Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.1: Современное состояние, проблемы и перспективы менеджмента туризма и индустрии гостеприимства 1 страница




Методология, методы и функции менеджмента в туристской индустрии

 

3.1.1 Особенности функционирования туристского рынка

Современный туристский рынок и перспективы его развития.

В 2011 г. туризм доказал свою устойчивость (табл. 1.1). Согласно данным, поступившим во Всемирную туристскую организацию (ЮНВТО), общее число международных туристских прибытий составило 980 млн, это на 41 млн больше, чем в 2010 г., и на 306 млн превышает показатель 2000 г., который, по мнению многих экспертов, был рекордным.

 

Таблица 1.1 – Международные туристские прибытия по регионам мира в 2000-2011 гг.

 

           
  млн %
Мир            
Развитые экономики           53,4
Растущие экономики           46,6
С разбивкой по регионам ЮНВТО:
Европа 385,1 438,7 461,0 474,4 502,8 51,3
Азия и Тихоок. регион 110,1 153,6 181,1 204,6 216,0 22,0
Америки 128,2 133.3 140,7 149,8 156,2 15,9
Африка 26,5 35.4 46,7 49,8 49,8 5,1
Ближний Восток 24.1 36,3 52,2 60,2 55.4 5,7

 

Источник: ЮНВТО, январь 2012 г.

 

Таким образом, итоги за 2011 г. указывают на следующие изменения в мировом туризме: Европа прочно удерживает первое место, вторую строчку рейтинга занимает Азиатско-Тихоокеанский регион, доля которого на мировом рынке туризма поднялась с 15,5% в середине 90-х годов до 22,0% в 2011 г. При этом Азиатско-Тихоокеанский регион потеснил американский рынок - доля последнего за этот период сократилась с 19,7 до 15,9%. Рост объемов туристских прибытий на Ближний Восток и африканский континент оказался ниже среднемирового уровня, но при этом оба региона закончили 2011 г. с положительной динамикой.

На долю стран Европы в 2011 г. пришлось 53,4% мирового туристского потока. Лидирующие позиции занимает регион Южного Средиземноморья (Испания, Италия и Греция), доля которого составляет более 20% мирового рынка. Западная Европа отстает всего лишь на 0,5%. Германия сумела сохранить свои позиции по сравнению с 2001 г., Бенилюкс и Австрия зарегистрировали небольшой рост, а объемы въезда в Великобританию выросли более чем на 3%. Однако темпы роста в Западной Европе ниже общих показателей. Рост международных туристских прибытий в Центральной и Восточной Европе составил в среднем 3,9%, исключениями стали Польша и Чешская Республика, где въезд снизился более чем на 5%.

216 млн. международных туристских прибытий было зарегистрировано в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который многие эксперты считают туристским направлением будущего. Лидером здесь среди субрегионов стала Северо-Восточная Азия, где рост прибытий составил почти 12%; за ней следуют Юго-Восточная Азия (рост около 4%) и Южная Азия (рост на 2%). Таким образом, сбылись предсказания специалистов ЮНВТО, согласно которым Китай, включая Сянган и Аомынь, становится одним из наиболее значимых и привлекательных туристских центров в мире. Среди других государств региона следует отметить Мальдивы, Шри-Ланку и Иран, сохранившие прежние темпы прироста туристского потока, а также Индию, число гостей которой снизилось на 6,6%.

Американский регион также завершил 2011 г. с положительным результатом. Северная Америка (США, Канада, Мексика) улучшили свои показатели. Это объясняется положительными результатами развития туризма в Канаде - рост на 0,4% по сравнению с 2001 г. На Северную Америку продолжает приходиться внушительный объем туристских прибытий, но по сравнению с 2005 г. эта цифра сократилась с 14,6 до 12%. Карибские острова второй год подряд переживают спад туристского потока, который снизился в 2011 г. на 3%. Это, вероятно, явилось следствием проблем, которые переживали авиакомпании США. Еще более заметный спад (на уровне 7%) произошел на южноамериканском рынке. Единственным американским субрегионом, где зарегистрирован рост (на 10%), стала Центральная Америка. Но это относительно небольшие объемы по сравнению с другими субрегионами.

Различную динамику туристских прибытий продемонстрировали в 2011 г. страны Африки. Североафриканские государства потеряли около 4% своих туристов, а подавляющее большинство остальных государств закончили год с заметным приростом, составившим 5,1%.

Но самый удивительный результат продемонстрировали государства Ближнего Востока. Если в 2001 г. в этом регионе был зафиксирован 4%-ный спад гостевых прибытий, то в 2011 г. этот показатель поднялся до 5,7%.

Мировая индустрия гостеприимства развивается параллельно с увеличением числа туристских прибытий.

В России работает более 25 тыс. туристских организаций. Общая тенденция развития современного туристского рынка характеризуется неуклонным ростом выезда россиян за границу и увеличением числа внутренних туров. Число иностранных туристов, прибывающих в Россию, в последние годы снижается, что объясняется высокими транспортными тарифами и недостаточно развитой туристской инфраструктурой (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), а также некоторыми культурологическими особенностями, оставшимися от периода развитого социализма и не изжитыми до настоящего времени.

Российский въездной туризм в 2011 г. достиг 28,5 млн иностранных граждан. Основной прирост по сравнению с предыдущими годами (2007 – 2010 гг.) был достигнут за счет туристских поездок со служебными целями. В группе поездок с целью отдыха в 2011 г. значительным темпом росло число прибытий из США (44%), Швейцарии (28%), Японии (17%), Норвегии (12%). В основном, туристы из этих стран посещали Россию с культурно-познавательными целями.

По целям путешествия в структуре поездок россиян преобладает организованный туризм – 42%; на деловые поездки приходится 24%, на транзит и персонал, обслуживающий транспортные средства – 20%. Частные поездки занимают 14%.

Общее число поездок россиян за рубеж в 2011 г. составило 28,1 млн человек. Наибольшие темпы роста числа выбытий были зарегистрированы в страны пляжного отдыха: Грецию (36%), Египет (30%), Болгарию (22%), Хорватию (27%), Португалию (20%), Италию (16%), Таиланд (14%). Значительно выросло число посещений россиянами Греции (36%).

На современном этапе развития туристского рынка существуют две тенденции: подверженность рынка влиянию политических и экономических факторов и способность его к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке как в России, так и за рубежом. В последнее время растет спрос со стороны иностранных граждан на поездки в российские регионы с целью паломнического, этнического (родственного), экскурсионного и экологического туризма. Российские регионы предлагают широкий спектр самых разнообразных и нетрадиционных видов туризма, аналогов которым на мировом туристском рынке нет.

Кроме того, на развитие туристского рынка оказывают влияние следующие тенденции:

- За последние 10 лет сокращение рабочей недели значительно замедлилось, поскольку в мировой экономике обострилась конкурентная борьба. В результате рабочее время стало более гибким, а занятость и пенсионное обеспечение - менее гарантированными.

- Рабочая нагрузка увеличивается, а время для отдыха постоянно сокращается, качество жизни снижается. Компании вынуждены минимизировать свои рабочие издержки, из которых отпуска и пенсии являются самыми дорогостоящими.

- Высокий уровень технологий делает работодателей менее зависимыми от персонала, что вынуждает рабочих и служащих трудиться дольше и в менее благоприятных условиях, чтобы сохранить свои рабочие места.

В ходе исследования тенденций развития отпускного времени, проведенного в 18 странах, в которых осуществляется 73 % всех расходов на туризм в мире, был сделан вывод о том, что влияние этих тенденций на мировой туризм будет весьма значительным. И хотя спрос на отдых вряд ли ослабеет, сокращение отпускного времени будет происходить все более быстрыми темпами. Отпуска будут длиться по 34 дня, включая выходные, но увеличится их частота, поскольку людям потребуются более интенсивные перерывы на отдых.

Естественно, что все эти тенденции оказывают определенное влияние на развитие туристской отрасли, затрагивая и экономические аспекты развития туризма. Анализ экономических аспектов развития туристской отрасли позволяет сделать следующие выводы:

1. Туризм обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития. Но он не является панацеей от всех экономических недугов. Необходимо приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание не только социальные выгоды, но и все издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Следует отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для процветающих.

2. Система показателей развития туризма для региона (страны) включает: объем туристского потока; средние туристские расходы в сутки; состояние и развитие материально-технической базы; показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы; показатели развития международного туризма.

3. Россия недостаточно эффективно защищает свои интересы на мировом рынке торговли туруслугами, так как развитие въездного и внутреннего туризма в нашей стране находится на довольно низком уровне. Но намечаются и положительные тенденции. В настоящий период в России особый спрос вызывают такие виды туризма, как паломнический, экскурсионный и экологический. Кроме того, зарубежные поездки для наших граждан не столь доступны, и россияне обращаются к внутренним путешествиям по своей стране.

4. Особенностью функционирования закона предложения на российском рынке является то, что при повышении цены на товары в общем и на туристский продукт в частности предложение не увеличивается, а напротив, снижается, следовательно, кривая предложения стремится вниз. Это явление получило название "российского парадокса".

5. В России, в отличие от многих других стран, спрос не эластичен по цене, т. е. по статистике цены растут более быстрыми темпами, чем уменьшается спрос на туруслуги.

6. Туризм приобретает все большее значение в стимулировании слабых в структурном отношении регионов. Создание туристских предприятий в удаленных и индустриально слаборазвитых районах частично нейтрализует такие негативные последствия прогресса, как отток населения в городские агломерации, сокращение обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, разрушение традиционного уклада жизни сельского населения.

7. Величина цены на турпродукт определяется себестоимостью туристского продукта и спросом на этот продукт. Поскольку спрос на туруслуги имеет сезонный характер, применяется сезонная дифференциация цен и тарифов.

Анализ практического опыта развитых в сфере туризма стран позволяет предложить следующие рекомендации, которые должны помочь дальнейшему развитию туристской отрасли в России в современных рыночных условиях:

- государственным органам применять системный подход к решению проблем туристского комплекса страны, позволяющий выявить и стимулировать те формы туризма, которые приносили бы всем участникам - туристам, турпредприятиям, населению турцентра - возможно большую экономическую пользу при одновременной минимизации недостатков затрат, будь они экономического, экологического или социального характера, а также создавать и реализовывать комплексные государственные программы регионального развития;

- разработать методику учета и расчета вклада туристского комплекса в экономику страны;

- сокращать расходы государства на региональные комитеты по туризму по примеру Франции, где государственные офисы по туризму получают 60 % средств из бюджета, а 40 % должны зарабатывать сами для рекламы, участия в выставках и других целей (т. е. необходимо внести изменения в закон о туризме, который не дает комитетам права зарабатывать);

- обратить особое внимание на развитие материально-технической базы туристских регионов (Тверского, Ярославского, Владимирского, Калужского и др.), учитывая потребности "нового туриста", современные тенденции в гостиничном бизнесе, последние веяния туризма;

- туристским организациям России в условиях современной экономической ситуации и отсутствия у региональных администраций турбаз и здравниц средств консолидировать свои усилия и финансовые возможности по разработке и продвижению туристского продукта на российском, а особенно на зарубежном рынках (особое внимание уделить участию в зарубежных туристских выставках);

- турфирмам разрабатывать, продвигать на рынке и реализовывать короткие туры выходного дня;

- внедрять современные международные информационные и коммуникационные технологии в целях обеспечения более эффективной туристской деятельности; принимая во внимание удобство, доступность информации для лучшей ориентации турфирм на рынке и возможность реально экономить деньги на международной переписке и телефонных переговорах, использовать Интернет и иметь собственные web-страницы;

- в связи с интернационализацией и интеграцией международной туристской индустрии использовать международные стандарты страхования, ценообразования и качества туристского обслуживания с учетом национальной специфики российского рынка;

- администрациям туристских центров России активно внедрять стратегии многоцелевого использования и сезонной дифференциации цен с целью привлечения туристов, как российских, так и зарубежных, в течение всего года.

 

Факторы «наделенности» как основа развития национальной индустрии туризма

В разработке методов управления индустрией туризма в той или иной стране существенная роль принадлежит теории конкурентных преимуществ. В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ пришла на смену теориям абсолютных и сравнительных преимуществ.

Основы теории международной торговли товарами и услугами были заложены в XVIII в. А. Смитом и Д. Рикардо.

А. Смит сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. В книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" А. Смит (1776) утверждал, что богатство страны базируется на наличии у нее уникальных товаров и услуг. Соответственно, в случае если международная торговля между странами не будет иметь ограничений по экономическим или политическим соображениям, то каждой стране целесообразно ввозить те товары и услуги, издержки производства которых у нее выше, чем у зарубежных государств, и вывозить те товары и услуги, по которым у нее издержки производства ниже, чем за границей, т.е. имеются абсолютные преимущества. Таким образом, А. Смит делает следующий вывод: "Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом".

Теория абсолютных преимуществ согласуется с политикой монополизации экспорта отдельными странами, которые имеют преимущества на основе природных условий или достижений в области научнотехнического прогресса. Этим, например, объясняется высокая эффективность экспорта: из Чехии - хрусталя; из Франции и Пор45 тугалии - вин; из Индии - изделий из полудрагоценных камней; из Японии и США - наукоемких и информационных технологий.

С помощью теории абсолютных преимуществ можно объяснить некоторые тенденции развития международного туризма и направления туристских потоков. Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы:

- исключительные природные места: озеро Байкал в России, Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале, уникальная флора и фауна в Австралии, пляжи и климат в странах Средиземноморья и пр.;

- памятники истории и архитектуры: пирамиды фараонов в Египте, древний город Пальмира в Сирии, Акрополь в Греции и т.д.;

- произведения искусства и культуры, собранные в музеях отдельных стран: Эрмитаж в России, Лувр во Франции и др.

Уникальные природные, исторические и культурные богатства являются фактором, определяющим потоки туристов в ту или иную страну. Например, одним из самых посещаемых туристами городов мира является Париж (табл.).

 

Десять наиболее популярных направлений краткосрочных туров в 2010-2011 гг. Город Рейтинг по посещаемости

2010 2011

Париж 1 1

Амстердам 2 2

Дублин 3 3

Рим 4 4

Прага 6 5

Барселона 5 6

Брюссель 8 7

Венеция 9 8

Брюгге 10 9

Флоренция 13 10

 

Источник: Назаркина П. Туры далеко и не очень // ТТС. 2011. № 3.

 

Из таблицы видно, что в последние годы 10 верхних позиций, занимаемые самыми популярными туристскими центрами, остаются практически неизменными.

 

Глобализация экономики и выбор новых организационных форм управления организациями индустрии туризма

 

В настоящее время для международного туристского рынка характерны процессы жесткой конкурентной борьбы за клиента, рынки сбыта и сферы влияния. На российском рынке увеличивается число иностранных компаний, занимающихся туризмом, это неизбежно приводит к тому, что большая часть прибыли от международного туризма в России достается иностранным компаниям. Российские организации индустрии туризма из-за отсутствия достаточного опыта, знаний, финансовых возможностей, поддержки со стороны государственных органов испытывают большие сложности, чтобы противостоять конкуренции со стороны давно функционирующих на международном рынке компаний, занимающихся туристской деятельностью.

Изменить неблагоприятную ситуацию возможно, применяя стратегию синергизма, т.е. путем создания новых моделей организации и управления туристской индустрией, вобравших в себя последние достижения теории и практики глобального хозяйствования и управления.

Стратегия синергизма - это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа организаций в одних руках. Синергетическая теория, окончательно сформулированная в работе Бредли, Десаи и Кимом (1983), не тратила свою актуальность до сегодняшних дней. Стратегия синергизма предполагает наличие у организации конкурентного преимущества за счет совместного использования ресурсов (стратегия технологий и издержек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности (синергия планирования и управления). Значение стратегии синергизма заключается в том, что она помогает получить более высокую рентабельность производства при взаимосвязи организаций, чем в ситуации, когда они управляются раздельно. Однако И. Ансофф в своих работах отмечает, что главной опасностью данной стратегии является недостаток гибкости, а также возможные компромиссы и задержки в принятии решений при создании и функционировании организаций, получившихся в результате слияний.

Идея формирования глобальных объединений начала активно пропагандироваться в США с середины 1980-х гг. Исследования, проведенные университетами и фирмами по управленческому консультированию США, характеризовали глобальное объединение как верное средство завоевания главных иностранных рынков и повышения конкурентоспособности транснациональных компаний Америки.

Термин "глобальный" означает, что фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные границы и национальные различия между потребителями. Глобализация позволяет фирмам осуществлять экономию на масштабе производства за счет стандартизации товаров, использовать преимущества мирового маркетинга.

Глобальный рынок - это межнациональный рынок, спрос на котором можно удовлетворить предложением одного базового товара, поддерживая этот спрос инструментами продаж и маркетинга.

Основная идея глобализации заключается в определении общих характеристик рынков и целевых групп потребителей, не зависящих от особенностей отдельных стран. Для процесса глобализации бизнеса характерно:

- исчезновение национальных и региональных предпочтений, постепенное выравнивание потребностей и запросов потребителей;

- экономия на масштабе производства за счет стандартизации производимой продукции или услуг;

- использование преимуществ мирового маркетинга. Интернационализация рынков привела к тому, что почти в каждой стране работают одни и те же компании-конкуренты.

Среди ученых и специалистов по менеджменту нет единства взглядов на сущность глобальных объединений, их достоинства, недостатки и перспективы. Понятие "глобальное объединение" трактуется довольно широко и противоречиво (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1. – Различные определения понятия

Содержание определения Автор определения
ГО - это работа в глобальном масштабе и координация деятельности всех отделений и филиалов вне зависимости от страны местонахождения компании. Когда большинство людей говорит «глобальный», они просто имеют в виду «очень интернациональный» Р. Мейер- ассистент-профессор стратегического менеджмента в Роттердам­ской школе менеджмента Эразмусского университета, Нидерланды  
ГО - единое, целостное образование, в котором не отдается предпочтение какой-либо одной стране. Это корпорация без родины Ш. Уэйниг - основатель и директор корпорации по исследованию материалов филиала фирмы Сони Инк, США  
ГО - это сильные позиции на всех важнейших для корпорации рынках, наличие глобальной системы информации, адаптивность и сбалансированность с потребностями системы поставок Дж. Стапфорд - профессор международного бизнеса в Лондонской школе бизнеса  
ГО - особый тип стратегического и организационного подходов С. Гошэл - профессор страте­гии и менеджмента INSEAD, Фонтенебло, Франция  
ГО - распоряжение огромными ресурсами по всему миру, глобальное мышление и локальные действия, разработка продукции, которая нужна всем, с учетом специфических потребностей клиентов отдельных регионов, использование ресурсов мирового класса, работа менеджеров как «граждан мира» Дж. Фрейдхейм - вице-президент компании «Буз Аллен энд Камильтон»  
ГО - координация и интеграция деятельности предприятий в мировом масштабе в целях получения экономии от увеличения масштабов производства или приобретения опыта (обучения), использования преимуществ своей торговой марки и обслуживания международных поставщиков и клиентов. При этом преимущества глобальной стратегии фирм как бы соединяются с внутренними преимуществами фирм, делая их более устойчивыми. Внутренние преимущества фирмы связаны в основном с внедрением нововведений, совершенствованием технологии и постоянными изменениями организационных и управленческих структур в соответствии с новыми требованиями. Фирмы, добившиеся международного успеха, не остаются пассивными наблюдателями в процессе создания конкурентных преимуществ: втянуты в бесконечный процесс поиска новых преимуществ и в конкурентную борьбу, чтобы их удержать М. Портер - профессор Гарвардского университета

 

Глобализация бизнеса в рамках организации способствует формированию сильных конкурентных позиций по сравнению с организациями конкурентами. Конкурентные преимущества организации зависят от возможности использования целого ряда факторов: доступ к дешевым ресурсам, национальное стимулирование инвестиций, преодоление торговых барьеров, доступ к стратегически важным рынкам сбыта и т.д. Теория конкурентного преимущества утверждает, что организация получит преимущества перед конкурентами при выпуске продукции, при производстве которой интенсивно используются факторы производства, имеющиеся в относительном изобилии внутри страны.

Глобальные объединения формируются путем слияний, приобретений и поглощений организаций. Во многих европейских странах (Великобритания, Германия, Франция, Испания) происходит глобальный дележ рынка путем приобретения компаний. Для индустрии туризма, как и для других отраслей, характерен выход процесса концентрации предприятий за пределы национальных границ путем создания транснациональных корпораций.

В качестве примера можно привести германский концерн "Preussag", владеющий ведущей туристской группой "TUI Group".

"Preussag" является бесспорным лидером в сфере туризма как в Германии, так и в Европе. Его дочернее туристское предприятие "TUI Group" приносит более половины годового оборота группы. Общий оборот деятельности "Preussag" в 2000 г. составил 21,8 млрд евро (из них 10,6 млрд евро приходится на туризм). "Preussag" приобрел в 2000 г. в собственность за 2,8 млн евро одну из крупнейших британских туристских компаний "Thomson Travel Group". Другая немецкая крупная компания "C&N Touristic" - главный конкурент "TUI", образованная в 1999 г. после слияния чартерной авиакомпании "Condor" и группы "Neckermann Reisen", является европейским туроператором Х2 2 с годовым оборотом 15,1 млдр немецких марок. "C&N Touristic" купила французскую фирму "Havas Voyages". "Preussag" приобрела также пакет акций крупнейшей французской сети "Nouvelles Frontieres".

А компания "C&N Touristic", для того чтобы иметь влияние на английском рынке, приобрела лидирующую в Англии компанию "Thomas Cook".

Третья по величине немецкая компания "Rewe Touristic" в течение 2000 г. расширила свое присутствие на внутреннем рынке Германии путем приобретения компаний "DER", "LTU" (включая 40% акций авиакомпании "LTU") и ряд других.

Крупный британский туроператор "First Choice" (его суммарный оборот составил в 2000 г. 1,88 млрд ф.ст.) в целях улучшения работы собственной агентской сети приобрел туроператоров: "Tours" в Турции; "Nazar" в Германии; "Marmara/Etapes Nouvelles" во Франции; "Taurus", действующего в Австрии и Швейцарии; "Bosphorus" в Бельгии.

Для проведения эффективной политики зарубежного инвестирования туристские организации должны учитывать возможности и уровень конкурентоспособности предлагаемых туристских услуг, наличие управленческого опыта, эффективность производства, размер фирмы и уровень концентрации, инвестиционный климат принимающей страны (политическую и социально-экономическую стабильность, состояние и перспективы развития экономики в целом и интересующих инвестора отраслей, отношение к иностранным инвестициям, хозяйственное и налоговое законодательства и т.д.).

Поставленные организацией цели и учет факторов, характеризующих компанию, экономику и политику принимающей страны, позволяют организации выбрать то направление деятельности, которое при более низких издержках производства приносит дополнительную прибыль.

При создании глобальных объединений особое внимание уделяется выбору организационной формы зарубежного предпринимательства:

- создание новой туристской организации за рубежом;

- приобретение действующей иностранной организации индустрии туризма;

- приобретение доли участия в капитале иностранной туристской организации, дающей право контроля;

- приобретение ценных бумаг иностранных организаций индустрии туризма, не дающих права контроля;

- предоставление займов и кредитов иностранным филиалам на расширение их деятельности или иностранным фирмам.

Каждая из этих форм требует для осуществления определенные условия и имеет свои достоинства и недостатки.

Создание новой организации сферы туристских услуг - это одна из наиболее дорогих и сложных форм, сопряженная с немалым риском, так как при этом приходится действовать в незнакомой обстановке.

Необходимо хорошее знание местных условий и особенностей рынка, желательно иметь известную и авторитетную торговую марку. Такая форма зарубежной деятельности в туризме может быть под силу только немногим российским туристским организациям.

Приобретение иностранной организации, работающей в индустрии туризма, дает возможность инвестору сразу включиться в местные структуры, использовать связи и авторитет приобретаемой организации.

Достоинство этой формы инвестирования в том, что можно намного ускорить функционирование поглощенной организации, отпадает необходимость в осуществлении операций, связанных с организацией нового предприятия.

Операции приобретения иностранного капитала как целиком, так и доли участия в капитале зарубежной компании сопряжены со следующими проблемами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.