Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие и совершенствование




общетехнических систем и комплексов стандартов в РФ

 

Сложной проблемой является организация работ по совершенствованию общетехнических систем и комплексов стандартов. В условиях различных форм собственности и разделения труда в науке, технике и на производстве, а также в связи с усложнением проблемы создания стандартов общетехнических систем и комплексов задача координации действий исполнителей и соисполнителей при пересмотре стандартов представляет значительную трудность. Успеха можно добиться только в том случае, если для совершенствования общетехнических систем и комплексов стандартов будет создан комплексный план, предусматривающий как согласование заданий соисполнителей с возможностями по выделению финансовых ресурсов, так и возможные варианты поиска компромиссов между характеристиками планируемых к разработке стандартов, сроками и стоимостью их создания. Такой план (или программа) должен составляться на весь срок его реализации в укрупненных показателях, а для обеспечения текущего управления работами он должен детализироваться в форме годового плана государственной стандартизации.

В соответствии с принципами программно-целевого планирования программа является основным инструментом планирования и управления работами. При этом исполнитель экономически зависит от заказчика. Финансирование исполнителей в соответствии с программой служит главным средством текущего управления его действиями. Такие программы использовались в работе министерства обороны и других федеральных министерств и ведомств США, а также бывшего СССР. Они доказали на практике свою необходимость и полезность. В то же время разработка стандартов общетехнических систем и комплексов, как правило, ведется только по годовым планам государственной стандартизации, в результате чего возможны дублирование работ, решение второстепенных проблем, увеличение финансовых затрат, а заказчиками продолжают оставаться Госстандарт и Министерство обороны России.

В настоящее время по программам комплексной стандартизации совершенствуются и развиваются только четыре действующие общетехнические системы и комплексы стандартов (ССБТ, ССЭТО, ЕСЗКС и БЧС). В этой связи целесообразно внести изменения в ГСС РФ, предусматривающие программно-целевое планирование работ по совершенствованию общетехнических систем и комплексов стандартов.

В практике международной стандартизации общетехнические системы и комплексы стандартов, аналогичные российским, отсутствуют. Однако отдельные направления отечественных общетехнических стандартов находят отражение в международных, региональных и зарубежных стандартах.

В табл. 3.2 содержатся сведения о национальных, межгосударственных и международных технических комитетах по стандартизации, осуществляющих разработку стандартов, требования и нормы которых регламентируются в отечественных стандартах общетехнических систем и комплексов. Как видно из таблицы, подавляющее большинство проблем общетехнических систем и комплексов стандартов решается в рамках международных и региональных технических комитетов по стандартизации, а многие отечественные ТК создавались с учетом существующих технических комитетов ИСО и МЭК.

Однако в ходе развития национальной общетехнической стандартизации следует не только учитывать тенденции изменения международной и региональной стандартизации, но и обеспечивать своевременное внедрение (применение) этих нормативных документов в государственных российских и межгосударственных (СНГ) стандартах. В первую очередь это относится к европейским нормам, поскольку последовательно осуществляется экономическая интеграция России и Европы на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г. Кроме того, необходимо обеспечить сохранение статуса активных членов в ИСО/МЭК (Р - член), а также перехода из наблюдателей (О - член) в активные члены этой организации.

Несмотря на упорное стремление Госстандарта России перейти к разработкам стандартов силами технических комитетов по стандартизации, эффективность деятельности в этой области следует признать недостаточной не столько с технической, сколько с организационно-экономической точки зрения. Так, отечественные ТК по стандартизации являются общественными организациями без юридического статуса, что не позволяет им вести хозяйственную деятельность и в значительной мере затрудняет оплату работ по разработке стандартов. Поэтому в целях повышения эффективности деятельности ТК по стандартизации, исключения формализма и экономного использования ограниченного бюджета на государственную стандартизацию, в первую очередь общетехническую, необходимо пересмотреть их составы и структуры и рассмотреть вопрос о возможности самофинансирования и хозрасчетной деятельности технических комитетов по стандартизации, в том числе их хоздоговорных отношений с госзаказчиками и Межгосударственным советом по стандартизации СНГ.

Как известно, всем действовавшим ранее техническим комитетам (ТК 1 - ТК 337) формально присвоен статус межгосударственных технических комитетов (МТК), что наряду с другими причинами не способствует эффективности их деятельности по разработке межгосударственных стандартов. Общетехнические системы и комплексы стандартов решают государственную задачу по обеспечению технического законодательства, являющегося базой для разработки стандартов и других нормативных документов на продукцию, работы и услуги. Поэтому совершенствование общетехнических систем и комплексов стандартов должно осуществляться Госстандартом России совместно с другими заинтересованными и ответственными перед Правительством РФ органами государственного управления.

