КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система органов и служб стандартизации
в Российской Федерации
Систему органов и служб стандартизации в Российской Федерации образуют следующие структуры: · Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), подчиненный Правительству РФ; · Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации в центральном аппарате Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России), подчиненного Правительству РФ; · группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах государственных органов управления (в федеральных министерствах и ведомствах Российской Федерации), подчиненных Правительству РФ; · технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями) на добровольной основе; · подразделения (службы) стандартизации, создаваемые самими субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями). Госстандарт России в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» 1993 г. и Положением о Госстандарте России, утверждаемым Правительством, осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления РФ, взаимодействие с органами власти республик в составе Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности. Госстандарт России формирует и организует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной, региональной стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных и региональных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами (или соглашениями) Российской Федерации. Основными направлениями деятельности Госстандарта являются: · организация и государственное управление стандартизацией в стране; · организация и государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в стране; · формирование и реализация государственной политики в области оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) установленным техническим требованиям (аккредитация, сертификация, системы качества, системы охраны окружающей природной среды, лицензирование); · государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов, за соблюдением правил обязательной аккредитации, сертификации, лицензирования, государственный метрологический контроль и надзор; · участие и защита интересов России в деятельности между народных и региональных организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации; · обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации в рамках СНГ; · профессиональная подготовка и систематическое повышение квалификации кадров (в том числе кадров высшей научной квалификации) в области стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и обеспечения качества продукции, услуг и производственных процессов. В систему Госстандарта России входят (по состоянию на 1 января 1998 г.) 150 организаций и предприятий, в том числе: 19 научных организаций, включая два государственных научных центра в области метрологии; 13 промышленных предприятий по производству средств измерений высших классов точности; 101 территориальный орган (ЦСМ) во всех промышленных центрах России; Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) и два средних учебных заведения по метрологии; издательско-производственный комплекс (ИПК) «Издательство стандартов». Госстрой России в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» 1993 г. и Положением о Госстрое России, утвержденном Правительством РФ, организует и осуществляет работы по стандартизации в области строительства (строительное сырье, строительные материалы и изделия), в том числе принимает государственные стандарты Российской Федерации в области строительства, а также строительные нормы и правила. Другие государственные органы управления (группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах федеральных министерств и ведомств Российской Федерации) участвуют в работах по стандартизации в пределах компетенции, определяемой положениями об этих группах специалистов и их должностными инструкциями, утверждаемыми самими министерствами (ведомствами). Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной и (международной) региональной стандартизации. К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители всех заинтересованных сторон: предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), исследователей и разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и лицензирования, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах привлекаются ведущие ученые и специалисты. ТК по стандартизации создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе на базе организаций Госстандарта России и Госстроя России. ТК по стандартизации организуются решениями Госстандарта России или Госстроя России, по предложениям заинтересованных сторон (предприятий, организаций и государственных органов управления) и регистрируются во ВНИИ стандартизации Госстандарта России. По своему статусу они являются общественными организациями и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о конкретных ТК, разработанными на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации. ТК по стандартизации имеют следующую типовую структуру: председатель по стандартизации, заместитель председателя; ответственный секретарь, секретариат; подкомитеты (ПК), образуемые по группам закрепляемых за ними объектов стандартизации и (или) направлениям деятельности, секретариаты ПК; временные и постоянные рабочие группы (РГ) в составе отдельных ПК, а также рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ПК в рамках данного ТК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ТК по стандартизации. Основными функциями российских ТК по стандартизации являются: · разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов государственных стандартов Российской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов; · содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран; · сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других государств — участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г., обеспечивая при этом комплексную стандартизацию; · сотрудничество с предприятиями (организациями) — пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями; · разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации; · участие в работе технических комитетов международных, региональных организаций по стандартизации, что способствует принятию государственных стандартов Российской Федерации в качестве международных стандартов, а также участие в создании новых технических комитетов (подкомитетов) этих организаций и ведение их секретариатов в соответствии с действующими соглашениями между Госстандартом России и международными организациями; · разработка проектов (участие в разработке) международных, региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за ТК тематике для включения в программы (планы) работ технических органов международных организаций по стандартизации; · подготовка предложений по позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных, а также межгосударственных стандартов; · подготовка предложений по участию в заседаниях технических органов международных организаций по стандартизации, в том числе по составу делегаций; · участие в проведении в России заседаний технических органов международных организаций по стандартизации. По состоянию на 1 января 1998 г. на территории России функционировали 322 ТК по стандартизации, при этом многие из них одновременно обладали статусом межгосударственных технических комитетов (МТК) по стандартизации за счет включения в их состав уполномоченных ответственных представителей от соответствующих национальных органов по стандартизации стран — членов СНГ. Подразделения (службы) стандартизации субъектов хозяйственной деятельности (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро, группа, специалист), создаваемые на предприятиях и в организациях, выполняют самостоятельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, экспериментальные, испытательные и другие работы по стандартизации, участвуют в качестве соисполнителей по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации, ведут нормоконтроль разрабатываемой технической документации (конструкторской, технологической и проектной). Они осуществляют свою работу в соответствии с положениями о конкретных службах, разрабатываемых с учетом рекомендаций о службах стандартизации (ГОСТ Р 1.10—95). Дополнительными функциями (обязанностями) подразделений (служб) стандартизации субъектов хозяйственной деятельности, на которые одновременно возложено осуществление обязанностей по ведению дел секретариата ТК (ПК) по стандартизации, являются: · подготовка проектов программ (планов) работы ТК (ПК) и подготовка предложений по распределению работ между структурными подразделениями ТК; · подготовка проектов стандартов и других нормативных документов по стандартизации для их рассмотрения, согласования и представления на принятие (утверждение) в соответствии с требованиями: стандартов Государственной системы стандартизации Российской Федерации — для государственных стандартов Российской Федерации и ГОСТ 1.0—92 — для межгосударственных стандартов; · подготовка, организация и проведение заседаний ТК (ПК), включая составление повестки дня, рассылку пи сем-приглашений, проектов документов к проведению заседаний, а также подготовка отзывов ТК по проектам документов по стандартизации; · ведение делопроизводства ТК (ПК), в том числе протоколов заседаний ТК (ПК) с решениями, и отчетности о его деятельности; · выполнение и (или) организация выполнения технически аутентичных переводов международных, региональных стандартов и других материалов, необходимых для работы ТК (ПК), а также переводов (при необходимости) документов, подготовленных ТК (ПК), на официальные языки международных и региональных организаций по стандартизации, в том числе для решения задач гармонизации отечественных стандартов с международными стандартами; · организация ведения фонда нормативных документов по стандартизации (отечественных и международных), закрепленных за ТК (ПК) по стандартизации; · обеспечение подготовки и внесения изменений в структуру и состав ТК (ПК), представление в месячный срок соответствующей информации во ВНИИ стандарт Госстандарта России; · установление и поддержание необходимых информационных и научно-технических связей с ТК (ПК), работающими в смежных областях, направление (при необходимости)своих представителей в смежные ТК (ПК) для участия в · представление ежегодно (в январе) обобщенной информации о результатах деятельности ТК за прошедший годпредприятиям — членам ТК и Госстандарту России по разработке государственных стандартов Российской Феде · подготовка и отправка информации о начале разработки стандартов (изменений стандартов) с краткой аннотацией и реквизитами разработчика для опубликования в журнале «Стандарты и качество» или в бюллетене «Вестник Госстандарта России» в соответствии с правилами, установленными Госстандартом России. Подразделения (службы) стандартизации субъектов хозяйственной деятельности, на которые возложено осуществление обязанностей по ведению дел секретариатов ТК (ПК) по стандартизации, имеют следующие дополнительные права: · представлять ТК (ПК) по поручению его председателя в других ТК (ПК), а также в государственных, акционерных предприятиях и общественных объединениях по вопросам, входящим в компетенцию данного ТК (ПК); · осуществлять переписку со смежным ТК (ПК), а также с другими предприятиями по вопросам, входящим в компетенцию данного ТК (ПК); · вести переписку с техническими органами международных, (международных) региональных организаций по стандартизации через Госстандарт России или самостоятельно (по предоставлении ТК права такой переписки Госстандартом России); · контролировать выполнение программ (планов) работ структурными подразделениями ТК (ПК); · подготавливать предложения по созданию постоянных и временных рабочих групп для выполнения конкретных заданий. В иных случаях, когда на подразделение (службу) стандартизации предприятия не возложено осуществление обязанностей секретариатов ТК (ПК) по стандартизации, круг их функций, естественно, становится меньше. Важную роль в системе органов и служб стандартизации Российской Федерации играют четыре всероссийских научно-исследовательских института по стандартизации (ВНИИ стандарт, ВНИИНМАШ, ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ) Госстандарта России, а также центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) Госстандарта России (их в стране 101). ВНИИ стандарт Госстандарта России является головным научно-исследовательским институтом по широкой проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации. Он осуществляет разработку общих организационно-правовых и научно-технических основ стандартизации для России и СНГ, формирует и организовывает выполнение заданий постоянно Пролонгируемой федеральной инновационной программы «Стандартизация и метрология», ведет дела национальных российских секретариатов ЙСО и МЭК, а также обеспечивает проведение экспертизы проектов государственных и межгосударственных стандартов перед их принятием по закрепленной за ним предметным областям ВНИИНМАШ Госстандарта России является ведущим научно-исследовательским институтом России по проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации в закрепленных за ним отраслях машино- и приборостроения. ВНИИЦСМВ Госстандарта России является ведущим научно-исследовательским институтом России — центром по проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации материалов и веществ. ВНИИКИ Госстандарта России является ведущим научно-исследовательским институтом России по проблематике классификации и кодирования технико-экономической информации, а также по проблематике информационного обеспечения деятельности по стандартизации, метрологии, оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) обязательным требованиям технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. ЦСМ Госстандарта России являются территориальными органами Госстандарта России и на закрепленных за ними территориях субъектов Российской Федерации реализуют все направления общей технической политики Госстандарта России (по линиям стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации, лицензирования), а также государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |