КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поведенческие модели
Роль менеджеров в организациях Менеджеры играют в организациях ключевую роль. Их полномочия включают в себя принятие решений, подготовку отчетов, организацию различных встреч и даже проведение праздников. Чтобы лучше разобраться в выполняемых ими функциях, обратимся к классической и современной моделям поведения руководителей. Классические определения менеджмента Классическая модель менеджмента которая описывает все, чем занимаются руководители, не изменялась на протяжении более чем 70 лет, впервые появившись в 1920-х гг. Генри Файол (Henri Fayol) и другие авторы впервые описали пять классических функций руководства: планирование, организация, координирование, принятие решений и контроль. Эта схема превалировала в течение долгого времени и сегодня не утратила своей популярности. Хотя изложенные выше термины достаточно ясно обозначают основные административные функции, они не дают информации о том, чем же менеджеры занимаются на самом деле. Непонятно, как менеджеры планируют что-либо, как они принимают решения и контролируют работу других сотрудников. Нам необходимо более полное описание их деятельности. Современные ученые-бихевиористы (изучающие поведенческие модели) пришли к выводу, что реальное поведение менеджера редко соответствует классическим управленческим моделям. Обратите внимание на то, как доктор Коттер (Kotter) в 1982 г. описал рабочее утро президента инвестиционной компании. • 7: 35 А. М. Миссис Ричардсон приходит на работу, открывает свой портфель, пьет кофе и приступает к планированию сегодняшнего рабочего дня. Classical model of management (классическая модель менеджмента) Традиционное описание административного процесса, акцентирующее внимание на таких формальных функциях, как планирование, организация, координирование, принятие решений и контроль. • 7:45 А. М. Брэдшоу (подчиненный) и Ричардсон беседуют на разные темы и показывают друг другу фотографии, сделанные во время летнего отпуска. • 8: 00 А. М. Они обсуждают важнейшие дела на сегодня. • 8:20 А. М. Уилсон (подчиненный) и Ричардсон обсуждают некоторые личные проблемы и обмениваются шутками. • 8: 45 А. М. Приходит секретарша миссис Ричадсон, и они обсуждают ее новую квартиру, а также расписание встреч на сегодня. • 8: 55 А. М. Ричардсон отправляется на деловую встречу, сопровождаемая другим подчиненным. На совещании присутствуют тридцать человек, и Ричардсон занимается чтением все время, пока оно идет. • 11: 05 А. М. Ричардсон и ее подчиненные возвращаются в офис и обсуждают сложную проблему. Они стараются решить ее и очертить круг возможных альтернатив, но при этом часто отвлекаются от основной темы. В конце концов все приходят к соглашению относительно действий, которые необходимо предпринять в ближайшее время. Здесь сложно определить, какие именно действия госпожи Ричардсон относятся к процессам планирования, координации и принятия решений. Поведенческие модели основываются на предпосылке, что реальная деятельность менеджеров гораздо менее систематизированная, более неформальная, менее рефлекторная, более активная, менее организованная и гораздо более «легкомысленная», чем это описывается в учебниках. Наблюдатели обнаружили, что поведение менеджеров обладает пятью атрибутами, которые не вписываются в классическую модель: во-первых, менеджеры занимаются массой дел одновременно и без перерывов между ними — исследования показали, что менеджеры ежедневно выполняют более чем 600 дел. Во-вторых, деятельность управляющего фрагментирована, большинство выполняемых им операций длится не более 9 минут; только 10% дел отнимают целый час времени или более. В-третьих, часть времени менеджера уходит на размышления, разговоры и обмен сплетнями — таким образом, они получают определенную свежую информацию (печатные данные обычно оказываются уже неактуальными). В-четвертых, они предпочитают устные средства коммуникации письменным, поскольку первые обладают большей гибкостью, требуют меньших усилий и быстрее приносят результаты. И в-пятых, менеджеры большое внимание уделяют работе с целой системой контрактов, используя их как своеобразную «информационную систему». Используя данные наблюдений, Коттер утверждает, что эффективный менеджмент включает три основных компонента: • генеральные менеджеры тратят значительную часть рабочего времени на составление персональных повесток дня и на кратко- и долгосрочное целевое планирование; • возможно, самый важный момент заключается в том, что эффективные менеджеры огромное внимание уделяют созданию собственной «межличностной сети», состоящей из сотрудников всех уровней — от грузчиков на складе до коллег из высших эшелонов управления; • Коттер установил, что менеджеры используют такие сети для выполнения своих рабочих расписаний и достижения собственных целей. Анализируя повседневную активность менеджеров, Минцберг (Mintzberg) обнаружил, что из нее можно выделить десять основных административных ролей. Административные роли — это стандартные виды работ, которые менеджер должен выполнять в организации. Минцберг также подразделил эти роли на три основные категории: межличностную, информационную и связанную с принятием решений. Межличностные роли. В этом случае менеджеры выступают в роли официальных глав своих организаций, представляя их во внешнем мире и выполняя такие символические обязанности, как, к примеру, награждение отличившихся сотрудников. Менеджеры действуют в качестве лидеров, командуя подчиненными, направляя и поддерживая их. Также они служат связующим звеном между различными уровнями организации и связывают между собой других менеджеров, находящихся на одном уровне. Информационные роли. Менеджеры являются «нервными центрами» организации, получая и распространяя наиболее точную и свежую информацию. Кроме того, они являются основными «сеятелями» информации и ораторами своей организации. Роли, связанные с принятием решений. Менеджеры принимают решения. Они действуют как предприниматели при проведении в жизнь новых инициатив; они борются с беспорядками, возникающими в организации, занимаются распределением ресурсов, а также улаживают всевозможные конфликты между группами внутри организации. Таблица 3.4, основанная на ролевой классификации Минцберга, позволяет увидеть, в каких случаях информационные системы могут быть полезны менеджерам, а в каких — нет. Из таблицы видно, что информационные системы нет смысла использовать во многих важных сферах управления. Создание систем, могущих пригодиться в этих областях, — дело будущего. Behavioral models (поведенческие модели) Описания административного процесса, основанные на наблюдениях ученых затем, как менеджеры выполняют свою работу. Managerial roles (административные роли) Стандартные виды работ, которые менеджер должен выполнять в организации. Interpersonal roles (межличностные роли) Согласно классификации Минцберга роли, где менеджеры выступают в качестве официальных глав и лидеров своих организаций. Informational roles (информационные роли) Менеджеры действуют в качестве «нервных центров» организации, собирая и распространяя важную информацию. Decisional roles (роли, связанные с принятием решений) Менеджеры проводят в жизнь новые инициативы, устраняют беспорядки, распределяют ресурсы и улаживают конфликты.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |