Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление научных основ управления качеством. Управление качеством как самостоятельная область научной и прак­тической деятельности стала формироваться в начале ХХ в




Управление качеством как самостоятельная область научной и прак­тической деятельности стала формироваться в начале ХХ в.

Для того чтобы получить наиболее полное представление о том каким образом на протяжении многовековой истории развивались совершенство вались формы и методы деятельности в области качества, необходимы определение и оценка основных этапов эволюции. По­пытки систематизации исторического развития работ по качеству пред­принималась многими учеными. В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие этапы эволюции деятельности в этой области [6].

1.Индивидуальная форма организации работ по качеству.

2.Цеховая форма организации работ по качеству.

3.Индустриальный этап.

4.Системная организация работ по качеству.

Необходимо отметить, что в каждом последующем этапе, хотя он и более совершенен по сравнению с предыдущим, не наблюдается пол­ной новизны. Во всех случаях в большей или меньшей степени сохра­няется преемственность ранее использовавшихся способов улучшения качества. Сочетание трансформировавшихся элементов предшеству­ющего этапа с элементами нового приводит к образованию системы работ по качеству более высокого уровня.

Первый этап характерен для домануфактурного ремесленного про­изводства, а также для современной индивидуальной трудовой деятель­ности, когда масштабы производственного процесса не требуют глу­бокого разделения труда. Его содержание определяется тем, что работник решает самостоятельно все вопросы создания, изготовления и реализации продукции, неся при этом всю ответственность за каче­ство. Работник, как правило, непосредственно взаимодействует с по­купателем, поэтому ему должно быть присуще чувство гордости за мастерское исполнение работы.

Уже в этой начальной форме организации работ по качеству при внимательном рассмотрении можно обнаружить практически все эле­менты современного процесса управления качеством:

· выявление потребности;

· определение того, какой должна быть продукция и какими средствами это будет достигнуто;

· установление последовательности и точности выполнения операций по изготовлению задуманной продукции;

· периодический контроль своей работы;

· внесение корректировок в процесс, чтобы изделие полу­чилось таким, каким его задумал мастер (обратные связи) ит.д.

Второй этап - цеховая форма организации работ по качеству ­исторически связан с переходом к мануфактурной организации про­изводства. Для этой формы уже характерно разделение функций и от­ветственности за качество. Мастер организовывал производство, ус­танавливал последовательность и содержание производственных операций. Рабочие строго исполняли указания мастера. За мастером закреплялась функция надзора и контроля, он нес общую ответственность, а рабочий отвечал за качество выполнения закрепленной за ним операции.

По мере развития цеховой формы функция контроля стала усили­ваться, дифференцироваться, оснащаться специальными технически­ми средствами и методами. С ростом масштабов производства форми­руется самостоятельная служба технического контроля, вводятся пооперационный контроль, а также контроль и испытания готовых изделий.

Индустриальный этап развития организации работ по качеству свя­зан с дальнейшим ростом масштабов производства, углублением его концентрации и специализации. Для этого этапа характерно усиление роли и значения таких звеньев производства, как проектирование, испытания, технологическая подготовка производства новых изделий. Вместе с тем названные направления деятельности еще не рассматри­ваются как звенья единой цепи в общей системе работ по качеству. В то же время на третьем этапе формируется более тесное и четкое взаимо­действие всех факторов, влияющих на качество продукции как внутри предприятия, так и вне его. Усиливаются контакты с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. В работу по качеству включается все большее число служб и участников. Однако нередко наблюдались несогласованность, нечеткое взаимодействие между раз­личными службами, что служило причиной многих недоразумений при обеспечении качества, во многих случаях ухудшая его, замедляя тем­пы создания и освоения новых видов продукции, снижая эффектив­ность работ по качеству. В этот период вопросы качества стали чаще обсуждаться в цехах с рабочими, контролерами, мастерами. Такое по­ложение вещей было характерно для многих стран и большинства от­раслей производства.

За рубежом с середины 1960-х гг. под влиянием усиливающейся конкуренции на рынке проблемы качества стали обсуждать не только в производственных подразделениях, но и на заседаниях правлений фирм. Проблема качества попадает в сферу интересов высших звеньев управления, специалистов по менеджменту. Руководство компаний начинает привлекать ученых-аналитиков для поиска способов улуч­шения качества.

Развитие производства и возрастающая роль качества продукции: требовалl1 сделать следующий шаг в развитии форм организации работ в этой области с целью усиления взаимодействия всех заинтересованных подразделений и служб. Четвертый этап называется этапом систем­ной организации работ по качеству. С переходом к нему деятельность, направленная на улучшение качества, объективно была преобразована в одну ИЗ функций организации и управления производством, что по­зволило I1нтегрировать эти работы со всеми другими направлениями производственно-хозяйственной деятельности, координируя действие. Различных факторов, влияющих на качество. Данный этап характери­зуется формированием систем качества, как в России, так и за рубежом.

Эволюция форм и методов организации работ по качеству взаимо­связана с изменением научных подходов к управлению им. Формиро­вание ключевых научных подходов к управлению качеством обуслов­лено раС1Uирением степени охвата этапов жизненного цикла продукции (услуг). Введение этого понятия стало одним из фундаментальных до­стижений в эволюции науки о качестве. Оно породило системный взгляд на все процессы от возникновения идеи о создании изделия и маркетинговых исследований до его выпуска, послепродажного обслу­живания, эксплуатации и утилизации. Сущность этапов эволюцион­ного развития научных подходов к управлению качеством представле­на в табл. 4.1 [11].

Таблица 4.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.