Так, в последнее время наметилась тенденция расширения круга государственных заказчиков, которые от традиционно ведомственных интересов переходят к защите интересов национальных, стремясь решить свои проблемы и задачи на государственном уровне (например, МЧС России, Госстрой, Министерство труда, Центральный банк). Для активизации работ в области по общетехнической стандартизации целесообразно также организовать взаимодействие между центральными органами систем сертификации и ТК по стандартизации по более эффективному (рациональному) использованию и применению стандартов общетехнических систем и комплексов в качестве нормативной и методической базы сертификации, дальнейшему их совершенствованию.

Рассмотрим перспективы развития некоторых основных общетехнических и организационно-технических систем стандартов.

Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП) разрабатывается и формируется с начала 70-х гг. В нее входят 66 стандартов: 50 военных (в том числе восемь российских), которые охватывают все стадии жизненного цикла по уровням разукрупнения военной техники, и 16 для народнохозяйственной продукции (из них четыре российских). Кроме того, для народнохозяйственной продукции действуют восемь рекомендаций по отдельным аспектам этой СРПП.

После образования СНГ, т.е. с момента реализации суверенитета Российской Федерации, остро встал вопрос разработки российских стандартов. Это объясняется формированием в РФ самостоятельной правовой базы, перестройкой экономики в сторону рыночных отношений, структурными преобразованиями в органах государственного управления и исполнительной власти, возникновением негосударственных форм организации промышленных предприятий и фирм, изменениями условий их деятельности.

Российские военные стандарты (ГОСТ РВ) начали выпускать уже с 1992 г. Сегодня таких стандартов восемь и пять находятся в разработке, в том числе: стандарты по порядку выполнения НИР и ОКР; по испытаниям опытных (опытных ремонтных) образцов; по испытаниям серийных изделий; по требованиям к системам качества предприятий, выпускающих оборонную продукцию; по стадиям жизненного цикла (с учетом утилизации). Эти стандарты обеспечивают реализацию положений законов РФ «О государственном оборонном заказе» и «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ряда постановлений Правительства РФ, а также основных принципов международных стандартов ИСО серии 9000.

В отечественной стандартизации решение проблемы нормирования состава показателей качества продукции осуществлялось начиная с 1969 г. в рамках Системы показателей качества продукции (СПКП — ГОСТ 4.). Ее основной целью было установление единства понятий при описании качественных характеристик (показателей качества) продукции для дальнейшего их использования во всех видах документов по стандартизации. По состоянию на 1 января 1990 г. в системе были 1264 нормативных документа, в том числе 364 ГОСТ (в настоящее время их 300), 890 ОСТ, девять РСТ и один РД с аббревиатурой СПКП.

В решении проблемы повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции основная роль должна принадлежать потребителю (заказчику), имеющему в условиях рыночных отношений приоритет в установлении требований к любой продукции, что характерно для мирового рынка. Адаптация национальной стандартизации к условиям рыночных экономических отношений, особенно на переходном этапе, вызывает необходимость защиты интересов потребителя на государственном уровне и ограничения монополизма производителя. Являясь основными инициаторами и исполнителями разрабатываемых в России национальных стандартов на виды продукции, производители еще длительное время будут «диктовать свои условия» потребителю, не обеспечивая эффективность организационно-технического механизма реализации Закона РФ «О защите прав потребителя».

В этой связи приоритетным направлением общетехнической стандартизации на продукцию является система государственных стандартов, устанавливающих на довольно высоком уровне обобщения номенклатуру свойств (характеристик, показателей качества) основных видов (однородных групп) продукции. При этом стандарты данной системы широко используются на всех стадиях жизненного цикла продукции, так как, являясь задающим ориентиром описания качества продукции при ее разработке, они нужны в процессе промышленного производства, а также при подтверждении соответствия (сертификации) и применении (потреблении, эксплуатации).

Наиболее близкими аналогами систематизированной номенклатуры характеристик продукции в Германии является система стандартов DIN 4000 «Таблицы типовых параметров», в США - руководства по идентификации предметов снабжения Федеральной системы каталогизации, в Японии — комплекс стандартов JISD «Транспорт дорожный».

Проведенные ВНИИ стандарт в 1991 — 1992 гг. работы могут стать основой решения проблемы систематизации номенклатуры характеристик продукции. При этом сфера действия системы может охватывать продукцию не только народнохозяйственного назначения, но и двойного применения.


Таблица 3.2

Технические комитеты по стандартизации

 


Основными целями стандартизации в области надежности техники (Система стандартов «Надежность в технике» — ССНТ) являются:

· формирование и поддержание нормативной базы для регулирования взаимодействия заинтересованных сторон — заказчика, разработчика, изготовителя, поставщика, потребителя (при обеспечении надежности на всех стадиях жизненного цикла изделий);

· регламентация методов решения типовых задач надежности как основы для разработки соответствующих правил, методик, процедур, применяемых при создании и эксплуатации конкретных изделий;

· обеспечение требуемого уровня надежности изделий, качество которых является объектом государственного управления, т.е. изделий, недостаточная надежность которых может представлять угрозу жизни или здоровью людей, приводить к отрицательным экологическим последствиям и (или) большому экономическому ущербу, а также изделий, разрабатываемых по заказам Минобороны России.

Для достижения указанных целей стандартизация в области надежности решает следующие задачи:

· определение положений и требований организационного, терминологического, технического, технологического, экономического и правового характера, направленных на обеспечение надежности техники как основы для взаимодействия сторон, участвующих в ее создании и эксплуатации;

· регламентация отвечающих современному научно-техническому уровню и адекватных практике способов и методов решения типовых задач надежности, эффективность которых подтверждена (экспериментально, опытом практического применения, научно-технической экспертизой);

· установка количественных ограничений к уровню надежности и требований к способам контроля надежности в стандартах вида ОТТ и ОТУ на изделия, качество которых является объектом государственного регулирования.

Стандартизация в области надежности носит комплексный характер и взаимоувязана со стандартизацией в областях безопасности, живучести, технической диагностики, применения статистических и других методов. Одновременно она должна рассматриваться как составная часть общей проблематики стандартизации качества продукции.

Регламентация требований комплексного характера, относящихся к таким различным направлениям, как надежность, экономика, право, осуществляется в стандартах высокого уровня иерархии или в специальных стандартах комплексной ориентации. Проблематика надежности реализуется в стандартах на трех уровнях обобщения регламентируемых положений в соответствии с уровнями разукрупнения техники: первый — общетехнические стандарты, распространяющиеся на технику в целом или большинство ее видов, второй — стандарты на укрупненные группы однородных изделий (однородной продукции), характеризующиеся единством способов конкретизации положений надежности общетехнических стандартов, применительно к данной группе, третий — стандарты на группы однородной продукции или изделия конкретных видов, в которых отражается специфика надежности группы продукции или вида изделия. Государственные стандарты этого уровня допускается разрабатывать только при наличии явно выраженной специфики надежности группы продукции или вида изделия. В совокупности стандарты трех уровней образуют массив стандартов по надежности.

Требования по надежности и методы их контроля приводятся в нормативной документации, устанавливающей общие требования к продукции (стандартах вида ОТТ, ОТУ, ТУ), причем они разрабатываются на основе требований и положений фонда стандартов по надежности.

Именно государственные стандарты первого уровня образуют общетехническую Систему стандартов «Надежность в технике». В исключительных случаях к ней могут быть отнесены стандарты второго уровня, касающиеся аспектов надежности наиболее крупных групп однородной продукции (однородных изделий).

За рубежом общетехнические стандарты по надежности разрабатывают в основном на одном международном уровне — в МЭК/ТК 56 «Надежность» — с учетом интересов разных стран, что обеспечивает получение взаимопризнаваемых решений и, как следствие, простоту прямого применения международных стандартов на национальном уровне. Такая организация работы является наиболее рациональной, поскольку большинство проблем общетехнической надежности, решаемых средствами стандартизации (терминология, правила, методы, процедуры, алгоритмы и т.п.), имеют внегосударственный (вненациональный) характер.

Проведение работ по гармонизации стандартов ССНТ с международными стандартами осуществляется посредством участия специалистов ТК 119 в формировании программы работ по международной стандартизации МЭК/ТК 56 в составе группы советников по стратегии (SAG) и в координационной группе «Качество, надежность, статистика» (QDS). Имеющиеся в распоряжении ТК 119 научные и практические результаты в этой области обеспечивают России возможность входить в число лидеров международной стандартизации в области надежности, наряду с США, Великобританией, Францией, Канадой, Швецией, Японией и Германией. Более того, в отраслях накоплен значительный опыт по обеспечению надежности видов техники, часть которого может быть использована при разработке международных общетехнических стандартов (в первую очередь это относится к отраслям, участвующим в создании и эксплуатации военной техники).

Комплексность «Системы стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения» (ССЭТО) создается за счет регламентации общих принципов эргономического обеспечения разработки и эксплуатации техники, общих норм и правил, обусловливающих эргономическое единство и взаимосвязь в процессах создания и использования продукции, а также охвата следующих аспектов: основные положения эргономического обеспечения системы «человек — машина»; показатели и характеристики человека-оператора; общие требования к организации систем «человек — машина» и к деятельности человека-оператора; эргономическое обеспечение процессов формирования и поддержания работоспособности операторов и процессов освоения современной техникой, оптимальные эргономические требования к алгоритмам деятельности специалистов и к их профотбору: эргономические требования к техническим средствам деятельности; требования по обитаемости и факторам среды на рабочем месте, а также контролю за ними на этапах разработки и эксплуатации вооружения и военной техники; положения эргономической экспертизы, в том числе методы контроля и испытаний, которые, подл ежат применению не только при изготовлении изделий и их сертификации, но также при эксплуатации, чтобы дать оценку их пригодности к дальнейшему применению и разработке мероприятий по обеспечению поддержания параметров на необходимом уровне.

