КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 1 страница. Поздней весной вечер в Павловске, что под Питером,
Поздней весной вечер в Павловске, что под Питером, тих и как-то необычно обворожителен. Он по-особенному обволакивает умиротворенностью и теплом, настраивая на душевный лад и интересный разговор. Неподалеку шумят кроны старинных деревьев Павловского парка, на мангале жарится шашлык, только что закопченная нежная рыба раз- ложена по тарелкам, в стопки разлита ледяная водка. Со- бравшиеся, включая автора, уютно разместившись в саду за- городного дома, разговаривают о том, что их интересует. Разливая по стаканам холодный квас, хозяин дачи, ин- женер-электронщик, рассказывает: — Ну и вот, вечером смотрю телевизор. Там рассказы- вает какой-то... баран, прости господи... из телевизионщи- ков, про Афганистан: чего там сегодня происходит? Мест- ные жители, говорит, кроме как воевать, ничего не умеют. Единственное, наладить производство чего они смогли, по- мимо героина — так это советские автоматы Калашникова. И показывают: сидит афганец ужасного вида, режет ножов- кой по металлу какую-то металлическую трубу небольшого диаметра. Диктор продолжает: конечно, те автоматы, кото- рые производятся в афганских деревнях таким вот кустар- ным способом, значительно хуже оригинальных, произве- денных в России. Но и стоят они дешевле. Потому и поль- зуются спросом в нищей стране. Далее снова показывают ряды висящих в хибаре с земляным полом полуразобран- ных АКМ, под которыми местные жители в афганских одеж- дах ковыряют какие-то железные детали напильниками. Что они там делают — непонятно, но, судя по тому, что «по те- левизору показано», похоже, что автоматы! Ну, я посмеялся
этой галиматье: как можно сделать автомат, хоть на десять процентов соответствующий заводскому «калашу», в таких условиях? Явная глупость! Прихожу на следующий день на работу. А там коллега мой, тоже инженер, мне рассказывает: ты представляешь, говорит, выпучив глаза — они там, в Аф- ганистане, наши автоматы делают! Качество хуже, но сами делают!.. Я ему объясняю: ты что, совсем из ума выжил? Ты же инженер, технарь. Вот объясни: как ты себе представля- ешь термообработку металла в горах?! А литье? А прецизи- онную инструментальную металлообработку? Это же требу- ет сложнейшего оборудования, цехов, энергии! На свете во- обще не так много производств, которые могут это делать. А уж в афганских горах, где и электричества-то нет... Это же дурь, глупость, рассчитанная на отупевших москвичей, кото- рые верят всему, что им впаривают по телевизору!.. Нет, он упорно твердит: да делают там автоматы, дела- ют! Ну что ты мне, понимаешь, тут про «заводы» рассказы- ваешь?.. И перевел разговор на другую тему. Я, — признается хозяин дачи, — аж изумился: ну что та- кое с его неглупой инженерной головой сделал телевизор, что человека просто не узнать? Как такое могло случиться? Мы молчим, горестно кивая головой. Эта проблема знакома всем, собравшимся за столом. Мы-то понимаем, в чем дело... Но то мы — люди, почти постоянно имеющие дело с по- разительным феноменом, когда кажется, что окружающие просто выжили из ума и слепо принимают за истину самую невообразимую ложь или вопиющие глупости. Многие из нас специально разбираются в этих явлениях, анализируют их, думают, как сделать так, чтобы вылечить сознание наших сограждан. Ведь мы живем в одном обществе, в одной стра- не. Разве безопаснее жить рядом с безумцами, легко веря- щими всякой чепухе? Чем отличается житель столицы, обес- печенный «современный представитель российского сред- него класса», верящий немыслимой ахинее из «ящика», от неграмотного дикаря, внимающего бредням жуликовато- го шамана своего племени, или лощеного, корыстного «ци- вилизованного» коммивояжера, выманивающего у бедола- ги землю и золото за стеклянные бусы и «огненную воду»?
Только ли одеждой и транспортом? Ведь последствия такой доверчивости могут быть катастрофичны. А этого и хочет- ся, и необходимо избежать: мы все — люди одного народа (сегодня его называют новомодным словечком «нация»), од- ной страны, одной цивилизации... Что-то неуловимо и жестоко калечит сознание наших соотечественников, превращая их в глупцов. Это «что-то» неуловимо и, на первый взгляд, невидимо. Обнаружить его присутствие можно по печальному результату его воздей- ствия на людей. Или... Или по проявлениям этого воздей- ствия. Это «что-то» создает массив информации и дает его людям в форме, коренным образом меняющей их сознание. Ладно бы оно просто «менялось». Нет — сознание дефор- мируется, люди становятся чрезвычайно «доверчивы» к са- мой необъективной информации, в итоге начиная действо- вать так, как диктуют им невидимые кукловоды. Потому и возникла мысль: необходимо систематизиро- вать накопленный массив данных, относящихся к этим про- цессам, помочь людям понять — где, кто и как их обманы- вает. Ведь люди часто просто не видят окружающей их лжи или не знают о ней. А если и знают, то не могут понять, что есть объективная информация, а что — ложь. И как послед- няя маскируется под правду? И какие средства применяет, чтобы ей верили?.. Действительно, почему технически грамотный человек способен с полной уверенностью повторять явную глупость, которую несут с экранов телевизора безграмотные журна- листы. Им-то простительно; их задача болтать языком так, чтобы за это платили, и побольше. Но вот какая сила за- ставила инженера верить в то, что, будучи написано на бу- маге, при наличии времени и возможности спокойно обду- мать прочитанное, вызвало бы у него недоверие? Что та- кое «спрятано» в телевизоре, что отбивает здравый смысл у нормальных и умных людей? И только ли в телевизоре кроется этот тайный «бес»? Если на сознание людей можно воздействовать столь эффективно «через» телевизор — воз- можно, такое воздействие используется и по другим комму- никативным каналам?
Описанный пример лишь один из множества аналогич- ных, когда нормальные люди под воздействием специально подобранной и должным образом поданной информации на- чинают повторять то, что им вбили в головы, отказываясь от использования в своих интересах логики и здравого смысла. Какая-то сила убеждает людей в том, в чем хотят убедить ее хозяева. Очевидно, что существует комплексная методика убеждения людей во всякой ахинее. Если последняя кому- то выгодна — этот «кто-то», исходя из преследуемых им це- лей, постарается убедить в ней окружающих. Методика такого «убеждения» получила название мани- пуляции сознанием. За последние годы о ней немало было сказано и написано. Прежде всего, следует, конечно же, упо- мянуть замечательную монографию С. Т. Кара-Мурзы «Мани- пуляция сознанием», практическим продолжением которой стала книга, которую уважаемый читатель сейчас держит в ру- ках. В этом выдающемся труде исчерпывающе описаны теоре- тические основы, базовые принципы манипуляции сознанием. Пожалуй, без него все остальные разработки на эту тему, дос- тупные массовому читателю, имели бы мало смысла. Однако нередко приходится сталкиваться с тем, что люди, стремящиеся узнать как можно больше о методах манипулирования их сознанием (любому человеку и весьма полезно, и крайне интересно знать, как именно кто-то мо- жет им манипулировать), задают справедливый вопрос: тео- рия — это, конечно, хорошо. Но как все это выглядит в ре- альности? Как можно сравнить несколько различных прак- тических приемов манипуляции сознанием, чтобы на этих примерах увидеть разницу между ними? Да и вообще инте- ресно и полезно увидеть «врага живьем», не в учебном клас- се, а на поле боя. Крайне прискорбно, но приходится признать: значи- тельная, и не худшая, часть нашего общества, под воздей- ствием масскультуры и потока низкопробной, а, зачастую, и крайне вредной для мозга человека информации, льющейся на него со страниц газет, с экранов телевизора и из динами- ков радио, в прогрессирующем режиме теряет способность к сложному логическому мышлению и критическому, или
«перспективному», анализу информации. И это так же одно из проявлений манипуляции сознанием. Она, как и любое зло, исключительно многопланова и не сводится к триви- альному обману «здесь и сейчас». Кроме того, современное информационное общество, да и просто общество, общест- венная жизнь — исключительно сложный организм. Зачас- тую трудно поверить, что в качестве элементов манипуля- ции сознанием используются вещи совсем, казалось бы, «из другой оперы». Однако поверить в это придется. Если для пояснения этого «парадокса» искать понят- ную аналогию, скорее всего, наиболее близкий пример мож- но найти в современных войнах. Сегодня обычные, традиционные в нашем понимании, войны, когда есть армия, есть флот, есть мирное населе- ние, есть политики, есть союзники и враги, уступили ме- сто войнам нового поколения. Раньше непременным атрибу- том войны были рвущиеся снаряды, марширующие колонны солдат и понуро бредущих пленных, рев сирен воздушной тревоги и сметенные огненным вихрем города и села. Сего- дня войны могут быть совершенно иными. Они идут не под грохот канонады (хотя иногда и без этого не обходится), а в мирных, по «прежним» меркам, условиях. Под «канонаду» телепередач, выступлений политиков и публичных заявле- ний различных агентов влияния (представителей «правоза- щитных организаций», журналистов, «политологов» и «экс- пертов» всех мастей). В сегодняшних войнах роль не менее, а может быть, и более важную, чем спецназовцы и артилле- ристы, могут играть и играют голливудский продюсер, «гу- манный» правозащитник, сутулый интеллектуал-«ботаник» в «подоночных» штанах, компьютерщик-очкарик... Первый создаст такое изображение «победоносной вой- ны», что «вся Америка» будет убеждена: ее непобедимые солдаты принесли демократию еще одному, исстрадавше- муся без оной, народу. Второй разрушит врага Америки из- нутри, добьется, что люди в стране, которую необходимо уничтожить, перестанут верить своему правительству и тра- диционным ценностям своего народа и ради пустых лозун- гов «прав человека» и «демократии» сами разломают изнут-
ри свое государство. Третий будет работать над повышени- ем эффективности методик рекламного бизнеса и, в итоге, увеличит силу информационного воздействия, что будет ис- пользовано в манипуляции сознанием масс людей. Четвер- тый создаст компьютерные программы, успешно воздейст- вующие на сознание пользователей Интернета в разрушае- мой стране, и забросит их в «ключевые точки» сети. Итогом их совместной работы станет разложение и раз- рушение изнутри страны-противника. Армия будет осмеяна и деморализована, общество станет поддерживать тех, кто обеспечивает продвижение интересов противника, государ- ственный организм станет «лихорадить» и он не сможет вы- полнять свои функции, что еще более усугубит остальные симптомы. Пример — поражение СССР в «холодной вой- не», после которого проигравшая страна понесла матери- альные, территориальные, людские и пр. потери, «не совмес- тимые с жизнью» (большие, чем планировались в ходе пол- номасштабной ядерной войны) и перестала существовать. То есть тот процесс, который раньше достигался исключи- тельно военными методами, теперь может быть достигнут методами «внешне» мирными. Выглядит все иначе — суть та же самая. Это, повторимся, аналогия с современными войнами. Манипуляция сознанием также является инструментом вой- ны, равным по своей эффективности десяткам дивизий или ядерных боезарядов. И точно так же в ней используются са- мые удивительные и неожиданные средства. Читатель сам убедится в этом ниже. Пока же конста- тируем: а) манипуляция сознанием часто работает «на пер- спективу», не обязательно стремясь достичь сиюминутного эффекта, но лишая людей способности осмысленно и кри- тично работать со сложной информацией; б) по этой причи- не люди часто не могут судить о том, что собой в реально- сти представляет то или иное явление, ориентируясь исклю- чительно по его теоретическим описаниям. То есть, исходя из эмпирической, теоретической информации, человек не может, не в состоянии напрячь свой мозг настолько, что- бы представить, как это явление будет выглядеть в реаль-
ности. Его способность связно и здраво мыслить подрыва- ется, если так можно выразиться, нездоровой информаци- онной атмосферой. Во многом в силу этих причин и появилась эта книга. Ее цель — на конкретных, «живых» примерах действий мани- пуляторов, на основе практики научить читателя замечать используемые против него манипуляции сознанием и хоть минимально понимать их «конструкцию». Читателю пред- ложен для ознакомления широкий спектр такого рода прие- мов, ранее использовавшихся манипуляторами, из разных областей жизни общества — из газет и журналов, радио, те- левидения, выступлений отдельных политиков и представи- телей СМИ. А также «не-персонифицированные» примеры: комплексные информационные акции по манипуляции, про- веденные общественно-государственными системами. Раз- бор богатого «арсенала» методов манипуляции сознанием составляет основную часть данной книги. В ее основу были положены наблюдения и анализ информационной политики СМИ, отдельных личностей, политических и государствен- ных структур, проводившиеся на протяжении целого ряда лет. Как по отдельности, так и в рамках информационных «антиманипуляционных» проектов. Для удобства читателя книга построена как справочник, содержащий систематизацию приемов манипуляции созна- нием, с подробными объяснениями особенностей, различий и условий использования этих приемов. Для этого исполь- зованы реальные случаи манипуляции, собранные из мак- симально широкого спектра областей современной обще- ственно-политической жизни. Необходимо добавить, что в книге, для обозначения не- которых деталей, принята специальная терминология: Информационная установка — определенный набор информации, логический связанный в одно или несколько утверждений, являющихся неотъемлемой частью друг дру- га, который манипулятор стремится «вложить в головы» ау- дитории. Информационной установкой может быть лозунг, утверждение, позиция манипулятора, его взгляд на какой- либо вопрос.
Реципиент — лицо (группа лиц), являющееся конечным «адресатом» манипуляции сознанием (в рекламе «реципи- ент» тот, к кому и адресована реклама). Жертва манипуляции — «реципиент», потребитель ма- нипуляции, который не смог противостоять манипулирова- нию и принял как истинную информационную установка ма- нипулятора. Манипулятор — обманщик, совершающий манипуля- цию сознанием. Предмет манипуляции — информация (исторический факт, физическое или юридическое лицо/группа лиц, их позиция, точка зрения или убеждения, одно или несколько связанных между собой явлений/событий/процессов и пр.), которую манипулятор стремится исказить или придать ей ложный смысл. Аесакрализация — лишение понятия, термина, образа, предмета или лица (группы лиц) «святости», непререкаемой положительной оценки высшей степени. Конечный предмет манипуляции — предмет манипуля- ции, исказить значение/смысл которого манипулятор стре- мится, не воздействуя на предмет манипуляции прямо, но через связанный с ним иной предмет.; Носитель информации — коммуникативное средст- во (газета, телеканал, книга, физическое или юридическое лицо, радиопередача и пр.), с помощью которого до реци- пиента доводится информационная установка манипулято- ра или любая иная информация Объект паразитирования — физическое или юридиче- ское лицо, явление, факт, понятие и пр., нечто, обладающее значительным авторитетом, к которому апеллирует манипу- лятор и использованием авторитета которого стремится ар- гументировать свою информационную установку. Информационный ущерб — информация (о факте, собы- тии, данных и др.), способная разрушить установку манипу- лятора или снизить эффект от манипуляции. Логическое допущение (логическая «натяжка») — ис- пользование манипулятором не однозначно достоверной,
а предположительно достоверной информации как одно- значно достоверной. Манипулятор, сообщая, что «это ВОЗ- МОЖНО так», использует данный аргумент как точно за- служивающий доверия. Манипуляционный эффект — успешность или неуспеш- ность конечного результата действий манипулятора. И наконец, необходимо привести основные типы прие- мов манипуляции, которые будут разбираться далее. Подмена понятий. Мозаичность информации («перескок»). Осмеяние символа. Осмеяние как разрушение. Осмеяние как «противоядие» (использование насмешек над серьезной и реальной проблемой с тем, чтобы впослед- ствии выставить эти проблемы несерьезными).
4. Негативизация. Негативизация как разрушение. Косвенная негативизация как разрушение. Негативизация как противоядие «Упреждающий удар» (сообщение о возможных недос- татках с их немедленным опровержением).
5. Оглупление темы разговора. Безальтернативность выбора («иного пути нет»). Ложная альтернатива. Максимальное упрощение темы («кретинизация»). Ассоциативная цепочка («перенос значения»). Паразитирование. Паразитирование на популярных терминах (использо- вание «народных», молодежных, массовых слов, действий и др. коммуникативных элементов). На авторитете («апелляция к авторитету», «свидетель- ство»). На эмоциях (употребление гипертрофированных эмо- циональных оценок и примеров). На рефлексах/желаниях (апеллирование к скрытым же- ланиям) аудитории.
На поддержке аудитории/собеседника. На собственном авторитете. «Расхваливание товара» («продажа»). (Рекламирова- ние какого-либо отдельного качества явления, с умолчани- ем об остальных.) Приведенный вывод.
Использование допущений в качестве аргументации. Использование мифов (информационно-идеологи- ческих или иных штампов). Эксплуатация существующих мифов. Создание новых мифов.
12. «Троянский конь» (фрагментирование и постепен- ное внедрение необходимой информации между информа- цией нейтральной/истинной).
13. Навешивание ярлыков (обобщение). Отрицательных («демонизация»). Положительных («сияющее обобщение»). Групповых (приписывание группам безоговорочных свойств).
14. Тенденциозный подбор информации. Замалчивание (фактов, обстоятельств и т. д). Уход от обсуждения темы/от доказательств. Забалтывание. Забалтывание через апелляцию к достоверным фактам/ сведение общего к частностям («прицеп»). Лишение оппонента возможности высказывания. Специально подобранная информация. Навязывание необъективной/недостоверной инфор- мации.
15. Использование специфических дезориентирующих терминов. Специальные («лукавые») термины, скрывающие/изме- няющие сущность. «Птичий язык» (использование специально построен- ных фраз, скрывающих реальное положение вещей).
16. Опережение. «Присвоение новости».
Самореклама. Логический подлог. Ложь. Ложь прямая (фальсификация информации). Ложь историческая (фальсификация/неверная трактов- ка исторической информации). «Жертвенная корова». Реклама. Искажение сказанного оппонентом, приписывание ему того, что он не говорил.
Искажение сказанного/смысла сказанного оппо- нентом. «Бабий аргумент». Искажение смысла/характера поступков/дей- ствий.
22. Втирание в доверие. «Приобщение к аудитории» («да я ж такой же, как и вы все!»). Паразитирование на сопереживании (покаяние).
23. Отключение критического восприятия. Создание атмосферы шоу. Спецэффекты.
«Единение с обществом» («фургон с оркестром»). Создание заданной «информационной атмосферы». Навязывание собственного видения вопроса, про- блемы или своего вывода. Информационный повод.
Основные группы приемов — негативизация, парази- тирование, тенденциозный подбор информации, искаже- ние сказанного оппонентом и пр. — основаны на схожих подходах к работе с информацией. Различные вариации та- кой работы имеют определенные отличия друг от друга и для удобства понимания читателем различия эти четко, на- сколько возможно, выделены. Это отнюдь не означает, что между приемами имеются четкие границы; различные прие- мы манипуляции сознанием очень часто органически пере-
ходят один в другой. Важно не запоминать эти различия,; понимать основные принципы манипуляции и действий ма нипуляторов. Далее, в тексте книги, упоминая о тех или иных спосо бах манипуляции, мы будем обозначать их соответствующи ми цифрами нашей нумерации: например, 21.1 — будет оз- начать «Искажение сказанного/смысла сказанного оппонен том»; 23.2 — «Спецэффекты», и т.д.
Раздел 1 ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ
Краткое описание Данный прием относится к разряду наиболее используе- мых средств манипуляции сознанием. Его можно, без сомне- ния, считать «классикой манипуляции». Манипулятор об- суждает какой-либо вопрос, доказывая свою информаци- онную установку. В обсуждении вместо «неудобного» для него факта (предмета, примера или понятия) он вставляет «удобный» — схожий по смыслу, но уводящий обсуждение в нужную ему сторону. Вновь использованное понятие долж- но быть очень похожим на только что подмененное — на- столько, чтобы жертва манипуляции не заметила подмены. Отличительной особенностью данного приема являет- ся то, что подменяется не информационная составляющая предмета (смысл, значение предмета), а сам предмет. Подмена понятий широко используется и в дискуссиях, и в прессе, и в электронных СМИ. Основная опасность это- го приема в том, что, не имея необходимой подготовки (в некоторых случаях ее можно заменить наблюдательностью и быстрой реакцией на информацию), выявить и, соответст- венно, нейтрализовать данный прием достаточно сложно. Действенной защиты от подмены понятий могут стать: хорошее знание обсуждаемого предмета, высокий уровень критического мышления, пропускающего услышанное через «фильтр сомнения», неторопливость в выводах (спокойно обдумать услышанное позже и принимать решение только после тщательного обдумывания). Собственно, эти же ре- комендации можно отнести и ко всем последующим прие- мам манипуляции.
К примеру, весной 2004 года в Санкт-Петербурге отме- чался день памяти знаменитого произведения И. Тургенева «Муму». В СМИ было объявлено, что этот праздник станет ежегодным и впредь будет отмечаться как «день покаяния перед братьями нашими меньшими». Таким образом, трактовка сути юбилея, проводимая средствами массовой информации, изменяет и извращает всю сущность повести. Ведь Тургенев писал не о страдани- ях животных, а о страданиях людей в условиях крепостно- го права и шире — об участи личности, существующей в об- ществе, построенном на угнетении человека человеком. Его творчество было направлено на защиту людей от помещичь- его произвола, и он не выступал активистом «Гринписа». Акцентируя внимание на страданиях животных (Муму), манипуляторы проводят типичную подмену понятий. Она призвана отвлечь внимание от бесчеловечности мира, в ко- тором жил сам Тургенев. Подменой понятий также является широко разреклами- рованная акция московского правительства после трагедии в Ясеневе (обрушение аквапарка, повлекшего человеческие жертвы). Она была направлена против владельцев частных квартир, совершивших несанкционированную переплани- ровку своих жилищ. В СМИ говорилось, что городские вла- сти станут «жестко контролировать и наказывать физи- ческих лиц, совершивших несанкционированные переплани- ровки [своих квартир]». Подмена в том, что, вместо реальных виновников тра- гедии, широкой публике в качестве «козла отпущения» де- монстрируются владельцы частных квартир. Разве они, неза- конно перепланировав свои квартиры, виновны в обрушении «Трансвааль-парка»? Или перепланировки квартир вызыва- ли (и вызывают) столь же трагические последствия? Какое же отношение в этом случае «частники» имеют к трагедии? В первую очередь следовало проверить проектные, строительные и эксплуатационные организации — глав- ных виновников гибели людей. Но там «крутятся» слиш- ком большие деньги, да и очевидны (на примере того же «Трансвааля») тесные связи этих структур с близким окру-
жением высших московских чиновников. Вместо них удар наносится по тем, кто не может столь же эффективно за- щищаться. С другой стороны, владельцев частных жилищ полно- стью все равно не удастся призвать к ответу за незаконные перепланировки. Следовательно, настоящая акция рассчи- тана на пиаровскую шумиху, которая призвана показать: правительство не сидит на месте, а «активно борется ради предотвращения» подобных трагедий в будущем. Да еще и «заболтать» деловые связи между владельцами аквапарка и родственниками московского мэра (здесь мы видим прием «прицеп», 14.4). Примером «локальной» подмены понятий может слу- жить передача «Времена» от 25 января 2004 года, посвящен- ная личности В. И. Ленина (в этой передаче принимал уча- стие и С. Г. Кара-Мурза). В ходе обсуждения один из участников, Марк Захаров, переживая по поводу увеличения популярности левых взгля- дов и личности Ленина в современном российском общест- ве, сравнивает последнего с Гитлером: «Марк ЗАХАРОВ:...вот в Федеративной Республике Гер- мании... я понимаю, что... они расстались с Гитлером, с Геб- бельсом, с Гиммлером. Стали изучать очень внимательно все документы, исследовать эти явления, связанные с фашизмом, с нацизмом, с неонацизмом, но почему они не прославляют, почему они не поклоняются [Гитлеру и К°]?»
Марк Захаров без каких-либо доказательств увязывает разные личности, являющиеся символами различных Сис- тем. Причем делает это без малейшего анализа тогдашних условий и конечных целей этих людей. Здесь мы видим так- же замалчивание важных обстоятельств (ведь Захаров умал- чивает о принципиальных различиях конечных целей этих двух проектов, 14.1) и, фактически, исходя из этого, — ис- торическую ложь (уравнивать эти проекты нельзя, 18.2). На последнее указывает и участвующий в передаче как «союз- ник» С. Г. Кара-Мурзы Рой Медведев:
«Рой МЕДВЕДЕВ: Маркс пользуется в Германии и в Авст- рии колоссальным уважением. Так же как и Ленин. ПОЗНЕР: Вопрос в том, что все памятники Гитлеру, все улицы, все города и все — это все убрано.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |