Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведенческие модели




Роль менеджеров в организациях

Менеджеры играют в организациях ключевую роль. Их полномочия включают в себя принятие решений, подготовку отчетов, организацию различных встреч и даже проведение праздников. Чтобы лучше разобраться в выполняемых ими функци­ях, обратимся к классической и современной моделям поведения руководителей.

Классические определения менеджмента

Классическая модель менеджмента которая описывает все, чем занимаются ру­ководители, не изменялась на протяжении более чем 70 лет, впервые появившись в 1920-х гг. Генри Файол (Henri Fayol) и другие авторы впервые описали пять классических функций руководства: планирование, организация, координирова­ние, принятие решений и контроль. Эта схема превалировала в течение долгого времени и сегодня не утратила своей популярности.

Хотя изложенные выше термины достаточно ясно обозначают основные ад­министративные функции, они не дают информации о том, чем же менеджеры занимаются на самом деле. Непонятно, как менеджеры планируют что-либо, как они принимают решения и контролируют работу других сотрудников. Нам необ­ходимо более полное описание их деятельности.

Современные ученые-бихевиористы (изучающие поведенческие модели) при­шли к выводу, что реальное поведение менеджера редко соответствует класси­ческим управленческим моделям. Обратите внимание на то, как доктор Коттер (Kotter) в 1982 г. описал рабочее утро президента инвестиционной компании.

• 7: 35 А. М. Миссис Ричардсон приходит на работу, открывает свой порт­фель, пьет кофе и приступает к планированию сегодняшнего рабочего дня.

Classical model of management (классическая модель менеджмента)

Традиционное описание административного процесса, акцентирующее вни­мание на таких формальных функциях, как планирование, организация, коор­динирование, принятие решений и контроль.

• 7:45 А. М. Брэдшоу (подчиненный) и Ричардсон беседуют на разные темы и показывают друг другу фотографии, сделанные во время летнего отпуска.

• 8: 00 А. М. Они обсуждают важнейшие дела на сегодня.

• 8:20 А. М. Уилсон (подчиненный) и Ричардсон обсуждают некоторые лич­ные проблемы и обмениваются шутками.

• 8: 45 А. М. Приходит секретарша миссис Ричадсон, и они обсуждают ее новую квартиру, а также расписание встреч на сегодня.

• 8: 55 А. М. Ричардсон отправляется на деловую встречу, сопровождаемая другим подчиненным. На совещании присутствуют тридцать человек, и Ричардсон занимается чтением все время, пока оно идет.

• 11: 05 А. М. Ричардсон и ее подчиненные возвращаются в офис и обсужда­ют сложную проблему. Они стараются решить ее и очертить круг возмож­ных альтернатив, но при этом часто отвлекаются от основной темы. В конце концов все приходят к соглашению относительно действий, которые необ­ходимо предпринять в ближайшее время.

Здесь сложно определить, какие именно действия госпожи Ричардсон отно­сятся к процессам планирования, координации и принятия решений. Поведен­ческие модели основываются на предпосылке, что реальная деятельность менедже­ров гораздо менее систематизированная, более неформальная, менее рефлекторная, более активная, менее организованная и гораздо более «легкомысленная», чем это описывается в учебниках.

Наблюдатели обнаружили, что поведение менеджеров обладает пятью атри­бутами, которые не вписываются в классическую модель: во-первых, менеджеры занимаются массой дел одновременно и без перерывов между ними — исследова­ния показали, что менеджеры ежедневно выполняют более чем 600 дел. Во-вто­рых, деятельность управляющего фрагментирована, большинство выполняемых им операций длится не более 9 минут; только 10% дел отнимают целый час време­ни или более. В-третьих, часть времени менеджера уходит на размышления, раз­говоры и обмен сплетнями — таким образом, они получают определенную све­жую информацию (печатные данные обычно оказываются уже неактуальными). В-четвертых, они предпочитают устные средства коммуникации письменным, поскольку первые обладают большей гибкостью, требуют меньших усилий и бы­стрее приносят результаты. И в-пятых, менеджеры большое внимание уделяют работе с целой системой контрактов, используя их как своеобразную «информа­ционную систему».

Используя данные наблюдений, Коттер утверждает, что эффективный менедж­мент включает три основных компонента:

• генеральные менеджеры тратят значительную часть рабочего времени на составление персональных повесток дня и на кратко- и долгосрочное целе­вое планирование;

• возможно, самый важный момент заключается в том, что эффективные ме­неджеры огромное внимание уделяют созданию собственной «межлично­стной сети», состоящей из сотрудников всех уровней — от грузчиков на складе до коллег из высших эшелонов управления;

• Коттер установил, что менеджеры используют такие сети для выполнения своих рабочих расписаний и достижения собственных целей.

Анализируя повседневную активность менеджеров, Минцберг (Mintzberg) обнаружил, что из нее можно выделить десять основных административных ро­лей. Административные роли — это стандартные виды работ, которые менеджер должен выполнять в организации. Минцберг также подразделил эти роли на три основные категории: межличностную, информационную и связанную с приняти­ем решений.

Межличностные роли. В этом случае менеджеры выступают в роли офици­альных глав своих организаций, представляя их во внешнем мире и выполняя такие символические обязанности, как, к примеру, награждение отличившихся сотрудников. Менеджеры действуют в качестве лидеров, командуя подчиненны­ми, направляя и поддерживая их. Также они служат связующим звеном между различными уровнями организации и связывают между собой других менедже­ров, находящихся на одном уровне.

Информационные роли. Менеджеры являются «нервными центрами» орга­низации, получая и распространяя наиболее точную и свежую информацию. Кро­ме того, они являются основными «сеятелями» информации и ораторами своей организации.

Роли, связанные с принятием решений. Менеджеры принимают решения. Они действуют как предприниматели при проведении в жизнь новых инициатив; они борются с беспорядками, возникающими в организации, занимаются распределе­нием ресурсов, а также улаживают всевозможные конфликты между группами внутри организации.

Таблица 3.4, основанная на ролевой классификации Минцберга, позволяет увидеть, в каких случаях информационные системы могут быть полезны менед­жерам, а в каких — нет. Из таблицы видно, что информационные системы нет смысла использовать во многих важных сферах управления. Создание систем, могущих пригодиться в этих областях, — дело будущего.

Behavioral models (поведенческие модели)

Описания административного процесса, основанные на наблюдениях ученых затем, как менеджеры выполняют свою работу.

Managerial roles (административные роли)

Стандартные виды работ, которые менеджер должен выполнять в организации.

Interpersonal roles (межличностные роли)

Согласно классификации Минцберга роли, где менеджеры выступают в каче­стве официальных глав и лидеров своих организаций.

Informational roles (информационные роли)

Менеджеры действуют в качестве «нервных центров» организации, собирая и распространяя важную информацию.

Decisional roles (роли, связанные с принятием решений)

Менеджеры проводят в жизнь новые инициативы, устраняют беспорядки, рас­пределяют ресурсы и улаживают конфликты.

Таблица 3.4
Административные роли и влияние информационных систем
Роль Поведенческий тип Системы поддержки
Межличностные роли
Официальное лицо Нет
Лидер Межличностный Нет
Связующее звено Системы электронных коммуникаций
Информационные роли
Нервный центр Управляющие информационные системы, системы коммуникаций
Сеятель Обработка информации Почтовые, офисные системы
Оратор Офисные и специализирован ныесистемы, рабочие станции
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Нет
Устранитель беспорядков Ппинятие решений Нет
Распределитель ресурсов   Системы поддержки принятия решений
Посредник Нет
Источник: Kenneth С. Laudon, Jane P. Laudon, Mintzberg. 1971.
           



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.