КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные термины и понятия. Государственная система стандартизации
Государственная система стандартизации Российской Федерации Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям: традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71, перечисление Р, Законом РФ «О стандартизации» 1993 г. и ГСС РФ); образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»); медицинская (организуется и осуществляется во исполнение Федерального закона «О государственной системе здравоохранения»); социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»). В данной главе излагаются основные термины и понятия стандартизации применительно к первому, т.е. традиционному направлению стандартизации продукции, услуг и работ (производительных процессов) в целом и их компонентов. Основными терминами и понятиями современной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются следующие: стандартизация; объект стандартизации; нормативным документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент; Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ); стандарт отрасли (ОСТ); стандарт предприятия (СТП); стандарт научно-технического, инженерного общества (СТО); правила по стандартизации (ПР); рекомендации по стандартизации (Р); международный стандарт (МС); (международный) региональный стандарт; межгосударственный стандарт (ГОСТ); национальный стандарт; гармонизированный стандарт; комплекс стандартов; международная стандартизация; региональная стандартизация; национальная стандартизация; применение стандарта; применение международного стандарта; применение (международного) регионального стандарта; применение национального стандарта другой страны; дата введения стандарта в действие; дата введения технического регламента в действие; пользователь стандарта; пользователь технического регламента; структурные элементы стандарта; теория стандартизации; собственный предмет теории и практики стандартизации; собственный метод стандартизации; главный (регулятивный) методологический принцип стандартизации; основная технико-экономическая закономерность стандартизации; основополагающий объективный закон стандартизации. Место и роль стандартизации в структуре общества показаны на рис. 2.1. Стандартизация — деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач (по ISO/IEC GUID2:1996). Стандартизация в России осуществляется в целях обеспечения: · безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; · технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; · качества продукции, работ и услуг в соответствии суров нем развития науки, техники и технологии; · единства измерений; · экономии всех видов ресурсов; · безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; · обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Рационально организуемая деятельность по стандартизации осуществляется в составе НИР, ОКР, ОТР, ПР (обобщенно НИОКР), когда по итогам проведенных исследований и разработок, закончившихся положительным результатом, подготавливаются проекты нового стандарта или изменения к действующему стандарту либо предложение (с необходимым технико-экономическим обоснованием) о разработке нового стандарта или о разработке изменений к действующему стандарту (стандартам). Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству. Объект стандартизации — конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, труппы однородных конкретных производственных процессов (рис. 2.2). Конкретная продукция (конкретные услуги) — это продукция (услуги) данной модели (марки, типа, артикула, фасона и т. п.), характеризующаяся определенными конструктивно-технологическими решениями, конкретными значениями показателей ее (их) целевого (или функционального) назначения и конкретными значениями показателей уровня качества (полезности) и уровня потребительной экономичности. Группы однородной конкретной продукции (однородных конкретных услуг) — это совокупность конкретной продукции (услуг) определенного вида, характеризующаяся общим целевым (или функциональным) назначением и обладающая общими основными свойствами уровня их качества (полезности) и уровня их потребительной экономичности. Составными частями группы однородной конкретной продукции (группы однородных конкретных услуг) могут быть подгруппы однородной конкретной продукции или услуг (представленные, например, семействами, гаммами, рядами однородной конкретной продукции или услуг), характеризующиеся общностью конструктивно-технологических решений, но с различными значениями их главных параметров, являющихся показателями целевого (или функционального) назначения продукции (или услуг). Конкретный производственный процесс — это процесс, используемый для производства (изготовления, строительства, выращивания, хранения, транспортирования, а также восстановления, утилизации, захоронения или уничтожения) конкретной продукции или оказания конкретной услуги. При решении задач стандартизации они обычно рассматриваются как состоящие из двух частей: основной технологической и организационно-технической (управляющей).
Группы однородных конкретных производственных процессов — это совокупность конкретных производственных процессов, используемых для производства группы однородной конкретной продукции или для оказания группы однородных конкретных услуг. Аспект стандартизации — направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство (или группу свойств) данного объекта. Так, аспектами стандартизации конкретной продукции или группы однородной конкретной продукции являются: · термины и определения; · условные обозначения и сокращения; · классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения); · требования к основным показателям уровня качества (полезности); · требования к основным показателям уровня экономичности; · требования к комплектности продукции; · требования к методам и средствам хранения и транспортировки; · требования к методам и средствам восстановления (ремонта); · требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении; · требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потребление); · требования к правилам и средствам приемки продукции; · требования к методам, методикам и средствам контроля (испытаний, измерений, анализа) показателей уровня качества продукции; · требования к маркировке продукции; · требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре; · требования и условия технически эффективного и безопасного потребления (эксплуатации или использования) продукции по ее целевому (или функциональному) назначению; · требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации (или захоронения, или уничтожения). Нормативный документ по стандартизации — это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики касающиеся объектов стандартизации, определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей. Иерархия документов по стандартизации, существующая в современном мире, представлена в табл. 2.1. К нормативным документам по стандартизации в России относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также правила по стандартизации. Нормативные документы по стандартизации являются частью более общей совокупности — нормативно-технических документов (НТД), включающих в себя как нормативные документы по стандартизации, так и технические документы (конструкторские, технологические и проектные), разрабатываемые на их основе. Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием устойчивых возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах достижений науки, техники и практического опыта, цель их применения — получение оптимальной пользы для общества. Они являются наиболее массовым видом документов, используемых для оформления результатов деятельности по собственно стандартизации в число которых входят технические регламенты, ОКТЭИ, правила по стандартизации, а также натурально-вещественные образцы — эталоны изделий, материалов и веществ. Государственный стандарт РФ — стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России). Разрабатывается на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или их группы), конкретные" производственные процессы или их элементы (или группы процессов или их элементов), имеющие преимущественно общенародное хозяйственное значение (применение).
Таблица 2.1
Иерархия документов по стандартизации в современном мире
Технический регламент — документ, который устанавливает характеристики продукции или связанные с ней процессы и методы производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке или этикетированию продукции, а может быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно (в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле, принятым в рамках Всемирной торговой организации — ВТО). В качестве технических регламентов в России рассматриваются: техническое законодательство Российской Федерации; указы Президента РФ и постановления Правительства, содержащие требования технического характера; стандарты, содержащие обязательные требования, а также технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиН и др.). Общероссийские классификаторы технико-экономической инфраструктуры — систематизированные своды классификационных группировок определенных объектов классификации, содержащие их условные цифровые коды и наименования. Разрабатываются на продукцию, услуги, производственные процессы и их элементы, имеющие общенародное хозяйственное значение (применение). В России по состоянию на 1 января 1998 г. действовало более 30 ОКТЭИ, в том числе: · Общероссийский классификатор продукции (ОКП); · Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП); · Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД); · Общероссийский классификатор стандартов (ОКС). ОКТЭИ используются в качестве единых машинно-ориентированных языков общения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, в том числе для классификационного научно обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. Например, ОКП, ОКДП, ТНВЭД предназначены для государственного регулирования состава видов и структуры производимой и потребляемой в России конкретной продукции. Стандарт отрасли — стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции. Разрабатывается на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или группы конкретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (или группы конкретных производственных процессов или их элементов), имеющих преимущественно внутриотраслевое значение (применение). Под отраслью в современных условиях хозяйствования в России понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют сходное целевое (или функциональное) назначение. Стандарт предприятия — стандарт, утвержденный самим предприятием. В России СТП утверждают по двум вариантам: на уровне предприятий, не входящих или входящих в какое-либо хозяйственное объединение (концерн, холдинг, научно-технический комплекс, НПО и др.); на уровне любых хозяйственных объединений (с любой системой собственности на средства производства). Разрабатывается на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или группы конкретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (в том числе на элементы организации и управления производством), имеющие применение в основном на самом предприятии. Стандарт научно-технического, инженерного общества — стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением. Характерной особенностью этой категории стандартов является то, что для субъектов хозяйственной деятельности они являются полностью добровольными (не обязательными для применения), т.е. рекомендуемыми. Правила по стандартизации — нормативный документ по стандартизации, принятый Госстандартом России и содержащий, во-первых, типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выполнении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а во-вторых, обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Правила по стандартизации никогда не разрабатываются на собственно продукцию и услуги, а только в следующих случаях: · при необходимости детализации обязательных требований соответствующих основополагающих организационно-технических и (или) общетехнических стандартов (ГОСТ Р); · при отсутствии таких стандартов (для более оперативного урегулирования определенных организационно-технических и (или) общетехнических отношений); · при нецелесообразности разработки и принятия в обоснованных случаях соответствующих организационно-технических и (или) общетехнических стандартов. Разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Правила по стандартизации принимают Госстандарт России и Госстрой России. Если они прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными. Построение, изложение, оформление и содержание правил по стандартизации осуществляется по ГОСТ Р 1.5. Рекомендации по стандартизации разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации. Рекомендации по стандартизации принимают Госстандарт России, Госстрой России, а также подчиненные им всероссийские научно-исследовательские институты в соответствии с их головной ролью и профилем деятельности. Положения, содержащиеся в рекомендациях, являются добровольными. Международный стандарт — стандарт, принятый международной (мировой) организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО (ISO) и МЭК (IEC), поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах — членах ИСО и МЭК, добровольный. Международный (региональный) стандарт — стандарт, принятый международной региональной организацией. Так, существуют европейские стандарты CEN, CENELEC и ETSI, которые принимаются межправительственными европейскими организациями: Европейским комитетом по стандартам (CEN), Европейским комитетом электротехнической стандартизации (CENELEC) и Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). В соответствии с директивами ЕС статус указанных стандартов для их применения в странах — членах ЕЭС обязательный. Разрабатываются (как и отечественные стандарты) на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или группы конкретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (или группы конкретных производственных процессов или их элементов), имеющих соответственно общемировое, региональное или преимущественно национальное значение (применение). Межгосударственный стандарт — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.). Межгосударственные стандарты являются в настоящее время международными стандартами регионального типа. Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации. Таковыми являются, например, государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), Украины (ДСУ), Германии (DIN). Гармонизированный стандарт — национальный стандарт, требования которого технически идентичны, т.е. тождественны или выше (жестче), но не противоречат требованиям к конкретному объекту стандартизации, установленным в соответствующем международном стандарте (стандартах) или в (международном) региональном стандарте (стандартах), или в прогрессивном национальном стандарте (стандартах) зарубежной страны, с которым (которыми) гармонизируется данный национальный стандарт. Гармонизация ГОСТ Р и ГОСТ, применяемых на территории Российской Федерации, с соответствующими международными стандартами (за принятие которых Россия проголосовала положительно) является центральным условием выполнения Россией Соглашения по техническим барьерам в торговле и одним из наиболее важных общих условий для вступления России во Всемирную торговую организацию. Комплекс стандартов — это совокупность взаимосвязанных государственных и (или) международных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организационно-технические и (или) общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. В России и странах — членах СНГ применяются, например, следующие комплексы государственных и межгосударственных стандартов: 1. ГСС РФ; 2. ЕСКД; 3. ЕСТД; 7. ГСИ; 9. ЕСЗКС; 12. ССБТ; 13. Репрография; 15. СРПП; 17. ССОП; 19. ЕСПО; 21. СЦЦС; 24. ЕКСАС; 27. ССНТ; 29. ССЭТО, ЕСДП и ОНВ и др. Комплексы государственных и межгосударственных стандартов организационно-технического и общетехнического характера (совместно с техническими регламентами, принимаемыми специализированными государственными контрольно-надзорными органами страны) являются основополагающими, системообразующими для всего федерального фонда стандартов и ОКТЭИ. Международная стандартизация — это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран мирового сообщества. Она осуществляется в рамках не только таких организаций, как ИСО и МЭК, но и многих других (неправительственных и межправительственных), например: Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при ООН; Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных наций (ФАО); Международной организации гражданской авиации (ИКАО); Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ); Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и др. Региональная стандартизация — это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов стран преимущественно только одного географического или экономического региона мира. К ним относятся, например, страны — члены СНГ, ЕЭС, Арабской организации по стандартизации и метрологии (АСМО), Панамериканского комитета стандартов (КОПАНТ) и т.д. Национальная стандартизация — это деятельность по стандартизации, которая проводится на уровне одной страны мирового сообщества. В одних странах мира национальная стандартизация осуществляется государственными органами управления (например, в России, на Украине, в Белоруссии, в Японии, в Китае, в КНДР, в Республике Куба), в других — негосударственными организациями (ФРГ, Великобритании, Финляндии). Применение стандарта — это использование стандарта пользователем с выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения и сферой действия. Пользователями являются: субъекты хозяйственной деятельности (исследователи, разработчики, испытатели, органы по сертификации, товаропроизводители, торговые организации, товаропотребители, сервисные и ремонтные организации, организации по утилизации, захоронению или уничтожению использованной продукции или отходов производства); население, т.е. покупатели и потребители конечной продукции (товаров народного потребления) и всевозможных бытовых услуг; государственные органы и институты всех ветвей и уровней власти. Область распространения стандарта — это конкретные объекты стандартизации, а также аспекты стандартизации, требования к которым установлены в данном стандарте. Сфера действия стандарта определяется статусом и компетенцией органа (или организации), принявшего (утвердившего) стандарт данной категории. Это может быть территория СНГ (ГОСТ), территория Российской Федерации (ГОСТ Р), отрасль науки и техники (ОСТ, СТО), предприятие (СТП). Применение международного стандарта — это использование конкретного международного стандарта пользователями в данной стране (странах) с полным или частичным выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения и сферой действия. Страны мирового сообщества используют следующие основные варианты применения международных стандартов. 1-й вариант — путем непосредственного (в буквальном смысле слова) применения международного стандарта в практике хозяйствования страны — пользователя стандарта (главным образом на уровне фирм), причем без какого-либо его переоформления и (или) дополнительного обозначения (переобозначения) и без официального аутентичного перевода на национальный официальный язык страны. 2-й вариант — путем официального аутентичного перевода международного стандарта на национальный официальный язык страны — пользователя этого стандарта и прямого включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации, причем без каких-либо дополнений и (или) ужесточений требований (или, напротив, с включением дополнений и (или) ужесточением требований). Это вариант прямого применения международного стандарта, но опосредованного с точки зрения его переоформления на национальный официальный язык страны-пользователя. 3-й вариант — путем частичного использования содержания требований международного стандарта пользователями в данной стране в качестве одного из многих источников научно-технической информации, учитываемой (или лишь принимаемой во внимание) при разработке аналогичного отечественного нормативного документа по стандартизации. Этот факт обычно не отражается в обозначении отечественного документа по стандартизации, но об этом в той или иной форме сообщается в предисловии, а также в справочно-информационных приложениях к нему (библиография или список источников, использованных при разработке отечественного документа). Первые два варианта обычно отражаются в специальных правилах переобозначения стандарта (см. ГОСТ Р 1.5, п. 8.1). Кроме того, об этом сообщается в предисловии к отечественному стандарту. В России и странах — членах СНГ используются в настоящее время все три указанных выше варианта. Применение регионального стандарта — это использование конкретного (международного) регионального стандарта пользователями в данной стране (странах) с полным или частичным выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения. Межгосударственные стандарты категории ГОСТ, за которые Российская Федерация проголосовала положительно, используются в России с полным выполнением установленных в них требований. Применение национального стандарта другой страны — это использование национального стандарта другой страны пользователями в данной стране (на основании заключенного в установленном порядке двустороннего соглашения между сторонами) с полным или частичным выполнением требований, установленных в конкретном национальном стандарте другой страны, и в соответствии с областью его распространения. Варианты и условия применения национальных стандартов других стран в России принципиально аналогичны трем изложенным выше вариантам применения международных стандартов ИСО и МЭК. Дата введения стандарта в действие — это дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. Устанавливаются для стандартов, содержащих обязательные требования (ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, СТП). Для стандартов научно-технических, инженерных обществ (СТО), являющихся ДДЯ субъектов хозяйственной деятельности полностью добровольными, даты введения их в действие не устанавливаются. Дата введения технического регламента в действие — это дата, с которой технический регламент приобретает юридическую силу. Так как технические регламенты (по определению) всегда являются обязательными документами, установление дат введения их в действие также обязательно. Пользователь стандарта — это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, стандартизаторской, управленческой, учебно-педагогической и других видах деятельности. Пользователи должны соблюдать установленные в стандартах обязательные требования в соответствии с областью распространения и сферой действия, причем с даты введения их действие. А до этой даты соблюдение установленных в них обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц является добровольным. Пользователь технического регламента — это юридическое или физическое лицо, применяющее технический регламент в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, стандартизаторской, управленческой, учебно-педагогической и других видах деятельности. Пользователи обязаны соблюдать все установленные в регламентах императивно-обязательные требования в полном объеме и в соответствии с областью распространения и сферой действия, причем с даты введения их в действие. До этой даты соблюдение (полное или частичное) установленных в них империтивно-обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц является добровольным. Структурные элементы стандарта — это совокупность элементов построения, изложения, оформления, содержания и обозначения стандартов. В общем случае стандарты содержат следующие структурные элементы: 1) титульный лист (обязательный элемент); 2) предисловие (обязательный элемент); 3) сведения о праве собственности на данный стандарт (обязательный элемент); 4) содержание (при необходимости); 5) введение (при необходимости); 6) наименование (обязательный элемент); 7) область применения (обязательный элемент); 8) нормативные ссылки (при наличии); 9) определения или термины и определения (при наличии); 10) обозначения и сокращения, используемые в тексте стандарта (при наличии); 11) требования (главный и обязательный элемент); 12) приложения обязательные и рекомендуемые (при наличии); 13) библиографические данные, т.е. информационные сведения о документах, использованных при разработке данного стандарта (при наличии); 14) сведения об отнесении стандарта к определенной классификационной группировке Универсальной десятичной классификации (УДК) печатно-книжной продукции (обязательный элемент); 15) обозначение данного стандарта (обязательный элемент). Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов, принятых на территории Российской Федерации, установлены в ГОСТ Р 1.5—92 и ГОСТ 1.5-93. Теория стандартизации — фундаментальные и прикладные научные знания о социальной практике стандартизации. Фундаментальная теория стандартизации изучает, излагает и развивает следующие теории: · о собственном предмете стандартизации; · о собственном научно-практическом методе социальной практики стандартизации; · о главном (регулятивном) методологическом принципе социальной практики стандартизации; · об основной технико-экономической закономерности социальной практики стандартизации; · об объективном законе социальной практики стандартизации. Прикладная теория стандартизации изучает, излагает и развивает: · теорию объективного места, социальной роли и управляющих функций стандартов как активных элементов со временных производительных сил и регуляторов исходной нормативно-технической стороны (грани) производствен но-экономических отношений между товароразработчиками и товаропроизводителями, с одной стороны, и товаропотребителями (или товаропокупателями) — с другой; теорию общественно необходимых объектов стандартизации как результатов творческого интеллектуально-технического труда человека, подлежащих обобществлению в форме разработки новых или обновления действующих стандартов; · теорию непосредственной, собственной цели стандартизации как создание, систематическое обновление и нормо-применение оптимального по составу, структуре и уровню требований фонда стандартов; · теорию прикладных методических принципов стандартизации в условиях социально ориентированного способа оптимального функционирования экономики (принципы системности, комплексности, планомерности, оптимальности, сочетания обязательных и добровольных требований, гибкости и динамизма); · теорию социально необходимого оптимального фонда стандартов как главного регулятора исходной нормативно-технической стороны (грани) производственно-экономических отношений в условиях социально ориентированного способа оптимального функционирования экономики. Собственный предмет теории и практики стандартизации — это нормативно-техническая сторона (грань) системы производственно-экономических отношений товароразработчиков и товаропроизводителей, с одной стороны, и товаропотребителей (или товаропокупателей), с другой стороны, а также с органами хозяйственного управления по поводу интегрального качества объектов второй природы, создаваемых творческим интеллектуально-техническим трудом человека и многократно воспроизводимых и (или) используемых в любой сфере жизнедеятельности. Собственный научно-практический метод стандартизации — это метод системно-комплексного упорядочения и одновременно оптимизации требований ко всем новым потенциальным и новым фактическим, социально необходимым объектам официальной (документируемой) стандартизации новых объектов второй природы, постоянно воссоздаваемых творческим интеллектуально-техническим трудом исследователей и разработчиков во всех их формах, видах и разновидностях. Собственный научно-практический метод деятельности по стандартизации (рис. 2.3) включает в себя следующие более частные методы, используемые на соответствующих стадиях и этапах общего алгоритма стандартизации: · классифицирования и кодирования исходных множеств объектов стандартизации по признаку их целевого (или функционального) назначения; · ранжирования (оценки) конкретных объектов стандартизации определенного вида и назначения по критериям их социальной и экономической прогрессивности (или, напротив, не прогрессивности) для последующего воспроизводства и использования; · «искусственного отбора», т.е. селекции прогрессивных и одновременно симплификации морально устаревших конкретных объектов стандартизации; · унификации селекционированных конкретных объектов стандартизации по их главным параметрам (показателям назначения) и одновременно типизации, т.е. оптимизации требований к уровню их качества и уровню их экономичности; составления проектов стандартов и рассылки их на отзывы, заключение и согласование компетентным юридическим и физическим лицам; · достижения консенсуса всех заинтересованных сторон по составу и уровню требований к конкретному объекту стандартизации, включенному в проект стандарта перед его официальным принятием (утверждением).
Рис.2.3. Собственный метод деятельности в области стандартизации
Главный методологический принцип стандартизации — это принцип обязательной своевременности разработки новых и обновления действующих стандартов, который следует неукоснительно реализовывать в отношении новых позитивных результатов творческого труда, как исследователей, так и разработчиков. В случаях несоблюдения главного (регулятивного) методологического принципа стандартизации деятельность по стандартизации оказывается или преждевременной или послевременной (т.е. запаздывающей). Поэтому вопрос о правильном выборе времени начала разработки нового стандарта или обновления действующего стандарта имеет определяющее значение для эффективности всей этой упорядочивающей, технической нормотворческой и технической нормоприменительной деятельности. Основная технико-экономическая закономерность стандартизации — это диалектическое сочетание принципа преемственности относительно постоянных (стабильных) требований к главным параметрам сменяющих друг друга конкретных объектов стандартизации определенного вида и закона прогресса (роста, ужесточения) переменных требований к уровню качества и уровню экономичности тех же объектов, что обеспечивает все более полное сближение дискретно повышающихся требований стандартов и практически непрерывно возрастающих научно обоснованных требований потребителей к конкретным новым объектам второй природы в фазе их эволюционного развития. При завершении фазы эволюционного развития конкретных объектов стандартизации определенного вида, когда исчерпываются возможности дальнейшего прогресса в рамках ранее открытого (изобретенного) конструктивно-технологического принципа, старый стандарт необходимо отменить и разработать стандарт следующего поколения, в пределах которого будет опять проявляться (на новом витке развития) изложенная выше основная технико-экономическая закономерность стандартизации. Данная закономерность наблюдается в эволюционизирующих стандартах на машины и приборы, на все иные виды продукции, а также на услуги и производственные процессы (работы). Объективный закон стандартизации — это социально-экономическая необходимость своевременного обобществления новых позитивных результатов творческого интеллектуально-технического труда исследователей и разработчиков в форме нормативно-технической информации (т.е. в форме требований, включенных в принятые новые или обновленные стандарты) об интегральном качестве новых объектов второй природы, которые имеют четкую перспективу последующего многократного эффективного применения в любой сфере общественной практики. Своевременное обобществление позитивных результатов НТР и НТП путем разработки новых и обновления действующих стандартов объективно необходимо для обеспечения оптимального функционирования экономики каждой страны и мирового сообщества в целом, так как только при неуклонном следовании этому объективному закону производственно-экономические отношения между производителями и потребителями товаров (на микроуровне способа производства), а также с органами хозяйственного управления (на макроуровне) могут поддерживаться в прогрессивном, а не в застойном или тормозящем социально-экономическое развитие общества состоянии. Чем выше категория стандарта, тем соответственно выше уровень обобществления конкретных позитивных результатов НТР и НТП. Этот объективный закон стандартизации действует, естественно, в отраслях машино- и приборостроения, а также без какого-либо изъятия во всех других отраслях и сферах экономики.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |