Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На основе МС ИСО серии 9000




Гармонизация взглядов и подходов к управлению качеством

В области управления качеством в 1990–1993 годах

Показатели, характеризующие деятельность промышленных предприятий России

Показатель Год
       
Создано образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации, тыс. наименований 1,2 0,9 1,0 1,0
Снято с производства устаревших конструкций машин, оборудования, аппаратов, приборов, средств автоматизации, тыс. наименований 1,1 0,9 0,6 0,5
Освоено производство и начат серийный выпуск новых видов машин, оборудования, аппаратов, приборов, средств автоматизации, тыс. наименований 2,4 2,1 1,6 1,6
Удельный вес новой продукции (освоенной впервые) в общем объеме продукции, % 6,5 6,4 6,0 3,4

Как показывает информация, представленная в табл. 5.5, в начале 1990-х годов продолжалось снижение количества созданных образцов новых типов промышленной продукции. Начиная с 1990 года сокращалось и количество новых видов продукции, по которым освоено производство и начат серийный выпуск. К 1993 году почти в 2 раза сократилось число устаревших конструкций машин, оборудования, снятых с производства. Наблюдалось также уменьшение доли новой продукции в общем ее объеме (с 6,5 % в 1990 году до 3,4 % в 1993 году). Данные негативные тенденции еще раз подтверждают, что достичь значительных результатов в области управления качеством можно лишь на комплексной основе, в рамках системы качества.

Необходимо отметить, что, несмотря на ограничения и недостатки, которые имела каждая из разработанных в нашей стране систем качества, их внедрение сыграло значительную роль в становлении современных подходов к управлению качеством. Можно назвать актуальные и в настоящее время достижения в области отечественной теории и практики управления качеством:

- во-первых, дифференциация всего процесса управления качеством на отдельные функции, их анализ и систематизация;

- во-вторых, включение в состав функций управления качеством функции изучения потребностей, удовлетворение которых должна обеспечивать продукция соответствующего качества;

- в-третьих, использование стандартов как средства правового, нормативного построения и функционирования системы.

С середины 1990-х годов в России после некоторого перерыва вновь вспоминают о КСУКП. Это происходит в результате активного внедрения в мировой практике систем качества, соответствующих МС ИСО серии 9000, многие положения которых сходны с положениями КСУКП.

Прекращение к началу 1990-х годов активизации деятельности отечественных предприятий в области управления качеством привело к достаточно серьезным негативным последствиям: резко снизился технический уровень продукции, уменьшилось количество образцов новой техники, рационализаторских предложений и изобретений. За период с 1992 по 1998 год выпуск наукоемкой продукции в ведущих отраслях народного хозяйства сократился втрое, что не могло не отразиться на качественных характеристиках деятельности предприятий.

С середины 90-х годов XX столетия в России вновь наблюдается оживление интереса к проблемам управления качеством. И это неслучайно. В условиях формирующихся в стране рыночных отношений и стремления к интеграции в мировую экономику игнорирование этих проблем явилось бы непростительной ошибкой.

Так, по данным «World Competitiveness Yearbook», в 1998 году Россия занимала 46-ю позицию в рейтинге международной конкурентоспособности, не только уступая таким странам мирового сообщества, как США, Нидерланды, Швейцария, Япония, но и «пропуская» вперед Турцию, Бразилию, Индию, ЮАР и другие страны [10]. Безусловно, в сложившейся ситуации проблемы управления качеством вновь обратили на себя внимание.

Определяющим в настоящее время является осознание каждым товаропроизводителем того, что только качество выпускаемой продукции служит источником и обеспечивает возможность развития предприятия. Качество продукции и услуг стало показателем высокой эффективности труда, источником национального богатства, признаком динамичного развития экономики, а качество жизни признано международным сообществом одной из важнейших характеристик, отражающих уровень развития стран и народов.

Системный подход к управлению качеством получил дальнейшее развитие в международных стандартах ИСО серии 9000.

В 1987 году усилиями специально созданного Международной организацией по стандартизации Технического комитета (ТК) 176 «Управление качеством и обеспечение качества» были подготовлены и приняты первые пять международных стандартов в этой области (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, ИСО 9004), а также словарь терминов и их определений (ИСО 8402).

Разработке этой серии предшествовала огромная подготовительная работа, значительную роль в которой сыграли ученые нашей страны. С 1963 года, когда Государственный комитет стандартов СССР возглавил крупный ученый профессор В. В. Бойцов, по его инициативе началась последовательная проработка вопросов повышения роли стандартов в улучшении качества продукции. К концу 60-х годов в стране был разработан ряд научно-методических и практических подходов, позволивших говорить о больших возможностях стандартизации в повышении качества продукции. По инициативе Советского Союза в июле 1971 года в Москве была проведена XV Международная конференция Европейской организации по контролю качества (ЕОК), посвященная роли стандартизации в улучшении качества продукции. С данного периода проблемы стандартизации стали постоянно рассматриваться на ежегодных конференциях ЕОК. А. В. Гличев, являвшийся в то время президентом этой организации отмечает, что «не все шло гладко, было и непонимание, критика, ирония, но постепенно большинство мировой научно-технической общественности приняло такой подход… Необходимо было найти определенную форму и закрепить полученные результаты по управлению качеством на базе стандартизации, сделать возможным широкое международное использование этого опыта» [1. С. 170].

Президент ЕОК в 1978 году обратился к президенту ИСО (в то время им был также представитель СССР – В. В. Бойцов) с предложением подготовить на основе накопленного опыта стандарты ИСО по управлению качеством. Данное предложение было принято, и в рамках ИСО начались работы по подготовке таких стандартов. Активное участие в создании стандартов ИСО серии 9000 приняли ученые и специалисты Великобритании, Германии, Швейцарии, Чехословакии, США и Советского Союза. Таким образом, был подготовлен и начал осуществляться принципиально новый этап организации работ по управлению качеством, получивший впоследствии широкое распространение во всем мире.

Многие положения МС ИСО серии 9000 перекликаются с подходами, на которых базировались отечественные комплексные системы управления качеством продукции. Основными из них являются следующие:

- качество продукции выступает в роли объекта управления в системе качества;

- система качества представляет собой органическую составляющую общей системы управления предприятием, базируется на тех же принципах и подходах, что и любая система управления;

- управление качеством осуществляется с целью удовлетворения запросов потребителей;

- управление качеством должно осуществляться на всех стадиях жизненного цикла продукции, на всех уровнях управления в организации, с привлечением всего персонала;

- система качества создается на основе заранее разработанной модели;

- действия персонала в системе, его обязанности, ответственность и права строго документируются.

Структура международных стандартов ИСО серии 9000 версии 1987 года приведена на рис. 5.8.

 

  ИСО 8402–86  
  Термины и определения  
       
  ИСО 9000–87  
  Руководство по выбору стандартов серии 9000  
       
       
ИСО 9004–87   Модели обеспечения качества ИСО 9001–87 ИСО 9002–87 ИСО 9003–87
Элементы системы качества  
         

 

Рис. 5.8. Структура комплекса международных стандартов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.