КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 2 страница. Рой медведев: абсолютно невозможно и неправильно
Рой МЕДВЕДЕВ: Абсолютно невозможно и неправильно сравнивать Гитлера и Ленина. Это две абсолютно разные для историков фигуры».
После этой фразы Познеру возразить уже нечего, и он резко изменил направление обсуждения (прибегнув к друго- му приему манипуляции — уходу от обсуждения неудобных для него аспектов предмета манипуляции, 14.2). Еще пример «локального» применения подмены поня- тий, мы видим в другой передаче «Времена» — от 28 мар- та 2004 года. Идет обсуждение проблем «коррупции». Один из уча- стников передачи рассказывает о своем, взгляде на развитие этого явления в современной России. Между ним и В. По- знером происходит такой диалог:
«Михаил ИЛЬЮШИН: Я вот думаю, что до 93-го года у нас не баловались чрезмерным законотворчеством. И в результа- те я мог вести свой бизнес, в течение там полугода оформляя документы на землеотвод, на какие-то свои профессиональ- ные строительные дела. С 93-го года обвал пошел законов но- вых. Под каждый закон создается какая-то структура. [Ей] надо официально заплатить и ждать долго. Или неофициально за- платить, тогда... чуть поменьше будет... Вот до 93-го года су- ществовало в строительстве, например, две организации: ар- хитектура и земельный комитет. И они все разрешительные документы давали для строителей. И застройщиков, тех, кто хочет торговые комплексы, нефтебазы и так далее строить. После 93-го года, сейчас нужно пройти, вот вчера вечером еще раз пересчитал, — 27 организаций! В. ПОЗНЕР: Скажите, пожалуйста, нет ли ощущения, что вообще многие из этих законов принимаются в результа- те лоббистской деятельности специально, чтобы подзарабо- тать?»
Гость программы затронул очень важный и очень опас- ный для ангажированного Познера вопрос: социально-поли- тическая Система, сложившаяся в России после 1993 года, способствует расползанию чрезмерного чиновничества, имеющего зачастую паразитический характер. Такая Систе- ма асоциальна, и порочна в своей основе, и не является ле- гитимной (следствие из этого: так же не является легитим- ной власть тех, кто олицетворяет эту Систему). Это очень опасный и неприятный поворот дискуссии для Познера. И он подменяет предмет разговора, подкидывая утверждение: не Система, а отдельные лоббисты-мздоимцы виноваты. Подменяя понятия — вину «самой Системы» на вину «отдельных чиновников» (которые, безусловно, являются конечными получателями взяток), — Познер, таким обра- зом, стремится «реабилитировать» нынешнюю разруши- тельную Систему. Но, безусловно, верхом использования подмены поня- тий могут служить такие «глобальные» примеры, как «уд- воение ВВП», широко разрекламированное на определен- ном этапе трансформации российского общества. В этот пе- риод стало очевидным: хозяйничанье т. наз. «демократов» и «либералов» нанесло экономике нашей страны вред едва ли не больший, чем вторжение немецких фашистов полве- ка назад. Спад производства и, главное, явная невозмож- ность выправить ситуацию имеющимся либерально-рыноч- ным инструментарием, стали важным аргументом в руках критиков режима. Поэтому для демонстрации «реальных экономических успехов» был изобретен лозунг «удвоить ВВП». Необходимо пояснить: «ВВП» и реальный рост реаль- ной (а не ресурсной) экономики — вещи различные. «Нака- чать» ВВП можно, усиленно продавая нефть и закупая на эти деньги дорогие лимузины и «жирные остендские уст- рицы». Само понятие «ВВП» вряд ли можно считать объ- ективной мерой чего-либо, кроме успехов специалистов PR- технологий (достаточно вспомнить остроумное замечание, сделанное в 2003 году директором Московского представи- тельства AIG Brunswick Capital Management Иваном Родио-
новым: «По справочнику ЦРУ у нас и так ВВП втрое выше, чем считается в России. Так что и 10 лет не надо — выпус- ти через пару лет этот отчет под видом нашего собственно- го, и задача решена»). Таким образом, верховная российская власть, заявив, что «главной экономической задачей является удвоение ВВП» и выдав это за «развитие промышленности», совер- шило типичную подмену понятий. В некоторых случаях манипуляторами применяется ис- пользование сразу нескольких, последовательно идущих друг за другом и поддерживающих друг друга подмен по- нятий. Очень интересный пример такой практики проде- монстрирован в передаче «Страна и мир. Главные события дня» на телеканале НТВ 29 марта 2004 года. Сюжет рассказывает о вступлении в НАТО новых чле- нов, в числе которых прибалтийские государства. В гостях у ведущих — английский генерал Питер Уильяме, курирую- щий в НАТО новых членов. Понимая, как относится боль- шинство жителей нашей страны к тому факту, что передо- вые порядки натовских войск от Москвы теперь отделяет только 500 км, ведущий программы спрашивает генерала:
«ВЕДУЩИЙ: Господин генерал, многие россияне опасают- ся вхождения прибалтийских государств в НАТО — ведь эти страны в недавнем еще прошлом были членами Варшавско- го Договора...»
Это — типичная и достаточно примитивная подмена понятий. «Многие россияне» опасаются этого вовсе не по- тому, что эти страны были «членами Варшавского Догово- ра» (они были союзными республиками СССР). А потому, что наш народ хорошо понимает: вооруженная и ощетинив- шаяся танками и ракетами армада, подползающая к нашим границам, несет угрозу нам и нашим близким — история этому хорошо научила. Далее, ведущий, обсуждая патрулирование наших воз- душных границ натовскими самолетами с прибалтийских аэ- родромов, спрашивает «гостя»:
«ВЕДУЩИЙ: Господин генерал! Почему именно бельгий- ские истребители будут патрулировать небо Прибалтики?»
Снова происходит подмена понятий. Важнейший во- прос — на каком основании натовские самолеты патрули- руют наше воздушное пространство? — подменяется бес- смысленным обсуждением, самолеты чьей страны будут взлетать с прибалтийских аэродромов? Какая, по сути, раз- ница — бельгийские они будет, американские или чьи-либо еще? Важно, что это представители потенциально агрес- сивных, враждебных России государств. Ведущие, подме- нив предметы обсуждения, сделали вид, что задали гостю «острые вопросы» (сделано все, впрочем, было неудачно — создавалось впечатление, что даже ведущим было неловко за такую топорную работу). В качестве попытки реабилитироваться в глазах зри- тельской аудитории, ведущий спрашивает:
ВЕДУЩИЙ: Господин генерал — а предусматривают ли правила патрулирования [воздушного пространства РФ ис- требителями НАТО] возможности сбивать российские само- леты, если те случайно или по ошибке вторгнутся в воздуш- ное пространство Прибалтики? П. УИЛЬЯМС: Какие бы правила ни оговаривались — эти правила всегда хорошо прописаны. Но если какая-то страна просит патрулировать ее небо — НАТО должно помочь этой стране».
В данном случае генерал подменяет предмет разгово- ра. Его ведь прямо спросили: могут ваши самолеты сбивать российские или нет? Вместо этого он обсуждает «прописан- ность» правил и «просьбы» «каких-то стран». Так же здесь налицо фактическое забалтывание темы разговора, 14.3. Наконец, можно привести пример, если так можно вы- разиться, «системного» применения подмены понятий. После известных событий в Косове в марте 2004 года в СМИ прошли сообщения такого плана:
«Президент Российской Федерации Путин провел с чле- нами «силового блока» правительства совещание, одной из тем которого была ситуация в Косове. «Россия не может безу- частно смотреть на то, что там происходит, — сказал Путин. — Это, и по признанию наших западных коллег, не что иное, как «этнические чистки». И должна быть соответствующая жест- кая реакция — в данном случае в защиту сербов». Москва намерена в ближайшие дни направить сербским беженцам из Косова гуманитарную помощь— платки, медика- менты, продукты питания. По словам присутствовавшего на со- вещании министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу, «вероятнее всего, надо будет разворачивать госпиталь». В данном случае мы видим умелую подмену понятий — вначале президент говорит о «необходимости жесткой ре- акции», а потом в качестве «жесткой реакции» демонстри- руется «твердая решимость» послать сербам раскладушки и продукты питания. Логичнее предположить, что «жесткая реакция» должна была бы являться силовой акцией, направ- ленной на поддержку уже не единожды преданных сербов. Именно таких действий — окончания практики предатель- ства союзников и государственных интересов России — тре- бовало от власти население России. Глава государства делает громогласное заявление (о не- обходимой «жесткой реакции») — и следом, в качестве «ак- ции устрашения» албанских националистов, в Белград от- правляется гуманитарная помощь. Вероятно, по его логи- ке, албанцы должны устрашиться нескольких транспортных самолетов, набитых гуманитарной помощью. Путем такой подмены понятий российская власть скрывает свою поли- тику, не способную к защите наших национальных интере- сов, направленную на «сдачу» союзников России и нанося- щую урон интересам нашей страны. Если разобраться более внимательно, можно различить и еще одну подмену понятий, имеющую место быть в дан- ном случае. За разговорами о «жесткой реакции» и «гума- нитарной помощи» манипуляторами скрывается понимание: почему вообще в Косове сложилась такая ужасающая ситуа-
ция? В данном случае, очевидно: именно из-за предатель- ской позиции российского истеблишмента, не сделавшего в свое время ничего для защиты нашего балканского союз- ника и братского народа... Кроме подмены понятий, здесь присутствуют следую- щие приемы манипуляции: апеллирование к авторитету (упоминание «это по признанию наших западных коллег, не что иное, как...» — использование авторитета «западных коллег» в качестве подтверждения своих слов, 7.2); забалтывание через апелляцию к достоверным фак- там, «прицеп», — упоминание многочисленных подроб- ностей и ничего не значащих деталей {«провел с членами «силового блока» правительства совещание» — кому ин- тересно, с кем президент провел это «совещание»? Какая важность в уточнении этой детали? «...в данном случае в защиту сербов» — зачем это уточнять? В защиту кого еще можно выступать тогда, когда убивают сербов? В защиту ал- банцев? «По словам присутствовавшего на совещании ми- нистра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу, «веро- ятнее всего, надо будет разворачивать госпиталь» — за- чем уточнять, что Шойгу «присутствовал»? Это что — важно для оказания помощи? И зачем говорить, что нужно что-то делать «по его словам»? И само упоминание — «вероятнее всего, надо будет разворачивать госпиталь» — зачем гово- рить об этом? Если госпиталь нужен — разверните его, не уточняя лишний раз несущественную деталь. В конце кон- цов, это вопрос к специалистам по планированию спасатель- ных операций; таким техническим вопросам не место в по- вестке дня президента страны, 14.4). Поистине страшный пример подмены понятий — «про- паганда безопасного секса как средства профилактики про- тив СПИДа», проводимая сейчас исключительно широ- ко среди российской молодежи. Раскручиваемая с подачи антироссийских сил пропагандистская кампания убеждает молодежь: самое лучшее средство борьбы со СПИДом — применение презервативов при занятиях сексом. А также максимально полная информация о сексе: «предупрежден — значит, вооружен».
Опасность данной информационной установки в том, что, под видом «профилактики СПИДа», молодежи приви- вается половая распущенность и вседозволенность, ранние половые связи. В молодости неокрепшая психика описание «безопасного секса» воспринимает как рекламу секса, под- крепляющую естественный интерес к нему из-за возрастных особенностей молодого человека. Все это ведет в итоге к не- приятию семейных обязанностей, верности любимому чело- веку, к отсутствию восприятия семейных ценностей и де- тей как наивысшей ценности в жизни. Молодежь убежда- ют: «дети — это обуза, главное в жизни — наслаждение» (в первую очередь — сексуальное). Половая распущенность, в раннем возрасте закреплен- ная в сознании как устойчивая доминанта, в большинстве случаев эффективно не допускает превращения подростка в гражданина, оберегающего свою семью и общество. Поко- ление людей, состоящих из таких «яппи», уверенно приве- дет любую страну (а Россию — тем более) к полному краху и «вытиранию» из истории. С точки зрения развития циви- лизаций, народ, допустивший ТАКОЕ со своей молодежью, не достоин существования на Земле.
Раздел 2
МОЗАИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ («ПЕРЕСКОК»)
Краткое описание Резкое изменение темы обсуждения, «перескок» с одно- го обсуждаемого вопроса на другой таким образом, чтобы у реципиента не появилось возможности обдумать и кри- тически оценить полученную непосредственно перед этим информацию.
Подробное описание Прием «мозаичность информации» используется, ко- гда манипулятор проводит в сознание реципиента манипу- ляции информационную установку, не имеющую убедитель- ных доказательств, или когда ему необходимо «приучить» реципиента не проводить тщательного и серьезного анали- за внедряемой в сознание информационной установки. По- следняя в этом случае высказывается в «беглой» форме, бы- стро, либо вообще без доказательств, либо с использова- нием незначительных доказательств, не выдерживающих серьезной критики. Для того чтобы не допустить демонстрацию несостоя- тельности установки и ее доказательств через критику, об- суждение или критическое осмысление реципиентом, по- сле ее высказывания тема разговора резко переносится на другой объект. Ход обсуждения, в контексте которого была высказана информационная установка, получается «рваный», непосле-
довательный, логика реципиента «бросается» манипулято- ром из стороны в сторону. Благодаря этому информацион- ная установка «выводится» из-под критики и оседает в под- сознании реципиента как уже «доказанная».
С мозаичностью информации все мы сталкиваемся практически ежедневно. Это достаточно специфичный вид манипуляции сознанием. Опасен он, в первую очередь, сво- ей способностью практически полностью отключать кри- тическое восприятие реципиента, оставляя его беззащит- ным перед закладываемыми манипулятором «информаци- онными минами».
Небольшое отступление Важно знать, что критический анализ принимаемой информации — одна из важнейших функций человеческо- го сознания. Она, как фильтр, просеивает полученные че- ловеком данные, все увиденное и услышанное, отсеивая то, что распознается как ложное или двусмысленное. Результа- ты такой «фильтрации» — проверенная на истинность ин- формация — поступают в подсознание, где находятся, дожи- даясь необходимого применения. Все ложное откидывается (или остается в подсознании как пример обмана), правди- вое — принимается как информация, пригодная к исполь- зованию. Таким образом, критическое восприятие имеет своей задачей поставлять «хозяину» только объективную, прове- ренную информацию, на которую можно положиться. На основе такой проверенной сознанием информации, чело- век, при необходимости извлекая ее из подсознания, стро- ит свою деятельность, свое поведение и свои взаимоотно- шения с окружающим миром.
Типичный пример такого рода манипуляции — любая информационная программа новостей. Каждый помнит, что в новостях сюжеты подаются кратко, быстро, бегло — так, чтобы за меньшее количество времени впихнуть в головы аудитории как можно больше информации. Официально это
объясняется тем, что зритель (слушатель) получает возмож- ность «больше узнать» за меньшее время. На самом деле достигается иная цель. Сознание потре- бителя, пытаясь понять и оценить полученную информацию, вынуждено слишком часто «перестраиваться» (перескаки- вать) с одного объекта (событие, факт, действие, представ- ленные манипулятором) на другой. В итоге такой «перегруз- ки» мозг просто перестает оценивать полученную инфор- мацию. Вся новостная лента воспринимается как обычный шумовой фон, без какого бы то ни было анализа. Но важнее то, что «уставшее» от постоянных «метаний» сознание, пе- рестав тщательно оценивать увиденное и услышанное, про- должает принимать подающуюся с экрана информацию и без критического анализа воспринимает ее как более-менее достоверную. Эта информация оседает в подсознании, вме- сте с заложенной в ней «скрытой качественной оценкой» того или иного факта (события, личности, процесса и пр.). Например, сюжет, в котором диктор новостей РТР будет с придыханием говорить о «героическом полете на стратеги- ческом бомбардировщике президента России Путина», ос- тавит в подсознании твердую уверенность в том, что: а) президент действительно укрепил обороноспособ- ность страны, пролетев на бомбардировщике Ту-160 в ав- густе 2005 года, что это имеет какое-либо реальное значе- ние для укрепления безопасности государства; б) президент совершил что-то героическое. Хотя что в этом может быть героического? На президентский самолет, надо думать, не пожалели денег — уж он-то сможет взле-. теть, добраться от места посадки и успешно ее совершить, не разбившись и не похоронив под собой героев-летчиков (как это нередко случается в последние годы); в) с обороноспособностью нашей страны все обстоит нормально. Хотя на самом деле количество «внештатных» падений летательных аппаратов скоро сравняется с количе- ством штатных посадок, а ракеты из подводных лодок «не хотят» взлетать даже в присутствии президента. С другой стороны, принимающее без критического ана- лиза информацию сознание — вернее, подсознание — ус-
лышав очередную байку про «миллионнах расстрелянных Сталиным» (ложь историческая, 18.2), воспримет ее на веру, даже не подумав в ней усомниться... Мозаичная подача информации сама по себе может за- путать потребителя, не дать ему возможности получить пол- ные данные по какому-либо вопросу. Однако главная опас- ность этого вида манипуляции сознанием в том, что она «готовит» человека к некритичному приему дальнейшей ин- формации «на веру», прямо в подсознание (где она «легити- мизируется» в мозгу реципиента и воспринимается им как единственно разумная и никем не навязанная). При этом нужно отметить еще один момент. Показательно, что при необходимости привлечь внима- ние зрителя к чему-то, заставить его запомнить предлагае- мую информацию, методика подачи полностью меняется. «Шоу 11 сентября» на российском телевидении освещалось очень подробно, в течение целого дня. Зрителя приучили к картинке рушащихся небоскребов и к утверждениям, что «это сделали арабы». Привыкшее к мозаичной подаче ин- формации сознание в подобных случаях, когда создана необ- ходимая информационная атмосфера, впитывает, подобно губке, любую настойчиво внедряемую манипулятором ин- формационную установку. 11 сентября 2001 года заданная информационная атмосфера создавалась неординарностью происходящего и осознанием гибели множества мирных лю- |^ей (это же создавало атмосферу дикого, катастрофическо- го шоу, 23.1). Точно так же исключительно подробно и по- следовательно освещался на телеканалах НТВ и «Региональ- ном телевидении» судебный процесс над М. Ходорковским. Никакой мозаичности не было и в помине; все подавалось очень обстоятельно, подробно передавались выступления адвокатов перед «независимыми» СМИ, демонстрировались «массовые митинги прогрессивной демократической обще- ственности». Сознание зрителей впитывало все установки, внушаемые с телеэкрана, в том числе и потому, что ему не- привычна столь подробная подача информации в новостях. Это действует на сознание человека как дополнительный, эффективный раздражитель, усиливающий притягивание
2 Манипуляция сознанием-2
внимания реципиента (потребителя информации). Послед- ний начинает ускоренно, на подсознательном уровне, усваи- вать все увиденное и услышанное... В частном случае данный прием используется, когда ма- нипулятору надо обозначить проблему, но нежелательно ос- танавливаться на ней подробно. Тогда, сказав несколько слов «на заданную тему», ведущий говорит: пока на этом все, но мы вернемся к этому вопросу в последующих передачах. Тонкость в том, что в этих самых «последующих» к во- просу не возвращаются вообще. А если и вернутся — на- сколько велика вероятность, что слышавший «первую часть» передачи потребитель потом сможет наткнуться на этот же сюжет? Очень низка: обилие «информационных программ» и личная загруженность не позволят человеку в определен- ное время включить телевизор (радиоприемник) и услышать «продолжение». Получается: в очередной раз тема «озвуче- на», видимость «обсуждения острых вопросов» и «плюра- лизма» сохранена, но реального обсуждения нет. Приемом «мозаичность информации» с успехом поль- зуются манипуляторы и таких передач, посвященных, каза- лось бы, одной конкретной теме, как «Времена» с Владими- ром Познером» и «Исторические хроники с Николаем Сва- нидзе» (да и многие другие). У Сванидзе в его «хрониках» каждая передача посвя- щена одному конкретному году в истории России. Основ- ная установка у этого лжеца-манипулятора — разрушение целостной исторической картины истории нашей страны, прививание зрителю неприятия своей истории, стыда за нее, твердой убежденности, что а) все, связанное с социалисти- ческим периодом развития, было не просто плохо, а чудо- вищно; б) что и дореволюционный период был, хоть и луч- ше советского, но тоже очень плохой — потому, что это не- цивилизованная, варварская Россия (несмотря на отдельные положительные моменты). Для протаскивания этих разрушительных установок Сванидзе в течение обсуждения событий данного конкрет- ного года постоянно «бросает» сюжетную линию из одной стороны в другую. На главное повествование наслаивается
целая куча второстепенных деталей и обстоятельств. Все они — однозначно антироссийские и антисоветские (Сва- нидзе не брезгует ложью, безбожно перевирая историю, 18.2, паразитирует на эмоциях зрителя, показывая душераз- дирающие, неизвестно откуда надерганные картинки, 7.3, а также подбирает исключительно однобокие, выгодные ему факты, 14.6). Вслед за обсуждением политической ситуации в тот год, о котором идет речь в передаче, Сванидзе неожи- данно рассказывает о том, что где-то гастролирует новая театральная труппа, потом резко перескакивает на положе- ние в промышленности. Потом — на «зверства большеви- ков», потом — на трагическую участь всех, кто был недо- волен советским режимом. Часто ход событий уводится от текущего года на несколько лет то вперед, то назад, что соз- дает дополнительную мозаичность. Заставляя зрителя по- стоянно переключать внимание с одной обсуждаемой темы на другую, с одного факта на другой, как правило не связан- ный с предыдущим, Сванидзе добивается главной цели: не позволять зрителю сосредоточиться на чем-то одном, спо- койно и критически обдумать услышанное. Для этого ма- нипулятора такой порядок действий исключительно важен; его передачи переполнены ложью и «притянутой за уши» трактовкой исторических фактов. Если он позволит зрите- лю спокойно обдумывать увиденное и услышанное — вели- ка вероятность, что его ложь будет раскрыта. А так, исполь- зуя нехитрый приемом мозаичной подачи информации, он «сбивает со следа» критическое восприятие зрителя, не по- зволяя ему оценить всю целостную информационную кон- струкцию передачи. Аналогично действует телеведущий В. Познер в своих «Временах». Мозаичность информации используется, в пер- вую очередь, в традиционных телесюжетах, «наглядно пока- зывающих обсуждаемую тему». В этих сюжетах нет четкой линии, объективно показывающей историю и важнейшие обстоятельства обсуждаемой на передаче проблемы. Съем- ки, как правило, яркие, красочные, высокопрофессиональ- ные. Но камера постоянно «мечется», быстро перескакивая с одного красивого кадра на другой — с предыдущим прак-
тически не связанный. Зритель также лишается возможно- сти оценить информацию целостно, спокойно и критически. Пример — передача от 30 января 2005 года. В ней Познер ис- пользует мозаичность информации, но очень осторожно, с почти филигранной точностью. Цель передачи — реклама А. Чубайса как нового «спа- сителя России», эдакого русского Пиночета, способного ос- тановить развал страны и возродить ее как великую рыноч- ную империю... Передача отснята не в студии Останкино, а в малень- кой гостинице в Давосе, что само по себе неожиданно (ис- пользование спецэффектов, 23.2). Выступающие «гости программы» (Чубайс, председатель правления ВТБ Костин, председатель Совета директоров ОАО корпорации «Вимм- Билль-Данн» Якобашвили, президент Майкрософт России и стран СНГ Дергунова) однозначно заявляют: рыночный путь развития, следование «демократическим ценностям» ДЛЯ ПОЛЬЗЫ КРУПНОГО КАПИТАЛА — единственно возможный (безальтернативность выбора, 5.1). В данном случае Познер старался не мешать выступающим, особен- но Чубайсу, «доказывать» (при отсутствии оппонентов — вариант «лишения оппонента возможности высказаться», 14.5) свою точку зрения. Однако, когда ход обсуждения слишком близко подхо- дил к «скользким» или прямо опасным для манипулятора темам (роль российского олигархата в разворовывании го- сударственного достояния страны, вывоз средств, накоплен- ных усилиями всего народа, за рубеж через покупку соб- ственности «там», изначальная ориентация олигархата на мародерство и последующее бегство, а не на развитие стра- ны), Познер немедленно переводил разговор на что-то более «политкорректное» и выгодное ему. Таким образом, мозаич- ность в данном случае позволяла «уводить» внимание ауди- тории от воровской сущности высших ступеней российско- го капитала. Но, при акцентировании внимания аудитории на «положительных» качествах олигархата, Познер полно- стью отказывался от какой бы то ни было мозаичности.
Важно также понимать, что воспитание человека, вос- принимающего мир в «мозаичном режиме», не видящего це- лостную картину (хоть отдельной сложной проблемы, хоть всего мироздания), есть важнейшая задача любой власти, стремящейся манипулировать послушным, тупым и подго- товленным к беспрекословному подчинению обществом. В «западной» цивилизации данная задача в целом выпол- нена. Распространенное там «мозаичное» образование, яв-
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |