таможенного контроля ФТС России (ГУОТК). На уровне РТУ таким подразделе­нием является отдел контроля и применения СУР (ОКиПСУР), а на уровне таможни — отдел применения СУР таможни (ОПСУР). Эти подразделения находятся в отношениях строгой соподчиненности.

Значительная роль в СУР ТС РФ принадлежит компонентам ин­формационного и кадрового обеспечения. Пример схемы общей тех­нологии автоматизированного анализа рисков и принятия решений представлена на рис. 16.7.

Отметим, что перечень управляющих решений ограничен формами таможенного контроля. Согласно схеме на рис. 16.1 каждая форма та-


 

 

 


моженного контроля — это Хк. Процедура анализа рисков и принятия решений в данном представлении может иметь два исхода: либо ана­лизируемая входная ситуация отражена в каком-либо из существую­щих профилей риска (это устанавливается либо автоматически после программной обработки электронной копии ГТД, либо — вручную, по памяти инспектора), либо нет. Однако на этом этапе инспектор может обратиться к уточнению сведений, заявленных в ГТД, в соот­ветствующие отделы таможни. В общем случае у должностного лица таможенного органа имеется возможность выбора той или иной меры по минимизации риска в соответствии с классификатором этих мер. Вообще же действия уполномоченных должностных лиц в этих ситуа­циях регламентированы документами.

Инспектор, как и любое уполномоченное должностное лицо или структурная единица таможенного органа, может быть инициатором разработки нового профиля риска (проекта профиля риска). В этом случае действия должностных лиц регламентируются положениями учебного пособия «Риски в управлении». Процесс разработки проекта профиля риска в профиль риска строго регламентирован.

Профили рисков имеют сложившуюся схему классификации, ко­торая изображена на рис. 16.8.

Общероссийский профиль риска действует по всем таможенным органам России, региональный — в рамках РТУ, а зональный — в зоне деятельности таможни. Все профили имеют свое «время жизни». Са­мыми краткосрочными из них являются срочные профили риска. Эти профили оперативно доводят информацию должностным лицам о при-


 

 

 

 


менении мер по минимизации риска к конкретной партии товара до за­вершения таможенного оформления.

Продолжая тему классификации рисков, следует указать и на то, что существует еще один признак классификации, учитывающий способ представления и использования профилей. В соответствии с этим при­знаком имеются автоматические профили рисков, автоматизированные и неформализованные. Последние из них доводятся до таможенных органов на бумажном носителе. Автоматические риски доводятся до таможенных органов в электронном виде. Риски по ним выявляются программно без участия должностного лица. Очевидно, что с улучше­нием информационного и программного обеспечения «вес» этих ри­сков будет возрастать. Что касается автоматизированных рисков, то они, как и автоматические, доводятся до таможенных органов в элек­тронном виде. Однако область их действия шире: инспектор, помимо мер, выявленных программным путем, может использовать и другие, по своему усмотрению.

Профили риска —достаточно гибкий инструмент управления. Кро­ме профилей риска используются еще и ориентировки. Ориентировки не предписывают обязательных действий инспектору, но содержат ин­формацию, на которую следует обратить особое внимание при тамо­женном контроле и оформлении.

В настоящее время решение проблемных вопросов управления дея­тельностью таможенных органов на основе совершенствования систе­мы управления рисками — наиболее значимо и перспективно. Примеры стран ЕС, США, Канады, Австралии и др. убедительно демонстрируют эффективность реализации такого подхода. Наиболее актуальными во­просами в деле совершенствования системы управления рисками в та­моженной службе России являются вопросы методического обеспе­чения. Здесь необходимо учитывать специфику российских условий. Наиболее ошутимые результаты в этом направлении достигнуты в ЮТУ, СЗТУиЦТУ.


 

Л *'

РАЗДЕЛ IV




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.