В Международной организации по стандартизации (ИСО) и Европейском комитете по нормализации (СЕН) функционируют взаимодействующие технические комитеты (ИСО/ТК 159 и СЕН/ТК 122), включающие наименование «Эргономика». Международные стандарты, разработанные ИСО/ТК 159, устанавливают основные принципы конструирования рабочих систем, методы оценки защитных свойств одежды и величины термической нагрузки на человека, общие понятия по геометрической ориентации объектов, по согласованию движений органов управления с объектами, а также устанавливают принципы визуальной эргономики.

Программами ИСО/ТК 159 и СЕН/ТК 122 предусматривается разработка около 50 стандартов. В таких странах, как Германия, Австрия и Франция, используются комплексы стандартов по эргономике для народнохозяйственной продукции. В США действует военный стандарт по эргономике. В то же время прямое применение в России большинства действующих стандартов ИСО и промышленно развитых стран затруднено вследствие различий методических подходов к оценкам влияния термических условий на человека-оператора.

Основными принципами совершенствования стандартов по эргономике, предусмотренными Программой ПСВ 50Э.4.001—96, являются: приоритетность работ по созданию комплекса национальных стандартов по эргономике; системность и комплексность российских стандартов по эргономике; рациональность установления объектов стандартизации; оптимальность требований в условиях конверсии при отсутствии дублирующих и избыточных требований; дифференциальность регламентируемых требований, предусматривающих их обязательный и рекомендуемый характер; гармоничность комплекса национальных стандартов с международными.

Дальнейшее совершенствование стандартов по эргономике призвано будет способствовать: оптимизации эргономических требований к оборонной продукции, их унификации и стандартизации: улучшению эргономических характеристик техники в системах «человек — машина»; повышению эффективности применения оборонной продукции, а также ее конкурентоспособности на мировом рынке; улучшению условий труда специалистов, обеспечению их безопасности и охраны здоровья; поддержанию требуемой работоспособности специалистов, а также престижности и привлекательности профессий; сокращению аварий и катастроф по вине личного состава и специалистов; сокращению сроков освоения расчетами образцов оборонной продукции.

Коррозия металлов — один из самых разрушительных процессов, сопровождающих на протяжении многих столетий деятельность человека. Потери от коррозии составляют ежегодно около 5 — 10% национального дохода стран. Во многих случаях эти цифры не учитывают эффекты загрязнения окружающей среды, что затрагивает непосредственно существование человека. Применяемые в России и в странах СНГ технологии выплавки стали приводят к выбросу в атмосферу 40 т пыли, 30 т сернистого газа, 50 т окислов углерода и расходу сотен тонн воды (в расчете на 1000 т выплавленной стали). Снижение коррозионных потерь металла решает одновременно и экологические проблемы. По экспертной оценке специалистов, широкое применение в народном хозяйстве уже существующих способов защиты от коррозии, включенных в стандарты Единой системы защиты от коррозии, старения и биоповреждений (ЕСЗКС), позволяет сократить ущерб от коррозии на 10 — 15%.

Целью стандартизации в рамках ЕСЗКС является сохранение заданного уровня качества изделий и материалов средствами и методами защиты с учетом требований обороны страны и конкурентной способности изделий на мировом рынке, а также получение экономического эффекта за счет снижения коррозионных потерь металла (на 20 — 25%), расхода стратегических цветных и драгоценных металлов (на 15 — 20%), трудоемкости осуществления консервации, потерь от старения и биоповреждений.

Развитие ЕСЗКС осуществляется на основе принципа гармонизации международных и государственных стандартов в данной области и широкого использования в работах по стандартизации результатов НИР и ОКР. В составе системы в настоящее время действуют 127 ГОСТ и 55 стандартов по защите конкретных видов техники (из них 26 военных, остальные — двойного применения). Количественная оценка фондов нормативных документов в области защиты изделий и материалов от коррозии, старения и биоповреждений в разных странах приведена в табл. 3.3.

Требования стандартов системы, как и ранее, в равной мере должны распространяться на продукцию народнохозяйственного и оборонного назначения. При осуществлении защиты решаются следующие задачи: обеспечения требуемых показателей эффективности средств защиты: сокращения экономических затрат и потерь; сохранения материальных и энергетических ресурсов; предотвращения вредного воздействия технологических процессов на окружающую среду и человека; взаимозаменяемости средств защиты на альтернативной основе и совместимости.

Таблица 3.3

Оценка фондов нормативных документов по защите от коррозии,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.