КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В таможенных органах
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ 18.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМАТИВНАЯ И ПРАВОВАЯ БАЗА ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Управленческая деятельность, т. е. деятельность органов управления и входящих в них должностных лиц по управлению действиями управляемого объекта, должна быть в достаточной мере информационно обеспечена и защищена в правовом отношении, что обусловливает важность в современных условиях такого вида информационного обеспечения управленческой деятельности, каким является ее доку-ментационное обеспечение. Более того, важность документационного обеспечения управления и, следовательно, документационного обеспечения управленческой деятельности подтверждена созданием Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), призванной обеспечить требуемую эффективность управления организациями, а также правовую защищенность деятельности управленческих структур. Глава 18. Документационное обеспечение уп равленческой деятельности... 431 Успешное управление таможенной деятельностью предполагает наличие необходимой информации о целях, задачах, состоянии и обеспеченности ресурсами, а также об условиях, влияющих на возможность выполнения задач и достижение целей. Однако эта информация, как правило, имеет очень широкий спектр как по важности, объему, так и по необходимости ее документирования, т. е. закрепления информации на материальном носителе (бумаге, магнитном носителе и т. п.). Поэтому документационное обеспечение как наиболее важный вид информационного обеспечения управленческой деятельности имеет двоякую цель, а именно документальное закрепление соответствующей информации, а также своевременное и полное обеспечение работы органов управления необходимой документацией. Содержание документационного обеспечения управленческой деятельности определяется, с одной стороны, решаемыми при его организации и осуществлении задачами и, с другой стороны, соответствующими мероприятиями в процессе деятельности органов управления. Основными задачами документационного обеспечения управленческой деятельности, согласно его предназначению и целям, являются: • документальное закрепление управленческой информации, под • предоставление органам управления необходимой документа • организация и осуществление движения документов (докумен Применительно к этим основным задачам, а также к другим задачам, возникающим при осуществлении документационного обеспечения управленческой деятельности, выполняется комплекс последовательных мероприятий, а именно: • разработка документов, закрепляющих управленческую инфор • рассылка документов в таможенные органы и организации, их • доведение документов до органов управления и должностных лиц; • продвижение документов по инстанциям и исполнителям; • контроль исполнения документов; • хранение документов как текущее (оперативное) в течение их Несомненно, что документационное обеспечение управленческой деятельности должно организовываться и осуществляться на основе принципов управленческой деятельности, трансформируемых с учетом Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных... целей, задач и специфики документационного обеспечения этой деятельности. Оно должно строиться на общих принципах, т.е. на принципе обеспечения его оперативности и своевременности при одновременном соблюдении принципа адекватности и достоверности документируемой информации; принципе оптимальности (рациональности) документированной информации. Все вместе они определяют основу документационного обеспечения управленческой деятельности. Несколько другую область управленческой деятельности, а именно работу с документами, определяют принцип стандартизации и унификации документированной информации и принцип ее учета и сохранности. Перечисленные принципы документационного обеспечения управленческой деятельности не исчерпывают всей их совокупности, кроме них выделяют и другие, специальные принципы документационного обеспечения управленческой деятельности, например принципы построения информационно-справочной работы в организации, организации регистрации документов и др. В своей совокупности эти принципы определяют, как, каким образом осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности, чтобы достигались его цели и выполнялись его задачи; их выполнение на практике позволяет судить о качественной стороне документационного обеспечения. На основе этих принципов сформулированы основные требования к организации и осуществлению документационного обеспечения. Из принципа оперативности и своевременности документационного обеспечения управленческой деятельности вытекает требование оперативности разработки соответствующих документов и своевременности обеспечения ими органов управления. Однако этого явно недостаточно, так как принцип адекватности и достоверности документированной информации определяет такое требование к доку-ментационному обеспечению, согласно которому документы должны содержать только ту информацию, для закрепления которой предназначен тот или иной документ, и эта информация в достаточной мере должна отвечать действительности, т. е. быть достоверной. На принципе оптимальности (рациональности) документирования информации основывается требование того, что документированию должна подлежать информация, необходимая и достаточная для обеспечения управления в конкретных условиях, отвечающих характеру деятельности организации и ее органов управления. Организация документационного обеспечения управленческой деятельности как функции строится в рамках Государственной системы документационного обеспечения управления и на основе ее положений, устанавливающих цель, правовую и нормативно-методическую базу до- Глава 18. Документационное обеспечение управленческой деятельности... 