Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы управления




§ 5. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Г

оворя о процессе и этапах управления, определении целей, принятии решений, мы как бы подразумеваем, что в любой системе имеются управляющие и управляемые элементы, кото­рые группируются в:

• подсистему управления - ПУ;

• управляемый объект - УО.

Простейшая схема их взаимодействия приведена на рис. 5.

Рис. 5. Схема взаи­модействия подсис­темы управления и управляемого объекта системы

 
 

 

 


Вход Выход

 

В свою очередь, подсистема управления состоит из органа управления ОУ, воспринимающего заданную программу принятия решений ПР и исполнительного органа ИО, который тем или иным способом управляет самой системой.

Рассмотрим два важных свойства больших систем: жесткость и реактивность.

1. В зависимости от взаимодействия процессов выработки и реа­лизации программы управления различают жесткое управление и управление с обратной информационной связью.

При жестком уп равлении программа управления системой стро­ится из следующих предположений и условий:

•полная определенность будущих воздействий среды и состоя­ния системы;

•несущественность влияния непредвиденных возмущений или за­щита объекта управления от них.

Схема жесткой системы управления приведена на рис. 6.

На рис. 6 символ означает преобразование сигнала х°т от органа управления ОУ, диктуемого программой ПР, в управляемое воздействие хτ, обеспечивающее заданное значение вы­хода системы yt.

Характерно, что входом для данной системы является сигнал, ис­ходящий от самого органа управления и программы.

Примером жесткого управления является работа автоматическо­го светофора в режиме, не учитывающем фактическое состояние транспортного потока на перекрестке.

Рис. 6. Схема жесткой систе­мы управления.

 

 

Второй пример - содержание штата исполнителей и состава пред­лагаемых клиентам работ (услуг) на СТО без учета сезона и спроса.

При управлении с обратной информационной связью програм­ма корректируется в зависимости от информации о фактическом со­стоянии управляемого объекта или обратной связи ИС (рис. 7).

УО характеризуется состоянием выхода y(t) и его отклонения от нормы (цели) у °(t). Орган управления ОУ по отклонению Δ y=y(t)-y°(t) и алгоритму программы ПР вырабатывает управляемое воздей­ствие ±Δ х, которое поступает на вход системы, изменяя его. Это воздействие обозначается символом

 

Рис. 7. Схема управления систе­мы с обратной связью

Примеры системы управления с обратной информа­ционной связью: автоматическая антиблокировочная система регулирования торможения ABS(фиксируемое отклонение выхода - начало проскальзывания колеса при торможении); практи­чески все системы питания автомобиля; действия водителя по под­держанию определенных параметров движения автомобиля на мар­шруте: регулирование цены на основе баланса спроса и предложения, например, услуги на сервис и ТО. В рыночных условиях (рис. 8) спрос - это готовность потребителя приобретать услуги в допусти­мом количестве Q и по данной цене Рс. Чем ниже цена Рс, тем больше сервисных или транспортных услуг может быть приобретено потребителем (1, рис. 8).

Рис. 8. Регулиро­вание цены и объ­емов транспорт­ных и сервисных услуг в рыночных условиях и свободной конкурен­ции:

1 - исходная линия спроса;

2- исходная линия предложения;

3- измененная ли­ния предложения;

4- измененная ли­ния спроса

Предложение - желание перевозчика или сервисного предпри­ятия осуществлять транспортные услуги или техническое обслужи­вание в данном объеме Q и при данной цене предложения Рп. Чем выше цена, тем больше предложений Q сервисных предприятий и пе­ревозчиков (2, рис. 8).

Зона левее точки равновесия 0, заключенная между линиями спроса и предложения 1 и 2, - это зона эффективных цен для СТО или перевозчика и потребителя.

Правее точки равновесия 0 находится зона неэффективной рабо­ты для стороны, предлагающей услуги (перевозки или сервис), так как предлагаемые ей цены при увеличении объема перевозок или ус­луг (линия спроса 1 правее точки О) ниже затрат на эти перевозки или сервис (линия предложения 2). Например, в точке А объем транс­портных услуг (сервиса) QА по цене РA не будет реализован, так как фактическая цена (тариф) ниже затрат или себестоимости услуг, т.е. Р0A или РПС - цена предложения выше цены спроса.

В этой ситуации в реальных условиях возможны несколько реше­ний, в том числе:

а) дополнительный объем сервисных услуг или перевозок

ΔQ=QA -Q0 не будет реализован, и рынок автоматически вернется, по крайней мере, в точку равновесия 0 или левее ее;

б) сторона, предоставляющая услуги, за счет внутренней эко­номии снижает тарифы (новая линия предложения 3 на рис. 8) до уровня Рд. В этом случае точка равновесия перемещается в точкуА (для спроса и предложений 1 и 3), а эффективная для стороны, пре­доставляющей услуги, зона увеличивается;

в) потребители идут на увеличение возможной цены на перевозки (линия спроса 4 на рис. 8) до Рв. При этом объем услуг QAможет быть реализован по цене РВ>РА;

г) или реализуется комбинация этих решений.

Таким образом, управляющим для этой системы сигналом явля­ется соотношение спроса и предложения при необходимом объеме транспортных или сервисных услуг

ΔP = Pc(Qi)-Pn(Qi) (1)

Включение в управление обратной связи позволяет дать прогноз работы системы, для которой могут происходить резкие изменения условий работы, что характерно для мелкого бизнеса. Мелкий бизнес (предоставление сервисных услуг, челночная торговля и др.) характе­рен сравнительно небольшим оборотом средств и малой массой при­пыли. Поэтому изменение внешних условий (налогов, таможенных сборов, цен на оборудование и др.) существенно сказывается на рын­ке, обслуживаемом мелким бизнесом.

Рассмотрим влияние значительного изменения внешних усло­вий на объемы и цены услуг (рис.9).

Рис. 9. Прогноз изменения насыщения рынка и цен:

1, 2 - исходное положение;

3 - линия предложения при сохранении объема торговли на уровне Q0;

4 -линия спроса при компенсации дополнительных затрат сто­роны, предоставляющей услуги

 

Исходная ситуация (доизменения внешних факторов) фиксируется линиями спроса (1. рис. 9) и предложения (2, рис. 9). Дополнитель­ное налогообложение СТО, ремонтных мастерских, мелких перевоз­чиков, "челноков" приведет к росту цен (линии предложения 3) и смещению точки равновесия влево до О1. Это приведет к росту цен Р10 и одновременному сокращению объемов торговли или предоставления других услуг, т.е. сокращению насыщения рынка Q1<Q o и, возможно, к дефициту.

Если потребители стремятся сохранить объем приобретаемых услуг или товаров (Qo). то это неизбежно приведет к еoе большему росту цен P2>P1>P0. чем при относительном дефиците (линия спроса 4).

Таким образом, в ситуации с челноками, характерной также для сервиса, мелкого перевозчика, можно уверенно прогнозировать появ­ление дефицита, рост цен или одновременно и то и другое. Сформу­лируем очередное правило управления.

Правило №6. Схемы управления с обратной информационной связью являются более гибкими, адаптивными, особенно для технических, производственных и экономических сис­тем. Именно по такой схеме целесообразно строить управление предприятий и организаций автомобильного транспорта.

2. В зависимости от реакции системы. т.е. ее органов управле­ния на изменение внешних воздействий, наблюдаются два крайних метода управления: реактивный и программно-целевой.

При реактивном методе планирование осуществляется перед са­мым началом или в процессе действия, решения принимаются без анализа возможных альтернатив и часто меняются, являясь реакцией на текущие события.

Типичными для этого стиля управления является высказывание Наполеона Бонопарта: «Давайте ввяжемся в бой, а там посмотрим». Реактивный метод характерен для систем, руководители которых иг­норируют информацию обратной связи, состояние самой системы, а также изменения внешних факторов.

Сущность программно-целевого метода (ПЦМ) заключается в четком определении цели системы и интеграции всех видов деятель­ности подсистем в виде программы для достижения поставленной це­ли Отсюда может быть сформулировано следующее правило управ­ления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.