Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь методов управления качеством с реализуемыми функциями и принципами




Классификация методов управления качеством

Реализация принципов и выполнение функций управления каче­ством осуществляются с помощью целого комплекса методов. Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуще­ствления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. Эти методы достаточно разнообразны, в связи с чем используются их раз­личные классификации. Наиболее распространена классификация, в соответствии с которой они делятся на общенаучные и конкретные. Общенаучные методы включают анализ и синтез, а также метод науч­ной абстракции, которые применяются при исследовании определен­ных проблем в области управления качеством, однако особое значение имеют конкретные методы и приемы. В зависимости от целей применения и спектра решаемых задач данные методы можно разделить на следующие группы (рис. 3.2).

 

 


Рис. 3.2. Классификация конкретных методов управления качеством

Организационные методы в основном при меняются для разработки и реализации обязательных для исполнения директив, приказов, пред­писаний, направленных на повышение качества деятельности органи­заций. Из рис. 3.2 видно, что они включают стабилизирующие, распо­рядительные и дисциплинарные методы. Стабилизирующие методы связаны непосредственно с регламентацией деятельности организации (разработка руководства по качеству, политики в области качества, по­ложений о структурных подразделениях и др. (прил. 2)), а также с озна­комлением персонала с содержанием основополагающих документов в области управления качеством путем объяснений, проведения обучения и консультаций. Распорядительные методы предполагают, разработку, издание и выполнение определенных распоряжений, приказов, инструк­ций, указаний, нацеленных на решение конкретных проблем в области управления качеством. Применение дисциплинарных методов обуслов­лено установлением ответственности за те или иные поручения, а также определением форм поощрения работников за достижения в работе.

Использование организационных методов играет существенную роль в процессе реализации таких функций, как планирование и организация.

Экономические методы управления качеством непосредственно нацелены на реализацию функции мотивации персонала качественно вы­полнять свою работу в рамках стимулирования деятельности отдель­ного работника, группы и организации в целом (рис. 3.3). Кроме единовременных и иных выплат применяются различные гиб­кие системы оплаты труда, основанные на участии персонала в прибы­ли организации или в распределении доходов. В организациях исполь­зуются различные программы участия работников в прибылях, в част­ности для образования пенсионных фондов, оплаты труда менеджеров, для разовых премиальных выплат по итогам года, величина которых за­висит от объема полученной организацией прибыли. Система распре­деления доходов предполагает создание определенного механизма рас­пределения дополнительных средств, полученных в результате роста производительности труда в том подразделении, где работник трудит­ся. При этой системе премиальные выплаты зависят от производитель­ности труда, качества продукции, экономии материалов, удовлетворе­ния требований потребителей, надежности работы. Премиальные выплаты получает каждый работник, но их уровень зависит от результа­тов деятельности конкретного подразделения. При такой системе су­ществует тесная взаимосвязь между результатами работы и величиной премии каждого сотрудника. Многие организации в целях определения объема выплат используют рейтинговую систему оценки качества тру­да. Пример методики такой оценки приведен в прил. 3.

 


Рис. 3.3. Структура экономических методов

Социально-психологические методы управления качеством включают методы воспитательного характера, а также методы психологического воздействия на сотрудников организации. Применение социально-пси­хологических методов играет особую роль при реализации функции мо­тивации и принципа вовлеченности пере он ала в совершенствование де­ятельности организации. Одной из важнейших целей применения этих методов является мотивация высококачественного труда персонала пу­тем создания возможностей для самовыражения в этом процессе.

Применение методов воспитательного характера нацелено:

· на воспитание особого отношения к высококачественному труду как искусству;

· воспитание патриотического отношения к организации;

· воспитание дисциплины и ответственности;

· воспитание и стимулирование инициативы;

· мотивацию и моральное стимулирование работников высо­кому качеству.

Использование психологических методов связано с решением сле­дующих задач:

· воздействия на неформальные коллективы и формирования общественного мнения о престижности высококачественно­го труда;

· создания положительного психологического климата в коллек­тиве;

· разрешения конфликтных ситуаций, обеспечения психологи­ческой совместимости работников;

· воздействия положительными примерами.

Технологические методы включают методы контроля качества про­дукции и процесса, а также методы воздействия на качество продукции и процесса. I

Экспертные методы основываются на экспертных оценках. Сущ­ность экспертных методов заключается в усреднении полученных раз­личными способами мнений (суждений) специалистов - экспертов по рассматриваемым вопросам (методы рангов, непосредственного оценивания, сопоставления, организационный и социологический методы).

Взаимосвязь методов управления качеством с реализуемыми функ­циями и принципами приведена в табл. 3.3.

Таблица 3.3.

Функции, принципы Методы
Организационные Экономические Социально-психологические Технологические Экспертные
Функция управления качеством Планирование Организация Мотивация Планирование Организация Мотивация Организация Контроль Планирование организация Контроль организация
Принципы управления качеством Лидерство руководителя Системный и процессный подходы Постоянное улучшение Ориентация на потребителя Лидерство руководителя Вовлечение персонала Принятие решений, основанное на фактах Взаимовыгодные отношения с поставщиками Постоянное улучшение Ориентация на потребителя Вовлечение персонала Лидерство руководителя Принятие решений, основанное на фактах Постоянное улучшение Ориентация на потребителя Принятие решений, основанное на фактах

 

Перечисленные методы, как правило, используются в определен­ных комбинациях в зависимости от целей применения и решаемых задач.

Отдельные главы учебника содержат более подробное раскрытие сущности и возможностей использования данных методов примени­тельно к определенным процессам жизненного цикла продукции.

 

Контрольные вопросы и задания

1.Обоснуйте необходимость многоуровневого подхода к управ­лению качеством.

2.На основе информации, представленной в табл. 3.1, раскройте содержание регионального и национального уровней управле­ния качеством.

3.Перечислите базовые принципы управления качеством. Оха­рактеризуйте возможности их применения в целях управления качеством деятельности вашей студенческой группы.

4.Какой принцип управления качеством, на ваш взгляд, наибо­лее значим? Обоснуйте свой ответ.

5.Дайте характеристику основных функций управления каче­ством. Приведите примеры реализации одной из них в деятель­ности вашей студенческой группы.

6.Приведите классификацию конкретных методов управления качеством. Раскройте содержание каждой группы методов.

7.Какие из приведенных методов, по вашему мнению, играют наиболее существенную роль в процессе управления качеством:

а) на промышленном предприятии;

б) в университете;

в) в больнице;

г) в гостинице?

8.Раскройте взаимосвязь методов управления качеством с соответствующими функциями и принципами.

9.Подготовьте служебную записку для руководителя организа­ции, в которой обоснуйте преимущества реализации восьми принципов управления качеством, а также возможные пробле­мы. Исходите из положения, что ваша организация действует в сфере: туризма и гостиничного бизнеса; образования; здраво­охранения; банковского дела.

10.Работая в малых группах, разрешите ситуацию, в которую по­пала Светлана Попова, руководитель отдела технического контроля небольшого промышленного предприятия. В ее подчинении находятся 10 человек: 7 мужчин и 3 женщины. Все они имеют среднее профессиональное образование и уже более 10 лет работают на производстве. У Светланы высшее образо­вание, но она всего два года работает по специальности. Ос­новная ее проблема - отсутствие уважения и поддержки со сто­роны подчиненных и формальное отношение с их стороны к выполнению своих обязанностей.

Разработайте план, следуя которому Светлана Попова может повысить мотивацию своих подчиненных к качественному выполнению работы.

11.Рассмотрите изложенную ниже ситуацию и ответьте на во­просы.

Дон Дюбоз работал в компании Maybrooke Manufacturing с момен­та ее основания в 1964 г. За время работы в фирме он получил че­тыре награды за отличное качество работы. Последний раз он по­лучил награду с премией в 5000 долл. примерно три года назад. Однако за последние 18 месяцев отношения Дона с коллегами ста­ли натянутыми. Он никогда не был очень разговорчивым, а сейчас потребовал от коллег держаться подальше от его рабочего места. Дон дал понять, что у него пропадают инструменты, и он хочет обезопасить свое рабочее место. Ухудшилось и качество его рабо­ты. Примерно год назад производимые им генераторы оценивались как полностью бездефектная продукция. Это было правилом. Сей­час при выборочном контроле оказывается, что его изделия требу­ют переделки в трех случаях из 100. От нулевого брака он перешел к 3 % брака. У коллег брак составлял в среднем 1,5 % [4].

Какая из перечисленных ниже причин могла изменить пове­дение Дона:

а) низкая мотивация;

б) низкая самодостаточность; в) проблемы со здоровьем;

г) семейные проблемы;

д) плохое руководство;

е) отсутствие творческого подхода? Поясните свой ответ.

Что бы вы сделали, будучи менеджером, для разрешения ситуа­ции?

12.Заполните анкету, приведенную в прил. 4. проанализируйте по­лученные результаты. Какие из приведенных составляющих ка­чества жизни являются для вас наиболее значимыми и какова степень удовлетворенности ими?

Литература

1.Бойцов Б.В. Качество жизни. М.: Изд-во МАИ, 2004.

2.Васильев А.л. Россия в ХХI веке. Качество жизни и стандарти­зация. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.

3.Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / под ред.

ОЛ. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999.

4.Гибсон ДЖ.Л. Организации: поведение, структура, процессы: пер. с англ. 8-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000.

5.Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.

6.Качество жизни: сущность оценка, стратегия формирования. М.: ВНИИИТЭ, 2000.

7.Крянев Ю.В. Социальное качество / / Стандарты и качество. 1997. № 7.

8.Мишин В.М Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

9.Окрепилов В.Д. Управление качеством: учебник для вузов. М.: Экономика, 1998.

10.Салимов М.Ш. Оценка качества жизни населения в регионе. Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 2005.

11.Салимова ТА. Диверсификация управления качеством. Са­ранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 2002.

12.Салuмова ТА. История управления качеством: учеб. пособие. М.: КноРус, 2005.

13.Стивенсон В.Дж. Управление производством: пер. с англ. М.: Бином: Лаборатория базовых знаний, 2002.

14.Управление качеством: В 2 т. Т. 2. Принципы и методы всеоб­щего управления качеством. Основы обеспечения качества / под общ. ред. В.Н. Азарова. М.: МГИЭМ, 2000.

15.Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпо­рациях. М.: Экономика, 1990.


Раздел 2. Научные и практические подходы к управлению качеством

Глава 4. Формирование и развитие научных школ управления




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 5634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.