433 кументационного обеспечения управления и требовании, с учетом которых оно должно осуществляться, состав управленческих документов, правила унификации и стандартизации документов и их оформления, а также организацию работы с документами при их разработке, в процессе их движения и заканчивая подготовкой к передаче в архив. Рассматривая организацию документационного обеспечения управленческой деятельности в функциональном аспекте, необходимо выделить следующие ее составляющие, являющиеся прерогативой соответствующих высших или вышестоящих организаций: • упорядочение создания документов с установлением соответ • систематизацию документов и их унификацию; • установление и закрепление единых форм документов и единых • организацию экспедиции документов с целью своевременной Кроме того, организация документационного обеспечения управленческой деятельности в каждой организации, независимо от ее уровня, предполагает: • упорядочение обработки поступающих или создаваемых в орга • создание информационно-поисковой системы по документам • организацию контроля исполнения документов; • организацию подготовки документов к передаче в архив; • совершенствование работы с документами, в том числе путем Структурную организацию документационного обеспечения управленческой деятельности отражает так называемая служба документационного обеспечения управления, представляемая в таможенных органах соответствующими структурами, выполняющими функции этого вида информационного обеспечения. Нормативную правовую базу делопроизводства создает и закрепляет совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и правила создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации, а также структуру, функции, штаты, техническое обеспечение службы делопроизводства и некоторые аспекты ее работы. Нормативная правовая база делопроизводства включает в себя: 434 Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных... • законодательные акты Российской Федерации, указы и распо ' исполнительной власти, регламентирующие вопросы докумен- тационного обеспечения;
государственные стандарты на документацию, определяющие унифицированные системы документации; • общероссийские классификаторы технико-экономической и со • государственную систему документационного обеспечения уп Основная цель ГС ДОУ — упорядочение документооборота организаций, сокращение количества и повышение качества документов, создание благоприятных условий для применения технических средств и современных технологий сбора, обработки, анализа информации, совершенствование работы аппарата управления. Основные положения охватывают вопросы документирования управленческой деятельности, организации работы с документами, механизации и автоматизации работы с документами, организации службы ДОУ. Раздел «Документирование управленческой деятельности» содержит положения, определяющие состав управленческих документов, основные направления и порядок проведения унификации и стандартизации документов, оформления реквизитов, а также общие требования к составлению текстов документов. Раздел «Организация работы с документами» устанавливает принципы и порядок организации документооборота учреждения, построения информационно-поисковой системы по документам учреждения, контроля исполнения документов и подготовки документов к передаче в архив на хранение. 18.2. РУКОВОДСТВО ОТДЕЛОМ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РТУ) Начальник отдела документационного обеспечения осуществляет руководство отделом и обеспечивает ведение делопроизводства, ра- Глава 18. Документационное обеспечение управленческой деяте/1ыюсти... 435 боту архива в аппарате таможенного органа в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива. Начальник отдела назначается и освобождается от занимаемой должности в установленном порядке по представлению соответствующего заместителя начальника таможенного органа. Начальник отдела непосредственно подчинен начальнику таможенного органа. Начальник отдела в своей деятельности руководствуется: • положениями о таможенном органе и отделе документационно • приказами, распоряжениями, инструкциями ФТС России и та • типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива в та • должностной инструкцией. Начальник отдела должен иметь высшее образование и стаж работы по делопроизводству не менее 5 лет. Начальник отдела взаимодействует: • с руководителями структурных подразделений таможенного ор • с юридическим отделом по вопросам подготовки проектов документов; • с кадровой службой по вопросам подбора, приема, увольнения, • со службой материально-технического обеспечения — по во • с региональным отделом ГНИВЦ по вопросам проектирования, Начальник отдела в пределах своей компетенции осуществляет вза-,эд«оотношения с другими организациями по вопросам работы с документами. 436 Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных... 18.3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Начальник отдела имеет право: • контролировать и требовать выполнение установленных правил возвращать исполнителям документы и требовать их доработки в случае нарушения установленных правил; осуществлять проверки организации делопроизводства в структурных подразделениях таможенного органа и в подведомственных таможенных органах; подписывать и визировать документы, связанные с деятельностью отдела; • вносить руководству таможенного органа предложения по улуч- • давать указания, обязательные для выполнения сотрудниками • требовать своевременного и качественного их выполнения; • вносить руководству таможенного органа представления о на- них взысканий. Начальник отдела несет ответственность за осуществление возложенных на отдел задач, надлежащую организацию его работы, своевременное и квалифицированное выполнение указаний и поручений руководства таможенного органа. Основной задачей начальника отдела является обеспечение четкой организации делопроизводства в таможенном органе, координация деятельности различных участков и служб отдела документационного обеспечения. Для выполнения указанной задачи начальник отдела обязан:
• обеспечивать осуществление своевременного приема, регистра- внутренней корреспонденции, оперативного поиска и выдачи информации по документам; обеспечивать своевременное рассмотрение и проверять качество оформления документов, представляемых для доклада и на подпись руководству таможенного органа; Глава 18. Документационное обеспечение управленческой деятельности... 437 • обеспечивать организацию контроля своевременного исполне • обеспечивать соответствующий режим доступа к документам • осуществлять контроль организации документационного обе • обеспечивать единый порядок отбора, учета, сохранности, ка • принимать участие в разработке и внедрении новых техноло • разрабатывать нормативно-методические документы по веде • осуществлять контроль деятельности архива таможенного органа; • участвовать в заседаниях коллегии и совещаниях, проводимых • организовать регистрацию сотрудников, прибывших в коман
• принимать участие в работе по подбору и расстановке сотрудни • планировать работу отдела и представлять проекты планов на • разрабатывать и организовывать проведение мероприятий по В случае проведения межведомственного совещания копии протокола направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и организации, а также в заинтересованные структурные подразделения. Копии протоколов совещаний у руководителя (заместителя руководителя) ФТС России рассылаются исполнителям (в том числе заинте- 438 Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных... ресованиым федеральным органам исполнительной власти), а также другим руководителям структурных подразделений и должностным лицам. Контроль исполнения поручений, содержащихся в протоколе оперативного совещания у руководителя ФТС России, осуществляется Главным организационно-инспектореким управлением. Контроль исполнения поручений, содержащихся в протоколе совещания у заместителей руководителя ФТС России, осуществляется структурным подразделением, ответственным за проведение совещания, или секретариатом заместителя руководителя ФТС России. 18.4. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЙ, РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ В ФТС РОССИИ. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПОРУЧЕНИЙ Акты ФТС России, а также резолюции (поручения) руководителя (заместителей руководителя) ФТС России по рассмотренным документам оформляются и рассылаются Управлением делами исполнителям. Управление делами ФТС России обеспечивает регистрацию, принимает организационные решения по порядку выполнения поручения в день его поступления вне зависимости от порядка поступления, (электронная почта, факсимильное сообщение, нарочный, фельдъегерская связь или простое почтовое отправление) в соответствии с инструкцией по делопроизводству. Головной исполнитель подготавливает проект документа с учетом представленных соисполнителями предложений в соответствии с инструкцией по делопроизводству и представляет его в установленном порядке на подпись руководству ФТС России. ФТС России исполняет поручения Президента Российской Феде Глава 18. Документационное обеспечение упршыетескт» (к'шш'лыюсти... 439 Контроль исполнения документом по существу вопроса осуществляют руководители ФТС России и структурных подразделений. Контроль сроков исполнения поручений осущее I иляют Управление делами и отделы документационного обеспечения (отнетстпенные за делопроизводство) структурных подра щелений Ф 1С России. Контроль рассмотрения поступивших и ФТС России документов прекращается на основании документированной информации соответствующих структурных подразделений о направлении и установленном порядке ответа заявителям. В ФТС России рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее — обращения граждан), а также ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан. При необходимости орган государственной власти, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение гражданина, а также ходатайствующая организация информируются о результатах рассмотрения обращения. Руководитель ФТС России обеспечивает учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций. Руководители структурных подразделений ФТС России по итогам анализа обращений подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативного регулирования. Управление делами осуществляет регистрацию, контроль исполнения, обобщает результаты рассмотрения обращений граждан. ФТС России исполняет поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и руководства Аппарата Правительства Российской Федерации, а также поручения содержащиеся в актах и протоколах заседаний и совещаний, а также по исполнению запросов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, обращений граждан, относящихся к ее компетенции. Руководитель ФТС России, на которого возлагается исполнение поручений, несет персональную ответственность за качество и своевременность представления материалов для доклада Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства и Заместителю Председателя Правительства. 440 Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных... В соответствии с Регламентом Правительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 г. № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» поручения, содержащие указание «срочно», «незамедлительно» (или аналогичное), подлежат исполнению в течение 3 дней с даты подписания поручения. Указание «оперативно» предусматривает 10-дневный срок исполнения поручения. В случае доработки ФТС России рассмотренных на заседании Правительства проектов актов такая доработка осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства в срок до 10 дней, если в поручении специально не установлен иной срок. Если срок исполнения в поручении не указан, оно подлежит исполнению в течение одного месяца с даты его подписания (до соответствующего числа следующего месяца, а если в следующем месяце такого числа нет, то до последнего дня месяца). Если последний день срока исполнения поручения приходится на нерабочий день, поручение подлежит исполнению в предшествующий ему рабочий день. Контроль исполнения документов по существу вопроса осуществляют руководители ФТС России и структурных подразделений. Контроль сроков исполнения поручений осуществляют Управление делами и отделы документационного обеспечения (ответственные за делопроизводство) структурных подразделений ФТС России. В случае если ФТС России является головным исполнителем поручения. Управление делами прекращает контроль на основании: • исполнения поручения; • принятия (утверждения) соответствующего акта, разработка ко- • информации, поступившей из Администрации Президента Рос - дента Российской Федерации), Председателем Правительства, Заместителем Председателя Правительства, Руководителем У'нс дппарата Правительства Российской Федерации (в отношении поручений Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства); • соответствующей резолюции руководителя ФТС России или Глава 18. Документационное обеспечение управленческой дентепыюсти... 441 ции о решении, принятом руководи гелем ФТС России (в отношении поручений руководителя ФТС России); • соответствующей резолюции заместителя руководителя ФТС России (в отношении поручений заместители руководителя ФТС России). Контроль рассмотрения поступивших в ФТС России документов прекращается на основании документированной информации соответствующих структурных подразделений о направлении в установленном порядке ответа заявителям. Управление делами еженедельно представляет руководителю ФТС России, заместителям руководителя ФТС России и руководителям структурных подразделений информацию о находящихся на контроле документах по форме, определенной руководителем ФТС России. Контроль исполнения документов по существу вопроса осуществляют руководители ФТС России и структурных подразделений. Контроль сроков исполнения поручений осуществляют Управление делами и отделы документационного обеспечения (ответственные за делопроизводство) структурных подразделений ФТС России. Таким образом, четкая организация документооборота, грамотная подготовка, своевременное и качественное исполнение принятых решений — залог высокой эффективности управленческой деятельности, а вслед за этим высокого авторитета таможенных структур, доверия к ним со стороны участников ВЭД. Делопроизводство — это не просто техническая работа по учету, своевременному докладу документов начальнику и их хранению. Это своеобразный процесс производства, система организационного, информационно-аналитического, правового, ретроспективного и прогнозного обеспечения управленческого труда. Трудно представить себе руководство таможенными органами без получения, хранения и обработки информации, без подготовки постановлений, приказов и распоряжений, без архива и библиотеки. Делопроизводство представляет собой своеобразную нервную систему управленческого организма, оно интегрирует и превращает в единое органическое целое процесс разработки, оформления в соответствии с установленными стандартами, учета, прохождения документов и контроля исполнения намеченных мероприятий, хранения и уничтожения в соответствующие сроки бумаг, а также поисково-справочные, информационно-аналитические работы и отчетные процедуры.
ГЛАВА ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 19.1. РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ Одним из важнейших направлений развития информационных таможенных технологий в последние годы явилось развертывание, начиная с 2001 г., системы оперативного управления таможенной деятельностью, начало которой было положено разработкой программного комплекса оперативного мониторинга процессов таможенного оформления и контроля. Можно с уверенностью говорить, что использование комплекса «Мониторинг-Анализ» в значительной степени изменило отношение подразделений центрального аппарата к использованию информационных ресурсов ГНИВЦ. Если основными пользователями баз данных ЕАИС являлись сотрудники подразделений ГНИВЦ, которые выполняли ин-
Глава 19. Информационно-техническое обеспечение ущшвлешш... формационно-вычислительные работы по поступающим заявкам, то сегодня основными пользователями ЦЬД стили сотрудники подразделений ФТС России, Региональных таможенных управлений и таможен. Новые требования, предъявляемые к таможенной службе, необходимость проведения таможенного оформления в виде сервиса, требования по участию ГНИВЦ в технологическом контуре процессов таможенного оформления и контроля привели к необходимости преобразования ЕАИС в информационно-технологическую систему. И сейчас ГНИВЦ обеспечивает процесс такого преобразования. Одна из основных задач ГНИВЦ при этом формулируется в необходимости проектирования архитектуры и структуры вновь разрабатываемых систем, организации совместной работы с функциональными подразделениями ФТС России и подготовки требований для выполнения работ организациям-соисполнителям. На практике была реализована модель, когда ГНИВЦ во взаимодействии с функциональными подразделениями формирует требования к новым программным средствам, самостоятельно выполняет концептуальные этапы проектирования, организует постоянный контроль за ходом реализации проектов. За счет этого обеспечивается единство применяемых архитектурных решений, использование унифицированных компонентов в различных проектах. Очень важное значение при этом отводится вопросам стандартизации и сертификации. Наиболее значимые проекты в этот период были связаны с разработкой Центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности, автоматизированных систем «Авто-Транспорт», «Таможенная стоимость», «Правоохрана», систем электронного декларирования и предварительного информирования. Одновременно специалисты ГНИВЦ принимали активное участие в разработке и согласовании структуры и состава работ Проекта модернизации информационной системы таможенных органов, в рамках соглашения между Правительством РФ и Всемирным банком. Важнейшим направлением работ ГНИВЦ стало создание и развитие программных средств систем автоматизированного информационного взаимодействия ЕАИС с другими системами, в том числе с системами участников ВЭД, с системами таможенных администраций других государств. Новый этап в развитии систем информационного взаимодействия был достигнут при реализации проекта «Зеленый коридор», когда по спецификациям и техническим условиям, разработанным специалистами ГНИВЦ, в течение 6 месяцев были разработаны программные
444 Раздел IV. Организация у правлен ческой деятельности в таможенных... средства в таможенных службах России, Швеции и Финляндии. При этом каждый из участников проекта самостоятельно и независимо друг от друга разрабатывал свою часть. Дальнейший опыт внедрения данного проекта, ход тестирования и эксплуатации полностью подтвердили правильность предложенных ГНИ ВЦ подходов к проектированию и разработке системы. Использование процедуры «Зеленый коридор» при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации позволило: • упростить таможенные процедуры при перемещении товаров из • организовать перевозки грузов в соответствии с международны 19.2. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «МОНИТОРИНГ-АНАЛИЗ» > Информационно-аналитическая система КПС «Мониторинг-Анализ» позволяет осуществлять контроль процесса таможенного оформления в области номенклатуры, стоимости, веса оформляемых товаров, начисления таможенных платежей. «Мониторинг-Анализ» реализует процесс интеграции для различных информационных источников (БД ГТД, БДТП НСИ, БД ЕГРЮЛ, БД ЕГРН) и последующее использован накопленных (агрегированных) данных для формирования разных по форме отчетов и справок. «Мониторинг-Анализ» выполняет следующие функции: • обеспечение доступа к ЦБД ГТД, а также ЦБД таможенных при • предоставление возможности создания и редактирования усло • наглядное отображение и вывод на печать информации отчетов; • корректировку полученных отчетов в МюгозоЛ Ехсе1. • стоимости, весу и номенклатуре оформляемых товаров;: • начисленным платежам;.
Глава 19. Информационно-техническое обеспечение упранленин.. • стране происхождения и стране маиранлсиии перемещаемых то • участникам таможенного оформления (таможенные органы, та • динамике процессов таможенного оформления. Дополнительно «Мониторинг-Анализ» предоставляет возможность доступа (анализа и контроля) к процессам доставки товаров под таможенным контролем. «Мониторинг-Анализ» имеет ярко выраженную трехуровневую структуру. Пользователь (через 1п1егпе1-проводник) посылает запрос на \\ЛУ^-сервер. \У\У\У-сервер передает запрос на СУБД ОКАСЬЕ. СУБД обрабатывает запрос и возвращает \У\У\У-серверу. УУУУ^-сервер в свою очередь преобразует полученные данные в НТМЬ-страницу и возвращает результат пользователю. Поэтому все обновления программного обеспечения КПС «Мониторинг-Анализа» происходят на \V^V^V-сервере и в СУБД ОКАСЬЕ. Изменения в программном обеспечении соответственно становятся доступны пользователю: • ЦБД ТПО — мониторинг процессов таможенного оформления • ЦБД Д КД — мониторинг процессов доставки товаров под тамо • поиск в ЕГРН, ЕГРЮЛ — поиск информации о юридических 19.3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АС АДППР «АНААИТИКА-2000» В базе данных ЕАИС ФТС России хранятся и обрабатываются огромные объемы информации по различным аспектам таможенной деятельности, включая электронные копии грузовых таможенных деклараций (ГТД) и таможенных приходных ордеров (оформленных таможнями России начиная с 1991 г.) Хранилище данных за период с 1996 по 2005 г. насчитывает более 36 млн документов. Темпы роста 446_____ Раздел IV. Организаци я управленческой деятельности в таможенных... объема БД в среднем составляют 600 тыс. записей в квартал. Этот массив данных содержит ценнейшую информацию о внешнеэкономической деятельности России. Значительные объемы информации о внешнеэкономической деятельности России требуют наличия эффективных средств обработки для обеспечения процессов поддержки принятия решений по управлению таможенной деятельностью. Первым шагом в создании полномасштабной системы поддержки принятия решений (СППР) корпоративного уровня стала обработка системы оперативного многомерного анализа данных электронных копий таможенных документов, которая обеспечивает новый уровень анализа данных и несопоставимые по сравнению, со статистическим анализом показатели производительности. Системные цели создания системы «Аналитика-2000»: • сокращение времени и трудозатрат, необходимых для получе • повышение производительности труда сотрудников ФТС; • улучшение качества аналитических данных, выдаваемых по запросу вышестоящих организаций; • предоставление возможности руководителям высшего и средне • нятия решений; • обеспечение графического представления данных. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В учебном пособии рассмотрен широкий спектр вопросом, связанных с применением современных управленческих моделей в таможенном деле. Таможенный менеджмент рассмотрен как теоретическая основа управления таможенным делом с двух сторон. В широком смысле — как система взглядов, представлений, идей, направленных на развитие таможенного дела как социально-экономического института. В узком и специальном смысле — как форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах. Таможенный менеджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, существенных связей, закономерностей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других. В