Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3




Правило № 2.Достаточным набором для построения разумного управления является: информация о состоянии системы, ее цели, имеющиеся ресурсы, располагаемое системой вре­мя достижения этих целей и необходимые для этого действия.

Правило №1.Минимально необходимыми, но недостаточными усло­виями управления являются: наличие объективной и адек­ватной информации о состоянии системы и внешних фак­торов, определение цели (или целей), стоящей перед систе­мой, и понимание возможных способов или действий для достижения этих целей.

ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ

Имеется несколько определений понятия "управление". Инже­нерное, прикладное определение этого понятия следующее.

Управление - это процесс преобразования информации о со­стоянии системы в определенные целенаправленные действия, перево­дящие управляемую систему из исходного в заданное состояние.

Например: исходное состояние автотранспортного предприятия - наличие в результате падения спроса на перевозки избыточных про­изводственных помещений, которые можно использовать для сервиса индивидуальных автомобилей. Заданноесостояние системы (цель) - организация на базе АТП постов, участков, мастерских автосервиса индивидуальных автомобилей, позволяющих более эффективно ис­пользовать производственные помещения, увеличить доходы, со­кратить расходы. Действия: анализ потребностей в услугах, привле­чение инвестиций, реконструкция АТП и реклама и т.д.

В результате происходит весьма распространенная в рыночных условиях диверсификация производства. В данном случае сочетание традиционной перевозочной и производственной (ТО, ремонт, хране­ние собственных автомобилей) деятельности с автосервисом индиви­дуальных автомобилей.

Правильно проведенная диверсификация производства способ­ствует росту доходов и прибыли, увеличивает конкурентоспособ­ность предприятия.

Вернемся к определению понятия управления и выделим в нем ключевые слова (рис.2,а):

1- информация о состоянии системы;

2- цели или цель системы;

3- действия, предпринимаемые в системе для изменения ее со­стояния и достижения цели.

Без этих составляющих вообще не может быть самой постановки задачи управления, и они составляют первое правило управления.

Эти условия, как уже указывалось, являются минимально необ­ходимыми, но недостаточными, так как любое реальное управление требует ресурсов (рис. 2.6), а само управление, т.е. изменение состоя­ния системы, происходит во времени, иногда весьма значительном (рис. 2,в). Поэтому второе правило управления можно сформулиро­вать следующим образом.

 

а) б) в)

           
   
     
 
 

 

 


Рис. 2. Состояние процесса управления с учетом информа­ционного аспекта (а), материальных ресурсов (б) и фактора времени (в)

И - информация;

Ц - иели;

Д - действия;

Р - материальные ресурсы;

В - время реализации.

Естественно, что этот набор должен расположиться и использо­ваться в определенной последовательности, образующей типовые этапы или технологию управления, применяемую независимо от от­расли, предприятия, характера задач.

 
Правило № 3. Определяет следующие основные этапы управления (рис. 3), которые можно считать типовыми:

 
 

 


Рис. З. Основные этапы управления

- требует обязательного участия руководителя высшего уровня

-

 
 


- требует контроля руководителя и участия ответственных за этапы

1. Определение цели, стоящей перед управлением системой или
подсистемой (отраслью, АТП, цехом, участком, бригадой).

От правильного определения цели и частных задач во многом зависят и выбираемые средства. Причем цель подсистемы должна увязываться с целью системы более высокого ранга. Например, це­ли каждого цеха или участка АТП должны быть определены так, чтобы обеспечить техническую исправность заданного перевозоч­ным процессом количества автомобилей.

Следовательно, постановка цели и ее реализация должны рас­сматриваться п рамках программно-целевого подхода.

2. Получение информации о состоянии системы и о внешних факторах, действующих на систему.

При разработке мероприятий, направленных, например, на по­вышение коэффициента технической готовности, подобной информа­цией будут сведения об эксплуатационной надежности автомобилей; данные о наиболее характерных отказах, вызывающих простои ав­томобилей в рабочее время; сведения о причинах простоев и т.д. Внешними факторами в данном случае будут: условия эксплуатации, организация материально-технического обеспечения и др.

При сборе, получении и обработке информации, то есть всего того, что может дополнить наши знания, убеждения и предположения о системе и внешних факторах, различают следующие понятия:

Сообщение - упорядоченный набор символов (русский алфавит, цифры и тому подобное), служащих для выражения информации (текст телеграммы, письма, абзац, штрих-код и др.)

Документ - материальный носитель сообщения в виде письма, справки, ведомости, наряда и т.д.

Сигналы - физические факты, явления, процессы, служащие для передачи и накопления сообщений.

Шум - помехи, затрудняющие получение сигнала.

3.Обработка информации; оценка ее точности, представитель­ности, достоверности.

4.Анализ информации, сбор при необходимости дополнитель­ной информации, ее экспертиза.

5.Принятие управляющих решений в соответствии с целями сис­темы, полученной и обработанной информации.

6.Придание решению четкой, желательно нормативной формы, обеспечивающей индивидуальную ответственность исполнителей, поэтапной количественный и качественный контроль.

7.Доведение решения до исполнителей.

На этом этапе важной является форма передачи решения, обеспе­чивающая понимание сути принимаемого решения и исключающая двоякое его толкование (смысла, сроков выполнения и др.). Известно следующее высказывание по этому вопросу: Люди нередко понимают цель иначе, чем человек, ее указующий. Если ясность вашего объясне­ния исключает ненужные толкования, все равно кто-то поймет вас неправильно (эффект общения Чизхолма).

В связи с этим стоит напомнить формулу А.В. Суворова: "Каждый солдат должен понимать свой маневр".

Наиболее целесообразной формой решения является закон, пра­вило, норматив, обеспечивающие эффективное управление.

Под нормативом понимается количественное или качественное упорядочение и регламентация процесса принятия, а в ряде случаев -и исполнения решения. В ТЭ к нормативу относятся как конкретная норма, в соответствии с которой планируются или выполняются ка­кие-либо работы, например, периодичность или трудоемкость вы­полнения операций ТО, расход запасных частей, так и указания о по­рядке принятия и выполнения конкретных решений и действий, излагаемых в стандартах, положениях, руководствах, технологиях, приказах и других документах.

8. Реализация управляющего действия, например, строительство или реконструкция производственной базы; освоение новых видов услуг; введение новой системы морального и материального поощре­ния ремонтных рабочих; направление автомобиля в ремонт или спи­сание и т.д.

9. Получение отклика (реакции) системы на управляющие дейст­вия в виде новой порции информации об изменении состояния систе­мы.

При полном достижении системой назначенных целей в заданное время управление является оптимальным.

Если состояние системы ухудшилось, то управление нерацио­нально. Если произошло улучшение состояния системы, но цели пол­ностью не достигнуты, то управление является рациональным и на­ступает 10-й этап (рис. 3), в процессе которого анализируются причи­ны, по которым цели не были достигнуты, при необходимости цели корректируются.

Это наиболее характерный вариант достижения целей, обоб­щаемый следующими правилами.

Правило № 4. Управление реальными системами носит многошаго­вый, итеративный характер, когда к достигнутой цели приходят не за один, а за несколько шагов, последова­тельно корректируя действия с учетом достигнутых ре­зультатов.

Если итеративный подход реализуется, то говорят, что система является обучаемой.

Одна из типичных ошибок управления на разных уровнях - это попытка достичь цели за один ход, что для больших систем является просто нереальным по следующим причинам:

1) мы не располагаем, как правило, всей информацией о состоя­нии системы и действующих на нее факторов;

2) реализация решения происходит во времени, иногда значитель­ном, при этом ряд факторов, действующих в системе и на систему, из­меняются;

3) большие системы инерционны и для изменения их состояния требуется значительное время:

4) главный действующий фактор управления - человек - консерва­тивен, и требуется адаптация к новым целям и методам их достиже­ния.

Примерами медленного изменения состояния систем является чрезвычайно длительное освоение специалистами персональных ком­пьютеров, трудная и продолжительная приспособляемость большин­ства людей к рыночным условиям. Прекращение падения произ­водства и стабилизация народного хозяйства России в рыночных ус­ловиях продолжаются более пяти лет. В США, несмотря на целый комплекс дорогостоящих мероприятий, потребовалось более 30 лет, чтобы существенно сократить содержание вредных компонентов в отработавших газах автомобилей (табл. 2) согласно требованиям фе­деральных стандартов.

Таблица 2 Оценка темпов сокращения содержания вредных компонентов в отработавших газах парка автомобилей согласно требованиям федерального стандарта США

Компоненты Типы автомобилей
    легковые грузовые малой грузоподъ­емности грузовые большой грузоподъемности
            бензиновые дизельные
Временной интер­вал 1960*-1993 1968*-1993 1969*-1993 1985*-1993
Диапазон измене­ния содержания СН 6,6-0,26 5-0,5 21,5-1,9 1,3-1,3
То же, СО 52,5-2,1 63,8-6,3 137.5-37,1 15,5-15,5
То же, NOx 2,6-0,6 2,3-1,0 14,0-5,0 10,7-6,0
Продолжение таблицы 2
Единица измере­ния г/км год г/км год г/л.с.ч год г/л.с.ч год
Темпы сокраще­ния СН СО NOx 0,19 1,56 0,061 0,18 2,3 0,05 0,82 4,17 0.38 0,74

Примечание: Первые цифры (*) относятся к периоду, предшествую­щему нововведению соответствующего контроля и рег­ламентации.

Правило № 5. При назначении или прогнозировании результатов, т.е. целей системы, и сроков их достижения необходимо применять не точечные (рис. 4, а), а интервальные (рис. 4, б) оценки.

 
 

Рис.4. Схема оценки времени реализации программ и целевых нормативов:

ЦП - количественная характеристика цели,

t- время достижения системой цели,

ЦП1, ЦП2 и t1, t2 - точечная оценка цели и времени,

ΔЦП и Δ t- интервальная оценка цели и времени ее достижения





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.