Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 7 страница. отказаться от развития науки и наукоемкой промышленно-




отказаться от развития науки и наукоемкой промышленно-

сти, фактически предлагает ей лишить себя возможности за-

щищать свои интересы и отстаивать свою безопасность.

Как ни странно, прием манипуляции «ложная альтерна-

тива», который будет рассмотрен далее, является более тон-

кой разновидностью «безальтернативного выбора». Просто

в качестве «единственного варианта выбора» реципиенту

предлагается не что-то одно («бери вот это и не кобенься;

все равно ничего другого нет и не будет!»), а выбор из двух

вариантов, каждый их которых является одинаково лож-

ным. Такая вариация «безальтернативного выбора» выра-

ботана или вследствие того, что реципиент со временем ста-

новится более умным, учится на своих ошибках («раз меня

обманули — больше не попадусь, буду осмотрительнее!») и

не поддается на совсем уж простой обман. Или, что быва-

 

ет нередко — в том случае, когда ставки в данной манипу-

лятивной «игре» столь высоки, что ошибка, провал манипу-

ляции, «распознавание» ею потенциальными жертвами ве-

дут к исключительно большим потерям для манипулятора

и/или его хозяев.

Простой пример. Несколько лет назад, при начале рас-

крутки А. Чубайсом его ложной идеологемы «либеральной

империи России», им была вброшена в СМИ информацион-

ная установка: России в ближайшее время придется выби-

рать между тем, к какому «сильному мира сего прислонить-

ся»: к Китаю или к США. Вот выдержка из его программной

речи на съезде СПС 14 декабря 2001 года:

«Я рискну сказать, что в последние годы для нормально-

го гражданина России вопрос о том, кого мы больше поддер-

живаем — Соединенные Штаты или Китай, был довольно аб-

страктным. Существовали гораздо более насущные вопросы.

Но мы обязаны думать о том, что будет самым важным, вызы-

вающим острейшую полемику, если не противостояние, внут-

ри российского общества через полтора-два года».

 

В данном случае Чубайс прямо указывает: у России толь-

ко два возможных пути. Или «под Китай», или «под Шта-

ты». Другого пути нет!

При кажущейся свободе выбора, выбора на самом деле

нет. «Лечь под кого-то» — все равно, под кого — означа-

ет потерять возможность самостоятельно и эффективно

развиваться, превращая изуродованную реформами страну

в подлинную Мировую Державу. На самом деле путь Рос-

сии — это путь самостоятельного развития, при котором мы

поддерживаем ни кого-то одного, а того, кого нам выгод-

но поддерживать исходя из наших, РОССИЙСКИХ, инте-

ресов. И, следовательно, политику свою мы должны опре-

делять исходя из императива Развития России — а не сою-

за с кем бы то ни было.

Загоняя в такую «ложную альтернативу» (подробно —

см. ниже) развитие страны, Чубайс не оставляет ей реаль-

ного выбора, подменяя его двумя путями, одинаково веду-

щими в тупик....

 

5.2. Ложная альтернатива

Подробное описание

Данный прием является модифицированным вариантом

предыдущего. Его суть — в навязывании реципиенту сле-

дующей информационной установки: варианты решения об-

суждаемой проблемы могут быть различные, но только та-

кие, какие предлагаются манипулятором. Он внушает, что

иначе, чем предложено им самим, действовать нельзя.

Если реципиент соглашается с навязываемой манипуля-

тором схемой, то он попадает в ситуацию, когда любой из

предложенных ему вариантов выбора оказывается для него

одинаково проигрышным.

Ложная альтернатива по праву может считаться одной

из старейших и эффективнейших методик манипуляция соз-

нанием. Мало найдется таких же по своей разрушительно-

сти и эффективности.

 

Олицетворением «ложных альтернатив» можно при-

знать создание мифов о «противостоянии враждебных про-

тивоборствующих политических сил». Если проследить тен-

денцию с «горбачевских» времен, можно выделить несколь-

ко этапов создания и раскрутки таких «ложных альтернатив»

(более точное название — ложные дихотомии).

Вначале это было противостояние «прогрессивного, мо-

лодого и динамичного Горбачева, стремящегося обеспечить

людей свободой и достатком», против «старых, косных, на-

сквозь прогнивших и проворовавшихся номенклатурных

партаппаратчиков, не желающих делать жизнь людей луч-

ше». Это противопоставление действовало исключитель-

но эффективно; основная часть общества была просто «без

ума» от этого молодого, «без бумажки говорящего» лидера.

Позднее, когда Горбачев выполнил отведенную ему роль,

его самого занесли на роль «злодея, тормозящего абсолют-

но необходимые обществу реформы, которые позволят лю-

дям работать по-социалистически, а зарабатывать — по-ка-

ииталистически». На место «доброго принца» был назначен

 

«пострадавший за правду честный борец с привилегиями

номенклатуры» Ельцин. Примерно в то же время ложную

альтернативу на более низком уровне поддерживало про-

тивостояние «красно-коричневых» Егора Лигачева, Альбер-

та Макашова, Сажи Умалатовой и Нины Андреевой против

«прогрессивных» Гайдара, Абалкина, Ясина, Явлинского и

пр. демократов «первой волны».

Вскоре выяснилось: Ельцин — пьяница и государствен-

ный преступник, каких поискать, жестокий властолюбец,

способный ради жажды власти и наживы расстрелять пар-

ламент собственной страны и устроить страшную бойню в

Чечне. Его сменили без создания образа «врага» — просто

подобрали альтернативную кандидатуру, внешне резко по-

ложительно отличавшуюся от фигуры Ельцины. Для Путина

образ «врага Ельцина» хоть и не создавался, но политтехно-

логами было отработано эффективное противопоставление

вечно пьяного, не вылезавшего из ЦКБ Ельцина и молодс

го президента, спортсмена-дзюдоиста, крепкого здоровь-

ем, «мочащего в сортире» террористов (которых наплодил

и совершенно распустил Ельцин), летающего на совещания

на сверхзвуковом истребителе. Многие помнят, как в нача-

ле президентства Путина все провластные СМИ единодуш-

но поддерживали его кандидатуру. Таким образом, проти-

вопоставление тоже имело место, хотя и не вылилось в от-

крытую ругань и противостояние.

Параллельно с использованием ложных альтернатив для

«раскрутки» конкретных политических фигур («лидеров»

эта методика широко применялась на базовом обществе».,

но-политическом уровне. С начала 90-х годов основн'

ми противостоящими друг другу силами были, как извес.

но, «коммунисты-патриоты» и «демократы-капиталисты):

Само поддержание на плаву таких структур, как КПРФ и

НПСР, являлось наглядным примером «ложной альтерната-1

вы». Если человек не хотел «быть демократом» и ему мерз-

ки были стоны про «права человека» и «свободу выбора»

ему предлагали «стать левым» (коммунистом). Если челове-1

ку, в силу его интеллекта, претила явная ангажированность^

 

Зюганова или Семигина — ему предлагался вариант «интел-

ектуальной оппозиции» в лице «Родины».

Однако использовавшаяся свыше десяти лет, к началу

2001 года схема эта в силу ряда объективных причин окон-

чательно себя изжила и не могла больше эффективно обма-

нывать общество. Вместо нее было придумано новое «про-

тивостояние» — «патриотов-националистов» и «либера-

лов-общечеловеков». Первых представляли «просвещенные

патриоты» — «Родина», семигинцы, различные полумарги-

нальные «околонационалисты». Вторых — СПС, Яблоко и

внепартийная «тусовка» радикал-либералов властной элиты

;Кудрин, Касьянов, Греф, Шувалов и пр.). Презентация этой

новой «ложной дихотомии» состоялась в конце 2003 года,

когда на провластных СМИ в качестве «жертвенных коров»

(19) были выставлены демократы «первой волны».

Принципиально важно, что в любом случае использо-

вания ложной дихотомии реальная политическая элита, по-

литические группы, на самом деле держащие в руках рыча-

ги власти, сами «остаются за кадром». Для этого и строят-

ся фантомы «ложных противопоставлений».

Однако историческое время, отпущенное нынешней

властной элите РФ (да и самой России как самостоятель-

ному государству), неудержимо начало «обратный отсчет».

Стремительно и неконтролируемо меняющаяся политиче-

ская ситуация в России заставляет все чаще менять «лож-

ные дихотомии», которые более нескольких месяцев просто

Щ удерживаются «на плаву». Мимикрия «либералов-обще-

дловеков» в сторону маразматического «либерального пат-

I,отизма» превратила в маразм патриотизм «не-либераль-

I.и»: если те и другие патриоты — как они друг с другом

девать будут? Да и какие из них «патриоты»? Какой патри-

от из иуды-Рагозина или фанатично ненавидящего Россий-

скую Государственность Чубайса?

В результате сегодня ложные дихотомии имеют исклю-

чительно кратковременную сущность и служат, скорее, не

для одурманивания населения, а для «освоения» разного

рода «глебопавловскими» политтехнологами бюджетных

 

1 Манипуляция сознанисм-2

 

 

средств (здоровая конкуренция: «кто лучше придумает но-

вое противостояние»).

К примеру, по данным социологического опроса, про-

веденного ROMIR Monitoring в 2005 году, кабинет минист-

ров, возглавляемый Михаилом Фрадковым, не пользовался

на момент опроса поддержкой более половины российских

граждан. «Даже правительство Касьянова было популяр-

нее», — отмечалось в исследовании, авторы которого как

олицетворение российской власти выставляют не столько

обобщенно правительство (кабинет министров), сколько

конкретные личности конкретных людей (премьеров Фрад-

кова и Касьянова). Получается, что вся деятельность рос-

сийской власти и, в более широком смысле, — всей властной

элиты (слоя людей, определяющих направление развития

России) сводится не к процессам, происходящим в глубине

этой «элиты», а к противоборству двух группировок чинов-

ников. И даже не столько с группировками (отражающими

интересы пусть и усеченных, но все-таки влиятельных групп

населения РФ), сколько с выставленными в качестве их «от-

ветственных лидеров» двумя фигурами.

Потребителя таких «исследований» сразу загоняют в

ложную колею: сравнивать двух премьер-министров. Но

вряд ли рядовой житель Российской Федерации следит за пе-

рипетиями с правительствами, да еще и в динамике (у какого

сколько процентов популярности). Более того: большинство

опрошенных вряд ли вообще смогут отождествить кабинет,

не говоря про его конкретную деятельность, с его председа-

телем — нынешним М. Фрадковым или прошлым М. Кась-

яновым (то, что они «отождествили», говорит о «правиль-

ной» формулировке задаваемых «социологами» вопросов —

построение специально подобранных фраз, 15.2).

В реальности более высокий рейтинг «правительства

Касьянова», чем у «правительства Фрадкова», обусловлен

не «действиями исполнительной власти» (люди, как прави-

ло, вообще не понимают — кто и что там делает). Преиму-

щество Касьянова обеспечивалось тем, что он был «премье-

ром у президента надежд» В. Путина. Население ждало и

надеялось на отход от разрушительно-прозападно-реформа-

 

торской политики власти (прежде всего — президента) и пе-

рехода ее к государственнической позиции. Соответственно

этим надеждам был и высок рейтинг власти: премьер тради-

ционно (и справедливо) рассматривался обществом как по-

слушный профессионал, технический исполнитель при пре-

зиденте-лидере.

Когда же до общества наконец дошло, что «профессио-

нал-исполнитель» есть, а «лидера» нет (Путин всеми си-

лами открещивался от роли «отца нации», заявляя, что он

наемный высокооплачиваемый менеджер, не более того) —

наступившее разочарование вылилось, в первую очередь, в

недоверие правительству. На президента многие продол-

жали еще возлагать надежды, страшась расстаться с ними:

вдруг он возьмет — и станет настоящим лидером!

Как раз «под удар» этого разочарования и попал каби-

нет Фрадкова, являющегося исполнителем воли Путина и

постоянно конфликтующего с «радикал-либералами», уско-

ренными темпами ведущими страну к развалу (Греф, Куд-

рин и др.).

Таким образом, позиционирование «сравнительного

рейтинга популярности правительств Касьянова и Фрадко-

ва» является типичной ложной альтернативой (с элемента-

ми подмены понятий — 1). Обсуждать нужно отношение на-

селения не к какому-либо конкретному премьер-министру

и даже не к властной элите и ее лидеру. Предмет исследо-

вания — при поставленной задаче выяснить реальное на-

строение общественного мнения в России — общий курс

«власти», при котором люди не особо разделяют, где пре-

мьер-министр, а где «сам президент». Именно это даст бо-

лее-менее адекватный результат оценки населением усилий

и действий власти. Но как раз это и стремятся скрыть авто-

ры «исследования» из ROMIR Monitoring, загоняя аудито-

рию в ложный выбор между «двумя премьерами».

Как уже отмечалось, сегодня логика развития собы-

тий на общественно-политическом поле России не позво-

ляет длительное время «дурить голову» электорату какой-

либо одной сказкой, как это было возможно еще несколько

лет назад. Комплекс причин (выросшее недоверие общест-

 

ва к манипулятивным технологиям, активное противодей-

ствие «оппонентов», ухудшающаяся ситуация в стране и

вокруг нее и пр.) заставляет манипуляторов «модифициро-

вать» данный прием так, чтобы вообще было непонятно, кто

против кого выступает. Это позволяет им успешно получать

финансирование на свои «проекты», но результаты их, как

правило, либо малоэффективны, либо вообще заканчивают-

ся провалами кремлевской дипломатии.

Начало-середина 2005 года в «политической» жизни

России охарактеризовались появлением с одной стороны —

некоего размытого и маловразумительного, но агрессивного

и крикливого в отстаивании своего «я» «национализма» и

противостоящих ему «патриотических сил», олицетворени-

ем которых стали столь же невразумительные по сути сво-

ей, «Наши».

Лозунги, под которыми выступают эти «Наши», пози-

ционируют эту потешную «политическую силу» как проти-

востоящую «фашизму», «национализму», «оранжевой чуме»

и вообще всему плохому (всем «НЕ нашим»).

Таким образом, с одной стороны, в данной ложной ди-

хотомии присутствует созданный «в пробирке» кремлевски-

ми политтехнологами «русский национализм» (само по себе

явление ложное, бестолковое и чреватое реализацией идей

Солженицына о разрушении России и утрате ею своих ис-

конных территорий). На него исключительно удобно при не-

обходимости и должном финансировании навестить имидж

как «русского фашизма», так и «облагородить» его до уров-

ня просвещенного, «демократического» «нациебилдинга».

С таким «русским фашизмом» поначалу позиционировались

силы, аналогичные РНЕ, а позднее — ее более «интеллекту-

альный» аналог НБП вкупе с различными «левонационали-

стическими» группировками.

С другой стороны, имеется некая противостоящая «на-

ционализму» сила — «Наши», которая выступает непонят-

но за что. Попробуйте спросить у молодых и хороших ре-

бят из этой организации: «если вы — «наши», то кто тогда

«НЕ наши»? Вопрос повергает их в состояние ступора, по-

 

добно зависшему компьютеру. Зато более-менее ясно, ПРО-

ТИВ чего — против «фашизма и всего плохого».

Тонкость, в данном случае, в том, что, при необходи-

мости, политтехнологи позволяют развернуть каждое из

этих искусственных политических направлений на 180 гра-

дусов, превратив «Наших» в аналог «красно-коричневых от-

рядов», а «русский национализм» — в, как уже отмечалось,

заготовку для «нациебилдинга». С помощью таких схем-«пе-

ревертышей» политтехнологи намереваются манипулиро-

вать обществом как можно дольше, экономя к тому же вре-

мя и деньги (ничего нового придумывать не нужно — «брен-

ды» уже известны и «раскручены»).

 

5.3. Максимальное упрощение

схемы («кретинизация»)

Подробное описание

Данный способ также является разновидностью перво-

го, но доведенной до логического абсурда.

Манипулятор в процессе обсуждения какой-либо темы

выхватывает отдельный, чаще малозначимый или непринци-

пиальный, но удобный для него аспект темы и сводит всю

многогранную проблему исключительно к нему.

Все, не связанное с данным аспектом, отбрасывается

или «не замечается». Обсуждение целостной схемы вводит-

ся в удобные манипулятору рамки. Если реципиент прини-

мает такую трактовку, он автоматически лишается возмож-

ности увидеть вопрос в комплексе и оценить все стороны

рассматриваемой проблемы.

«Кретинизация» обсуждаемого вопроса чаще всего ис-

пользуется манипулятором при непосредственном общении

с жертвой манипуляции. Особенность данного вида манипу-

ляции сознанием — его исключительная эффективность при

условии достаточной подготовки и опыта манипулятора и,

наоборот, отсутствия необходимых навыков контрманипу-

ляции у реципиента. Как правило, нечто подобное происхо-

дит, когда манипулятор оказывается, благодаря контраргу-

 

ментам оппонентов, в сложной ситуации и ему необходимо

любыми способами заставить аудиторию поверить в спра-

ведливость именно его позиции — для того, чтобы скрыть

приближающееся фиаско. Особенно, если данная слож-

ная для него ситуация усугубляется «цейтнотом»: исправ-

лять положениие нужно быстро, и времени на выстраива-

ние сложной манипуляционной схемы нет. «Критичность»

ситуации обуславливает применение рискованных, но эф-

фективных — при успешном исполнении — методов мани-

пуляции сознанием.

Исключительно часто такие приемы применяются в

теле- и радиопередачах, когда ведущий («демократической

ориентации»; другие там встречаются редко) спорит с ра-

диослушателем, не принимающим навязываемых СМИ ли-

берально-разрушительных ценностей. Пример такой ма-

нипуляции — передача «Разворот» на радиостанции «Эхо

Москвы», эфир 15 сентября 2005 года. Ведущий, М. Гана-

польский, «пропускает» в эфир высказывание человека, от-

стаивающего очевидный взгляд: при СССР у молодежи было

несравнимо больше шансов выйти в люди, получить обра-

зование, достойную работу и обрести свое место в жизни.

Подобное отношение к СССР, к строю, который демократи-

ческий Ганапольский искренне ненавидит, вызывает у него

бешеную реакцию.

 

«Слушатель: Ну, вот что я хочу сказать. Я сейчас работаю,

у меня своя фирма. И вижу, что у молодежи нет перспектив.

Вот совсем... Ведь они [молодежь] не знают, что такое СССР,

как там было, что там заботились!.. Они всего этого не видели,

не знают... А знают только то, что сейчас есть — и у них нет

хорошего будущего! Потому, что сейчас жизнь другая, что вот

так Ельцин с Путиным устроили, потому что молодежи неку-

да... И они даже не знают, как было иначе... как в СССР было,

понимаете?.. У молодежи сейчас нет хорошего будущего, по-

тому, что все против них. Вот, что я хочу сказать. У нас сейчас

нет для молодежи возможностей, чтобы развиваться, чтобы

спокойно жить и работать!

 

Ганапольский: Послушайте, недавно я читал высказыва-

ние четырнадцатилетнего мальчика. Он не знает, что такое

СССР, никогда там не жил, а все знает только по рассказам.

И туда он не стремится! Он хочет выучиться на строителя и

строить высотные здания. Вопрос: как ему может помешать

стать строителем и строить высотные дома то, что он не зна-

ет, как жилось в СССР?

Слушатель: Ну, Матвей, я же говорю. Они не знают этого,

они [молодежь] сейчас брошены, куда он пойдет?

Г.: Я вас спрашиваю: как то, что он не знает, как было в

СССР, может помешать ему выучиться на строителя?

С: Ну так сейчас это [получить качественное образова-

ние] сложнее стало! Для молодежи — я это хочу сказать! Он

не может... ему же сложнее, чем тогда...

Г.: Не-ет! Нет, я вам задал вопрос, вы на него должны от-

ветить: если этот молодой человек не знает, как'жилось в

СССР — как это помешает ему выучиться на строителя и стро-

ить высотные дома... вот, как он говорит? Прошу ответить [го-

ворит с очень жестким нажимом]!

С. [явно растерян таким прессингом ведущего]: Ну, Мат-

вей, вы же профессионал, мне сложно с вами спорить, про-

сто я хотел сказать...

Г. [почти кричит, перебивает]: Да я вообще молчу! Я вам

не мешаю говорить! Либо вы перестаете переходить на лич-

ности и отвечаете на вопрос, либо... кладете трубку... теле-

фонную! Или я...

С: Ну вот я же...

Г. [снова перебивает, говорит очень жестко и громко]:

И что это такое? Я задал вопрос — а вы на меня «наезжаете»!

Я хочу, чтобы вы ответили на вопрос и перестали на меня «на-

езжать»! Я требую ответа: каким образом ему может помешать

стать строителем и строить то, что он «не знает» СССР?

С. [явно выходит из себя, начинает говорить яростно,

убедительно, не выходя, однако, за рамки приличий]: Так вот

что хотел сказать! Сейчас молодежи учиться сложнее! Куда

он [обсуждаемый мальчик] пойдет? Образование сокращает-

ся, какие настроения, вы знаете?! У меня племянник, ему сем-

надцать. Он говорит моей сестре: мам, я лучше, вместо ар-

 

мии, пойду наркотиками торговать! Меня тогда не в армию, тюрьму посадят, и все меня будут уважать! А если я в армию

пойду — меня за «лоха» будут считать. Потому что ты меня от

армии «отмазать» не смогла! Вот какие настроения сейчас в

молодежи! Я сам на стройке работаю [говорит очень убеди-

тельно, Ганапольскому явно нечего возразить]. И я знаю это

сам! Кому работать? Молодежь не идет— на улицу они идут,

а не работать! Кто дома такие будет строить — таджики? На-

шим же [молодым людям] объяснили Ельцин с Путиным, что

нужно не работать, а зарабатывать, хапать! И все они [Ельцин

с Путиным] сделали, чтобы у молодежи СЕГОДНЯ не было та-

ких хороших возможностей, как в Советском Союзе! Вот они

и не будут работать! Какие «высотные дома», о чем вы вооб-

ще говорите?!

Г. [явно растерян, лихорадочно ищет выход]: Так, я вас

понял. Ваша... ээээ... точка зрения... Ну, в общем, понятна...

Я вот хочу спросить: этот мальчик, я говорил, он хотел строить

высотные дома. Вы, как строитель, ответьте: когда было боль-

ше построено высоток — в счастливом Советском Союзе, или

сейчас, при такой «плохой» [произносит это с явной издевкой,

ерничает] демократии? Отвечайте!

С: Ну, я...

Г.: Не-ет, вы отвечайте! Когда было больше построено вы-

сотных зданий?

С. [растерян, чувствует, что ему не переспорить агрессив-

ного ведущего]: Ну, наверное сейчас...

Г. [торжествующе]: Во-от! Все, это — ответ! Вопрос закрыт!

Новости!»

 

В данном случае Ганапольский вынужден дезавуировать

в эфире исключительно опасное для либерально-рыночной

идеологии утверждение, что советский строй обеспечивал

гораздо более удобные для профессионального развития мо-

лодежи (и, следовательно, для развития всего социума) ус-

ловия. Однако спорить об этом он не может: утверждать

обратное в условиях, когда подавляющая часть населения

сегодняшней России считают так же, как и «слушатель», оз-

начает выставить себя явно предвзятым человеком. Поэто-

 

му он цепляется к одному высказыванию «слушателя», дово-

дя его до абсурда, и на этом строит свою манипуляционную

установку. Он берет фразу «у них нет хорошего будущего [в

сегодняшних социально-политико-экономических услови-

ях России]» и «привязывает» это высказывание к другому,

явно эмоциональному: «...Ведь они [молодежь] не знают,

что такое СССР, как там было». Собеседника Ганаполь-

ского можно понять: любой нормальный человек, имеющий

детей, с большим удовольствием дал бы им возможность

жить в обществе без наркотиков, без преступности, прости-

туции и массового распространения инфекционных заболе-

ваний (СПИД, гепатиты различных форм, ИПП, туберку-

лез и пр.), колоссальный всплекс которых свойственен «де-

мократической» России. Под термином «не знают СССР»

«слушатель» подразумевал «не жили в СССР, не имеют воз-

можности сравнивать». Ганапольский прекрасно понимает

разницу (он человек бессовестный, но явно неглупый), но

использует вежливость, корректность и культурность оп-

понента для достижения целей манипуляции.

Увязав эти две фразы, ведущий получает дикий гиб-

рид — «они не имеют хорошего будущего, потому что не

знают СССР». Именно эту ахинею Ганапольский и приписы-

вает собеседнику (21.1), используя для морального давления

повышенные тона, эмоции и угрозы отключить связь (пара-

зитирование на своем авторитете ведущего, 7.6). Таким об-

разом, обсуждаемая тема — отсутствие перспектив лично-

го развития у большинства сегодняшней молодежи — пре-

дельно оглупляется и сводится к тому, что отстаивающий

тезис об отсутствии таких перспектив «сводит» аргумента-

цию к тому, что «молодые люди не знают СССР». Но ведь

«слушатель» имел в виду совсем не это.

Кроме того, когда в конце аргументированная, эмоцио-

нальная, но корректная речь собеседника загоняют Гана-

польского «в угол», он вторично прибегает к тому же прие-

му. «Прогресс» в сегодняшней разрушающейся России он

сводит к тому, что «в ней сегодня высоток строится боль-

ше, чем в СССР». Однако здесь, кроме оглупления темы, он

применяет стандартную подмену понятий.

 

Имеет смысл сравнить в процентном отношении —

сколько высотных зданий строилось в СССР, и сколько та-

ких же было построено в нынешней России за последние 15

лет. Учитывая, что Советская власть получила страну, пол-

ностью разрушенную двумя войнами (а «демократия» —

исправно функционирующий экономический механизм)

и сравнив — сколько «высотных» домов строилось в Рос-

сии до революции, можно без труда получить выдающиеся

темпы наращивания высотного строительства в Советском

Союзе. Строительство высотных зданий сегодня сконцен-

трировано в Москве, уверенно превращающейся в «годура-

сию» («гонконгию», по меткому выражению А. А. Зиновье-

ва), сияющий нарост на деградирующей России.

Следует отметить, что строительство высотных зданий,

к которым апеллирует манипулятор Ганапольский, сегодня

растет в ущерб строительству домов меньшей этажности,

но не менее удобных для жизни обычных людей. И, самое

главное — за счет домов более доступных для подавляю-

щего числа людей. Ведь основная часть строившегося «при

коммунистах» жилья распределялась на бесплатной осно-

ве. Бесплатное жилье, вместе с социальной системой защи-

ты (бесплатное здравоохранение, отдых за счет государст-

ва в санаториях и пансионатах, бесплатное образование для

них и их детей и пр.), в значительной степени компенсиро-

вало невысокие доходы рабочих и служащих.

Однако главное — сегодня жилья строится в несколько

раз меньше, чем в советский период. А, учитывая, что имен-

но сейчас начинается массовый выход из строя не ремон-

тировавшегося в течение последних пятнадцати лет (из-за

деятельности «реформаторов») жилья,.увеличение объемов

строительства высотных домов — к чему апеллирует Гана-

польский — столь же эффективно для преодоления надви-

гающегося кризиса, как и перекраска труб «Титаника», после

столкновения с айсбергом, для предотвращения трагедии...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.252 сек.