управленческой деятельности таможенных органов в последние годы все более широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и целостно-зволюционный (когнитивный) подходы. Интеграция этих подходов предоставляет самые широкие возможности в решении проблем, возникающих в таможенном деле на любом уровне: институциональном, организационном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг — конечном результате деятельности. Все таможенные системы — это совместно функционирующие, открытые, распределенные и развивающиеся системы. Основная цель их совместного функционирования и развития — согласованная целенаправленная эволюция внешнеэкономической, таможенной и обеспечивающей деятельности. Управление таможенным делом продиктовано с системных позиций в виде стратегического, оперативного и тактического управления. Каждый из видов системного управления деятельностью таможенных органов характеризуется определенным циклом реализации, который состоит из анализа проблемной ситуации, подготовки и принятия решения, нормативного правового обеспечения решения, корректировки структур-стратегий деятельности, контроля реализации решения. Процесс управления таможенными органами отличается специфическим содержанием, в котором выделяются методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты. В современных условиях значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем развития таможенных органов России. Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней управления таможенными органами. Каждый руководитель обязан вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, эффективно удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД. Предоставление государственных услуг в процессе таможенного администрирования должно основываться на нормах и принципах международных таможенных конвенций и соглашений, на международных стандартах качества (по типу стандартов ИСО 9000), а также на вовлечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нормативных правовых актов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреев А. Ф., Макрусев В. В. Основы теории управления: курс лекций. — М.: 2. Анисимов В. Г. Введение в экономический риск-менеджмент: Монография / 3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М.: 4. Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности: Монография. — 5. Барамзин С. В. Функции управления в таможенном деле (проблемы качества про 6. Букатова И. Л., Макрусев В. В. Современные информационные технологии 7. Бурдин В. Е. Риски в управлении: Учебное пособие.— М.: РИО РТА, 2007. — 108 с. 8. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — М.: ЭКОНОМИСТЬ, 2008. 9. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд. перераб. и доп. —
10. Гапоненко А. А., Панкрухин А. И. Стратегическое управление: Учебник. — М.: 11. Дианова В. Ю., Макрусев В. В., Маркина О. А. Развитие таможенных институтов. — 12. Ершов А. Д., Макрусев В. В., Калинина О. В., Сизова К. А. Таможенные услуги в меж 13. Карпов А. В. Психология менеджмента. — М.: Гардарики, 2004. 14. Колобова И. Н., Кузнецов С. С. Управление таможенными органами на основе 15. Макрусев В. В. Основы системного анализа: Учебник. — М.: Изд-во РТА, 2009. 16. Макрусев В. В., Дианова В. Ю. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. — М.: Изд- 17. Макрусев В. В., Дианова В. Ю. Таможенный менеджмент: Учебное пособие. — М.: 18. Макрусев В. В., Сафронов А. В. Государственные таможенные услуги. — М.: Изд-во 19. Макрусев В. В., Тимофеев В. Т., Колобова И. Я., Барамзин С. В., Андреев А. Ф. Осно 20. Мескон М.-Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 2006. 21.Общий и специальный менеджмент: Учебник/Под ред. А. Л. Гапоненко, А. Р. Пе- 22.Основы управления таможенными органами России: Учебник / под общей ред. 23.Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А. Я. Кибанова. — М.: Интернет-ресурсы: №\у\у.си81огп5.ш (сайт ФТС России); \у\у\у.аир.ш(Мминистративно-управленчесЮ1ЙООртап);
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 7170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |