КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каталогизация продукции
Создание суверенной Российской Федерации и переход ееэкономики к рыночным отношениям выдвигают перед органами управления всех уровней, перед предприятиями и организациями всех форм собственности в числе множества других проблему получения информации о выпускаемой продукции. Указанная информация приобретает высокую значимость в условиях нарушения сложившихся хозяйственных связей между предприятиями бывшего Союза и необходимости поиска и налаживания новых — и в России, и за ее пределами. Существовавшая ранее система централизованного распределения ресурсов через Госплан, Госснаб, отраслевые министерства и ведомства была обеспечена системой централизованной информации, которая включала номенклатурные справочники продукции (каталоги), выпускавшиеся органами снабжения, номенклатурные каталоги на группы однородной продукции, издававшиеся отраслевыми министерствами и ведомствами. В автоматизированных системах управления в качестве единого языка представления информации о конкретной продукции использовался Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который посредством десятиразрядных кодов обеспечивал идентификацию конкретных типов, марок, исполнений продукции. Действовала централизованная система присвоения и ведения (актуализации) кодов ОКП, которую обеспечивали головные и базовые организации, выделенные в каждом министерстве и ведомстве. По мере перехода к рыночным отношениям в значительной степени увеличивается экономическая самостоятельность предприятий, утрачивает силу и влияние централизованный механизм распределения материальных ресурсов и, как следствие, изменяются потоки информации о продукции. В настоящее время выпуск номенклатурных каталогов органами снабжения практически прекращен, выпуск отраслевых каталогов (справочников) сведен до минимума, и они практически не находят спроса у потребителей. ОКП используется только как классификатор продукции, систематизирующий ее по видам, и не обеспечивает идентификацию конкретных изделий. В этих условиях одной из актуальнейших проблем, без решения которой не может быть налажена нормальная работа промышленности, является проблема сбора, обработки и доведения до потребителей оперативной информации о выпускаемой товарной продукции. Потребители этой информации — прежде всего предприятия-изготовители, которым нужны данные о сырье и материалах, комплектующих изделиях, оборудовании, инструментах и т.д., а также о предприятиях, их производящих. Необходима она органам государственного и местного управления при заказе и закупке продукции для государственных и местных нужд, да и отдельным гражданам. Изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта сбора, обработки и представления информации о продукции показали, что в современных условиях наиболее эффективной является система каталогизации продукции с использованием стандартных машинно-ориентированных форм сбора информации, на основе которых при помощи персональных ЭВМ создаются базы данных о продукции (опыт США, стран НАТО, Франции, Индии, Болгарии). Каталогизация может быть условно разделена на каталогизацию производителя, которая носит, как правило, информационный характер (выпуск каталогов) и направлена на доведение информации о выпускаемой продукции до потребителя, и каталогизацию потребителя, которая наряду с информационной функцией включает и аналитическую — решение задач управления номенклатурой потребляемых изделий и их составных частей, совместимости и взаимозаменяемости, а также распределения и перераспределения запасов продукции. Каталогизация потребителя разрабатывается в первую очередь в системе такого мощного потребителя, как Вооруженные Силы, потребляющие разнообразные виды продукции — от военной до предметов личной гигиены. И это не случайно, поскольку такая каталогизация способна обеспечить решение указанных выше задач, так как является более полной и включает информацию производителя, дополненную фактографическими данными в части расширения номенклатуры характеристик изделия, сроков и мест хранения, количества единиц в хранении и т. д. Каталогизация основывается на идентификации продукции, обеспечивающей отличие однотипных изделий друг от друга. Известны два основных метода идентификации — ссылочный и описательный, которые дополняются промежуточным — ссылочно-описательным. Ссылочный метод — это описание предмета снабжения с помощью указания его наименования, ссылок на обозначение и (или) документ, утвержденный и учтенный в установленном порядке, а также на предприятие — изготовитель предмета. Описательный метод — описание предмета снабжения с помощью фотографических данных, определяющих его конфигурацию, физические и эксплуатационные свойства, однозначно отличающие его от других однотипных предметов одного утвержденного наименования. Ссылочно-описательный метод реализует различные комбинации первых двух. Основными целями создания Государственной системы каталогизации продукции (ГСКП) являются: · автоматизированный учет номенклатуры производимой в стране и регионах продукции; · обеспечение органов государственного и местного управления аналитической информацией о производимой продукции и ее основных характеристиках; · обеспечение предприятий и других потребителей оперативной информацией об основных характеристиках продукции, ее изготовителях и нормативных документах, по которым она выпускается. Информация, представляемая ГСКП потребителям, позволяет решать следующие задачи: · оценить конкурентоспособность разрабатываемой и выпускаемой продукции; · проводить маркетинговые исследования и определять возможные рынки сбыта; · формировать кооперации предприятий — поставщиков составных частей, комплектующих изделий и материалов, необходимых для производства конечной продукции, с учетом минимизации номенклатуры приобретаемых изделий и материалов и затрат на их транспортировку; · проводить работы по стандартизации продукции с учетом передовых достижений; · осуществлять контроль за выполнением обязательных требований стандартов по безопасности и охране окружающей среды; · представлять информацию о конкретной продукции, под лежащей обязательной сертификации. Анализ структуры и функций органов государственного и местного управления показал, что органы Госстандарта России обладают наибольшими возможностями для решения проблемы создания ГСКП в силу следующих причин: · обладают исходной информацией о продукции в виде за регистрированных, хранимых и актуализированных нормативных и технических документов (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ и др.), содержащих основные характеристики продукции; · осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи, использования, хранения, транспортирования) и утилизации; · проводят работу по установлению оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства. При этом центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС) получают возможность: создавать территориальные (региональные) базы данных продукции; обслуживать органы местного и государственного управления информацией о продукции, выпускаемой местными предприятиями и организациями, а последних — оперативной информацией; представлять информацию о продукции своего региона в базу данных «Продукция России»; анализировать основные данные о продукции предприятий в целях их соответствия стандартам. Создаваемая система каталогизации может быть квалифицирована как описательно-ссылочная, так как содержит фотографическую информацию об основных потребительских характеристиках продукции и ссылки на нормативные или технические документы, что позволяет: · оценить технический уровень продукции и ее конкурентоспособность; · унифицировать номенклатуру основных показателей на группу однородной продукции; · определить взаимозаменяемую продукцию; · выявить продукцию с наиболее прогрессивными потребительскими характеристиками. Таким образом, в стране впервые создается информационная база для развития практической стандартизации продукции на основе методов систематизации, унификации, симплификации и пр. Анализ отечественного и зарубежного опыта показал, что наиболее точная и оперативная информация о продукции может быть получена непосредственно от предприятия-изготовителя без каких-либо посредников (головных, базовых, ведущих организаций, как было ранее). В этой связи предложена упрощенная и более надежная схема сбора информации о продукции, включающая предприятие-изготовитель как первоисточник, центр стандартизации и метрологии (ЦСМ), формирующий базу данных о продукции территории (региона) и центральная база данных «Продукция России». Схема организации работ по созданию и функционированию Государственной системы каталогизации продукции приведена на рис. 4.1.
Предприятия-изготовители непосредственно после принятия решения о выпуске конкретной продукции, требования к которой представлены в нормативном или техническом документе, заполняют каталожный лист продукции (КПП) и представляют его в территориальные органы Госстандарта России (ЦСМ) для контроля и регистрации. Каталожный лист продукции представляет собой машинно-ориентированный документ (рис. 4.2), содержащий единый набор реквизитов, позволяющих получить сведения о конкретной продукции: наименовании, обозначении, предприятии-изготовителе, нормативном документе (ТУ, ТО, чертеж и др.), в соответствии с требованиями которого ее поставляют, а также о ее основных потребительских характеристиках. В число реквизитов КЛП входит «Код ОКП», позволяющий систематизировать всю продукцию по классификационным группировкам, что значительно облегчает поиск и аналитическую обработку информации об однородной продукции. Реквизит «Код КГС» — это код классификатора государственных стандартов, обеспечивающий возможность поиска нормативных и технических документов и отвечающий на соответствующие запросы пользователей, которых интересует не только наличие технических условий на конкретную продукцию, но и наименование и адрес держателя подлинника документа. Код предприятия-изготовителя по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций обеспечивает идентификацию конкретного предприятия, наименование, адрес и средства связи которого представлены в виде реквизитов каталожного листа. В КЛП указываются также даты введения в действие нормативного или технического документа и начала выпуска продукции. Последняя позволяет потребителю сориентироваться, как давно выпускается продукция, либо заранее узнать о том, что продукция будет выпускаться в ближайшем будущем. Реквизит «Характеристика продукции» содержит сведения о назначении продукции, области ее применения, а также основные потребительские характеристики в количестве не более десяти, что вполне достаточно для идентификации конкретных типов, марок, исполнений и т.д. Номенклатура основных характеристик, представляемых в КЛП, должна соответствовать номенклатуре характеристик этой продукции, регламентированной государственными стандартами типа «Общих технических условий», а также стандартами Системы показателей качества продукции (СПКП). Каждая характеристика сопровождается единицей измерения и натуральным ее значением или диапазоном натуральных значений. Территориальные органы Госстандарта России осуществляют контроль и регистрацию каталожных листов продукции, выпускаемой предприятиями региона, формируют региональные банки данных о продукции, поддерживают их в актуальном состоянии и осуществляют справочно-информационное обслуживание органов местного управления, предприятий и других пользователей. Кроме того, они направляют информацию, представленную в зарегистрированных КЛП, во ВНИИстандарт для формирования банка данных «Продукция России». Из банка данных «Продукция России» информация о конкретной продукции поставляется органам федерального управления, территориальным органам Госстандарта России и далее предприятиям, организациям и другим пользователям в виде ответов на их разовые запросы или в виде абонентского обслуживания. Одной из традиционных форм представления информации потребителям является выпуск номенклатурных каталогов, включающих наименование и обозначение конкретной продукции, обозначение нормативного или технического документа, наименование изготовителя, его адрес и средства связи. Систематизация продукции в каталоге осуществляется по кодам ОКП. Фрагмент номенклатурного каталога без указания потребительских характеристик продукции показан на рис. 4.3, а фрагмент номенклатурного каталога, содержащего основные потребительские характеристики продукции с указанием единиц измерения и значений этих показателей — на рис. 4.4. На основе информации, имеющейся в банке данных «Продукция России», издаются ежемесячные и годовые информационные указатели технических условий (ИУТУ). Фрагмент ИУТУ представлен на рис. 4.5. Особое место занимает каталогизация предметов снабжения Вооруженных Сил, поскольку главной ее целью является сокращение затрат на материально-техническое обеспечение армии и экономия средств налогоплательщиков. Эта цель достигается благодаря созданию единой системы сбора, обработки и доведения до пользователей информации о продукции, признанной предметом снабжения армии. При этом информация о продукции используется прежде всего для решения следующих задач: · сокращение номенклатуры продукции однофункционального назначения, обладающей близкими или одинаковыми потребительскими характеристиками (симплификация); · выявление изделий и их составных частей, способных в полной мере заменить другие изделия и составные части (взаимозаменяемость и совместимость); · управление запасами изделий и составных частей, рациональное их распределение и перераспределение по территориальным складам и базам. Эффективность деятельности в данной области обеспечивается путем создания банков данных о продукции и доведения информации до субъектов, принимающих управленческие решения. 380000 Оборудование металлообрабатывающее и деревообрабатывающее 381000 Станки металлорежущие 381100 Станки токарной группы
381200 Станки сверлильно-расточной группы
Рис. 4.3 Фрагмент номенклатурного каталога
Рис. 4.4. Фрагмент номенклатурного каталога
Рис. 4.5. Фрагмент информационного указателя технических условий
Контрольные вопросы
1. Каковы основные цели и задачи каталогизации продукции? 2. Что каталогизация дает изготовителям? 3. Что каталогизация дает потребителям? 4. Как организуется работа по созданию и взаимодействию банков данных о продукции? 5. Каковы состав и содержание каталожного листа продукции? 6. Для чего необходима унификация номенклатуры показателей однородной продукции? 7. Перечислите виды и формы представления информации в системе каталогизации. Глава 5 Идентификация, классификация и кодирование объектов
Одним из важнейших направлений стандартизации является разработка стандартов в области представления и обмена информацией. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения информационной совместимости, являются обязательными для соблюдения их государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Без такой совместимости практически невозможно информационное взаимодействие между многочисленными участниками процесса сбора, обработки и представления пользователям данных о различных объектах. С развитием компьютерных систем вопросы информационной совместимости приобретают особо актуальный характер, так как связаны с унификацией и стандартизацией информационного обеспечения, направленных в первую очередь на разработку единых принципов идентификации, классификации и кодирования информации о различных объектах. Ниже приведены основные термины и определения, необходимые для понимания материала, излагаемого в данной главе. Идентификация — присвоение объекту уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и т.п., позволяющих однозначно выделить его из других объектов. Идентификатор — наименование, номер, знак, условное обозначение, признак или набор признаков, т.е. то, что придает объекту уникальность и выделяет его из множества других объектов. Условное обозначение — набор составленных по определенным правилам букв, цифр и других знаков, обеспечивающий идентификацию объекта. Классификация — разделение множества объектов на классификационные группировки по их сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами. Иерархическая классификация — последовательное разделение множества объектов на подчиненные подмножества (классификационные группировки). Фасетная классификация — параллельное разделение множества объектов на независимые подмножества (классификационные группировки). Код — знак или совокупность знаков, присваиваемых объекту с целью его идентификации. Кодирование — образование и присвоение объекту уникального кода. Классификатор — официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации. Ведение классификатора — поддержание классификатора в достоверном состоянии путем внесения в него изменений.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 6753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |