КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы управления
§ 5. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
оворя о процессе и этапах управления, определении целей, принятии решений, мы как бы подразумеваем, что в любой системе имеются управляющие и управляемые элементы, которые группируются в: • подсистему управления - ПУ; • управляемый объект - УО. Простейшая схема их взаимодействия приведена на рис. 5. Рис. 5. Схема взаимодействия подсистемы управления и управляемого объекта системы
Вход Выход
В свою очередь, подсистема управления состоит из органа управления ОУ, воспринимающего заданную программу принятия решений ПР и исполнительного органа ИО, который тем или иным способом управляет самой системой. Рассмотрим два важных свойства больших систем: жесткость и реактивность. 1. В зависимости от взаимодействия процессов выработки и реализации программы управления различают жесткое управление и управление с обратной информационной связью. При жестком уп равлении программа управления системой строится из следующих предположений и условий: •полная определенность будущих воздействий среды и состояния системы; •несущественность влияния непредвиденных возмущений или защита объекта управления от них. Схема жесткой системы управления приведена на рис. 6. На рис. 6 символ означает преобразование сигнала х°т от органа управления ОУ, диктуемого программой ПР, в управляемое воздействие хτ, обеспечивающее заданное значение выхода системы yt. Характерно, что входом для данной системы является сигнал, исходящий от самого органа управления и программы. Примером жесткого управления является работа автоматического светофора в режиме, не учитывающем фактическое состояние транспортного потока на перекрестке. Рис. 6. Схема жесткой системы управления.
Второй пример - содержание штата исполнителей и состава предлагаемых клиентам работ (услуг) на СТО без учета сезона и спроса. При управлении с обратной информационной связью программа корректируется в зависимости от информации о фактическом состоянии управляемого объекта или обратной связи ИС (рис. 7). УО характеризуется состоянием выхода y(t) и его отклонения от нормы (цели) у °(t). Орган управления ОУ по отклонению Δ y=y(t)-y°(t) и алгоритму программы ПР вырабатывает управляемое воздействие ±Δ х, которое поступает на вход системы, изменяя его. Это воздействие обозначается символом
Рис. 7. Схема управления системы с обратной связью Примеры системы управления с обратной информационной связью: автоматическая антиблокировочная система регулирования торможения ABS(фиксируемое отклонение выхода - начало проскальзывания колеса при торможении); практически все системы питания автомобиля; действия водителя по поддержанию определенных параметров движения автомобиля на маршруте: регулирование цены на основе баланса спроса и предложения, например, услуги на сервис и ТО. В рыночных условиях (рис. 8) спрос - это готовность потребителя приобретать услуги в допустимом количестве Q и по данной цене Рс. Чем ниже цена Рс, тем больше сервисных или транспортных услуг может быть приобретено потребителем (1, рис. 8). Рис. 8. Регулирование цены и объемов транспортных и сервисных услуг в рыночных условиях и свободной конкуренции: 1 - исходная линия спроса; 2- исходная линия предложения; 3- измененная линия предложения; 4- измененная линия спроса Предложение - желание перевозчика или сервисного предприятия осуществлять транспортные услуги или техническое обслуживание в данном объеме Q и при данной цене предложения Рп. Чем выше цена, тем больше предложений Q сервисных предприятий и перевозчиков (2, рис. 8). Зона левее точки равновесия 0, заключенная между линиями спроса и предложения 1 и 2, - это зона эффективных цен для СТО или перевозчика и потребителя. Правее точки равновесия 0 находится зона неэффективной работы для стороны, предлагающей услуги (перевозки или сервис), так как предлагаемые ей цены при увеличении объема перевозок или услуг (линия спроса 1 правее точки О) ниже затрат на эти перевозки или сервис (линия предложения 2). Например, в точке А объем транспортных услуг (сервиса) QА по цене РA не будет реализован, так как фактическая цена (тариф) ниже затрат или себестоимости услуг, т.е. Р0>РA или РП>РС - цена предложения выше цены спроса. В этой ситуации в реальных условиях возможны несколько решений, в том числе: а) дополнительный объем сервисных услуг или перевозок ΔQ=QA -Q0 не будет реализован, и рынок автоматически вернется, по крайней мере, в точку равновесия 0 или левее ее; б) сторона, предоставляющая услуги, за счет внутренней экономии снижает тарифы (новая линия предложения 3 на рис. 8) до уровня Рд. В этом случае точка равновесия перемещается в точкуА (для спроса и предложений 1 и 3), а эффективная для стороны, предоставляющей услуги, зона увеличивается; в) потребители идут на увеличение возможной цены на перевозки (линия спроса 4 на рис. 8) до Рв. При этом объем услуг QAможет быть реализован по цене РВ>РА; г) или реализуется комбинация этих решений. Таким образом, управляющим для этой системы сигналом является соотношение спроса и предложения при необходимом объеме транспортных или сервисных услуг ΔP = Pc(Qi)-Pn(Qi) (1) Включение в управление обратной связи позволяет дать прогноз работы системы, для которой могут происходить резкие изменения условий работы, что характерно для мелкого бизнеса. Мелкий бизнес (предоставление сервисных услуг, челночная торговля и др.) характерен сравнительно небольшим оборотом средств и малой массой припыли. Поэтому изменение внешних условий (налогов, таможенных сборов, цен на оборудование и др.) существенно сказывается на рынке, обслуживаемом мелким бизнесом. Рассмотрим влияние значительного изменения внешних условий на объемы и цены услуг (рис.9). Рис. 9. Прогноз изменения насыщения рынка и цен: 1, 2 - исходное положение; 3 - линия предложения при сохранении объема торговли на уровне Q0; 4 -линия спроса при компенсации дополнительных затрат стороны, предоставляющей услуги
Исходная ситуация (доизменения внешних факторов) фиксируется линиями спроса (1. рис. 9) и предложения (2, рис. 9). Дополнительное налогообложение СТО, ремонтных мастерских, мелких перевозчиков, "челноков" приведет к росту цен (линии предложения 3) и смещению точки равновесия влево до О1. Это приведет к росту цен Р1 >Р0 и одновременному сокращению объемов торговли или предоставления других услуг, т.е. сокращению насыщения рынка Q1<Q o и, возможно, к дефициту. Если потребители стремятся сохранить объем приобретаемых услуг или товаров (Qo). то это неизбежно приведет к еoе большему росту цен P2>P1>P0. чем при относительном дефиците (линия спроса 4). Таким образом, в ситуации с челноками, характерной также для сервиса, мелкого перевозчика, можно уверенно прогнозировать появление дефицита, рост цен или одновременно и то и другое. Сформулируем очередное правило управления. Правило №6. Схемы управления с обратной информационной связью являются более гибкими, адаптивными, особенно для технических, производственных и экономических систем. Именно по такой схеме целесообразно строить управление предприятий и организаций автомобильного транспорта. 2. В зависимости от реакции системы. т.е. ее органов управления на изменение внешних воздействий, наблюдаются два крайних метода управления: реактивный и программно-целевой. При реактивном методе планирование осуществляется перед самым началом или в процессе действия, решения принимаются без анализа возможных альтернатив и часто меняются, являясь реакцией на текущие события. Типичными для этого стиля управления является высказывание Наполеона Бонопарта: «Давайте ввяжемся в бой, а там посмотрим». Реактивный метод характерен для систем, руководители которых игнорируют информацию обратной связи, состояние самой системы, а также изменения внешних факторов. Сущность программно-целевого метода (ПЦМ) заключается в четком определении цели системы и интеграции всех видов деятельности подсистем в виде программы для достижения поставленной цели Отсюда может быть сформулировано следующее правило управления.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |