Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Старения и биоповреждений




Наименования видов защиты Количество стандартов
ЕСЗКС, Россия ИСО ASTM, NACE, США DIN, Германия BS, Великобри­тания MIL, США
Постоянная            
Временная          
Электрохимическая          
От старения            
От биоповреждений            
Итого            

 

Концепция развития и совершенствования ЕСЗКС предусматривает стандартизацию по следующим приоритетным направлениям:

  • в области охраны окружающей среды — экологически чистые технологии нанесения (получения) защитных и защитно-декоративных покрытий на металлы и полимеры, в том числе путем плазменной, плазмохимической и радиационно-термической обработки; безотходные и мало отходные технологии в гальваническом производстве и при консервации; эффективные методы поверхностного легирования металлов и лазерной обработки поверхности в целях повышения коррозионной стойкости; методы коррозионного мониторинга новых коррозионно-агрессивных агентов атмосферы;
  • в области обеспечения безопасности и надежности продукции — нормы и требования к материалам и изделиям по стойкости к коррозии, старению и биоповреждениям в условиях эксплуатации и хранения; нормы и требования к допустимым и недопустимым контактам разнородных материалов в узлах изделий; методы ускоренных испытаний металлов и композиционных материалов на общую, локальную коррозию и коррозию под напряжением, поли мерных материалов и изделий на стойкость к старению и биоповреждениям; электрохимические методы коррозийных испытаний высокопрочных металлов и сплавов; унификация номенклатуры средств защиты с целью исключения вредных веществ (цианидов, ароматических углеводородов, кадмия, шестивалентного хрома и др.); способы оценки коррозийной стойкости современных материалов, применяемых в атомной энергетике; комплексная защита сложных систем (в первую очередь электронных) одновременно от коррозии, старения и биоповреждений с использованием принципов рационального конструирования;

· в области совместимости и взаимозаменяемости — методы оценки эффективности средств защити; методы ускоренных и натурных коррозийных испытаний металлов и сплавов; методы ускоренных и натурных испытаний полимерных материалов и изделий из них на стойкость к старению (в том числе с прогнозированием изменения свойств); методы испытаний стекла, эмалей, композиционных покрытий; методы ускоренных и натурных испытаний материалов и изделий на стойкость к воздействию биологических факторов; методы оценки совместимости неоднородных материалов в узлах изделий.

Приоритетные направления развития ЕСЗКС максимально приближены к положениям стратегической политики технических комитетов ИСО/ТК 156, ИСО/ТК 107, МЭК/ТК 50В и МЭК/ТК 75.

Комплексный подход к развитию ЕСЗКС предусматривает охват стандартизацией техники народнохозяйственного и военного назначений (всех уровней разукрупнения), а также терминологии, методов оценок агрессивности среды, в зависимости от условий эксплуатации, и выбора средств защиты, методов контроля и испытаний, конструктивной приспособленности техники к защите, технологии.

Системный подход к решению задач стандартизации в рассматриваемой области обеспечивается: установлением единой классификации агрессивности условий эксплуатации изделий с нормированными значениями параметров воздействующих на изделия факторов для каждой классификационной группы; увязкой объектов стандартизации, составов и содержаний стандартов, с требованиями стандартов всех направлений стандартизации в рамках ЕСЗКС и взаимосвязанных стандартов других общетехнических систем, а также установлением иерархии обобщения требований к защите материалов и изделий на различных уровнях разукрупнения; установлением взаимоувязанных требований по защите от коррозии, старения и биоповреждений материалов и изделий, а также способов реализации этих требований и методов их контроля.

Работы по развитию ЕСЗКС планируется проводить во взаимосвязи с другими организационно-техническими системами (СРПП, КСОТТ, КСКК и др.) и стандартами по конкретной технике.

Действующая в настоящее время система (комплекс) государственных нормативных документов по стандартизации (Страховой фонд документации — СФД) разработана и реализована в период 1985 — 1991 гг. без учета существующих в настоящее время радикальных изменений в функционировании хозяйственного механизма страны.

В 1995 г. было разработано «Положение о создании единого российского страхового фонда документации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1253 — 68, которое определило новые задачи и структуру единого российского страхового фонда документации, установив, что в его состав должна входить следующая документация: по организации производства продукции, включенной в мобилизационный план; по проведению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; на объекты повышенного риска; на объекты систем жизнеобеспечения; на объекты, являющиеся национальным достоянием.

Программа комплексной стандартизации «Развитие и совершенствование системы государственных нормативных документов единого российского страхового фонда документации» предусматривает: установление перечня нормативных документов и комплекса взаимоувязанных работ, обеспечивающих нормативную базу при проведении работ по созданию единого российского СФД, хранению документации и обеспечению ею пользователей; разработку ряда принципиально новых стандартов, устанавливающих порядок создания СФД для реализации в области ликвидации чрезвычайных ситуаций и сохранения документации, являющейся национальным наследием культурных и исторических достояний, стандартов, определяющих требования к документации на электронных носителях, и т.п.

Система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях (БЧС) была сформирована на основе Системы стандартов гражданской обороны в ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», который был реорганизован в 1993 г. Стандарты разрабатывались на случай применения вероятным противником современных средств поражения и не учитывали возможность их использования в чрезвычайных ситуациях мирного времени. В 1994 г. была утверждена Программа комплексной стандартизации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (ПКС БЧС).

Опыт ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, произошедших в последнее время, показал низкую готовность органов управления и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и несовершенство или отсутствие нормативных документов, регламентирующих эти вопросы. В связи с этим возникла необходимость создания комплекса государственных стандартов по обеспечению безопасности населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях на основе программного планирования. Исходными предпосылками создания такого комплекса стандартов являлись результаты исследований по государственной научно-технической программе «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (ГНТП «Безопасность»).

Целью ПКС БЧС является разработка на основе системного подхода научно обоснованного комплекса взаимоувязанных государственных стандартов РФ (ГОСТ Р) по обеспечению безопасности населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (комплекс ГОСТ Р БЧС). Программа составлена с учетом анализа имеющегося фонда международных, региональных и национальных (отечественных и зарубежных) стандартов, а также с учетом обобщения предложений более 100 заинтересованных организаций России. Ее реализация путем установления в государственных стандартах норм, правил, требований и способов, разработанных на уровне современных достижений науки и техники уменьшит вероятность людских и материальных потерь в чрезвычайных ситуациях, снизит затраты на ликвидацию аварий и катастроф, повысит безопасность населения и хозяйственных объектов.

Стандарты группируются по следующим направлениям: общие положения (15), мониторинг и прогнозирование (34), промышленная безопасность (14), безопасность населения, водоисточников и систем водоснабжения (14), безопасность продовольствия, пищевого сырья, кормов, сельскохозяйственных животных и растений (16), управление, связь и оповещение (3), ликвидация чрезвычайных ситуаций (38). В настоящее время утверждены 36 государственных российских стандартов БЧС.

Государственные стандарты, устанавливающие порядок документирования программ (программной продукции) на стадиях разработки, сопровождения и эксплуатации, объединены комплексом Дайной системы программной документации — ГОСТ 19 (ЕСПД).

В составе комплекса имеются также 22 межгосударственных стандарта двойного применения, разработанные ТК 22 «Информационная технология». Деятельность ТК 22 направлена на комплексное решение проблемы стандартизации в сфере информационных технологий с приоритетной ориентацией на применение международных стандартов ИСО, МЭК и МКК ТТ (ШТ).

Опыт внедрения и применения стандартов ЕСПД свидетельствует об их актуальности для удовлетворения потребностей различных отраслей промышленности и непромышленных сфер (здравоохранение, образование, специальное обеспечение и др.). Все это позволило провести организацию государственных и отраслевых фондов алгоритмов и программ (ГОСФАП и ОФАП) по единой схеме организации документооборота и общим правилам оформления и обращения программных документов.

Система ЕСПД не имеет аналогов на международном и национальном уровне за рубежом по полноте охвата программных документов разработки, сопровождения, изготовления и эксплуатации программных средств, комплексности решения вопросов по регламентации оборота программных документов, поскольку имеющийся фонд МС ИСО в области программного документирования носит фрагментарный характер. Вместе с тем стандарты ЕСПД не позволяют полностью охватить документирование создания программных средств как единого процесса в рамках их жизненного цикла. Это крайне важно для сложных и критичных программных средств, создаваемых по централизованным государственным заказам. Примерами успешного решения этой проблемы являются стандарты DOD-STD-2167 «Разработка программного обеспечения оборонительных систем» и DOD-STD-2168 «Программа обеспечения качества программного обеспечения оборонительных систем» (США), а также стандарты IEEE'по тестированию программных модулей, описанию проекта программного обеспечения, его проверке и контролю, разработке планов по управлению проектированием, сопровождению и сертификации (IEEE 1008, 1012, 1016, 1044, 1058, 1059, 1060, 1062, 1063, 1074).

Дальнейшее развитие ЕСПД может способствовать внедрению в отечественную практику прогрессивных информационных технологий, в том числе технологий в части документирования программных средств (CALS).

В настоящее время актуальной задачей является модернизация стандартизации в области технической диагностики (ТК 132) по установлению общих требований к безопасности испытаний на герметичность, в том числе при оценке физико-механических характеристик материалов элементов технических систем акустическим методом, а также по пересмотру общих требований технической диагностики (ГОСТ 27518 и ГОСТ 26656). С этими работами взаимосвязана стандартизация, проведенная ТК 128 «Испытания и расчеты на прочность и ресурс» относительно нормирования методов установления предельных величин износа для обеспечения требуемого уровня безопасности и общих требований к методам испытаний на износостойкость, а также к методам подтверждения износостойкости и усталостной долговечности изделий.

Необходимость обеспечения эксплуатационной надежности изделий обуславливает актуальность стандартизации в области вибростойкости, нормирования к вибрации насосов, паротурбинных агрегатов, балансировки роторов (ТК 183 «Вибрация и удар»).

Прямое применение МС ИСО 11203 обеспечит нормирование параметров излучения, уровня звукового давления излучения на рабочих местах по уровню звуковой мощности. Целесообразно также нормирование предельно допустимых шумовых характеристик стационарных машин, методов определения эффективности акустических экранов и др. (ТК 358 «Шум машин»).

Развитие и все более широкое внедрение методов неразрушающего контроля в зарубежной и отечественной промышленности обуславливают необходимость развития национальной стандартизации в этой области, включая разработку основополагающего стандарта, стандартизацию радиационных ультразвуковых, магнитно-порошковых и капиллярных методов неразрушающего контроля, а также требований к уровню квалификации и сертификации персонала в области неразрушающего контроля на основе применения EN 473.

Развитие рыночных отношений и ориентирование на создание в стране цивилизованного потребительского рынка обостряет проблему стандартизации в области маркировки, упаковки, транспортирования и хранения продукции, в том числе разработку национальных стандартов для мясомолочной, рыбной промышленности (ящики из гофрированного картона для консервов и пищевых жидкостей, мясной и молочной продукции, деревянные ящики для продукции рыбной промышленности, металлические фляги для молока и молочных продуктов, металлические банки для консервов), а также разработку стандартов, устанавливающих требования при поставках продукции в труднодоступные районы и районы Крайнего Севера (ТК 223 «Упаковка»).

В последние годы четко обозначилась тенденция объективной необходимости стандартизации в области информационных технологий, а также непромышленных сферах общественного производства страны: научно-технической, финансово-экономической и социальной сферы. Свидетельством тому — создание по инициативе заинтересованных организаций и ведомств новых технических комитетов по стандартизации: ТК 390 «Услуги в научно-технической сфере», ТК 336 «Метрологическое обеспечение банковских операций», ТК 389 «Оценка имущества», ТК 392 «Страховое дело», ТК 343 «Качество воды», ТК 393 «Жилищно-коммунальные услуги» и др. В этой связи целесообразно изменить существующий статус ТК по стандартизации, расширить их полномочия в области международной и региональной (межгосударственной) стандартизации, провести работу по координации их действий. С другой стороны, развитие общетехнической стандартизации требует общей реструктуризации систем и комплексов стандартов с целью четкого установления областей их распространения и сферы действия.

Осознание мировой общественностью проблемы охраны окружающей среды обусловило развитие зарубежной и международной стандартизации в этой области, включая атмосферу, воду, почвы (ИСО/ТК 207 «Управление окружающей средой»). В этой связи актуальна координация работ, проводимых по проблеме «Охрана окружающей среды» (ИСО/ТК 207) на основе формирования единых стандартов в рамках СООП (ГОСТ 17) с учетом применения МС ИСО серии 14000. С этим направлением стандартизации взаимосвязана деятельность ТК 349 «Вторичные материальные ресурсы» в части их классификации и паспортизации.

Аналогичная ситуация складывается по проблемам стандартизации в сфере научно-технической информации, библиотечного и издательского дела (ТК 191) и в области репрографии (ТК 185). Среди первоочередных задач можно назвать разработку стандартов на коды языков, требований к изданию госстатучета (на основе МС ИСО 9707), требований к элементам издательского дела, структуре и ведению межгосударственного рубрификатора научно-технической информации, микрофишам нормативно-технической документации, обозначению микрофильмов, правилам их хранения, аппаратуре.

В связи с проведением Министерством труда России работ по сертификации персонала по ОКЗ, а также с созданием Госстандартом России Системы сертификации экспертов возникла необходимость стандартизации в области непрерывного обучения, подготовки и сертификации персонала (ТК 382). В качестве первоочередной задачи ТК 382 рассматривает разработку следующих стандартов: по терминологии, на требования к экспертам, относительно среднего профессионального образования в области радиотехнических, электротехнических и механических измерений. Одновременно Министерство общего профессионального образования создает образовательные стандарты. Поэтому так необходимо объединить и скоординировать усилия в данной области.

Госстандарт России и Министерство экономики принимают деятельное участие в подготовке Закона «О государственных минимальных социальных стандартах». Следует предположить, что принципиальная значимость проводимых работ с учетом результатов дальнейших научных исследований приведет к созданию системы государственных социальных стандартов, и в первую очередь в таких областях, как оплата труда (заработная плата), пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение, культура, социальное и жилищно-коммунальное обслуживание. Они будут определять минимальный уровень гарантий социальной защиты по удовлетворению важнейших потребностей человека и могут стать основой для расчета размеров минимально необходимых расходов при нормировании и исполнении бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Естественно, что разработка данных стандартов должна быть взаимоувязана со стандартизацией, проводимой рядом ТК в социально-экономической сфере.

Большую государственную значимость имеют также работы по нормированию в области сертификации продукции (работ, услуг) и в области аккредитации, проводимые Госстандартом России в обеспечение законов РФ «О сертификации продукции (услуг)» и «Об обеспечении единства измерений». Данные направления стандартизации являются общесистемными, а образующие их стандарты целесообразно включить в комплекс основополагающих стандартов ГСС РФ.

Таким образом, применение в отечественной практике общетехнических и организационно-технических систем и комплексов стандартов — явление уникальное и не имеющее аналогов за рубежом. Они были разработаны в основном в условиях централизованного управления экономикой и промышленностью и в свое время имели принципиальное значение для решения производственных, экономических и социальных проблем, служили средством опережающего комплексного нормативно-технического и метрологического обеспечения научно-технического прогресса в стране, совершенствования хозяйственного механизма, являлись базисом отечественного технического законодательства.

Однако переход к рыночным отношениям в экономике России и изменение ее положения в международном сообществе обусловили новые концепции развития отечественной стандартизации на основе максимального использования существующего научно-технического потенциала в сфере стандартизации, а также его адаптации, сохранения достигнутых приоритетов и дальнейшего развития.

Контрольные вопросы

 

1. Почему необходима разработка систем стандартов?

2. Какие области деятельности регламентируются общетехническими и организационно-экономическими стандартами?

3. Какие цели достигаются Системой стандартов «Надежность в технике»?

4. По каким направлениям планируется развитие систем и комплексов государственных стандартов в РФ?


Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.