КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь методов управления качеством с реализуемыми функциями и принципамиКлассификация методов управления качеством Реализация принципов и выполнение функций управления качеством осуществляются с помощью целого комплекса методов. Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. Эти методы достаточно разнообразны, в связи с чем используются их различные классификации. Наиболее распространена классификация, в соответствии с которой они делятся на общенаучные и конкретные. Общенаучные методы включают анализ и синтез, а также метод научной абстракции, которые применяются при исследовании определенных проблем в области управления качеством, однако особое значение имеют конкретные методы и приемы. В зависимости от целей применения и спектра решаемых задач данные методы можно разделить на следующие группы (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Классификация конкретных методов управления качеством Организационные методы в основном при меняются для разработки и реализации обязательных для исполнения директив, приказов, предписаний, направленных на повышение качества деятельности организаций. Из рис. 3.2 видно, что они включают стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы. Стабилизирующие методы связаны непосредственно с регламентацией деятельности организации (разработка руководства по качеству, политики в области качества, положений о структурных подразделениях и др. (прил. 2)), а также с ознакомлением персонала с содержанием основополагающих документов в области управления качеством путем объяснений, проведения обучения и консультаций. Распорядительные методы предполагают, разработку, издание и выполнение определенных распоряжений, приказов, инструкций, указаний, нацеленных на решение конкретных проблем в области управления качеством. Применение дисциплинарных методов обусловлено установлением ответственности за те или иные поручения, а также определением форм поощрения работников за достижения в работе. Использование организационных методов играет существенную роль в процессе реализации таких функций, как планирование и организация. Экономические методы управления качеством непосредственно нацелены на реализацию функции мотивации персонала качественно выполнять свою работу в рамках стимулирования деятельности отдельного работника, группы и организации в целом (рис. 3.3). Кроме единовременных и иных выплат применяются различные гибкие системы оплаты труда, основанные на участии персонала в прибыли организации или в распределении доходов. В организациях используются различные программы участия работников в прибылях, в частности для образования пенсионных фондов, оплаты труда менеджеров, для разовых премиальных выплат по итогам года, величина которых зависит от объема полученной организацией прибыли. Система распределения доходов предполагает создание определенного механизма распределения дополнительных средств, полученных в результате роста производительности труда в том подразделении, где работник трудится. При этой системе премиальные выплаты зависят от производительности труда, качества продукции, экономии материалов, удовлетворения требований потребителей, надежности работы. Премиальные выплаты получает каждый работник, но их уровень зависит от результатов деятельности конкретного подразделения. При такой системе существует тесная взаимосвязь между результатами работы и величиной премии каждого сотрудника. Многие организации в целях определения объема выплат используют рейтинговую систему оценки качества труда. Пример методики такой оценки приведен в прил. 3.
Рис. 3.3. Структура экономических методов Социально-психологические методы управления качеством включают методы воспитательного характера, а также методы психологического воздействия на сотрудников организации. Применение социально-психологических методов играет особую роль при реализации функции мотивации и принципа вовлеченности пере он ала в совершенствование деятельности организации. Одной из важнейших целей применения этих методов является мотивация высококачественного труда персонала путем создания возможностей для самовыражения в этом процессе. Применение методов воспитательного характера нацелено: · на воспитание особого отношения к высококачественному труду как искусству; · воспитание патриотического отношения к организации; · воспитание дисциплины и ответственности; · воспитание и стимулирование инициативы; · мотивацию и моральное стимулирование работников высокому качеству. Использование психологических методов связано с решением следующих задач: · воздействия на неформальные коллективы и формирования общественного мнения о престижности высококачественного труда; · создания положительного психологического климата в коллективе; · разрешения конфликтных ситуаций, обеспечения психологической совместимости работников; · воздействия положительными примерами. Технологические методы включают методы контроля качества продукции и процесса, а также методы воздействия на качество продукции и процесса. I Экспертные методы основываются на экспертных оценках. Сущность экспертных методов заключается в усреднении полученных различными способами мнений (суждений) специалистов - экспертов по рассматриваемым вопросам (методы рангов, непосредственного оценивания, сопоставления, организационный и социологический методы). Взаимосвязь методов управления качеством с реализуемыми функциями и принципами приведена в табл. 3.3. Таблица 3.3.
Перечисленные методы, как правило, используются в определенных комбинациях в зависимости от целей применения и решаемых задач. Отдельные главы учебника содержат более подробное раскрытие сущности и возможностей использования данных методов применительно к определенным процессам жизненного цикла продукции.
Контрольные вопросы и задания 1.Обоснуйте необходимость многоуровневого подхода к управлению качеством. 2.На основе информации, представленной в табл. 3.1, раскройте содержание регионального и национального уровней управления качеством. 3.Перечислите базовые принципы управления качеством. Охарактеризуйте возможности их применения в целях управления качеством деятельности вашей студенческой группы. 4.Какой принцип управления качеством, на ваш взгляд, наиболее значим? Обоснуйте свой ответ. 5.Дайте характеристику основных функций управления качеством. Приведите примеры реализации одной из них в деятельности вашей студенческой группы. 6.Приведите классификацию конкретных методов управления качеством. Раскройте содержание каждой группы методов. 7.Какие из приведенных методов, по вашему мнению, играют наиболее существенную роль в процессе управления качеством: а) на промышленном предприятии; б) в университете; в) в больнице; г) в гостинице? 8.Раскройте взаимосвязь методов управления качеством с соответствующими функциями и принципами. 9.Подготовьте служебную записку для руководителя организации, в которой обоснуйте преимущества реализации восьми принципов управления качеством, а также возможные проблемы. Исходите из положения, что ваша организация действует в сфере: туризма и гостиничного бизнеса; образования; здравоохранения; банковского дела. 10.Работая в малых группах, разрешите ситуацию, в которую попала Светлана Попова, руководитель отдела технического контроля небольшого промышленного предприятия. В ее подчинении находятся 10 человек: 7 мужчин и 3 женщины. Все они имеют среднее профессиональное образование и уже более 10 лет работают на производстве. У Светланы высшее образование, но она всего два года работает по специальности. Основная ее проблема - отсутствие уважения и поддержки со стороны подчиненных и формальное отношение с их стороны к выполнению своих обязанностей. Разработайте план, следуя которому Светлана Попова может повысить мотивацию своих подчиненных к качественному выполнению работы. 11.Рассмотрите изложенную ниже ситуацию и ответьте на вопросы. Дон Дюбоз работал в компании Maybrooke Manufacturing с момента ее основания в 1964 г. За время работы в фирме он получил четыре награды за отличное качество работы. Последний раз он получил награду с премией в 5000 долл. примерно три года назад. Однако за последние 18 месяцев отношения Дона с коллегами стали натянутыми. Он никогда не был очень разговорчивым, а сейчас потребовал от коллег держаться подальше от его рабочего места. Дон дал понять, что у него пропадают инструменты, и он хочет обезопасить свое рабочее место. Ухудшилось и качество его работы. Примерно год назад производимые им генераторы оценивались как полностью бездефектная продукция. Это было правилом. Сейчас при выборочном контроле оказывается, что его изделия требуют переделки в трех случаях из 100. От нулевого брака он перешел к 3 % брака. У коллег брак составлял в среднем 1,5 % [4]. Какая из перечисленных ниже причин могла изменить поведение Дона: а) низкая мотивация; б) низкая самодостаточность; в) проблемы со здоровьем; г) семейные проблемы; д) плохое руководство; е) отсутствие творческого подхода? Поясните свой ответ. Что бы вы сделали, будучи менеджером, для разрешения ситуации? 12.Заполните анкету, приведенную в прил. 4. проанализируйте полученные результаты. Какие из приведенных составляющих качества жизни являются для вас наиболее значимыми и какова степень удовлетворенности ими? Литература 1.Бойцов Б.В. Качество жизни. М.: Изд-во МАИ, 2004. 2.Васильев А.л. Россия в ХХI веке. Качество жизни и стандартизация. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. 3.Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / под ред. ОЛ. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. 4.Гибсон ДЖ.Л. Организации: поведение, структура, процессы: пер. с англ. 8-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000. 5.Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. 6.Качество жизни: сущность оценка, стратегия формирования. М.: ВНИИИТЭ, 2000. 7.Крянев Ю.В. Социальное качество / / Стандарты и качество. 1997. № 7. 8.Мишин В.М Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 9.Окрепилов В.Д. Управление качеством: учебник для вузов. М.: Экономика, 1998. 10.Салимов М.Ш. Оценка качества жизни населения в регионе. Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 2005. 11.Салимова ТА. Диверсификация управления качеством. Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 2002. 12.Салuмова ТА. История управления качеством: учеб. пособие. М.: КноРус, 2005. 13.Стивенсон В.Дж. Управление производством: пер. с англ. М.: Бином: Лаборатория базовых знаний, 2002. 14.Управление качеством: В 2 т. Т. 2. Принципы и методы всеобщего управления качеством. Основы обеспечения качества / под общ. ред. В.Н. Азарова. М.: МГИЭМ, 2000. 15.Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. М.: Экономика, 1990. Раздел 2. Научные и практические подходы к управлению качеством Глава 4. Формирование и развитие научных школ управления
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 5634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |