Большинству умов, чтобы встрепенуться и ожить, нужны новые впечатления; моему, одна"о, они больше нужны для того, чтобы прийти в себя и усnо"оиться, ибо его главнейшее и наиболее ревностное занятие - самопознание. Книги для него своего родаотдых, отвле"ающий его от этого дела. Первые жеявившиеся ему мысли сразу возбуждают его, он стремится самым различным образом проявить своюмощь: он старается блеснуть то остротой, то строгостью, то изяществом; он сдерживает, соизмеряети у"реnляет себя. В самом себе обретает он побуждение" деятельности. Природа дала ему, "а" и всем, достаточно поводов " полезным раздумьям и широ"ий простор для от"рытий и рассуждений.
Для вся"оzo, "то умеет основательно прощупать свои возможности и в полной мере использовать их, размышление - могущественный и полноценный способсамопознания; я предпочитаю самостоятельно "овать себе душу, а не у"рашать ее позаимствованным добром.
Чтение служит мне ис"лючительно для того, что. бы, расширяя мой "ругозор, будить мою мысль, чтобы загружать мой ум, а не память.
Мишель Монтень. Опыты. Кн. 3, гл. III
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Ум, хорошо устроенный, стоит больше, чем ум, хорошо наполненный. Монтень
Образование - это искусство, а у каждого хорошего учителя имеются свои приемы, и этим каждый хороший учитель отличается от любогодругого хорошего учителя.
Д. Пойа
Выражение «научить человека - это не наполнить сосуд, а зажечь огонь'> должно быть основой технологии обучения. «Чем Выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды. (А. Н. Радищев). Актуальные знания стимулируют стремление к дальнейшему познанию. Квалифицированный специалист выделяется, прежде всего, постоянным стремлением к изучению нового, еще не знакомого. Сложившиеся принципы образования отличаются рядом противоречий по отношению к
характеру трудовой деятельности человека. Например, образование носит преимущественно индивидуальный характер, а процесс выработки практических решений
групповой. Учебный процесс строится как монодисциплинарный, а практическая деятельность - полидисциплинарна. Технология высшего образования имеет специфические черты. Вспомним, что в средние века процесс обучения строился по схеме «делай как я.. Ученик повторял действия мастера, его схему рассуждения, изучал секреты его мастерства. Эта технология и сегодня применяется достаточно эффективно в различных областях (обучение в консерватории, балетной школе, художественной школе). Массовое обучение требует другой технологии.
Прежде, чем рассматривать технологию обучения, остановимся на характеристике базовых терминов.
Технология (от греческого искусство, мастерство, умение) - совокупность методов обработки, изменения состояния, свойств, формы.
Образование - процесс и результат усвоения систематизированных. знаний, умений и навыков, необходимое
--
ТЕХнология ОБУЧЕНИЯ
условие для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры, возможностями образовательных учреждений.
Обучение - основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями,
умениями и навыками под руководством опытных лиц педагогов, мастеров и т. д.
Технология обучения - это способ «перевода. знаний студента из одного состояния (среднего образования) в другое (высшее образование). Технология обучения включает полное описание процесса обучения; совокупность взаимосвязанных учебно-методических, информационных,
технических средств; режим обучения; способы контроля знаний; регламентацию отдельных видов процесса. Технология обучения характеризуется несколькими признаками. В качестве основных можно выделить степень ориентации на область инженерной деятельности, жесткость учебного плана, сочетание производственного и теоретического обучения, последовательность изучаемых предметов.
При обучении происходит взаимодействие преподавателя и студента, студентов друг с другом. Процесс образования протекает в определенных организационных формах с привлечением различных средств образования.
Выбор технологии обучения является оптимизационной задачей. Она имеет два варианта постановки. Первый вариант (ресурсная оптимизация) предполагает минимизацию затрат на процесс обучения при заданных начальном и конечном состояниях знаний у обучаемого. Второй вариант (результатная оптимизация) ориентирован на максимизацию конечных знаний при заданных ограничениях (повремени и ресурсам) на процесс обучения. Выбирая или оценивая конкретные варианты технологии обучения, необходимо выбрать оптимизационную постановку задачи и определить совокупность начальных условий и ограничивающих требований.
Параметры начального состояния.
Начальные знания студента и конечные знания выпускника вуза характеризуются составом информационных сведений, знанием методов проведения расчетов и анализа,
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
навыками выполнения конкретных работ, навыками общения и поведения в обществе.
Методик по определению параметров состояния знаний существует множество. Но важно обратить внимание, что в группе абитуриентов имеет место распределение способностей, подчиненное в большинстве случаев закону Гаусса.
Параметры конечного состояния знаний.
Для успешной работы в мире техники необходима специальная подготовка. Общество не может допустить к этой деятельности неподготовленного специалиста. Гарантией успеха в инженерной деятельности является обучение в вузе.
Параметры состояния знаний выпускника вуза зависятпрежде всего от конкретной специальности, но можно выделить некоторые общие характеристики. Выделим требования к знаниям и умениям инженерного труда: анализ ситуации, выработка модели ситуации, постановка задачи, решение задачи, оформление результата решения задачи, представление своей работы, организация внедрения предложений. Выпускник должен владеть терминологией, методологией и методами соответствующей области инженерного труда, знать основные информационные характеристики и справочные данные. Он должен уметь производить исследования, делать описания, объяснять происходящие процессы, прогнозировать изменения, делать экономические оценки и обоснования. Выпускник должен иметь четкое чувство ответственности за последствия своих профессиональных решений.
Инженер должен обладать умением:
· применять эмпирические и теоретические методы познания,
· применять приемы научного мышления в познавательной и практической деятельности,
· планировать и рационально организовывать познавательную и практическую деятельность,
.оценивать ситуацию, явление, собственную деятельность
и ее результат.
Информационной базой инженерной деятельности являются все дисциплины, предусмотренные сложившимся представлением о составе образовательных дисциплин. Это взаимосвязанный комплекс социальных, экономических, гуманитарных, математических, естественнонаучных, общеинженерных, специальных дисциплин.
Ограничивающие условия.
Формируя технологию обучения, необходимо учитывать
возможности по ее реализации. Конкретный курс или элемент обучения организуется в условиях вуза в соответствии с педагогической целью и реальными возможностями. В качестве основных ресурсов можно выделить материально-техническое учебное оборудование, время, учебную литературу, квалификацию преподавательского и учебно-вспомогательного персонала.
Оснащенность компьютерной техникой, программными средствами, лабораторными приборами, образцами машин, выходами в мировые компьютерные сети определяют возможности образовательного учреждения по реализации некоторых элементов технологии образования. Многие современные элементы технологии обучения требуют видеотехники, видеофильмов, тренажеров, подготовленных аналитических ситуаций, специального учебного оборудования.
Временные ресурсы задаются предельно допустимым учебным временем по суткам, неделям, месяцам и семестрам. Совокупность элементов технологии обучения на конкретный интервал времени не должна превышать по трудоемкости ресурсов календарного времени. Возможности обучаемого не безграничны по ресурсам времени в сутках. Обычно выделяется (как предельно допустимый лимит) 8-10 часов в сутки для учебной деятельности человека.
Профессиональный состав преподавательских кадров определяет возможности по составу дисциплин и долю отдельных, прежде всего трудоемких и высокопрофессиональных, элементов технологии.
Оценка вариантов технологии обучения
При ресурсной оптимизации варианты технологии оцениваются по сумме затрат на обеспечение процесса обучения. Эту сумму можно вычислить как стоимостные затраты на заработную плату персонала, стипендии, содержание и амортизацию учебного оборудования, помещений, зданий.
При результатной оптимизации варианты технологии оцениваются по интегральной оценке достигаемого уровня знаний. Это может быть многокритериальная оценка либо взвешенная (с весовыми коэффициентами) сумма отдельных слагаемых знаний.
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Элементы технологии обучения как процесса.
Идеальный учебный процесс обеспечивает студенту
при обретение знаний и опыта для будущей деятельности специалиста. Его реализация требует специальной технологии обучения, соответствующей материальной базы, информационного обеспечения, системы контроля знаний, квалифицированных педагогических кадров. Реальный учебный процесс стремится к результатам идеального, но в конкретных условиях только может обеспечить некоторое приближение.
Ориентация на область деятельности.
Поздняя специализация базируется на подготовке студентов по одному из традиционных инженерных направлений в течение трех-четырех лет. Разновидности метода поздней специализации связаны с формой и периодом изучения специальных дисциплин. После вузовский метод предполагает получение специальных знаний уже на рабочем месте, в организации, куда выпускник принят на работу. Договорная вузовская специализация предполагает
изучение профильных предметов в периоде 1-1,5 последних лет обучения, когда вуз имеет четкое представление о месте работы выпускаемых специалистов. Состав предметов в этом случае ориентирован на конкретное предприятие, и даже конкретные места работы.
Со знанием должно быть увязано умение. Важно не толь
ко знать, главное - уметь применять. В некоторых зарубежных вузах принято проводить итоговые экзамены только на базе решения прикладных задач, подчеркивая тем самым приоритет умения использовать полученные знания.
Одной из форм метода поздней специализации является российский политехнический метод подготовки инженерных кадров широкого профиля. Его зарождение связано с Санкт-Петербургским политехническим институтом, где он впервые был провозглашен основателями вуза в 1902 г.
Российский метод подготовки инженеров базируется на следующих принципах:
· значительная Фундаментальная подготовка;
.подготовка инженеров широкого профиля, ориентированных на направление инженерной деятельности;
·.привлечение высококвалифицированных преподавателей и предоставление им полной свободы в выборе методики преподавания;
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
. значительная самостоятельность студентов в ходе обучения за счет большого объема индивидуальных заданий, выполнения оригинальных курсовых работ, научно-исследовательской деятельности в ходе обучения;
. широкий набор факультативных и дополнительных
дисциплин;
. высокая требовательность к уровню знаний.
Ранняя (узкая) специализация предполагает ориентацию студентов на конкретную специальность и даже специализацию, начиная с первого курса.
Структурный регламент технологии обучения.
К элементам процесса обучения относятся лекции, упражнения, лабораторные работы, семинары, практика, курсовые работы, контрольные задания, самостоятельные рефераты и исследования, экзамены, зачеты. Сочетание этих элементов характеризует технологию обучения в целом и по каждой дисциплине в отдельности.
Кооперированное обучение предусматривает постоянное совмещение академических занятий в аудиториях с практической работой по выбранной специальности. Такая технология дает возможность в процессе обучения понять тонкости будущей профессиональной деятельности, постепенно одновременно наращивать теоретический и практический опыт. Кооперированное обучение ориентировано на пробуждение личной мотивации студента на пополнение теоретических знаний, получение четкого представления о приложении теоретических знаний.
у кооперированного метода обучения имеется несколько разновидностей, отличающихся долей времени, ориентированной на практическую деятельность. Метод сандвич-систем предусматривает концентрированные периоды обучения и работы с продолжительностью от нескольких месяцев до двух лет. Метод втуза ориентирован на чередование четырех дней обучения с двумя днями работы. Метод физтеха предусматривает непрерывное совмещение обучения с работой в лабораториях ведущих научных и исследовательских учреждений. Работа и самостоятельные исследования студента проводятся под руководством профессоров, преподающих базовые предметы специальности. Метод адъюнктуры регламентирует теоретическое обучение в течение четырех-пяти лет, а затем годовую или двухлетнюю производственную практику.
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Цикловая практика ориентирована на выделение периодов освоения производственной деятельности. Три-пять раз в период обучения (на 1-1,5 месяца в год) студент направляется на предприятие для прохождения практики, причем задача практики постепенно усложняется. Сначала это ознакомительная практика, потом рабочая, обще
функциональная и узкоспециальная.
Временной регламент технологии обучения.
В учебном плане можно выделить три уровня: стратегический, тактический (обычно трех-пятилетний), оперативный (обычно годовой). Эти уровни отличаются степенью детализации и возможностью изменения. Стратегический учебный план включает группы дисциплин с предполагаемой временной структурой, но без детализации по элементам технологии обучения. Тактический план содержит до
80% детализированных дисциплин с выделением доли свободных ресурсов времени по отдельным группам дисциплин и конкретизацией видов контроля знаний. Оперативный (рабочий) учебный план содержит детальную совокупность дисциплин и методов контроля знаний. Фактически каждый очередной уровень учебного плана оказывается детализацией плана предшествующего уровня.
Метод жесткого учебного плана предполагает регламентацию последовательности и состава изучаемых предметов на весь период обучения.
Метод гибкого учебного плана (при нескольких уровнях гибкости) предполагает выделение групп дисциплин. Первая группа является обязательной и регламентируется требованиями Министерства образования, вторая регламентируется вузом, третья - допускает варьирование и выбирается факультетом или кафедрой, четвертая – допускает выбор со стороны студента. Такой план позволяет оперативно изменять состав предоставляемых знаний с учетом изменений на рынке инженерного труда, развития конкретной инженерной специальности, индивидуальных желаний обучаемого.
Блочный метод построения учебного плана широко используется в вузах Европы. Он предполагает выделение обязательной группы дисциплин, доля которых уменьшается с повышением курса. В первом семестре доля обязательных дисциплин составляет 75%, на заключительном интервале обучения - 25%. Из второй группы (рекомендуемых
,
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
дисциплин) студент должен выбрать не менее одной-двух дисциплин в семестр для изучения, остальные - могут выбираться любые из числа читаемых в вузе. Абсолютная произвольность формирования своего образования регламентируется необходимостью набора за каждый год (уровень образования) определенной суммы «пойнтов», зависящих от значимости предмета и полученной итоговой оценки. Интегральная сумма «пойнтов» также регламентируется, а складывается она из годовых сумм и оценки за выпускную итоговую работу. Превышение минимально допустимой суммы.пойнтов. является необходимым условием для выдачи диплома. Этот подход ориентирует студента на самостоятельный выбор содержания своего образования и вырабатывает навыки управления своим образованием.
Предметный метод изучения дисциплин предоставляет студентам свободу в выборе последовательности изучаемых предметов. Учебной план регламентирует только набор предметов и форму аттестации знаний. Последовательность изучения предметов является рекомендательной со стороны вуза. В такой технологии обучения допускается также варьирование общего срока обучения. Студент на конкретный семестр может выбирать интенсивность своей учебы и в результате иметь различный общий срок обучения.
Цикловой метод освоения знаний предполагает разделение всего объема на ЦИКЛЫ, которые идут последовательно в процессе обучения в вузе.
Непрерывный метод освоения областей знаний базируется на принципах:
. образование должно быть непрерывным и каждую его
область следует постоянно наращивать;
. вся система образования должна быть логически увязана и взаимообусловлена.
При непрерывном обучении весь набор предметов разделяется на предметные циклы (математический, физический, гуманитарный, экологический, экономический, специальный и т. д.). По каждому циклу формируется последовательность предметов, начиная с первого и заканчивая последним семестром.
Условия подготовки элиты.
Подготовка элитных кадров зависит от системы согласованных мероприятий, определяющими из которых являются:
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
·.использование конкурсных отборов в процессе обучения и оценке знаний обучающихся (олимпиады, конкурсы именных стипендий, рейтинг при рекомендациях на работу или обучение в аспирантуре);
· создание национальной системы отбора талантливых
студентов и выпускников вузов;
·.ориентация на опережающее обучение («учим не тому,
что имеем, а тому, что может потребоваться завтра»);
·.создание системы дополнительного, параллельного и
факультативного обучения для способных студентов;
·.наличие ярких, творческих личностей среди преподавателей;
·.реальное участие студентов в научном и техническом
творчестве (неформальные коллективы, работа с учителем-наставником);
·.создание условий самостоятельности и независимости
для научных групп;
·.выделение национальных приоритетов для ключевых
технологий, комплексов, вузов и организаций, определяющих научное и техническое будущее страны;
.создание рабочих мест для талантливой молодежи; ·.поддержка имиджа и повышение социального статуса
национального ученого и инженера;
·.организация в стране нескольких национальных проектов мирового уровня.
При подготовке элиты приходится иметь дело со штучной, а не массовой подготовкой. Здесь важны атмосфера высоких достижений, ориентация на «рекордный уровень. знаний.
- - -- -
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
С позиции свободы выбора изучаемых дисциплин выделяют:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление